Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны водных объектов

Утверждаю:

Руководитель Службы по контролю

и надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира

и лесных отношений

 

_______________ С.В. Пикунов

« ____ » _____________ 2021 г.

 

Руководство по соблюдению обязательных требований

в области использования и охраны водных объектов

 

Руководство по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны водных объектов разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях профилактики нарушений обязательных требований.

Законодательство в области использования и охраны водных объектов состоит из Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 ВК РФ).

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, утвержден приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора и порядка ведения перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора», размещен на сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами (ч.1, 2 ст. 6 ВК РФ).

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 6 ст. 6 ВК РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ).

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью (ч. 4 ст. 65 ВК РФ):

- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В границах водоохранных зон запрещается (ч. 15 ст. 65 ВК РФ):

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, установленными для водоохранных зон запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 ВК РФ).

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным ВК РФ и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях
(ч. 2 ст. 11 ВК РФ):

- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ;

- использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено ч. 3 и ч. 4 ст. 11 ВК РФ;

- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.ч. 2, 4 ст. 11 ВК РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях (ч. 3 ст. 11 ВК РФ):

- обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- сброса сточных вод;

- строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

- создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

- строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 47 ВК РФ;

- подъема затонувших судов;

- сплава древесины;

- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Водопользование без предоставления водных объектов в пользование осуществляется в следующих случаях (ч. 4 ст. 11 ВК РФ):

- использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 47 ВК РФ;

- использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного п. 11 ч. 3 ст. 11 ВК РФ;

- использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации (ч. 2 ст. 47 ВК РФ).

- использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование (ст. 51.2 ВК РФ).

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (ч. 6 ст. 10 ВК РФ).

Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется водопользователем в соответствии с гражданским законодательством с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего водный объект в пользование в пределах полномочий.

Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре
(ст. 19 ВК РФ).

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны (ч. 2 ст. 39 ВК РФ):

- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- вести порядке, установленном приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представлять результаты такого учета ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в Отдел водных ресурсов по ХМАО-Югре Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсов и Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.

- выполнять иные, предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами, обязанности.

Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 2 ст. 61 ВК РФ).

Основные требования к использованию водных объектов (ст. 42 ВК РФ):

- при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

- при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц;

- работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Основные требования к охране водных объектов (ст. 55 ВК РФ):

- собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

- при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 № 1391).

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

- ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах (ч. 3 ст. 60 ВК РФ);

- проектирование прямоточных систем технического водоснабжения (ч.4 ст.60 ВК РФ).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (ч. 1 ст. 56 ВК РФ);

- захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ) (ч. 5 ст. 56 ВК РФ);

- сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты) (ч. 6 ст. 56 ВК РФ);

- проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества) (ч. 7 ст. 56 ВК РФ);

- загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами) (ч. 1 ст. 57 ВК РФ);

- ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ) (ч. 5 ст. 60 ВК РФ).

В случае обнаружения утечки нефти (или) нефтепродуктов необходимо руководствоваться Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451.

При эксплуатации водохозяйственной системы ЗАПРЕЩАЕТСЯ
(ч.6 ст. 60 ВК РФ):

- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);

- производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна (ст. 35 ВК РФ).

Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено (п. 109 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644).

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 1 статьи 73 Закона № 7-ФЗ).

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в территориальном органе Росприроднадзора (объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору) или в Природнадзоре Югры (объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору) (ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (п. 18 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления» (ч. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, производят расчет нормативов допустимых сбросов. Расчет нормативов допустимых сбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в Природнадзор Югры по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 22 Закона № 7-ФЗ). Для объектов III категории нормативы допустимых сбросов рассчитываются только по высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II класса опасности) (ч. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ).

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей утверждена приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.

Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 78 (действуют до 01.03.2021). Нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (вступают в силу 01.03.2021).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Природнадзор Югры декларацию о воздействии на окружающую среду (ч.ч. 1, 2 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утвержден приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых сбросов (ч. 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных сбросов, допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности на период их выполнения (реализации) (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ). Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667. Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению (ч. 5 ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ). Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением.

При установлении временно разрешенных сбросов на период осуществления мероприятий по выводу объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из эксплуатации включение мероприятий по достижению нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются (ч. 5 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий должны организовывать и осуществлять производственный экологический контроль. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, предоставляется в Природнадзор Югры (ч.ч. 2, 3, 4, 6, 7 ст. 67 Закона №7-ФЗ, приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74). Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, устанавливаются нормативы состава сточных вод
(ч. 1 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ).

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения (ч. 2 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ).

Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 статьи 30.3 Закона № 416-ФЗ). Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728.

Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) или с Природнадзором Югры (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов (ч. 4 статьи 30.1 Закона№ 416-ФЗ).

В случае, если у вышеуказанного абонента, по истечении 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о превышении нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения или об однократном превышении нормативов состава сточных вод в три и более раза отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов, а также в случае неисполнения таким абонентом плана снижения сбросов в установленный этим планом срок или в случае неоднократного (два раза в течение одного года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение пятнадцати календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) или Природнадзор Югры (в иных случаях) (ч. 4 статьи 30.3 Закона№ 416-ФЗ).

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта, в которой, в частности, указываются фактические состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. (ч. 2 ст. 30.3 Закона № 416-ФЗ, п.п. 124, 125 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644). Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года (п. 127 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644). Требования к содержанию декларации установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч.1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ).

Техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения (ч. 2 ст. 37 Закона № 416-ФЗ):

- технических возможностей очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом №7-ФЗ;

- технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности;

- экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий;

- сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления. Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (ч.ч. 3, 4 ст. 37 Закона № 416-ФЗ).

Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ (ч.  6 ст. 37 Закона № 416-ФЗ).

Кроме того, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана (п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644):

-  обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации;

- своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

За негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, взимается плата (ст. 16 Закона №7-ФЗ). Плата за сбросы загрязняющих веществ, вносится по месту нахождения стационарного источника (ч. 1 ст. 16.1, ч.ч. 1, 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

 


Опубликовано: 03.07.2018 11:03        Обновлено: 19.02.2021 16:53