Размер:
Цвет:

Отчет за 2019 год

Аналитическая информация о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы автономного округа «Экологическая безопасность» за 2019 год

 

1. Результаты реализации государственной программы (оценка результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию и степени достижения контрольных событий, а также запланированных, но не достигнутых результатов с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий с аргументированным обоснованием причин).

Государственная программа автономного округа «Экологическая безопасность» направлена на сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений.

Государственной программой предусмотрена реализация 4 региональных проектов паспорта портфеля проектов «Экология»: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение уникальных водных объектов».

По региональному проекту «Чистая страна» предусмотрена ликвидация 2 объектов накопленного вреда окружающей среде: полигона утилизации твердых бытовых отходов пгт. Федоровский Сургутского района и свалки твердых бытовых отходов на 8-км автодороги Нефтеюганск-Сургут.

По рекультивации полигона по утилизации твердых бытовых отходов пгт. Федоровский Сургутского района выполняется технический этап.

По рекультивации свалки твердых бытовых отходов на 8-км автодороги Нефтеюганск-Сургут, разработана проектно-сметная документация, 30 января 2020 года проведены общественные слушания.

Кроме того, региональным проектом предусмотрена ликвидация опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

В 2019 году признаны соответствующими требованиям и исключены из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа 3 507 участков на общей площади 792 га.

По данным регионального кадастра отходов на территории автономного округа ликвидировано 88 шламовых амбаров (предварительные данные).

Реализация регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предусматривает создание и ввод в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов путем заключения концессионных соглашений.

В настоящее время заключено концессионное соглашение на строительство комплексного межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов для Нефтеюганского района. Концессионером выполнены подготовительные работы и инженерная подготовка территории строительства в объеме 70% от проектных значений.

Завершены конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения на строительство полигона для городов Нижневартовск, Мегион, поселений Нижневартовского района, победителем определен ООО «Нижневартовское экологическое объединение».

В рамках регионального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» реализуется приоритетный проект по сохранению популяции Сибирского осетра путем проведения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.

В соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и предприятиями-природопользователями включены обязательства хозяйствующих субъектов по реализации компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, путем приоритетного выпуска в водные объекты Югры ценных и особо ценных видов рыб (осетр, нельма, муксун, чир, стерлядь).

В 2019 году рыборазводные предприятия по договорам с нефтегазодобывающими компаниями, работающими в автономном округе, в реки Обь-Иртышского рыбохозяйственного района выпустили 4 288,1 тыс. молоди Сибирского осетра.

В рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» проведено 271 мероприятие, очищено 290 км прибрежной территории водных объектов, привлечено 27 097 человек.

В 2019 году выполнены подготовительные работы по строительству 2 очереди дамбы обвалования в пгт.Приобье Октябрьского района, протяженностью 460,73 метров.

Проведены 2 комплексные биолого-географические экспедиции в районе памятника природы регионального значения «Геологический памятник природы «Ледниковые валуны Шеркалы» на территории муниципального образования Октябрьский район и в районе памятника природы регионального значения «Голубые озера» на территории муниципального образования Ханты-Мансийский район.

Результаты исследования доказали, что создание памятников природы является наиболее оптимальной и эффективной формой сохранения ландшафтного комплекса, включающего большое количество ледниковых отложений – валунов в Октябрьском районе и сохранения уникальных популяции охраняемых видов растений – шильников озерного и колючеспорового в Ханты-Мансийском районе.

Выполнены работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) в границах муниципального образования городов Ханты-Мансийск, Сургут, Нягань, Нефтеюганск и Когалым.

Подведены итоги по окружному конкурсу «Внедрение эффективных процессов обращения с отходами, в том числе раздельного сбора и дальнейшей переработки отходов». Победителями признаны город Когалым и Нижневартовский район.

16 мая - 7 июня 2019 год под девизом «Познавая природу, сохраняй ее!» прошла XVII Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», проект, ставший визитной карточкой автономного округа.

В рамках Акции на территории автономного округа проведено 5 156 мероприятий с общим количеством участников свыше 602 тыс. человек.

С целью формирования целостной картины восприятия населением Российской Федерации проблем экологии и загрязнения окружающей среды, оценки уровня информированности о применяемых мерах государственной политики, в начале 2019 года было проведено количественное социологическое исследование мнений граждан Российской Федерации (выборка исследования составила 10 400 человек из 85 субъектов Российской Федерации). По результатам опроса большинство респондентов отметили ухудшение состояния экологии в регионе своего проживания за последние 5 лет (66%), еще 30% считают, что состояние экологии осталось без изменений.

