Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Программа

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»

(далее – государственная программа)

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)*

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 426-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»

Ответственный исполнитель государственной программы

 Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цели государственной программы

сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений;

снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления;

обеспечение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, а также осуществление мер по охране водных объектов

Задачи государственной программы

снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду и ее компоненты;

осуществление государственного экологического надзора;

 формирование и развитие системы мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение природоохранной деятельности;

распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков;

сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира;

совершенствование нормативно-правовой и методической базы и информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

формирование производственно-технологической базы по обращению с отходами;

рекультивация земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления

Подпрограммы

I «Регулирование качества окружающей среды в автономном округе»;

II «Сохранение биологического разнообразия в автономном округе»;

III «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе»;

IV «Развитие водохозяйственного комплекса автономного округа»

Целевые показатели государственной программы (показатели непосредственных результатов)

уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязнённых земель к общему объёму нефтезагрязнённых земель, накопленных на начало реализации государственной программы, со 100 % до 15 %;

увеличение объёма произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии  и загрязнении окружающей среды (нарастающим итогом с 2005 года) с  1,409 млн. ед. до  2,904 млн. ед.;

увеличение доли устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, от 62 % до 80 %;

увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с  28 % до  32 %;

увеличение доли площади особо охраняемых природных территорий от общей площади автономного округа с 5,2 % до 5,6 %;

увеличение доли исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории с 22 % до 32 %;

увеличение доли обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов с 43 % до 90 %;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 66,5 %
до 90 %;

увеличение объема инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 3 700 млн. рублей;

увеличение количества рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 109 единиц;

увеличение суммы налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 1,5 млн. рублей;

 

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 37,8 % до 46,0 %;

увеличение протяженности новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений с 25,5 км до 28,6 км.

Сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2014-2020 годах составит  99 441 315,5 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет – 178 715,7 тыс. рублей;

бюджет автономного округа –  6 269 463,4 тыс. рублей;

местный бюджет –232 022,0 тыс. рублей;

программа «Сотрудничество» – 1 761 699,9 тыс. рублей;

иные внебюджетные источники –
90 999 414,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы (показатели конечных результатов)

увеличение объёма предотвращённого экологического ущерба с 5,3 млрд. рублей до 6,1 млрд. рублей;

повышение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (увеличение объёма вероятного предотвращённого ущерба от негативного воздействия вод с 27,2 млрд. рублей до 35,0 млрд. рублей)

 

* Заполняется после утверждения государственной программы.

 

Раздел 1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно – негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Государственная программа реализуется в соответствии с направлениями государственной политики, с учетом результатов социологических исследований и общественных обсуждений в сфере  охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.

 

Атмосферный воздух

 

Состояние воздушного бассейна – один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населённых пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний, в первую очередь, детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.

По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) за период 2008-2012 годов наблюдается тенденция увеличения объемов выбросов от стационарных источников. Так, с 2008 года годовой объем выбросов увеличился с 2 294,23 тыс. т. до 2 429,49 тыс. т.
в 2012 году.

Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (70-82 %) за счёт сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2012 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 35,9 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 31,9 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа – 88,9. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа – 11,1 % или 3 907 млн. м3, что на 1 300 млн. м3 меньше, чем за соответствующий период. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ – оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа, по состоянию
на 1 января 2013 года, зарегистрировано более 674 тыс. ед. автотранспорта.  Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.

Источником загрязнения атмосферного воздуха в населённых пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию
на 1 января 2013 года производственный потенциал автономного округа составляет 497 котельных, их которых газифицировано 78,5 %. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода СО, сернистый ангидрид SО2, окислы азота NО и др.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа ведутся силами федерального государственного бюджетного учреждения «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 7 постах в 6 населённых пунктах по 8 загрязняющим веществам и в рамках ведения локального экологического мониторинга в границах 279 (на 1 июля
2013 года) лицензионных участков недр.

Загрязнение атмосферного воздуха в 2012 году в городах автономного округа в основном характеризуется повышенными значениями концентраций формальдегида и фенола.

Учитывая результаты наблюдений в 2012 году, загрязнение атмосферного воздуха в г. Ханты-Мансийске определяется как повышенное, в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Радужный и Сургуте – как высокое, а в г. Белоярский – как очень высокое.

По сравнению с предыдущим годом качество атмосферы улучшилось в г.г. Радужный и Ханты-Мансийск, осталось на прежнем уровне в пгт. Березово, ухудшилось в г.г. Белоярский, Нижневартовск, Нефтеюганск и Сургут.

 

 

 

 

 

Водные ресурсы

 

Автономный округ один из самых водообеспеченных регионов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного круга и повышения качества проживающего в нём населения. Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.

Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов и, как следствие, снижению качества воды, водопропускной способности рек, сокращению биологического разнообразия рек.

Большой ущерб населению и народному хозяйству автономного округа наносит разрушение берегов в результате русловых процессов и волновой переработки. Процессы берегоразрушения формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водных объектов.

