Система государственного экологического мониторинга
Система государственного экологического мониторинга
В соответствии со ст. 63.1 и 63.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 09 марта 2021 г.) Правительство РФ постановлением от 09.08.2013 № 681 утвердило Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
На Минприроды России возлагается общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга. Данное Министерство является государственным оператором фонда данных экологического мониторинга.
Задачами единой системы экологического мониторинга являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Ханты-Мансийским ЦГМС – филиал ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» (Росгидромет) – в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов; радиационной обстановки.
управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Росреестр) – в части государственного мониторинга земель (за исключением сельскохозяйственных земель);
отделом водных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижне-Обского бассейнового водного управления (Росводресурсы – в части государственного мониторинга водных объектов;
филиалом ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Тюменской области» (Рослесхоз) – в части государственного лесопатологического мониторинга;
отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» (Росрыболовство) – в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
отделом геологии и лицензирования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Департамента по недропользованию по УрФО – в части государственного состояния недр;
управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре (Роспотребнадзор) – в части санитарно-гигиенического мониторинга состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения.
Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – в части мониторинга объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания;
Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – в части государственного мониторинга атмосферного воздуха и поверхностных вод суши.
Государственная система наблюдений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).
Участники государственного мониторинга обеспечивают организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды с целью достоверности и сопоставимости информации о состоянии окружающей среды.
Государственная наблюдательная сеть и территориальные системы наблюдений строятся по принципам комплексности и систематичности наблюдений, согласованности сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, в соответствии с масштабами природных процессов и явлений, антропогенной деятельности и с учетом потребностей экономики.