 

2. Анализ степени выполнения мероприятий государственной программы в отчетном году, в том числе предложенных заинтересованной общественностью, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В 2019 году было запланировано 13 основных мероприятий государственной программы, из них выполнено в полном объеме 12 мероприятий (более 98%).

Не в полном объеме профинансировано мероприятие по обеспечению регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления (48,3%). В рамках указанного мероприятия проведен окружной конкурс «Внедрение эффективных процессов обращения с отходами, в том числе раздельного сбора и дальнейшей переработки отходов». Победителями определены город Когалым и Нижневартовский район.

С муниципальными образованиями заключены соглашения о предоставлении субсидии местным бюджетам из бюджета автономного округа. По условиям заключенных соглашений предоставление субсидий осуществляется после соблюдений муниципальными образованиями условия о необходимости заключения муниципального контракта. Муниципальным образованием Нижневартовский район контракт заключен 30.12.2019, в связи с чем предоставить субсидию в 2019 году не представилось возможным.

Муниципальными образованиями осуществлен возврат неиспользованных средств субвенций по осуществлению отдельных полномочий автономного округа по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (экономия по результатам проведенных закупок).

 

3. Финансирование программных мероприятий (анализ структуры и динамики источников финансирования - федеральный бюджет, бюджет автономного округа, бюджеты муниципальных образований автономного округа, иные источники финансирования, в том числе программа «Сотрудничество»), Информация о привлеченных средствах из федерального бюджета, в том числе о подписанных соглашениях с главными распорядителями средств федерального бюджета.

Общий объём финансирования программы в 2019 году составил 11 487 157,3 тыс. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета – 58 042,6 тыс. рублей, из средств бюджета автономного округа – 606 943,6 тыс. рублей, из бюджета муниципальных образований автономного округа – 50 311,1 тыс. рублей, из внебюджетных источников – 10 771 860,0 тыс. рублей.

Профинансированы мероприятия в размере 14 233 451.0 тыс. рублей (123,9%), в том числе: из средств федерального бюджета – 55 916,6 тыс. рублей (96,3%), из средств бюджета автономного округа – 589 860,3 тыс. рублей (97,2%), из бюджета муниципальных образований автономного округа – 50 311,1 тыс. рублей (100%), из внебюджетных источников – 13 537 363,0 тыс. рублей (125,7 %).

 

4. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые ответственный исполнитель мог повлиять, и внешние, не зависящие от ответственного исполнителя, а также принятие определенных мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных внешних факторов в течение отчетного года

В процессе реализации государственной программы Природнадзором Югры проводится анализ факторов и рисков, которые могут повлиять на результаты реализации мероприятий государственной программы:

1) Непрогнозируемые изменения законодательства Российской Федерации и законодательства автономного округа, длительность формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации программных мероприятий.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы, оперативного реагирования на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующих нормативных актов, их методического, информационного сопровождения. Привлечению на этапе согласования проекта государственной программы органов местного самоуправления автономного округа, населения, общественных организаций для рассмотрения и подготовки предложений путем размещения проекта на едином официальном сайте государственных органов власти автономного округа в сети Интернет.

2) Возможное снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции и, как следствие, существенное сокращение расходной части бюджета автономного округа, в том числе сокращение объема финансовых средств, направленных на реализацию государственной программы, что, в свою очередь, связано с сокращением или прекращением части программных мероприятий и неполным выполнением целевых показателей государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством привлечения внебюджетных источников через заключение концессионного соглашения, иных источников финансирования на реализацию мероприятий государственной программы (средств компаний предприятий-природопользователей). А также ежегодное уточнение финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от доведенных лимитов, достигнутых результатов и определенных приоритетов для первоочередного финансирования.

3) Невыполнение государственных контрактов, связанное с отсутствием исполнителей (поставщиков, подрядчиков), товаров (работ, услуг), определяемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предупреждение данного риска осуществляется планированием государственных закупок и контролем за исполнением государственных контрактов.

4) Административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией государственной программы, нарушением планируемых сроков реализации государственной программы, невыполнением ее целей и задач, недостижением плановых значений показателей, снижением эффективности использования ресурсов и качества выполнения программных мероприятий государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется:

- посредством публикации отчетов о ходе реализации государственной программы на сайте Природнадзора Югры;

- повышением эффективности взаимодействия участников реализации государственной программы путем проведения совещаний;

- своевременная корректировка государственной программы;

- повышение ответственности за использование ресурсов, принятие ключевых решений в определении путей и методов реализации государственной программы

 

5. Информация о мероприятиях, реализуемых на принципах проектного управления в отчетном году.

