Размер:
Цвет:

Пояснительная записка к годовому отчету


Пояснительная записка к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»

за 2018 год

1. Результаты реализации государственной программы (в том числе запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий с аргументированным обоснованием причин):

- анализ выполнения программных мероприятий (мероприятие считается выполненным в полном объеме в случае, если достигнуто не менее 95% запланированных результатов и исполнено не менее 95% от запланированного общего объема финансирования), реализация программных мероприятий соисполнителями, в том числе муниципальными образованиями автономного округа;

- анализ степени достижения целевых показателей.

Государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года» направлена на сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений. Достижение цели государственной программы определяется целевыми значениями показателей государственной программы.

По степени достижения целевых значений показателей плановое значение выполнено по всем показателям на 100 и более %. Фактическое значение показателей реализации программы имеет положительную динамику (таблица 1).

В 2018 году было запланировано 16 основных мероприятий государственной программы, из них выполнено в полном объеме 15 мероприятий (более 95%), не в полном объеме выполнено мероприятие по проектированию комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих охрану окружающей среды

№ п/п

Наименование показателей результатов/единица измерения

Базовый показатель на начало реализации государственной программы

Значение показателя на 2018 год

Примечания

план

факт

%

1

2

4

5

6

7

8

1

Объем предотвращенного экологического ущерба (нарастающим итогом), млрд. рублей

11,1

22,6

22,6

100,0

2

Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, %

36,0

36,6

37,0

101,1

 В рамках Акции на территории автономного округа проведено 6 003 мероприятий с общим количеством участников свыше 607 тыс. человек

3

Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, %

70,6

51,0

56,5

90,3

За 2018 год Природнадзором Югры освидетельствовано 3 129 участков на площади 927,5 га. Соответствующими требованиям регионального норматива признано 2 822 участка площадью 671,2 га (или 22,3% от общей площади загрязненных земель).

4

Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

62,0

77,0

77,0

100,0

Прогнозное значение по показателю. Сведения формируются на основании статистических данных по форме 2-тп (отходы) в сроки установленные приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

5

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, %

42,3

44,2

44,2

100,0

Изменение по показателю на текущий год не предусмотрено.

2. Информация о привлеченных средствах в разрезе источников финансирования (средства федерального бюджета*, средства бюджета муниципальных образований, программа «Сотрудничество», внебюджетные источники) с указанием направлений расходов и результатов реализации мероприятий.

Между Правительством автономного округа и крупными нефтегазодобывающими компаниями заключаются Соглашения о сотрудничестве, в рамках которых компании берут на себя повышенные обязательства по утилизации нефтяного попутного газа, строительству полигонов по утилизации твердых коммунальных отходов на территории лицензионных участков, по обеспечению безопасности и надежности трубопроводов, рекультивации нефтезагрязнённых земель и ликвидации шламовых амбаров.

Со своей стороны, Правительство автономного округа осуществляет контроль за реализацией нефтяными компаниями природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Мероприятия крупных компаний автономного округа включены в государственную программу автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года». За 2018 год предприятиями в природоохранную деятельность инвестировано 11 835,08 млн.руб.

Реализация компаниями природовосстановительных мероприятий позволила сократить площади нефтезагрязненных земель. За 2018 год Природнадзором Югры освидетельствовано 3 129 участков на площади 927,5 га, соответствующими требованиям регионального норматива признано 2 822 участка площадью 671,2 га (или 22,3% от общей площади загрязненных земель).

Благодаря реализации нефтяными компаниями долгосрочных программ по утилизации («рациональному использованию») попутного нефтяного газа (строительство газопроводов, компрессорных станций, ГТЭС/ГПЭС, ввод в эксплуатацию Южно-Приобского ГПЗ) наблюдается устойчивая тенденция снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2018 году уровень использования попутного нефтяного газа составляет 95,1 %.

Количество неликвидированных шламовых амбаров, по сравнению с 2010 годом, сократилось в 11,4 раза (с 1709 до 150 штук). С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяными компаниями внедряются новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее снизить объемы производственных отходов.

К реализации мероприятий государственной программы привлечены муниципальные образования, которым ежегодно выделяются субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках полномочий муниципальными образованиями осуществлена разработка проектно-сметной документации на строительство двух объектов для размещения и переработки твердых коммунальных отходов в г. Лангепас и в г.п. Новоаганск Нижневартовского района.

В части ликвидации накопленного вреда окружающей среде муниципальными образованиями выполнена разработка проекта рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в пгт. Фёдоровский Сургутского района, разрабатывается проектно-сметная документация на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов на 8-км автодороги Нефтеюганск-Сургут и полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления в г. Нижневартовске.

