Размер:
Цвет:

Информация о выполнении государственной программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» за 2015 год

Приложение 3 к письму

от «15» февраля 2016 г.

№ 31-02-1064

Информация о выполнении государственной программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» за 2015 год

  1. Описание изменений в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа за отчетный период (динамика основных отраслевых показателей, улучшение/ухудшение положения в отрасли за 2015 год).

В целом состояние окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры можно считать удовлетворительным.

Состояние воздушного бассейна определяется в основном выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальное хозяйство, на лицензионных участках - трубы печей и факела.

Выбросы от стационарных источников за последние 5 лет снизились на 663 тыс. тонн (31%), что связано с сокращением объемов сжигания попутного нефтяного газа при реализации нефтяными копаниями долгосрочных «газовых» программ.

На текущий момент по результатам государственного экологического мониторинга отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха в Югре. В населенных пунктах автономного округа за период 2011-2015 годы значительно снизился уровень загрязнения с «высокого» и «очень высокого» до «повышенного» и «низкого».

В целях предотвращения опасного роста уровня загрязнения воздуха Природнадзор Югры в рамках полномочий по охране атмосферного воздуха разработал порядок рассмотрения и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий (приказ Природнадзора Югры от 02.02.2015 №25-нп). По итогам 2015 года выдано 21 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Состояние водных объектов автономного округа за последние 5 лет стабильное. По результатам гидрохимического мониторинга в 19 створах, на 6 основных водотоках (реки Обь, Иртыш, Конда, Северная Сосьва, Казым, Аган) отмечается постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков и связано с заболоченностью водосборных площадей.

Во всех основных крупных водотоках содержание нефтепродуктов – ниже ПДК, хлоридов – сотые доли ПДК. На малых реках и водоемах на территориях «старых» месторождений (Самотлорское, Федоровское, Правдинское, Приразломное, Малобалыкское) отмечаются превышения нефтепродуктов (до 5 ПДК) и хлоридов (до 1,5ПДК).

Ежегодно в Югре по данным регионального кадастра отходов и сведениям Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре образуется порядка 5 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых около 73 % приходится на отходы производства (отходы от нефтедобычи). Основу обращения с отходами производства составляет их использование и обезвреживание, за период с 2011 по 2015 год доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления увеличилась с 65% до 75% соответственно. Положительная тенденция достигнута за счёт активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли по переработке буровых отходов в техногенный грунт и почвогрунты с их последующим использованием при строительстве и ремонте кустовых оснований и других технологических площадок, автомобильных дорог, рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, полигонов твердых коммунальных отходов, ликвидации шламовых амбаров, гидроизоляции и укрепления поверхностей для предотвращения опасных экзогенных процессов.

Основным видом воздействия на земельные ресурсы являются нефтяные разливы на трубопроводном транспорте (внутрипромысловые, межпромысловые и магистральные нефтепроводы).

За 2015 год на территории автономного округа допущено 1 349 аварийных отказов (инцидентов). В целом за период с 2009 по 2015 годы количество аварийных отказов (инцидентов) сократилось на 62% (с 4 797 в 2009 году до 1 349 в 2015 году).

За последние 5 лет площади нефтезагрязнённых земель сократились на 20%. Для усиления контроля выполнения обязанностей предприятий по восстановлению земель на территории автономного округа Природнадзор Югры осуществляет ведение Реестра загрязненных земель, в который по состоянию на 01.01.2015 внесено 19731 загрязненных участка площадью 4668 га. По итогам 2015 года предприятиями рекультивировано 561,9 га загрязненных земель, что подтверждено положительными решениями уполномоченных органов. Из 33 предприятий, имеющих загрязненные земли на территории округа, 15 вышли на текущий уровень загрязнения: ТПП «Покачевнефтегаз», ТПП «Лангепаснефтегаз», ТПП «Урайнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»; ОАО «Варьеганнефтегаз», ОАО «Корпорация Югранефть»; Салым Петлолеум Девелопмент; ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Обьнефтегазгеология», ЗАО «Обьнефтегеология», ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология», ОАО «Соболь», СТ ЗАО «Голойл», ООО «Башнефть-добыча», ООО «Руфьеганнефтегаз», РФ «КанБайкал Резорсез Инк».

  1. О финансировании программных мероприятий в разрезе источников финансирования (анализ структуры и динамики источников финансирования – федеральный бюджет, бюджет автономного округа, бюджеты муниципальных образований автономного округа, внебюджетные источники, программа «Сотрудничество»).