В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200-500 млн. рублей.

В рамках реализации целевой программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года» в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты
98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 61 сооружение.

Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от «загрязненная» до «очень грязная». Проблема очистки сточных вод путём реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в рамках государственной программы автономного округа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».

 

Земельные ресурсы

 

Земельный фонд автономного округа на 1 января 2013 года составляет 53 480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного  округа – 91,0 % или 48 662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения – 1,1 %; земли населённых пунктов – 0,9 %; земли промышленности – 0,3 %; земли особо охраняемых территорий – 1,6 %; земли водного фонда – 0,9 %; земли запаса – 4,1%. Площадь нарушенных земель на 1 января 2013 года составила 55,7 тыс. га.

Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. В 2012 году произошло 3 209 аварий, что на 11 % (392 аварии) меньше по сравнению с 2011 годом. По сведениям нефтегазодобывающих организаций на территории автономного округа
на 1 января 2013 года числятся нерекультивированными 5 138 га нефтезагрязненных земель, что на 0,6 % (29 га) больше по сравнению с 2011 годом. Увеличение площади нефтезагрязненных земель связано с проведением инвентаризации нефтезагрязненных земель на части лицензионных участков недр общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (открытого акционерного общества
«НК «Роснефть»).

Наибольшая площадь вновь образованных нефтезагрязненных земель в 2012 году приходится на долю общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (открытого акционерного общества «НК «Роснефть») – 143 га.

В целях восстановления нарушенного состояния земель автономного округа в рамках государственной программы предусмотрена рекультивация нефтезагрязнённых земель организациями-природопользователями в рамках долгосрочных программ, включение указанных мероприятий в соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями, ведение реестра нефтезагрязнённых земель.

 

Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия

 

Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности на территории автономного округа, увеличение воздействия антропогенного фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы, что приводит:

к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу автономного округа в 2003 году внесен 71 вид редких животных и птиц и 156 видов растений и грибов);

сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза);

уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах), возросли в 3-4 раза) и другим негативным факторам.

Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности на территории автономного округа являются особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, а также для сохранения благоприятной окружающей среды и необходимых условий для жизнедеятельности населения.

По состоянию на 1 января 2013 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе 5 - федерального значения,
13 - регионального значения; 6 - местного значения.

Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2 756 441,67 га (5,2% площади автономного округа).

Площади действующих ООПТ недостаточно для обеспечения экологической стабильности на территории автономного округа, особенно в районах интенсивного промышленного развития. Ни одна из ООПТ регионального значения в отдельности не имеет достаточной площади для сохранения жизнеспособных популяций крупных животных, что приводит к неустойчивости этих популяций и особенно лесного северного оленя.

Анализ состояния природы при высоком уровне вложения инвестиций в разработку природно-ресурсного потенциала показывает, что в перспективе развития автономного округа и для повышения экологической безопасности автономного округа, улучшения качества жизни населения необходимо принять меры по развитию сети ООПТ и увеличению их доли в природно-ресурсном комплексе автономного округа от 5,2 % до 5,6 %.

 

Отходы производства и потребления

 

В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряжённости.

Автономный округ характеризует низкая обеспеченность населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов. Лишь 36 % от общего количества населенных пунктов автономного округа обеспечено полигонами. По состоянию на 1 января 2013 года зарегистрировано 110 объектов размещения отходов (общая площадь - 619,4 га), в том            числе 65 полигонов для размещения промышленных и твердых бытовых отходов - (454,4 га); 45 санкционированных свалок - (165 га).

Эксплуатация объектов размещения отходов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Около 70 % санкционированных объектов размещения отходов не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям.

Недостаточно мощностей объектов обезвреживания ртутьсодержащих и других отходов 1 и 2 класса опасности, что порождает практику их захоронения на свалках и полигонах твердых бытовых отходов, которые не предназначены для этих целей.

В автономном округе отсутствует раздельный сбор отходов и недостаточно мощностей объектов переработки отходов различных категорий, являющихся вторичным сырьем. На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведёт к безвозвратной потере полезной продукции – вторичного сырья.

Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения
(1 515 шламовых амбаров – на 1 января 2013 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 300 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несёт значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твёрдые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.

Химическое воздействие возможно за счёт выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твёрдых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.

Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.

Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.

 

Формирование экологической культуры

 

Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.

Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей организаций автономного округа. Поэтому на территории автономного округа активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.

В автономном округе с целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» (далее – Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей в рамках Акции, выступают дети, подростки и молодежь - около 200 тыс. чел., что составляет 52,6 % от общего количества участников.

На постоянной основе ведётся информирование населения автономного округа через Экологический портал Югры www.ecougra.ru, журналы и газеты, эколого-просветительскую телепередачу «Эковзгляд» (выходит в эфир на канале «Россия 24»). Ежегодно издаётся доклад об экологической ситуации в автономном округе.

Тем не менее, уровень экологической культуры населения автономного округа остаётся низким, что влечёт за собой ухудшение состояния окружающей среды.