Общий объем средств выделенных из бюджета муниципальных образований на реализацию мероприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами составил 24 024,7 тыс.руб.

Кроме того, в рамках государственной программы реализуются переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области:

-лесных отношений;

-охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотохозяйственных соглашений;

-водных отношений.

На осуществление указанных полномочий бюджету автономного округа ежегодно выделяются субвенции из федерального бюджета. В 2018 году выделено 50 903,1 тыс.руб., освоено 49 673,0 тыс.руб., 98%.

Субвенции, выделяемые на осуществление полномочий в области лесных отношений и охраны и использования охотничьих ресурсов, расходуются на выплаты по оплате труда и страховые взносы на выплаты по оплате труда, на оплату налога на имущество, услуг связи, коммунальных услуг, аренду и содержанию офисных помещений, текущий ремонт, приобретение основных средств.

За счет субвенции, выделяемой на осуществление полномочий в области водных отношений, выполнены работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории муниципального образования сельское поселение Ваховск, в бассейне р.Вах (2 этап), городского поселения Излучинск, в бассейне р.Вах, р.Окуневка (2 этап), городского округа Нижневартовск, в бассейне р.Обь, р.Большой Еган, р.Малый Еган (2 этап).

3. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые ответственный исполнитель мог повлиять, и внешние, не зависящие от ответственного исполнителя.

В процессе реализации государственной программы Природнадзором Югры проводится анализ факторов и рисков, которые могут повлиять на результаты реализации мероприятий государственной программы:

1) Непрогнозируемые изменения федерального и регионального законодательства, связанные с расширением полномочий, не обеспеченных бюджетным финансированием, выделенным на выполнение государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы, оперативного реагирования на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующих нормативных актов, их методического, информационного сопровождения.

2) Сокращение бюджетного финансирования (федеральный, региональный, местные бюджеты), выделенного на реализацию государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством использования привлечения внебюджетных источников через заключение концессионного соглашения.

3) Невыполнение государственных контрактов связано с отсутствием исполнителей (поставщиков, подрядчиков) товаров (работ, услуг), определяемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предупреждение данного риска осуществляется планированием государственных закупок и контролем за исполнением государственных контрактов.

В целях недопущения негативного влияния факторов и рисков проводятся следующие мероприятия:

-мониторинг реализации мероприятий государственной программы;

-корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственной программы;

-своевременное перераспределение финансовых средств в целях эффективного их использования.

В результате проведенных мероприятий, удалось свести к минимуму влияние как внешних, так и внутренних рисков, способных повлиять на реализацию мероприятий государственной программы.

Тем не менее, на изменение результатов реализации государственной программы повлияло ненадлежащее выполнение обязательств подрядчиками работ по проектированию комплексных межмуниципальных полигонов для Нижневартовского, Ханты-Мансийского, Октябрьского районов. В настоящее время контракты расторгнуты, по комплексному межмуниципальному полигону для Октябрьского района расторжение контракта осуществляется в судебном порядке.

По комплексному межмуниципальному полигону для Нефтеюганского района с подрядчиком АО «Анфилада-Групп» проводится претензионная работа по контракту за выполнение ПИР (1,2 этап), в настоящее время суд первой инстанции от 20.06.2018 выигран, по решению суда от 26.10.2018 апелляционная жалоба отклонена, исполнительный лист подрядчику не оплачен.

Кроме того, концессионеру не выделен капитальный грант, предусмотренный бюджетом автономного округа на компенсацию затрат на создание комплексного межмуниципального полигона для Нефтеюганского района. В соответствии с условиями заключенного концессионного соглашения основанием для выплаты капитального гранта является утверждённая по итогам получения государственных экспертиз (экологической, государственной, ценовой) ПСД. В связи с длительным сроком прохождения экспертиз утверждение ПСД перенесено на 2019 год.
В настоящее время по объекту получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации объекта (приказ Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 09.11.2018 №1864).

4. Информация о мероприятиях, реализуемых на принципах проектного управления в отчетном году.

На принципах проектного управления реализуются мероприятие по проектированию комплексных межмуниципальных полигонов.

18 декабря 2017 года между Правительством Югры, в лице Деппромышленности Югры и ООО «Ресурсосбережение ХМАО» заключено концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района.

В настоящее время концессионером осуществлено инвестиций на сумму 383 млн. руб., ведутся работы по благоустройству территориальной зоны производственного назначения на земельном участке, предназначенном для размещения полигона.