В целях обеспечения благоприятного состояния окружающей среды и экологической безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализовывалась государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 426-п (далее – Программа).

Общий объём финансирования Программы в 2015 году составил 11 952 416,8 тыс.руб., в том числе средства федерального бюджета 40 117,9 тыс.руб.; средства бюджета автономного округа -619 806,5 тыс.руб.; средства местных бюджетов - 12 457,0 тыс.руб., средства программы «Сотрудничество» - 158 736,4 тыс. руб.; внебюджетные средства – 11 121 299,0 тыс.руб.

За 2015 год мероприятия Программы профинансированы в размере 12 427 952,4 тыс. руб. (104%), в т.ч.:

– из федерального бюджета – 38 834,5 тыс. руб. (97%);

– из средств бюджета автономного округа – 609 748,1 тыс. руб. (98,4%);

– из муниципального бюджета – 12 470,6 (100,1%);

– из средств по программе «Сотрудничество» – 134 841,0 тыс. руб. (85%);

– из внебюджетных источников – 11 632 058,2 тыс. руб. (105,6%).

  1. О результатах реализации государственной программы (выполнение программных мероприятий, достижение ключевых показателей). Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы; запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий с аргументированным обоснованием причин.

Эффективная реализация экологической политики, в том числе реализация государственной программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» позволила снизить негативную нагрузку на окружающую среду и достичь в 2015 году следующих ключевых показателей:

  • увеличилась общая обеспеченность населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов на 3 % и составила 53%;
  • увеличилась доля использованных, обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 75 %.
  • сократилась доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему  нефтезагрязненных земель в 2015 году до 77,1% (2014 год - 83,2%)
  • увеличилась доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа на 2% и составила 32% (при плане 29,5%);
  • увеличилась доля устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды до 77 % (при плане 72%);
  • увеличилась доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории на 3 % и составила 25%.
  • для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды  произведено 202 тыс. ед. измерений (всего с 2005 года произведено 1,894 млн.ед.);
  • увеличилась доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях на 4,5 % и составила 42,3%;
  • протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений увеличилась на 1,3 % и составила 26,8%;
  • объем предотвращенного экологического ущерба увеличился до 5,6%;
  • защищенность населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод увеличилась на 5,2% и составила 32,4%.

  1. О ходе реализации программных мероприятий соисполнителями, в том числе муниципальными образованиями автономного округа.

Природнадзором Югры за 2015 год выполнены мероприятия:

1) Выполнены работы по отбору и анализу проб с целью проведения аналитического контроля воздействия загрязняющих веществ на компоненты окружающей среды.

2) Выполнены работы по модернизации системы информационного обеспечения государственного экологического контроля.

3) Учреждением автономного округа «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» составлен ежегодный отчет о динамике содержания загрязняющих веществ в компонентах природной среды в границах лицензионных участков недр за 2014 год. Подготовлена аналитическая записка о фактическом выполнении план-графиков отбора проб и содержании загрязняющих веществ в почве, донных отложениях и поверхностных водах в разрезе лицензионных участков по предприятиям автономного округа.

4) Выполнено 37 065 определений качества атмосферного воздуха по основным загрязняющим примесям. Измерения произведены на 7 постах территориальной сети наблюдения в 6 населенных пунктах: Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Берёзово, Белоярский, Радужный.

5) Проведены работы по ведению информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». С начала ведения внесена информация о 45 168 источниках негативного воздействия на окружающую среду, из них 3 685 – источников водопотребления и выпусков сточных вод, 4 805 – объектов размещения отходов, 36 678 – источников выбросов в атмосферный воздух.

6) В целях информирования населения о состоянии окружающей среды:

- в газете «Аргументы и факты» создана постоянная рубрика «Экологический вопрос».

- размещены статьи об особо охраняемых природных территориях, о развитии туризма и туристических программ, итогах проведения Марша парков на особо охраняемых природных территориях, информация по развитию системы экологического образования и просвещения в автономном округе.

- выпущено приложение «Сохраним окружающую среду» в газете «Новости Югры».

- в эфир вышли три выпуска эколого-просветительской передачи «Эковзгляд», две телепрограммы «Дневники Международной экологической акции «Спасти и сохранить», итоговый фильм по проведению акции в автономном округе на телеканале «Югра», три информационных радио и телеролика об основных программных мероприятиях акции, новостные выпуски с информацией по акции на телеканале «Югра».

