Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Территориальная система экологического мониторинга

Территориальная система экологического мониторинга

Формирование территориальной системы осуществляется в соответствии с «Системой экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», разработанной в 2006 году Правительством автономного округа и утвержденной территориальным подразделением Росгидромета – Ханты-Мансийским ЦГМС – филиал ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС». При формировании  наблюдательной сети учтены особенности региона, в том числе значительная площадь территории,  заболоченность земель,  обилие рек, активное развитие нефтегазодобывающего комплекса и расширение инфраструктуры городов, а также существующая государственная сеть наблюдений.

Система экологического мониторинга на территории автономного округа включает (таблица 1):

            посты наблюдений Росгидромета (обеспечиваемые из федерального бюджета);

региональные посты наблюдений в населенных пунктах (функционирующие за счет средств бюджета автономного округа);

локальные пункты наблюдений в границах лицензионных участков недр  (обеспечиваемые недропользователями).

Таблица 1

Структура наблюдательной сети экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Подсистемы

Пункты наблюдений

Количество пунктов

Количество контролируемых параметров

Атмосферный воздух

Посты Росгидромета

1

8

Региональные посты

7

8

Пункты локального мониторинга

748

7

Снеговые выпадения

Пункты локального мониторинга

733

13

Поверхностные воды

Посты Росгидромета

28

16

Пункты локального мониторинга

1710

19

Донные отложения

Пункты локального мониторинга

1545

14

Почвы

Пункты локального мониторинга

1311

17

 

Мероприятия по обеспечению территориальной системы  автономного округа обеспечиваются в рамках выполнения мероприятий государственной программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2016-2020 годы

Территориальная система экологического мониторинга непосредственно связана с системой управления качеством окружающей среды. На основе информации, полученной с пунктов территориальной системы мониторинга, осуществляется планирование и реализация мероприятий Государственной программы автономного округа по обеспечению экологической безопасности, разработка и согласование природоохранных и природовосстановительных программ природопользователей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, информирование населения о состоянии окружающей среды.

 

Мониторинг атмосферного воздуха.

За счёт средств субъекта открыты и функционируют стационарные посты наблюдений в городах Белоярский, Сургут (2 поста), Нефтеюганск, г. Нижневартовск (1 пост), Радужный и пгт. Березово. В результате открытия 7 постов наблюдений, обеспеченность территории автономного округа информацией о загрязнении атмосферного воздуха в населенных пунктах возросла с 5% (1 федеральный пост в г. Ханты-Мансийске) до  52%.

Каждый пост оборудован павильоном, оснащенным аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических параметров. На постах проводят определения по скользящему графику 5 основных загрязняющих примесей - диокcид азота, оксид азота, окись углерода, сернистый ангидрид, взвешенные вещества, и 3 специфических, характерных для территории автономного округа - сажа, фенол и формальдегид.

Наблюдения на постах осуществляется филиалом ФГБУ «Ханты-Мансийский ЦГМС». Данные ежегодного и ежемесячного мониторинга качества атмосферного воздуха в городах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (по состоянию на выбранную дату) публикуются на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в разделе «Информационная система «Мониторинг Югра» www.monitoring.admhmao.ru, сайте «Ханты-Мансийского ЦГМС» www.ugrameteo.ru и ежегодном Государственном докладе «Об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре».

Результаты регулярных наблюдений на постах территориальной сети автономного округа за загрязнением атмосферного воздуха входят в единый государственный фонд данных.

 

Мониторинг водных объектов.

Качество поверхностных вод контролируется на гидрохимических пунктах наблюдений Росгидромета (государственный мониторинг). Пункты наблюдений за состоянием поверхностных вод установлены в зависимости от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического состояния. На территории автономного округа функционирует 28 пунктов на 16 водотоках (в том числе Оби, Иртыше, Вахе, Агане, Тром-Югане, Большом Югане, Конде и Казыме и т.д). Мониторинг состояния водной среды проводится сотрудниками филиала ФГБУ «Ханты-Мансийский ЦГМС», в зависимости от категории поста ежемесячно или с периодичностью 7 раз в год в основные фазы водного режима: во время половодья - на подъеме, пике и спаде; во время летней межени - при наименьшем расходе и при прохождении дождевого паводка; осенью - перед ледоставом; во время зимней межени. Данные о степени загрязнения природных вод, а также о случаях превышения предельно допустимой концентрации (далее ПДК) размещаются на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в разделе «Информационная система «Мониторинг Югра» www.monitoring.admhmao.ru, сайте «Ханты-Мансийского ЦГМС» www.ugrameteo.ru и ежегодном Государственном докладе «Об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре».

Правительство автономного округа осуществляет финансирование функционирования гидрохимических постов за счет средств государственной программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2016-2020 годы», в части подготовки и издания Ежегодника качества поверхностных вод на территории автономного округа.

Государственная наблюдательная сеть охватывает преимущественно крупные реки 1 и 2 порядка. Гидрографической особенностью округа является чрезвычайно густая речная сеть, преимущественно представленная малыми реками. Общее число рек достигает 19,6 тысяч, а общая протяженность составляет 100 тыс. км. Другой особенностью автономного округа – является развитие нефтегазодобывающей отрасли. Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующие этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций, главным образом, затрагивает малые и средние реки. Следовательно, именно малые реки испытывают основную нагрузку со стороны нефтегазового комплекса.  Обладая слабым восстановительным потенциалом, именно состояние малых рек в большей степени зависит от соблюдения режимов хозяйственной деятельности в водоохранных и прибрежных зонах и обуславливает необходимость ведения экологического мониторинга на локальном уровне.

 

Опубликовано: 18.03.2016 16:34        Обновлено: 23.10.2017 15:22