 

Раздел 2. Цели, задачи и показатели их достижения

 

Целями государственной программы являются:

сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений;

снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления;

обеспечение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, а также осуществление мер по охране водных объектов

Цели государственной программы соответствуют:

приоритетам государственной экологической политики, определенным Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;

приоритетам социально-экономического развития автономного округа в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определенным стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп; Концепцией экологической безопасности автономного округа на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 10 апреля 2007 года № 110-рп; Концепцией обращения с отходами производства и потребления в автономном округе на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года № 191-п и Концепцией развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года № 245-п.

Достижение целей государственной программы будет обеспечено путем решения следующих задач:

снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду и ее компоненты;

осуществление государственного экологического надзора;

 формирование и развитие системы мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение природоохранной деятельности;

распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков;

сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира;

совершенствование нормативно-правовой и методической базы и информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

формирование производственно-технологической базы по обращению с отходами;

рекультивация земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления.

Достижение целей государственной программы определяется целевыми значениями показателей государственной программы, перечень которых представлен в таблице 1.

Значения целевых показателей государственной программы определяются по следующей методике.

Показатель «Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязнённых земель к общему объёму нефтезагрязнённых земель, накопленных на начало реализации государственной программы» отражает отношение площади нерекультивированных нефтезагрязненных земель к общей площади нефтезагрязненных земель, рассчитывается по формуле:

100% - (А / Б x 100%), где:

А – площадь рекультивированных за отчетный год нефтезагрязненных земель;

Б – общая площадь нефтезагрязненных земель.

Показатель «Объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды» рассчитывается как сумма всех измерений, произведенных на территории автономного округа в отчетном году.

Показатель «Доля устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды» отражает отношение количества исполненных предписаний к общему количеству предписаний об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, подлежащих исполнению в отчетном периоде,  рассчитывается по формуле:

Пв / П х 100%, где:

Пв – количество исполненных предписаний об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды;

П – общее количество предписаний об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, подлежащих исполнению в отчетном периоде.

Показатель «Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа» отражает отношение численности населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, к общей численности населения автономного округа, рассчитывается по формуле:

В / Г x 100%, где:

В – численность населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, проведенных на территории автономного округа за отчетный год;

Г – общая численность населения автономного округа.

Показатель «Доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории» рассчитывается по формуле:

Д / Е x 100%, где:

Д – площадь, исследуемая за отчетный год в целях ведения Красной книги автономного округа;

Е – общая площадь территории автономного округа.

Показатель «Доля площади особо охраняемых природных территорий от общей площади автономного округа» рассчитывается как отношение площади функционирующих на территории автономного округа особо охраняемых природных территорий к общей площади автономного округа.

Показатель «Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов» рассчитывается как отношение суммарной годовой проектной мощности действующих на территории автономного округа полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов к общему объёму ежегодно образующихся на территории автономного округа коммунальных отходов.

Показатель «Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления» рассчитывается как отношение ежегодно образуемого в процессе производства и потребления на территории автономного округа объёма отходов к объему отходов, ежегодно использованных и обезвреженных.

Показатель «Объем инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом)» отражает объем привлеченных финансовых средств, направленных на реализацию проектов в сфере переработки вторичного сырья в автономном округе с начала реализации мероприятий государственной программы.

Показатель «Количество рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья» отражает количество созданных рабочих мест для обслуживания введенных в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов, определен в соответствии с проектной документацией по каждому из объектов.

Показатель «Сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья» отражает увеличение поступлений налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет автономного округа в результате роста налоговой базы в связи с вводом в эксплуатацию объектов в сфере обработки вторичного сырья и созданием новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов. Показатель определен в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о мерах по реализации Закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Показатель «Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях», определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Показатель «Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений» рассчитывается как сумма проектных параметров, введенных в эксплуатацию или реконструированных в отчетном году сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.

Показатель конечного результата «Объём предотвращённого экологического ущерба» определен в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной  Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 9 марта 1999 года.
Показатель конечного результата «Повышение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод» определен в соответствии с методикой оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий, утвержденной Министерство природных ресурсов Российской Федерации в 2005 году.

Состав целевых показателей государственной программы определен, исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач государственной программы.

В результате реализации государственной программы к 2020 году должен повыситься уровень экологической безопасности, характеризуемый следующими целевыми ориентирами:

объёмом предотвращённого экологического ущерба (представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения природной среды, которые удалось избежать в результате природоохранной деятельности и осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей среды);

объёмом вероятного предотвращённого ущерба от негативного воздействия вод (представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий для населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, которые удалось избежать в результате природоохранной деятельности и осуществления природоохранных мероприятий и программ).

Потребность в инженерно-технических кадрах по итогам реализации мероприятий составит 222 рабочих места.

