Распоряжение Правительства ХМАО-Югры № 369-рп от 03.07.2015 Выписка по экологии
О Сводном годовом докладе о ходе реализации
и оценке эффективности государственных программ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»:
- Одобрить прилагаемый Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год.
- Ответственным исполнителям государственных программ в срок до 25 октября 2015 года внести изменения в государственные программы в части приведения в соответствие рекомендациям по результатам оценки эффективности государственных программ за 2014 год.
- Департаменту финансов автономного округа, на основе предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, Аппарата Губернатора автономного округа, осуществить полный переход на программно-целевой принцип формирования бюджета автономного округа.
-
Временно исполняющая обязанности
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Н.В.Комарова
-
Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от июня 2015 года №___-рп
Сводный годовой доклад
о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
за 2014 год (далее – Сводный годовой доклад)
Исполнение бюджетных обязательств на реализацию
государственных программ за 2014 год
№ п/п
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
План,
млрд. рублей*
Факт, млрд. рублей*
%
1
«Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы»
47,362
46,937
99,1
2
«Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы»
48,745
48,110
98,7
3
«Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы»
25,117
24,709
98,4
4
«Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 2014 - 2020 годы»
0,293
0,289
98,5
5
«Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
2,421
2,414
99,7
6
«Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
5,150
5,136
99,7
7
«Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
1,379
1,248
90,5
8
«Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 - 2020 годах»
1,870
1,880
100,5
9
«Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 -2020 годы»
2,090
2,084
99,7
10
«Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
0,114
0,112
98,0
11
«Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 - 2020 годах»
13,845
13,748
99,3
12
«Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
3,059
3,042
99,4
13
«Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты- Мансийского автономного округа – Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014 - 2020 годах»
0,816
0,810
99,2
14
«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
2,639
2,578
97,7
15
«Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
1,234
1,207
97,8
16
«Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
3,519
3,458
98,3
17
«Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
0,561
0,560
99,7
18
«Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
8,109
7,667
94,5
19
«Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
0,676
0,664
98,3
20
«Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
8,107
8,107
100,0
21
«Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
1,161
1,158
99,7
22
«Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
1,979
1,970
99,5
23
«О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»
0,041
0,043
105,2
24
«Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»
0,543
0,543
100,0
25
«Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2015 годы»
0,018
0,017
92,8
ИТОГО
180,847
178,491
98,6
*включая средства федерального бюджета
В соответствующих государственных программах предусмотрены мероприятия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, содействию инновационного развития, механизмы государственно-частного партнерства, осуществляется поддержка малого бизнеса, развивается реальный сектор экономики.
- Результаты оценки эффективности государственных программ
3.1. Новое качество жизни
В этот блок входят государственные программы, ориентированные на человека, включающие развитие здравоохранения, образования, поддержку семьи, улучшение качества жизни социально незащищенных групп и населения в целом.
Расходы бюджета автономного округа на новое качество жизни в 2014 году составили 149,4 млрд. рублей или 82 % расходной части бюджета автономного округа на государственные программы.
Наибольший удельный вес в структуре расходов за счет средств бюджета автономного округа по указанному направлению имели государственные программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» – 32,6 %, «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы» – 31,7 %, «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» – 16,8 %, «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах» – 9,3 %.
Государственным программам, входящим в блок «Новое качество жизни»:
«Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», «Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах» поставлена оценка «отлично»;
«Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы», «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» – «хорошо».
4.9. Государственная программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»
В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду, связанной с развитием нефтегазодобывающей отрасли, предприятиями-природопользователями в 2014 году инвестировано 12,4 млрд. рублей в мероприятие по строительству объектов утилизации попутного нефтяного газа, объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках, работы по рекультивации шламовых амбаров, по внедрению технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов. Также проводился мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В результате проведенных мероприятий доля нерекультивированных нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель сократилась до 70,9 % (2013 год – 80,4 %), на 25,4 % по сравнению с предыдущим годом снизилась доля сжигания попутного нефтяного газа, а уровень его использования увеличился на 1,8 % и составил 93,2 %.
Для обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями выполнялись работы по укреплению берега и дна р. Оби в районе г. Нижневартовска и укрепление берега р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске.
Завершены проектно-изыскательские работы по объекту «Дамба обвалования в пгт. Приобье Октябрьского района (мощность 512 погонных метра)».