- издан «Доклад об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 году».

- выпущены сборники «Программа мероприятий XII Международной экологической акции «Спасти и сохранить», «Красная книга глазами детей».

- изготовлены страницы «Зеленой книги» по итогам Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

7) Обеспечено участие автономного округа во всероссийских и международных конкурсах:

- Международный экологический конкурс-выставка детского творчества «Красная книга глазами детей»;

- Российский национальный конкурс водных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов;

- Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»;

- Всероссийский молодежный  конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2015»;

- Всероссийский конкурс школьных проектов по энергоэкологии и изменению климата «Энергия-среда обитания».

8) Проведены экологические окружные конкурсы: XV окружной смотр-конкурс работы общедоступных библиотек по экологическому просвещению сельского населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; окружной конкурс «Эколог Югры - 2015»; конкурс на звание «Лучшее нефтегазодобывающее предприятие Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды»; конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды»; «Экологическое эхо Югры».

9) Проведена XIII Международная экологическая акция «Спасти и Сохранить», посвященная теме «Вода для жизни».

10) Осуществлен сбор и обработка сведений от организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на территории автономного округа. Отчеты представлены 1 306 предприятиями автономного округа.

Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа за 2015 год выполнены мероприятия:

1) В рамках научно-исследовательской работы по ведению Красной книги  автономного округа обследована территория бассейна рек Конды и Кума (на площади 420 кв. км) и территории перспективного заказника «Ягельный» (на площади 190 кв. км), в результате обследования:

- на южной части Кондинского района отмечено не менее 31 вида растений, нуждающихся в организации специальных мер охраны или контроле за их состоянием в природной среде, в том числе 17 видов, занесенных в основной список Красной книги ХМАО – Югры (2013) и 11 видов – в Приложение. Два из отмеченных видов включены в Красную книгу Российской Федерации (2008). Три вида рекомендованы для занесения в Красную книгу автономного округа;

 - на территории перспективного заказника «Ягельный» проведена оценка природно-ресурсного потенциала, определено местонахождение ягельников,  представляющих кормовую базу для оленеводства, проведено определение уровня и характера техногенной нагрузки на территорию, выявлено состояние природных комплексов, нуждающихся в особой охране (водных объектов, мест произрастания кедровников, ягельных боров и др.).

Реализация данного мероприятия направлена на обеспечение проведения мероприятий по сохранению и восстановлению популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

2) Выполнены работы по ведению банка данных «ugrabio» по объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (доработан функционал программы и занесены в базу данных 318 карточек встреч краснокнижных видов растений и животных);

3) На особо охраняемых природных территориях регионального значения автономного округа (подведомственных Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа) на постоянной основе осуществляются мероприятия по организации и проведению учетов краснокнижных и редких видов животных. Учеты проводятся в соответствии с утвержденными методиками в границах 4 природных парков  «Самаровский чугас», «Нумто», «Кондинские озера», «Сибирские Увалы», 4 государственных  природных заказников регионального значения  «Унторский», «Сорумский», «Вогулка», «Березовский». По результатам учетных работ на особо охраняемых природных территориях отмечается положительная тенденция увеличения численности северного оленя, западносибирского речного бобра, орлана белохвоста. Восстановлена популяция четырёх видов растений: Анемонастриум пермский, Ситник стигийский, Пухонос Альпийский, Колеант маленький.

5) Выполнены мероприятия по определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в границах муниципальных образований г.п. Игрим и с.п. Полноват.

Департаментом строительства автономного округа за 2015 год выполнены мероприятия:

1) Закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске, мощностью 1 324 п.м.

2) Продолжается проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов ТБО для г. Нефтеюганска и г. Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района; для г. Нижневартовска и г. Мегиона, поселений Нижневартовского района; для г. Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.

3) Продолжаются работы по строительству шестой очереди на р. Обь в районе г. Нижневартовска (мощностью 1 310 п.м.).

Муниципальными образованиями автономного округа за 2015 год выполнены мероприятия:

1) Завершено строительство полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района. Кроме г.Советский на полигоне будут размещаться отходы, образующиеся в пгт.Зеленоборск, пгт.Коммунистический Советского района. Указанный полигон рассчитан на размещение отходов в количестве 1,33 млн. куб. м. от населения общей численность 33,2 тыс. человек, проектный срок эксплуатации полигона – 20 лет.