Реализация государственной программы окажет существенное влияние на достижение целей региональной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обеспечит рациональное и безопасное использование имеющегося природно-ресурсного потенциала автономного округа, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Обобщенная характеристика программных мероприятий государственной программы

 

Перечень программных мероприятий приведен в таблице 2.

В рамках государственной программы предусматривается реализация основных мероприятий для решения поставленных задач с учётом стратегических приоритетов.

В рамках подпрограмма I «Регулирование качества окружающей среды в автономном округе» реализуются следующие задачи:

1). Снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду и ее компоненты.

Данное направление включает в себя реализацию мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды:

по охране атмосферного воздуха в части строительства объектов по рациональному использованию попутного нефтяного газа и создание расчетных методов для оценки качества атмосферного воздуха;

по охране земельных ресурсов в части рекультивации нефтезагрязнённых земель;

мониторинг реализации природоохранных и природовосстановительных программ организаций-природопользователей, направленных на снижение площади нефтезагрязненных земель;

по организации и проведению государственной экологической экспертизы.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, улучшению экологических условий проживания населения автономного округа.

2). Осуществление государственного экологического надзора.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В рамках указанного направления реализуются мероприятия по обеспечению деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры).

Реализация мероприятий обеспечит экологическую безопасность автономного округа, экономию природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов.

3). Формирование и развитие системы мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение природоохранной деятельности.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, формирование единого информационного пространства и обеспечение доступности для населения информации о реализации экологической политики, состоянии окружающей среды:

по ведению экологического мониторинга в части обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа;

по ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа;

экологическую паспортизацию территории автономного округа;

научно-исследовательские работы экологической направленности.

Реализация мероприятий позволит своевременно выявлять экологические угрозы окружающей среде, повысит качество управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, создаст основу для формирования обоснованной региональной политики в сфере охраны окружающей среды, основанной на научных знаниях и результатах наблюдений.

4). Распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на создание нового уровня отношений человека с природой и успешное привлечение населения к природоохранной деятельности:

по обеспечению информирования населения через средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио и интернет ресурсы);

информационно-издательскую деятельность;

организацию и проведение экологических и природоохранных мероприятий (в том числе конкурсов);

по развитию экологического движения и центров экологического просвещения, в том числе экологических объединений;

подготовку и проведение международной экологической акции «Спасти и сохранить».

Реализация мероприятий создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и, опосредованным образом, повлияет на улучшение качества природной среды.

В рамках подпрограммы II «Сохранение биологического разнообразия в автономном округе» реализуется задача по сохранению уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на повышение эффективности управления в сфере организации и функционирования ООПТ автономного округа, формирование сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов:

В целях его реализации  Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры) формирует государственное задание на выполнение государственных работ, определяя планы развития и координируя деятельность подведомственных учреждений, в сфере сохранения природных комплексов и биоразнообразия (в том числе: организация и проведения научных исследований и ведение экологического мониторинга; экологического просвещения и создания условий для регулирования отдыха и туризма). Также предусмотрены расходы на проведение научно-исследовательских работ на ООПТ, организационные мероприятия по созданию ООПТ регионального значения и ведение Красной книги автономного округа.

Реализация данных мероприятий обеспечит сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов автономного округа, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, экологическое воспитание населения; функционирование стабильно развивающейся, эффективно функционирующей системы ООПТ автономного округа, позволит сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории автономного округа.

В рамках подпрограммы III «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе» реализуются следующие задачи:

  1. . Совершенствование нормативно-правовой и методической базы и информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения с отходами.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа в области обращения с отходами, осуществление контроля за их исполнением и постоянное совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами с целью корректировки и исключения устаревших норм и создания интегрированной системы мониторинга по обращению с отходами.

  1. . Формирование производственно-технологической базы по обращению с отходами.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на использование наилучших доступных технологий с учетом территориального размещения населенных пунктов и наличия транспортного сообщения, в том числе для малых населенных пунктов и поселений коренных малочисленных народов Севера, с учетом регионального принципа размещения объектов обращения с отходами:

строительство объектов для размещения отходов производства и потребления, в том числе на лицензионных участках;

проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов для размещения отходов производства и потребления.

3). Рекультивация земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления.

Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на восстановление нарушенного отходами производства и потребления состояния земель:

рекультивация объектов и несанкционированных мест размещения твёрдых бытовых отходов;

рекультивация шламовых амбаров.

Реализация мероприятий обеспечит необходимые и достаточные условия для создания организованного, управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения экологически безопасного уровня обращения с отходами и качества жизни населения, а также сформирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение объемов образования отходов, повышение условий их вторичного использования.

4). Обеспечение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, а также осуществление мер по охране водных объектов.

Данное направление включает в себя мероприятия по:

по строительству противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений;

по мониторингу дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон и наблюдению за водохозяйственными системами, в т.ч. за гидротехническими сооружениями;

по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить население и объекты экономики автономного округа сооружениями инженерной защиты, своевременно выявлять и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разрабатывать и реализовывать меры по предотвращению негативных последствий этих процессов.