В целях увеличения обеспеченности населенных пунктов автономного округа объектами размещения отходов завершено строительство полигона твердых бытовых отходов в пгт. Мортка Кондинского района и расширение полигона в г. Сургуте. В результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами твердых бытовых отходов увеличилась до 50 %, в 2013 году указанный показатель составлял 43 %.
Также в 2014 году осуществлялось проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов:
для городов Нефтеюганска, Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района;
для городов Нижневартовска, Мегиона, поселений Нижневартовского района;
для города Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.
Продолжается строительство полигонов в г. Советский и г. Лянторе.
В целях увеличения площади ликвидированных и рекультивированных объектов захоронения отходов производства и потребления выполнена рекультивация земельного участка, занятого выведенными из эксплуатации картами полигона твердых бытовых отходов г. Сургута.
В части выполнения функций государственного экологического надзора, формирования и развития системы мониторинга окружающей среды:
проведены работы по ежемесячному отбору и анализу проб для проведения аналитического контроля воздействия загрязняющих веществ на компоненты окружающей среды;
осуществлено сопровождение системы информационного обеспечения государственного экологического контроля;
выполнено 54 832 определения качества атмосферного воздуха на территориальной сети постов наблюдения: г. Белоярский, пгт. Берёзово, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Радужный и г. Сургут;
отобраны и проанализированы пробы в 20 пунктах наблюдений, составлена аналитическая записка «О содержании загрязняющих веществ в поверхностных водах в 20 пунктах параллельного отбора проб»;
выполнены работы по экологической паспортизации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 году.
Доля устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды увеличилась до 80 %, в 2013 году показатель составил 70 %.
Объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в 2014 году составил 1,7 млн. единиц.
В целях распространения среди всех групп населения экологических знаний и навыков организованы и проведены ХII Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», «Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития», Международный молодежный экологический форум, интеллектуальный турнир по экологической тематике «Что? Где? Когда?».
Достижение основных целевых показателей реализации государственной программы представлено в таблице 11.
Таблица 11
№ п/п |
Наименование основных показателей результатов реализации государственной программы |
Базовый показатель на начало реализации государственной программы |
Значение показателя на 2014 год |
|
||
план |
факт |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязнённых земель к общему объёму нефтезагрязнённых земель, накопленных на начало реализации государственной программы, % |
100 |
92,5 |
92,5 |
100 |
|
2 |
Объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, (нарастающим итогом с 2005 года), млн. единиц |
1,409 |
1,692 |
1,692 |
100 |
|
3 |
Доля устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, % |
62 |
70 |
81,0 |
116 |
|
4 |
Доля населения, вовлеченного в эколого- просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, % |
28 |
29 |
30,0 |
103 |
|
5 |
Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов, % |
43 |
45 |
50 |
111 |
|
6 |
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, % |
66,5 |
70 |
80 |
114 |
|
7 |
Объём предотвращённого экологического ущерба, млрд. рублей |
5,3 |
5,5 |
5,5 |
100 |
|
Средний процент достижения запланированных показателей государственной программы – 102,1 %. Государственной программой предусмотрен 1 показатель, установленный Указом Президента Российской Федерации, степень достижения которого составила 114,3%.
Показатели точно и непосредственно отражают динамику изменений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.
Предложения по дальнейшей реализации государственной программы
По итогам выполнения государственной программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» в 2014 году государственной программе поставлена оценка «отлично».
Принимая во внимание высокую социальную значимость мероприятий, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, снижение негативного воздействия на нее отходов производства и потребления, обеспечение защищенности населения автономного округа и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, а также осуществление мер по охране водных объектов, государственная программа рекомендована к реализации в 2015 году с учетом следующего.
По итогам 2014 года доля иных источников в общем объеме финансирования в 10 раз превышает долю средств бюджета автономного округа. Вместе с тем отмеченный положительный эффект обусловлен спецификой программных мероприятий, а именно: инвестированием нефтегазодобывающими предприятиями строительства объектов по утилизации попутного нефтяного газа, объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках, выполнением работ по мониторингу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекультивации шламовых амбаров, внедрению технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов. В этой связи рекомендовано предусмотреть дополнительные механизмы привлечения инвесторов к реализации программных мероприятий, таких как строительство полигонов твердых бытовых отходов, берегоукрепительные работы. Принимая во внимание, что проблема образования и утилизации бытовых отходов продолжает оставаться наиболее острой, целесообразно рассмотреть возможность внедрения инновационных проектов по переработке твёрдых бытовых отходов.