Кроме того, индивидуальным предпринимателем за счет собственных средств, на полигоне установлен мобильный комплекс для сортировки отходов, пригодных  для  вторичного  использования. Данным комплексом  производится  сортировка  стекла, алюминиевых банок,  пластика, картона, бумаги. Всё это в дальнейшем передается в специализированные  предприятия на  переработку. Использование мобильного комплекса позволит  увеличить  срок  эксплуатации  полигона с  20 до 30 лет.

В результате завершения строительства полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский, доля обеспеченности населенных пунктов Советского района полигонами твердых бытовых отходов увеличилась на 33 % и составила 100 %, в целом по автономному округу – на 2 %.

2) Завершены работы по реконструкции полигона твёрдых бытовых отходов г.Лянтор Сургутского района. Указанный полигон рассчитан на размещение отходов в количестве 330 тыс.тонн от населения общей численность 41,2 тыс. человек, проектный срок эксплуатации полигона – 20 лет.

После завершения работ, доля обеспеченности населенных пунктов Сургутского района полигонами твердых бытовых отходов увеличится на 5 % и составит 40 %, в целом по автономному округу – на 1 %.

3) Продолжается выполнение строительно-монтажных работ на двух полигонах утилизации твёрдых бытовых отходов в п. Сорум и п. Полноват Белоярского района. 

  1. Информация о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства.

В 2015 году закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске, мощностью 1 324 п.м. Завершены работы по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района (за счет средств муниципального района) и реконструкция полигона в г.Лянтор Сургутского района.

Продолжается выполнение строительно-монтажных работ:

  • на двух полигонах утилизации твёрдых бытовых отходов в п. Сорум и п. Полноват Белоярского района; 
  • по укреплению берега и дна р. Обь в районе г. Нижневартовска (6 очередь), мощностью 1 310 п.м. 

  1. О ходе размещения заказов (в том числе о сложившейся экономии) и выполнении заключенных государственных контрактов (причины несоблюдения сроков, а также неисполнения календарного плана заключенных государственных контрактов).

Общая сумма экономии по результатам проведенных закупок на конец 2015 года составила 371,6 тыс. руб., в т.ч. по федеральному бюджету 367,1 тыс. руб., по бюджету автономного округа 4,48 тыс. руб. (экономия по проведенным закупкам в 4 квартале).

  1. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые ответственный исполнитель мог повлиять, и внешние, не зависящие от ответственного исполнителя.

В 2015 году причинами неполного исполнения мероприятий Программы являются:

1) По федеральному бюджету исполнение составило 96,8%.

Остаток средств федерального бюджета по мероприятиям 2.5 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» и 2.6 «Субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по  контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотохозяйственных соглашений» обусловлен уменьшением фактических расходов в связи с применением регрессивной шкалы при расчете начислений на оплату труда, а также экономии по результатам, проведенных закупок.

2) По бюджету автономного округа исполнение составило 96,4%.

По мероприятию 7.2.1 «Комплексный межмуниципальный полигон для захоронения (утилизации) бытовых и промышленных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района (ПИР)»   получение заключений государственной экспертизы проекта  (1,2 этап)  сдвигается на 2016 год, в связи с затянувшимися  сроками согласования проекта госконтракта с Главгосэкспертизой по причине требования 100% авансирования и нормативными сроками проведения государственной экспертизы (2 месяца). Кроме того,  по замечаниям  филиала ФАУ Главгосэкспертизы не обеспечен полный пакет документов для экспертизы (в том числе документ  о переводе земель лесного фонда в земли промышленности).

По мероприятиям 7.2.2 «Комплексный межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов для города Ханты-Мансийск, поселений Ханты-Мансийского района (ПИР)» и 7.2.3 «Комплексный межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов для городов Нижневартовск и Мегион, поселений Нижневартовского района (ПИР)» плановые затраты на государственную экспертизу сдвигаются на 2016 год  по причине необходимости проведения в первую очередь экологической экспертизы, а затем государственной экспертизы. Проектная документация направлена на экологическую экспертизу.

По мероприятию 7.2.4 «Комплексный межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов для города Нягань, поселений Октябрьского района (ПИР)» в связи с поздним проведением закупки на выполнение проектно-изыскательских работ (23.11.2015), исполнения этапов в 2015 году не планировалось.