На принципах проектного управления реализуется мероприятие по созданию комплексных межмуниципальных полигонов твердых коммунальных отходами. Реализация мероприятия осуществляется в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Реализация регионального проекта предусматривает создание и ввод в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов для городов:

Нижневартовск, Мегион, поселений Нижневартовского района;

Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселения Нефтеюганского района;

Нягань, поселения Октябрьского района;

Сургут, Когалым, поселений Сургутского района;

Ханты-Мансийск, поселений Ханты-Мансийского района.

В настоящее время заключено концессионное соглашение на строительство комплексного межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов для Нефтеюганского района. Концессионером выполнены подготовительные работы и инженерная подготовка территории строительства в объеме 70% от проектных значений.

Завершены конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения на строительство полигона для городов Нижневартовск, Мегион, поселений Нижневартовского района, победителем определен ООО «Нижневартовское экологическое объединение».

По комплексным межмуниципальным полигонам для Сургутского и Ханты-Мансийского районов ведется подготовка и организация конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений

 

6. Выводы с описанием изменений в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа за отчетный период, наиболее значимые реализованные проекты, в том числе количество и мощность введенных объектов капитального строительства, передовой опыт и достижения автономного округа в отрасли, предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы

Экологическая ситуация округа определяется промышленной специализацией региона на добыче углеводородного сырья. Эксплуатация объектов нефтедобычи в сложных северных условиях связана с высокими рисками аварийности и загрязнения окружающей среды.

В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду от нефтедобычи в регионе создан эффективный механизм взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса:

заключены соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтегазодобывающими компаниями, в рамках которых предприятия берут на себя повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий. Со своей стороны, Правительство автономного округа осуществляет контроль за реализацией нефтяными компаниями природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Мероприятия крупных нефтегазодобывающих компаний включены в государственную программу «Экологическая безопасность»;

внедрена и эффективно функционирует система непрерывных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков – локальный экологический мониторинг, которым охвачено 97,3 % лицензионных участков;

осуществляется планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;

внедрен механизм оценки качества рекультивационных работ с применением регионального норматива остаточного содержания нефтепродуктов в почвах;

разработан и утвержден Порядок освидетельствования рекультивированных земельных участков ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой для исключения из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий автономного округа к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50 процентов).

В результате принимаемых мер по отношению к 2017 году объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократились с 1 412,4 до 1 373,4 тыс.тонн.

Согласно ежегодному обзору Росгидромета за последние 9 лет, уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Югры снизился с «высокого» и «очень высокого» до «низкого».

На территории автономного округа допущено 1 096 аварийных отказов (инцидентов), что в три раза меньше по сравнению с 2017 годом.

Площади нефтезагрязненных земель сократились по сравнению с 2017 годом в полтора раза (с 3 569 га в 2017 году до 2 681 га в 2019 году). Природнадзором Югры в 2019 году признано соответствующим требованиям регионального норматива 3 507 участков на общей площади 792 га.

Концентрации нефтепродуктов и хлоридов, являющихся приоритетными загрязнителями водотоков, снизились в несколько раз. За 2019 год среднее содержание нефтепродуктов и хлоридов во всех крупных реках осталось на уровне 2018 года: нефтепродуктов – 0,5-0,8 ПДК, хлоридов – 0,04-0,09 ПДК.

Улучшение состояния водных объектов подтверждается данными Росгидромета, свидетельствующими, что в реках нефтегазодобывающих регионов (Обь, Печора, Енисей, Лена), среднегодовой вынос нефтепродуктов в Северный ледовитый океан уменьшился только по реке Обь (с 220 тыс.тонн в 2011 году до 8 тыс.тонн в 2018 году или в 27,5 раз).

Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов.

Югра является лидером по доле возмещения ущерба, причиненного лесному фонду. За 2019 год в целях добровольного возмещения вреда нарушителям предъявлена 228 претензий на сумму 520 510,6 тыс. рублей, сумма возмещенного ущерба (с учетом материалов прошлых лет) составила 1 095 334,1 тыс. рублей (210%), в среднем по России этот показатель составляет 3-5% от общей суммы ущерба.

Планомерное осуществление мероприятий по пожарному надзору, активная профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу позволили снизить количество предприятий, не соблюдающих требования пожарной безопасности с 34% до 6% в 2019 году.

В Югре реализуется комплекс мер направленный на снижение негативного воздействия от отходов производства и потребления.

Ежегодно в автономном округе образуется порядка 7 млн. тонн отходов, из которых 97% составляют отходы производства (отходы от нефтедобычи).