 

Раздел 4. Механизм реализации государственной программы

 

Механизм реализации государственной программы включает разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа, необходимых для ее выполнения, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации государственной программы, а также связанных с изменениями внешней среды, с учетом результатов проводимых в автономном округе социологических исследований, информирование общественности о ходе и результатах реализации государственной программы, финансировании программных мероприятий.

Реализация государственной программы осуществляется на основе государственных контрактов для государственных нужд, заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Программные мероприятия: «Реконструкция и модернизация организованных источников выбросов (котельных)», «Строительство объектов по рациональному использованию попутного нефтяного газа», «Рекультивация нефтезагрязненных земель», «Строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа» и «Рекультивация шламовых амбаров» реализуются через ежегодные и долгосрочные программы организаций-природопользователей за счет собственных средств, в том числе в рамках соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями.

Реализация мероприятий: «Строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов для муниципальных образований автономного округа (межмуниципальных, межпоселенческих и локальных)», «Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов», «Строительство сооружений инженерной защиты» осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года № 373-п «О Порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» по предложениям Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Мероприятие «Строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов для муниципальных образований автономного округа (межмуниципальных, межпоселенческих и локальных)» реализуется муниципальными образованиями за счет средств бюджета автономного округа (субсидии), местных бюджетов и внебюджетных средств. Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа местным бюджетам на строительство объектов для размещения и переработки отходов производства и потребления приведен в подразделе 4.1.1 к настоящему разделу.

Мероприятие «Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов» реализуется в порядке, приведенном в подразделе 4.2 к настоящему разделу.

Мероприятие «Рекультивация объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов» реализуется муниципальными образованиями за счет средств бюджета автономного округа (субсидии), местных бюджетов и внебюджетных средств. Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа местным бюджетам на рекультивацию санкционированных и несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления приведен в подразделе 4.1.2 к настоящему разделу.

Порядок организации и  проведения экологических конкурсов приведен в подразделе  4.3 к настоящему разделу.

Реализация программных мероприятий подведомственными учреждениями осуществляется за счет субсидий из бюджета автономного округа, выделяемых Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ, которое формируется подведомственным учреждениям по каждой работе на основе утвержденного Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры перечня государственных работ.

Мероприятия, финансируемые за счет средств программы «Сотрудничество», реализуются в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 декабря 2007 года № 313-п «О формировании и реализации программы «Сотрудничество».

Мероприятия «Мониторинг реализации программ, направленных на повышение уровня утилизации  попутного нефтяного газа», «Мониторинг реализации программ, направленных на  снижение площади нефтезагрязненных земель», «Формирование реестра объектов размещения твёрдых бытовых отходов (в том числе несанкционированных свалок)» и «Ведение единого межведомственного информационного ресурса в области обращения с отходами на основе регионального кадастра отходов» направлены на достижение целей настоящей государственной программы и реализуются исполнительными органами государственной власти автономного округа без привлечения дополнительных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой расходов на исполнение возложенных полномочий.

Объем средств на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств федерального бюджета устанавливается федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Поступление средств субвенций федерального бюджета в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с ежегодным распоряжением Правительства Российской Федерации о распределении субвенций, предоставляемых в текущем году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации: «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и соглашениями о предоставлении в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на осуществление отдельных полномочий субъекта Российской Федерации.

В процессе реализации государственной программы могут проявиться следующие риски, которые могут повлиять на ожидаемые непосредственные и конечные результаты реализации государственной программы:

1) Непрогнозируемые изменения федерального и регионального законодательства, связанные с расширением полномочий, не обеспеченных бюджетным финансированием, выделенным на выполнение государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы, оперативного реагирования на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующих нормативных актов, их методического, информационного сопровождения.

2) Сокращение бюджетного финансирования (федеральный, региональный, местные бюджеты), выделенного на реализацию государственной программы, что повлечет пересмотр стратегических ее задач или снижение ожидаемых эффектов от реализации государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством использования механизмов государственно-частного партнёрства, привлечения внебюджетных источников.

3) Невыполнение государственных контрактов связано с  отсутствием исполнителей (поставщиков, подрядчиков) товаров (работ, услуг), определяемых в порядке, установленной федеральным законодательством. Предупреждение данного риска осуществляется планированием государственных закупок и контролем за исполнением государственных контрактов.

 

4.1. Порядок предоставления субсидий на строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов, рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов

Настоящий Порядок регулирует предоставление субсидий из бюджета автономного округа  бюджетам муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов автономного округа) на строительство, реконструкцию, расширение межмуниципальных, межпоселенческих и локальных объектов  для размещения и переработки твердых бытовых отходов, на рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов.

Субсидии предусматриваются в составе расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

Распределение субсидий между муниципальными образованиями автономного округа осуществляется  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры в соответствии с настоящим Порядком.

 

4.1.1. Обязательными условиями для участия в отборе муниципальных образований автономного округа для получения субсидий на строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов являются:

включение объекта в Схему обращения с отходами производства и потребления в автономном округе на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп;

наличие проектной документации на строительство объекта (при отборе на очередной финансовый год).