3) Исполнение по программе «Сотрудничество» составило 84,9 %.

По мероприятию 9.1.3 «Укрепление берега р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (2 очередь, 2 этап) (мощность 1 324 п.м.)» в рамках заключенного контракта экономия средств сложилась по кадастровым работам, услугам по изготовлению технических планов, а также по невыполненным работам (снегоборьба) и в связи с возвратом суммы средств от временных зданий  и сооружений в размере 15 %.

  1. Об эффективности подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы (оценка результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию и степени достижения целей и решения задач подпрограмм и мероприятий).

Положительная динамика по показателям природоохранной деятельности стала возможна благодаря активной реализации природоохранных программ и мероприятий нефтегазодобывающими компаниями автономного округа.

В сентябре 2015 года нефтяной компанией Газпромнефть введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, мощностью 900 млн. м3/год, что позволило достичь на территории автономного округа требований национального стандарта Российской Федерации по утилизации попутного нефтяного газа – 95 % (при полной проектной мощности завода), в 2015 уровень использования попутного нефтяного газа увеличился по отношению к периоду 2014 года на 1,8 % и составил 95 %.

Для охраны водных объектов и обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями в 2015 году закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (мощностью 1 324 п.м.) и продолжаются работы по строительству шестой очереди на р. Обь в районе г. Нижневартовска (мощностью 1 310 п.м.), окончание строительства запланировано в 2016 году.

В 2015 году завершены работы по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района (за счет средств муниципального района) и реконструкция полигона в г.Лянтор Сургутского района, что позволило увеличить обеспеченность населенных пунктов полигонами по отношению к периоду 2014 года на 3 %. Продолжается выполнение строительно-монтажных работ на объектах для размещения отходов производства и потребления в с. Сорум и Полноват Белоярского районов.

Реализуются инвестиционные проекты по проектированию и строительству комплексных межмуниципальных полигонов с технологиями по сортировке отходов и последующей переработке извлеченного вторичного сырья. В 2015 году продолжилось проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов ТБО для г. Нефтеюганска и г. Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района; для г. Нижневартовска и г. Мегиона, поселений Нижневартовского района; для г. Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.

  1. Выводы (наиболее значимые реализованные проекты, в том числе количество и мощность введенных в 2015 году объектов капитального строительства, передовой опыт и достижения автономного округа в отрасли), предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы (с указанием обоснований).

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра одним из первых внедрил комплексный подход к решению экологических проблем с увязкой с социально-экономическими приоритетами региона. Стратегия – 2030 своей приоритетной задачей на долгосрочную перспективу ставит устойчивое экологическое развитие и содержит «дорожную карту» по решению экологических проблем.

В Югре создан эффективный механизм взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса:

- в рамках соглашений о сотрудничестве с Правительством автономного округа нефтегазодобывающими компаниями разрабатываются и реализуются долгосрочные природоохранные программы;

- разработан и внедрён механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в «натуральной» форме, путём восстановления её нарушенного состояния;

- внедрена и эффективно функционирует система непрерывных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков (локальный экологический мониторинг). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3 % лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков» поступает около 170 тысяч измерений. Всего за период 2005-2015 годы накоплено 1,894 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений;

- осуществляется планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН);

- создан и эффективно работает веб-сервис «Личный кабинет природопользователя», посредством которого предприятия имеют возможность представлять электронные отчеты, а органы исполнительной государственной власти оперативно владеют адекватной комплексной информацией, используемой для выработки системы мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Пристальное внимание уделяется вопросам обращения с отходами. В Югре создана нормативная правовая база, регулирующая эту сферу деятельности:

Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 03.06.2011 № 191-п);

План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 30.09.2011 № 543-рп);

Схема обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2011 № 625-рп).

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы».

Важной составляющей региональной политики в области обращения с отходами является строительство полигонов твёрдых бытовых отходов.

В целях повышения обеспеченности населенных пунктов автономного округа объектами размещения отходов в 2015 году завершены работы по строительству полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Советский Советского района и реконструкции полигона ТБО в г. Лянтор Сургутского район, что позволило увеличить обеспеченность населенных пунктов полигонами ТБО до 53 % (2014 год – 50 %).  Продолжается строительство полигонов ТБО в п. Сорум и п. Полноват Белоярского района.

В результате проведенных в 2015 году проверок выявлено 154 места несанкционированного размещения отходов, ликвидировано 118 свалок.