На земельном участке концессионером выполнены следующие мероприятия:

выноска геодезической разбивочной основы и выноска границ земельного участка;

мобилизация строительной техники для выполнения земляных работ;

очистка территории от деревьев и мелколесья, с утилизацией порубочных остатков на площади 12 га;

разработка и вывозка ПРС и непригодного грунта в объеме 101 224 м. куб.;

устройство насыпи из привозного грунта (песка) в объеме 81 230 м. куб.

Планируемый срок завершения строительства объекта – 2020 год.

5. Выводы (описание изменений в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа за отчетный период, наиболее значимые реализованные проекты, в том числе количество и мощность введенных в 2018 году объектов капитального строительства, передовой опыт и достижения автономного округа в отрасли), предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы (с указанием обоснований).

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на совершенствование регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.

В целях расширения взаимовыгодного сотрудничества, направленного на дальнейшее стабильное развитие экономики и обеспечение экологической безопасности, между Правительством автономного округа и крупными нефтегазодобывающими компаниями заключаются Соглашения о сотрудничестве, в рамках которых недропользователи берут на себя повышенные обязательства по утилизации нефтяного попутного газа, обеспечению безопасности и надежности трубопроводов, рекультивации нефтезагрязнённых земель.

Со своей стороны, Правительство автономного округа осуществляет контроль за реализацией нефтяными компаниями природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Мероприятия крупных нефтегазодобывающих компаний автономного округа включены в государственную программу автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».

Внедрена и эффективно функционирует система непрерывных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков (локальный экологический мониторинг). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3 % лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков» поступает около 170 тысяч измерений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.

В целях предотвращения опасного роста уровня загрязнения воздуха Природнадзор Югры разработал порядок рассмотрения и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий (приказ Природнадзора Югры от 02.02.2015 №25-нп). За 2018 год согласованы планы мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для 126 предприятий автономного округа.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется План мероприятий («дорожная карта») по адаптации к климатическим изменениям на основании Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 730-р).

В целях реализации «дорожной карты» в 2018 году проведена работа по расчету основных климатических характеристик для определения изменений климата на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По результатам анализа выявлено, что средняя годовая температура воздуха на территории округа повышается, в большей степени, за счет повышения температуры в зимние месяцы. Наблюдается рост числа опасных явлений, из которых наиболее часто наблюдаются сильный дождь и ветер.

Продолжается устойчивая тенденция сокращения площадей загрязненных земель. Рекультивация загрязненных земель осуществляется недропользователями. Для исключения земельных участков из Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов внедрен механизм оценки качества рекультивационных работ с применением регионального норматива остаточного содержания нефтепродуктов в почвах.

За 2018 год Природнадзором Югры освидетельствовано 3 129 участков на площади 927,5 га. Соответствующими требованиям регионального норматива признано 2 822 участка площадью 671,2 га (или 22,3% от общей площади загрязненных земель).

Существующие на сегодняшний момент темпы рекультивации позволили сократить площади нефтезагрязненных земель в два раза – с исторического максимума 7 045 га в 2006 году до 3 013 га по итогам 2018 года.

В целях регулирования вопросов в области обращения с отходами производства и потребления Правительством автономного округа приняты и реализуются стратегические документы:

- Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (распоряжение Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года № 559-рп);

- Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (постановление Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года № 191-п).

Совершенствование системы учёта при обращении с отходами производства и потребления и реализация полномочий субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках ведения регионального кадастра отходов.

По данным регионального кадастра отходов в Югре наблюдается ежегодный прирост образования отходов (в среднем 445 тыс. т. в год). По предварительным данным на 01.01.2019 в автономном округе в 2018 году образовалось – 7,3 млн. тонн отходов производства и потребления, 97 % которых приходится на отходы производства (отходы от нефтедобычи), доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов составила 77% (в Российской Федерации – 60%) из которых обезврежено и утилизировано 5,3 млн. тонн отходов.

В целях развития технологий по сортировке и переработке отходов в автономном округе реализуются мероприятия по созданию комплексных межмуниципальных объектов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и Нягани.

В составе комплексных межмуниципальных полигонов будут предусмотрены перспективные площадки для осуществления деятельности по обработке автомобильных шин, ПЭТ-отходов, макулатуры и других видов отходов с последующим производством продукции.

Проекты будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства путем проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации полигонов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» за счет привлечённых инвестиционных средств.

В настоящее время, по комплексному межмуниципальному полигону для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района в рамках заключенного концессионного соглашения ведутся работы по благоустройству территориальной зоны производственного назначения на земельном участке, предназначенном для размещения полигона. Общий объем инвестиций направленный концессионером в 2018 году на строительство полигона составляет 254 млн.руб.