Отбор муниципальных образований автономного округа для предоставления субсидий осуществляет  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры по следующим критериям:

наличие не завершенных строительством объектов с высокой степенью готовности и предполагаемых к завершению строительством в очередном финансовом году и плановом периоде;

наличие объектов, по которым обеспечивается привлечение иных внебюджетных источников финансирования;

наличие объектов межмуниципального назначения.

Размер субсидии на софинансирование строительства объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов определяется Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры по формуле:

 

Рi  = Р x Нi/ ∑Нi x Коб x Квб x Кмм  , где

 

Рi – расчётный размер субсидии i-му муниципальному образованию на софинансирование строительства объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов, тыс. рублей;

Р – общий объём средств бюджета автономного округа на строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов, предусмотренный в составе расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год;

Нi – численность постоянного населения i-го муниципального образования;

Коб – коэффициент, учитывающий обеспеченность муниципального образования полигонами для размещения твердых бытовых отходов;

 

Уровень обеспеченности полигонами, %

0 – 1

1 – 5

5 – 15

15 – 30

30 – 50

50 – 70

> 70

Коб

10

8

6

4

3

2

1

 

Квб – коэффициент, учитывающий привлечение внебюджетных источников

 

Наличие привлеченных источников

есть

нет

Квб

1,5

1

 

Кмм – коэффициент, учитывающий межмуниципальный характер объекта

 

Количество муниципальных образований, для размещения отходов которых осуществляется строительство

1

2 – 5

5 – 10

> 10

Кмм

1

1,3

2,0

2,3

 

Расчётный объем субсидий, направляемых на первоочередное и приоритетное строительство i-го муниципального образования (Рпрi), по формуле:

 

Рпрi = Р / ∑ Рi x Рi x Кi

 

Кi= Мсi / Рi / Lсi, где:

 

Р – общий объем субсидий, предусмотренный из бюджета автономного округа;

Кi – коэффициент расходов бюджета автономного округа на софинансирование строительства объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов i-му муниципальному образованию;

Мсi – объём средств, необходимый на завершение или начало первоочередного приоритетного строительства i-го муниципального образования;

Lсi – нормативный срок (срок завершения) строительства i-го муниципального образования.

Определение объемов субсидии из бюджета автономного округа муниципальным образованиям осуществляется в соответствии с расчетными объемами субсидий на приоритетное строительство (Рпрi), приведёнными к объёму средств, предусмотренных на реализацию государственной программы (Р), посредством выравнивающего коэффициента (Кв) по следующей формуле:

 

Кв = Спi / ∑ Рпрi

 

Спi = Рпрi x Кв, где:

 

Спi – объем субсидий из бюджета автономного округа i-му муниципальному образованию на приоритетное строительство.

Уровень софинансирования из бюджета автономного округа составляет не более 90 % от  годового объема бюджетных инвестиций на строительство объектов размещения и переработки твердых бытовых отходов муниципальных образований автономного округа.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа обязаны обеспечить ежегодное софинансирование в размере не менее 10 % от годового объема бюджетных инвестиций на строительство объектов размещения и переработки твердых бытовых отходов за счёт средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе увеличивать долю софинансирования по строительству объектов за счет собственных и привлеченных средств.

Отбор муниципальных образований автономного округа осуществляется на основании заявки органов местного самоуправления автономного округа по форме, утвержденной  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры с приложением документов, сведений, установленных постановлением Правительства автономного округа от 2 апреля 2011 года № 93-п «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направляемых на капитальные вложения».

Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года № 373-п «О Порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Органы местного самоуправления автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа несут ответственность за нарушение условий, установленных настоящим Порядком, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры вправе внести в установленном порядке предложения о перераспределении субсидий на финансирование объектов между муниципальными образованиями автономного округа:

на основании поручений Губернатора автономного округа и решений, принятых Правительством автономного округа;

по результатам освоения (не освоения) предусмотренных объемов капитальных вложений, а также возможности освоения дополнительных объемов капитальных вложений до конца текущего года;

по результатам размещения государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

условий действующих контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Субсидии, не использованные муниципальными образованиями автономного округа на конец финансового года, подлежат возврату в бюджет автономного округа, если иное не предусмотрено законодательством автономного округа.

 

4.1.2. Для участия в отборе и получения субсидий на рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа представляют в Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры заявку по форме, утвержденной им, в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому.

С целью отбора заявок  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры создает комиссию для отбора заявок с участием представителей Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа. Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Отбор муниципальных образований для получения субсидий осуществляет комиссией по следующим критериям:

включение объекта и несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов в Схему обращения с отходами производства и потребления в автономном округе на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп;

включение объекта и несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов в региональный реестр объектов размещения отходов регионального кадастра отходов;

наличие проектной документации на рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов (при отборе на очередной финансовый год);

наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (при отборе на очередной финансовый год);

наличие муниципальной программы, включающей мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, в том числе рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов.