Действенным механизмом предупреждения, выявления и пресечения природоохранных нарушений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является региональный государственный экологический надзор.

В 2015 году проведено 3397 контрольно-надзорных мероприятий (проверки хозяйствующих субъектов, обследования и рейдовые патрулирования территорий), по результатам которых выявлено  5284 нарушения, выдано  1202 обязательных предписаний (исполнено  776), наложено  4390 административных штрафа на сумму  200,6 млн. рублей, оплачено в текущем году штрафов на сумму  169,4 млн. рублей (с учетом переходящих с прошлого периода).

Необходимо отметить системный подход по сокращению накопленных площадей нефтезагрязнённых земель. За 2015 год предъявлено  452 претензии о возмещении вреда (ущерба), причинённого окружающей среде, на сумму  1559,1 млн. рублей. Возмещено вреда в денежном выражении на сумму  1156,5 млн. рублей, а также компенсирован вред в натуральной форме (выполнение работ по рекультивации земель) по  90 гарантийным обязательствам на сумму  775,0 млн. рублей.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет положительный опыт в сфере декриминализации лесопромышленного комплекса.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных комплексом мер по декриминализации лесопромышленного комплекса Уральского федерального округа, в Югре в 2013 году создана межведомственная комиссия по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений и незаконному обороту древесины. Для координации усилий по проведению надзорных мероприятий по выявлению, пресечению и профилактике незаконных рубок между Природнадзором Югры и УМВД России по автономному округу реализуется план совместных мероприятий на 2015 год.

В целях повышения выявляемости нарушений лесного законодательства Природнадзором Югры заключено 19 соглашений с 10 казачьими обществами, осенью текущего года подписан план совместных мероприятий между Природнадзором Югры и Управлением федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – «пионер» по формированию экологической культуры населения. Министерством образования и науки Российской Федерации Югра определена всероссийской пилотной площадкой по внедрению основ экологического образования и просвещения.

Ежегодно в автономном округе реализуется социально-значимый эколого-просветительский проект «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить». Акция проходит под эгидой ЮНЕСКО и Международной ассоциации «Северный форум». Проект поддерживается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации.

2015 год ознаменован новым этапом развития Акции – проведение в Ханты-Мансийске Международного конгресса по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) стало первым шагом к реализации принятого странами-членами ЮНЕСКО Глобального плана действий по ОУР.

Предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы.

В целях увеличения эффективности мероприятия по строительству объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов для муниципальных образований автономного округа, руководствуясь уведомлением Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о применении бюджетных мер принуждения за нарушение условий предоставления субсидии из бюджета автономного округа на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности и предложениями Департамента финансов автономного округа в порядок предоставления субсидий будут внесены следующее изменения:

– дополнено условие по исключению из распределения субсидий при формировании бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период, и в период исполнения бюджета автономного округа, муниципальных образований автономного округа, допустивших нарушение бюджетного законодательства (до устранения ими бюджетного нарушения);

– уточнена процедура направления заявок муниципальных образований на предоставление субсидий, в части подписания заявок  главой администрации  муниципального образования (либо лицом, его замещающим), руководителем финансового органа (либо лицом, его замещающим) и руководителем органа исполнительной власти муниципального образования (либо лицом, его замещающим), осуществляющим расходование средств.

  1. О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуются инвестиционные проекты по проектированию и строительству комплексных межмуниципальных полигонов в пяти городах автономного округа: Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Нягани. Создана рабочая группа по реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проектов по созданию комплексных межмуниципальных полигонов для захоронения (утилизации) отходов производства и потребления на основе концессионных соглашений.

Государственной программой автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» предусмотрено строительство, техническое обслуживание и эксплуатация комплексных межмуниципальных объектов для размещения, сортировки и переработки отходов на условиях государственно-частного партнерства.

В 2015 году за счет средств бюджета автономного округа выполняются проектно-изыскательские работы по трем межмуниципальным комплексным полигонам в городах: Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске.

Проведение конкурсов по выбору концессионеров на строительство и последующую эксплуатацию межмуниципальных комплексных полигонов запланировано после проведения проектно-изыскательских работ и получения положительных заключений государственных экспертиз проектной документации.

Руководитель

Природнадзора Югры                                                                              С.В. Пикунов

Опубликовано: 22.04.2016 15:48        Обновлено: 22.04.2016 15:48