Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях


Утверждаю

Руководитель Службы по контролю

и надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира

и лесных отношений

_______________ С.В. Пикунов

« ___ » _____________ 2018 г.

Руководство по соблюдению обязательных требований

законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержден приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора и порядка ведения перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора».

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, па которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ст. 58, 59 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ст. 1, 2 Федерального закона от 14 марта 1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ).

В соответствии с Законом № ЗЗ-ФЗ могут быть организованы следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:

1) природные парки;

2) государственные природные заказники регионального значения;

3) памятники природы регионального значения;

4) дендрологические парки и ботанические сады регионального значения.




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРЯХ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИХ ОХРАННЫХ ЗОНАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

№ п/п

Обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Указание на структурные единицы нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Информация, необходимая для соблюдения обязательных требований и ответственность

1

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы природного парка.

В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Пункты 1, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138).

На территории автономного округа четыре природных парка регионального значения:

- Природный парк «Кондинские озера» - положение о природном парке утверждено постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26.06.2015 № 188-п;

- Природный парк «Нумто» - положение о природном парке утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2016 № 415-п;

- Природный парк «Сибирские увалы» - положение о природном парке утверждено постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.1998 № 444;

- Природный парк «Самаровский Чугас» - положение о природном парке утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2013 № 65-п.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях природных парков либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.39 КоАП РФ.

2

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы памятника природы.

В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Пункты 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138).

На территории автономного округа пять государственных природных заказников регионального значения:

- государственные природные заказники регионального значения «Березовский», «Сорумский», «Унторский – положения утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2017 г. № 19-п;

- государственный комплексный заказник регионального значения «Вогулка» - положение утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2014 № 373-п;

- государственный комплексный заказник регионального значения «Сургутский» – проект постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, утверждающее положение проходит оценку регулирующего воздействия.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.39 КоАП РФ.

3.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы памятника природы.

В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Пункты 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон

(постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138).

На территории автономного округа девять памятников природы регионального значения:

Памятник природы «Система озер Ай-Новыинклор, Ун-Новыинклор» - положение утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2007 № 196-п;

Памятник природы «Луговские мамонты» - положение утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2008 г. № 259-п;

Памятник природы «Лешак-Щелья» - положение утверждено постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2008 № 276-п;

Памятник природы «Ильичевский бор» - положение утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23.12.2008 № 275-п;

Памятник природы «Лесоболотная зона «Большое Каюково», памятник природы «Остров Смольный», памятник природы «Остров Овечий», памятник природы «Чеускинский бор» - положения утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2013 № 468-п.

Памятник природы регионального значения «Дальний Нырис» - положение о памятнике природы утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.03.2017 № 91-п, положение об охранной зоне памятника природы утверждено постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.03.2017 № 29.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях, на которых находятся памятники природы либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.39 КоАП РФ.

4.

Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации подлежит государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня.

Пункт 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утвержден приказом Природнадзора Югры от 14.10.2014 № 24-нп.

Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, также несут:

- административную ответственность (дополнительно к указанной выше административной ответственности) по следующим статьям КоАП РФ:

            часть 2 статьи 7.2 КоАП РФ (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков);

            статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами)

            статьей 7.6 КоАП РФ (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьями 7.7, 7.9, 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьями 8.5 - 8.9 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьями 8.12 - 8.14 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            частью 1 статьи 8.16 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьями 8.17 и 8.18 КоАП РФ (в части административных правонарушении, совершенных па особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьей 8.21 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьями 8.25 - 8.36 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных па особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            частями 1. 1.1. 2 и 3 статьи 8.37 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах):

            статьей 8.38 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьей 8.39 КоАП РФ;

            статьей 8.45.1 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

            статьей 39 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» (за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и (или) растений, занесенных в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обитающих, произрастающих на территории автономного округа, за исключением видов животных и (или) растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания этих животных либо к гибели таких растений).

- уголовную ответственность по следующим статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ):

          статья 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов;

          статья 258 УК РФ (незаконная охота);

          статья 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений);

          статья 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений);

          статья 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

- гражданско-правовую ответственность:

           вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление (п. 3 ст. 36 Закона № ЗЗ-ФЗ).

           размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях (п. 9 Методики исчисления вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»);

           при исчислении размера вреда, причиненного особо охраняемым водным объектам в результате нарушения водного законодательства коэффициент, установленный для бассейна водного объекта, увеличивается в 1,5 раза (таблица 2 приложения 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87);

           юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - но фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 56 Закона № 52-ФЗ).

Опубликовано: 03.07.2018 11:05        Обновлено: 03.07.2018 11:05