При недостаточности объема средств бюджета автономного округа, требуемых для софинансирования всех отобранных муниципальных программ, комиссия отдаёт приоритет следующим заявкам:

в результате реализации которых будет предотвращён наибольший размер экологического ущерба от рекультивации санкционированных и несанкционированных объектов твердых бытовых отходов, рассчитанного в соответствии с установленными методиками;

по которым имеются предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, выданные уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими государственного экологического надзора;

на реализацию которых привлечены внебюджетные источники.

Комиссия выносит решение с указанием отобранных и неотобранных муниципальных образований автономного округа. Решение комиссии оформляется протоколом. Выписка из решения Комиссии направляется органам местного самоуправления муниципальных автономного округа образований.

Распределение субсидий между муниципальными образованиями автономного округа осуществляется  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры на основании решения комиссии до 25 августа года, предшествующего планируемому.

В течение 10 календарных дней после принятия закона о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры  направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа проект соглашения о предоставлении субсидий (далее – соглашение).

В соглашении должны быть предусмотрены:

сведения об объеме субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования;

цели, на которые предоставляется субсидия;

условия предоставления и расходования субсидии;

наименование объектов с указанием видов работ;

обязательство органа местного самоуправления по финансовому обеспечению рекультивации санкционированных и несанкционированных объектов размещения  твердых бытовых отходов;

обязательство органа местного самоуправления о предоставлении отчетов о расходах бюджета муниципального образования на рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

значения целевых показателей эффективности использования субсидии и обязательство органа местного самоуправления о предоставлении отчетов о достижении этих значений;

условие приостановления предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением. При невозможности устранения указанного нарушения предоставление субсидии прекращается в установленном законодательством порядке;

ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

иные условия, касающиеся предоставления субсидии.

Уровень софинансирования из бюджета автономного округа и внебюджетных источников составляет 80 % от стоимости работ по рекультивации объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов муниципальных образований автономного округа.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа обязаны обеспечить софинансирование в размере 20 % от стоимости работ по рекультивации объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов за счёт средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе увеличивать долю софинансирования по объектам за счет собственных средств.

Субсидии муниципальным образованиям автономного округа предоставляются за фактически выполненные объемы работ, за исключением авансовых платежей, предусмотренных заключенными органами местного самоуправления контрактами.

Органы муниципальных образований автономного округа направляют в Департамент финансов автономного округа заявки на предоставление субсидии по форме, утвержденной Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Департамент финансов автономного округа на основании заявки на предоставление субсидии осуществляет ее перечисление в бюджет муниципального образования автономного округа.

Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры  письменно информирует Департамент финансов автономного округа:

ежеквартально о соблюдении муниципальными образованиями автономного округа условий предоставления субсидий на основе представляемых ими отчетных данных;

на основе оперативных данных о соблюдении муниципальными образованиями автономного округа условий предоставления субсидий.

Контроль за использованием субсидий муниципальными образованиями автономного округа осуществляется Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа представляют в  Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры отчет об использовании средств бюджета автономного округа, предоставленных в виде субсидий, а также достигнутых показателях по форме и в сроки, установленные Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры.

Субсидии, не использованные по назначению в текущем году, подлежат возврату в бюджет автономного округа в установленном порядке.

 

4.2. Порядок финансирования проектирования и строительства комплексных межмуниципальных объектов для размещения, сортировки и переработки отходов

(далее – Порядок)

 

Для целей настоящего Порядка под межмуниципальным объектом для размещения, сортировки и переработки отходов понимается объект ликвидации отходов, в состав которого входят: полигон твёрдых бытовых отходов, мусоросортировочная линия (станция, завод), а также могут входить полигон промышленных отходов и объекты по обработке, обезвреживанию и переработке отходов, по подготовке и использованию вторичного сырья, выпуску продукции из вторичного сырья, площадки складирования вторичного сырья и продукции (далее – комплексный полигон отходов).

Государственным заказчиком проектирования комплексных полигонов отходов выступает Департамент строительства автономного округа.

Проектирование комплексного полигона отходов осуществляется за счёт средств бюджета автономного округа, предусмотренных в составе расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.

Включение расходов на финансирование проектирования комплексного полигона отходов в состав расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период осуществляется по предложениям Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры, подготовленных на основании совместной заявки муниципальных образований автономного округа, в интересах которых строится комплексный полигон отходов при условии:

включения комплексного полигона отходов в Схему обращения с отходами производства и потребления в автономном округе на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп;

наличия соглашения между муниципальными образованиями автономного округа, в интересах которых будет строиться комплексный полигон отходов, по вопросу разграничения обязательств;

наличия правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство комплексного полигона отходов (в случае их  отсутствия – решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства);

наличия технического задания на проектирование с указанием основных технико-экономических показателей предлагаемого к строительству комплексного полигона отходов.

Строительство, техническое обслуживание, эксплуатация и предоставление публичных услуг комплексных полигонов отходов осуществляется на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности путём заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве (концессионного соглашения).