В Нижневартовске начал работу мусоросортировочный комплекс. Средства инвестора ООО «ТрансСервис» на реализацию проекта составили около 150 млн. рублей. Создано 20 высокопроизводительных рабочих мест, мощность комплекса 100 тыс. тонн в год. На объекте сортируют черный и цветной металл, полиэтилен, пластик, бумагу и стекло. Сортировка позволит исключить захоронение мусора, содержащего полезные компоненты, в том числе и опасные - отработанные ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы, батарейки.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализован комплекс мер по исполнению законодательства в области обращения с отходами, в том числе по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов на территории муниципальных образований.

Обеспечено взаимодействие с региональным отделением Общероссийского народного фронта «За Россию» в части исполнения поручения Президента Российской Федерации о реализации проекта «Генеральная уборка» (интерактивная «карта свалок»).

С начала реализации проекта «Генеральная уборка» (май 2017 года) по настоящее время из 1106 ликвидировано 572 места (51,2%) несанкционированного размещения отходов. По общему количеству ликвидированных свалок на интерактивной «карте свалок» проекта «Генеральная уборка» Югра занимает третье место по Российской Федерации.

Количество неликвидированных шламовых амбаров, по сравнению с 2010 годом, сократилось в 11,4 раза (с 1709 до 150 штук). С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяными компаниями внедряются новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее снизить объемы производственных отходов.

В рамках осуществления надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в 2018 году возбуждено 57 административных дел по фактам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения (статья 8.21 КоАП РФ). По результатам административных расследований вынесено 53 постановления о назначении административного наказания на сумму 4 974,0 тыс. рублей. Выдано 35 обязательных предписаний об устранении нарушений законодательства.

В целях осуществления функций по надзору в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы в 2018 году проведено 75 обследований, выявлено 121 нарушение водного законодательства, в том числе 43 нарушения в ходе обследований водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.

По фактам выявленных нарушений вынесено 80 постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 2 482,1 тыс. рублей, выдано 20 обязательных предписаний.

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в рамках осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в 2018 году инспекторами Природнадзора Югры выполнено 126 рейдовых осмотра, из них 24 – совместно с сотрудниками ООПТ. Возбуждено 24 дела об административном правонарушении, вынесено 24 постановления о назначении административного наказания на общую сумму 341,0 тыс.рублей.

На территории государственного биологического заказника регионального значения «Березовский» обнаружено место убоя 3 диких северных оленей, занесенных в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ущерб за незаконную добычу составил 450 тыс. рублей. Проводятся следственные мероприятия.

В рамках реализации в 2018 году мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, утвержденных паспортом портфеля проектов «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», основное внимание уделено проведению Природнадзором Югры мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, согласно утвержденной программы профилактики нарушений. Планирование и организация мероприятий по контролю с учетом риск-ориентированного подхода позволило снизить количество контрольных мероприятий в 2018 году в сравнении с 2017 годом, при этом повысить их эффективность.

Карточки типовых нарушений в подконтрольных сферах деятельности размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Природопользователям».

С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) окружающей среде, в результате её загрязнения, истощения и порчи, за 2018 год предъявлено 338 претензий на сумму 1 348 140,452 тыс. рублей. Оплачены (с учетом ранее предъявленных) 331 претензия на сумму 919 217,7 тыс. рублей, в том числе добровольно – 164 на сумму 197 009,1 тыс. рублей, по решению суда – 167 на сумму 722 208,6 тыс. рублей.

Выполнены комплексные биолого-географические экспедиции в районе бассейна реки Хулга на территории муниципального образования Березовский район и в памятнике природы регионального значения «Тундринский кедровый бор» на территории муниципального образования Сургутский район. Кроме того, актуализированы сведения о планируемом заказнике регионального значения «Ягельный». Выполнение мероприятий позволило увеличить долю исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории до 26,5%.

В 2018 году с 18 мая по 8 июня прошла XVI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» на тему «Обращение с отходами» под девизом «Чистота планеты начинается с тебя!». Акция – это широкомасштабный социально значимый экологический проект, который стал визитной карточкой автономного округа. Проект проходит под эгидой ЮНЕСКО и Международной ассоциации «Северный форум», поддерживается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации.

В рамках Акции на территории автономного округа проведено 6 003 мероприятий с общим количеством участников свыше 607 тыс. человек, что составляет 37% от общего количества жителей автономного округа.

И.о. руководителя Службы             _______________            (А.А. Бирюков)

Исполнитель:

Консультант отдела экономического регулирования

Кайгородова Юлия Игоревна, тел. 8 (3467) 388-764

Опубликовано: 06.03.2019 12:52        Обновлено: 06.03.2019 12:52