Основу обращения с отходами составляет их обезвреживание и утилизация. По итогам 2018 года доля утилизированных отходов в общем объеме образовавшихся отходов составила 87,9% (в Российской Федерации – 52,4%). Положительная тенденция достигнута за счёт активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли.

С целью увеличения доли утилизированных и обезвреженных твердых коммунальных отходов региональным проектом «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрено создание 5 комплексных межмуниципальных полигонов.

В составе комплексных межмуниципальных полигонов будут предусмотрены перспективные площадки для осуществления деятельности по обработке автомобильных шин, ПЭТ-отходов, макулатуры и других видов отходов с последующим производством продукции. Проекты будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства путем проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации полигонов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» за счет привлечённых инвестиционных средств.

В рамках регионального проекта «Чистая страна» в 2019 году осуществляется рекультивация полигона утилизации твердых бытовых отходов пгт. Федоровский Сургутского района и разрабатывается проектно-сметная документация на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов на 8-км автодороги Нефтеюганск-Сургут.

В Югре обеспечено взаимодействие с региональным отделением Общероссийского народного фронта «За Россию» в части исполнения поручения Президента Российской Федерации о реализации проекта «Генеральная уборка» (интерактивная «карта свалок»). С начала реализации проекта (май 2017 года) по настоящее время из 1 469 ликвидировано 893 места (60%) несанкционированного размещения отходов – I место в рейтинге по общему количеству ликвидированных свалок.

Очистка берегов водных объектов от бытового мусора и древесного хлама осуществляется в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов». В 2019 году проведено 271 мероприятие, очищено 290 км прибрежной территории водных объектов, привлечено 27 097 человек.

В рамках регионального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» в Югре реализуется мероприятие по сохранению популяции Сибирского осетра путем проведения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.

В 2019 году рыборазводные предприятия по договорам с нефтегазодобывающими компаниями, работающими в автономном округе, в реки Обь-Иртышского рыбохозяйственного района выпустили 4 288,1 тыс. молоди Сибирского осетра.

С 16 мая по 7 июня под девизом «Познавая природу, сохраняй ее!» прошла XVII Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» проект, ставший визитной карточкой автономного округа.

В рамках Акции на территории автономного округа проведено 5 156 мероприятий с общим количеством участников свыше 602 тыс. человек, что составляет 37,7% от общего количества жителей автономного округа.

С целью формирования целостной картины восприятия населением Российской Федерации проблем экологии и загрязнения окружающей среды, оценки уровня информированности о применяемых мерах государственной политики, в начале 2019 года было проведено количественное социологическое исследование мнений граждан Российской Федерации (выборка исследования составила 10 400 человек из 85 субъектов Российской Федерации). По результатам опроса большинство респондентов отметили ухудшение состояния экологии в регионе своего проживания за последние 5 лет (66%), еще 30% считают, что состояние экологии осталось без изменений.

Необходимо отметить, что результаты проведенного в ноябре 2018 года социологического исследования на тему «Население о состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (выборка исследования составила 3 006 человек из 22 муниципальных образований) показали, что 77% жителей региона оценивают экологическую ситуацию на территории автономного округа как благополучную (в 2003 году при разработке Концепции экологической безопасности 68% жителей Югры негативно оценили состояние окружающей среды).

Ключевыми целями на 2020 год являются:

1)      Завершение строительства комплексного межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района.

2)      Завершение рекультивации полигона утилизации твердых бытовых отходов пгт. Федоровский Сургутского района.

3)      Реализация приоритетного проекта по восстановлению популяции Сибирского осетра.

4)      Сокращение накопленных площадей нефтезагрязнённых земель на 600 га.

 

Предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы

В целях повышения эффективности реализации государственной программы проводятся следующие мероприятия:

-мониторинг реализации мероприятий государственной программы;

-корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственной программы;

-своевременное перераспределение финансовых средств в целях эффективного их использования.

В 2020 году требуется внесение изменений в государственную программу:

-предусмотреть финансирование на выплату капитального гранта по строительству и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов (в 2019 году концессионер на выплату капитального гранта не заявлялся) и выплату премии муниципальному образованию Нижневартовский район - победителю окружного конкурса «Внедрение эффективных процессов обращения с отходами» (соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа заключено, 30.12.2019 заключен контракт на выполнение работ по устройству карт складирования твердых коммунальных отходов на полигонах Нижневартовского района).

-привести в соответствие порядки по предоставлению субсидий из бюджета автономного округа с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 декабря 2019 года № 475-п «О Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры местным бюджетам».

 

 

Руководитель Службы                                                                  С.В. Пикунов

 

 

Опубликовано: 14.04.2020 09:52        Обновлено: 21.01.2021 11:27