Территориальная система экологического мониторинга
Формирование территориальной системы осуществляется в соответствии с «Системой экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», разработанной в 2006 году Правительством автономного округа и утвержденной территориальным подразделением Росгидромета – Ханты-Мансийским ЦГМС – филиал ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС». При формировании наблюдательной сети учтены особенности региона, в том числе значительная площадь территории, заболоченность земель, обилие рек, активное развитие нефтегазодобывающего комплекса и расширение инфраструктуры городов, а также существующая государственная сеть наблюдений.
Система экологического мониторинга на территории автономного округа включает (таблица 1):
посты наблюдений Росгидромета (обеспечиваемые из федерального бюджета);
региональные посты наблюдений в населенных пунктах (функционирующие за счет средств бюджета автономного округа);
локальные пункты наблюдений в границах лицензионных участков недр (функционирование обеспечивается недропользователями).
Таблица 1
Структура наблюдательной сети экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Подсистемы |
Пункты наблюдений |
Количество пунктов |
Количество контролируемых параметров |
Атмосферный воздух |
Посты Росгидромета |
1 |
8 |
Региональные посты |
7 |
8 |
|
Пункты локального мониторинга |
700 |
7 |
|
Снеговые выпадения |
Пункты локального мониторинга |
700 |
13 |
Поверхностные воды |
Посты Росгидромета |
26/34* |
16 |
Пункты локального мониторинга |
1500 |
19 |
|
Донные отложения |
Пункты локального мониторинга |
1500 |
14 |
Почвы |
Пункты локального мониторинга |
1300 |
17 |
*наблюдения проводятся в 26 пунктах, 34 створах, 36 вертикалях
Обеспечение функционирования территориальной системы автономного округа осуществляется в рамках выполнения мероприятий государственной программы «Экологическая безопасность» ( постановление Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 352-п).
Территориальная система экологического мониторинга непосредственно связана с системой управления качеством окружающей среды. На основе информации, полученной с пунктов территориальной системы мониторинга, осуществляется планирование и реализация мероприятий Государственной программы автономного округа по обеспечению экологической безопасности, разработка и согласование природоохранных и природовосстановительных программ природопользователей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, информирование населения о состоянии окружающей среды.
Мониторинг атмосферного воздуха.
За счёт средств субъекта открыты и функционируют стационарные посты наблюдений в городах Белоярский, Сургут (2 поста), Нефтеюганск, г. Нижневартовск (1 пост), Радужный и пгт. Березово. В результате открытия 7 постов наблюдений, обеспеченность территории автономного округа информацией о загрязнении атмосферного воздуха в населенных пунктах возросла с 5% (1 федеральный пост в г. Ханты-Мансийске) до 52%.
Каждый пост оборудован павильоном, оснащенным аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических параметров. На постах проводят определения по скользящему графику 5 основных загрязняющих примесей - диокcид азота, оксид азота, окись углерода, сернистый ангидрид, взвешенные вещества, и 3 специфических, характерных для территории автономного округа - сажа, фенол и формальдегид.
Наблюдения на постах осуществляется филиалом ФГБУ «Ханты-Мансийский ЦГМС». Данные ежегодного и ежемесячного мониторинга качества атмосферного воздуха в городах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (по состоянию на выбранную дату) публикуются на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в разделе «Информационная система «Мониторинг Югра» www.monitoring.admhmao.ru, сайте «Ханты-Мансийского ЦГМС» www.ugrameteo.ru и ежегодном Государственном докладе «Об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре». Результаты регулярных наблюдений на постах территориальной сети автономного округа за загрязнением атмосферного воздуха входят в единый государственный фонд данных.
Мониторинг водных объектов.
Качество поверхностных вод контролируется на гидрохимических пунктах наблюдений Росгидромета (государственный мониторинг). Пункты наблюдений за состоянием поверхностных вод установлены в зависимости от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического состояния. На территории автономного округа функционирует 26 пунктов (34 створа, 36 вертикалей) на 16 водотоках (в том числе Оби, Иртыше, Вахе, Агане, Тром-Югане, Большом Югане, Конде и Казыме и т.д). Мониторинг состояния водной среды проводится сотрудниками филиала ФГБУ «Ханты-Мансийский ЦГМС», в зависимости от категории поста ежемесячно или с периодичностью 7 раз в год в основные фазы водного режима: во время половодья - на подъеме, пике и спаде; во время летней межени - при наименьшем расходе и при прохождении дождевого паводка; осенью - перед ледоставом; во время зимней межени. Данные о степени загрязнения природных вод, а также о случаях превышения предельно допустимой концентрации (далее ПДК) размещаются на, сайте «Ханты-Мансийского ЦГМС» www.ugrameteo.ru и ежегодном Государственном докладе «Об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре».
Государственная наблюдательная сеть охватывает преимущественно крупные реки 1 и 2 порядка. Гидрографической особенностью округа является чрезвычайно густая речная сеть, преимущественно представленная малыми реками. Общее число рек достигает 19,6 тысяч, а общая протяженность составляет 100 тыс. км. Другой особенностью автономного округа – является развитие нефтегазодобывающей отрасли. Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующие этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций, главным образом, затрагивает малые и средние реки. Следовательно, именно малые реки испытывают основную нагрузку со стороны нефтегазового комплекса. Обладая слабым восстановительным потенциалом, именно состояние малых рек в большей степени зависит от соблюдения режимов хозяйственной деятельности в водоохранных и прибрежных зонах и обуславливает необходимость ведения экологического мониторинга на локальном уровне.