Соглашение о государственно-частном партнерстве должно включать в себя следующие обязательные условия:

1) объект соглашения;

2) срок действия соглашения;

3) порядок строительства и эксплуатации объекта соглашения;

4) порядок расчетов между сторонами, включая платежи автономного округа в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с действующим законодательством;

5) порядок установления права собственности на создаваемый объект соглашения (распределение долей автономного округа и частного партнера в праве собственности на указанный объект соглашения, условия возникновения таких прав и другие условия).

Иные условия соглашения, сроки и объемы участия сторон в государственно-частных партнерствах определяются сторонами соглашения при его заключении.

4.3. Порядок  организации и проведения экологических конкурсов

(далее – Порядок)

Настоящий Порядок   предусматривает организацию и проведение экологических конкурсов окружной конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды»;

окружной конкурс средств массовой информации «Экологическое эхо Югры».

Расходы на организацию и проведение экологических конкурсов, а так же поощрение победителей,  на очередной финансовый год (предельный фонд) устанавливаются в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств в рамках мероприятий Программы: 4.3.1 «Конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды», 4.3.2 «Окружной конкурс средств массовой информации «Экологическое эхо Югры».

Сроки проведения экологических конкурсов, контактная информация организаторов, требования к оформлению конкурсных материалов, критерии конкурсного отбора, порядок оценки конкурсных материалов и определения победителей, состав конкурсных комиссий определяются положениями об экологических конкурсах,  утверждаемыми приказами Природнадзора Югры.

Конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» (далее – Конкурс) проводится Природнадзором Югры среди муниципальных образований автономного округа в целях выявления и поощрения тех из них, которые достигли лучших результатов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Задачами Конкурса являются:

оценка результативности деятельности муниципальных образований автономного округа в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и развития системы экологического образования и просвещения;

оценка приоритетов развития экологической инфраструктуры муниципальных образований автономного округа;

оценка эффективности принятых решений в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и развития системы экологического образования и просвещения;

стимулирование муниципальных образований, показавших лучшие результаты в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и развития системы экологического образования и просвещения.

4.3.1. Победителям Конкурса вручаются денежные премии по 2 номинациям:

«Лучшее муниципальное образование – городской округ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» – 40 % от предельного фонда;

«Лучшее муниципальное образование – муниципальный район в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» – 60 % от предельного фонда.

 Решение о награждении денежными премиями победителей Конкурса утверждается распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – распоряжение) на основании протоколов конкурсных комиссий.

Денежные премии перечисляются победителям Конкурса в течение 30 календарных дней с даты подписания распоряжения.

Денежные премии подлежат целевому использованию в следующем соотношении:

10 % – на премирование специалистов муниципальных образований, добившихся наивысших результатов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;

90 % – на реализацию природоохранных мероприятий (проектов) (в том числе на оплату работ и услуг по организации акций, конкурсов, выставок, десантов, конференций; приобретение материально-технических средств для развития детских и молодежных экологических объединений).

Природнадзор Югры и Служба контроля Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры осуществляют проверку соблюдения победителями конкурсов условий, целей и порядка предоставления и использования  денежных премий.

Денежные премии, не использованные по назначению, подлежат возврату в бюджет автономного округа в текущем году.

4.3.2. Окружной конкурс средств массовой информации «Экологическое эхо Югры» (далее – Конкурс СМИ) проводится Природнадзором Югры и Департаментом общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры среди участников, которыми являются:

телевизионные, радиовещательные, печатные и электронные средства массовой информации (окружные, муниципальные, ведомственные, частные), действующие на территории автономного округа;

авторы, авторские коллективы средств массовой информации автономного округа.

Задачами Конкурса СМИ являются:

привлечение внимания журналистов к освещению экологических проблем автономного округа, природоохранной, научной, эколого-просветительской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды, в том числе в отношении особо охраняемых природных территорий автономного округа;

привлечение внимания общественности к сохранению и рациональному использованию природных ресурсов автономного округа, к решению экологических проблем, охране окружающей среды на всей территории автономного округа;

формирование системы стимулирования средств массовой информации в подготовке материалов экологической направленности.

Победителям Конкурса СМИ по 4 номинациям перечисляются денежные премии на их лицевые счета в соответствии с протоколом конкурсной комиссии:

«Лучшая редакция средства массовой информации Югры, освещающая вопросы экологии»:

1 победитель – 25 % от предельного фонда;

«Лучшая авторская телевизионная программа»:

первое место – 15 % от предельного фонда;

второе место – 10 % от предельного фонда;

«Лучшая авторская публикация в прессе, интернет-СМИ»:

первое место – 15 % от предельного фонда;

второе место – 10 % от предельного фонда;

«Лучшая авторская радиопередача»:

 первое место – 15 % от предельного фонда;

 второе место – 10 % от предельного фонда.


Опубликовано: 18.03.2016 16:34        Обновлено: 31.03.2016 11:10