Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха

Утверждаю:

Руководитель Службы по контролю

и надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира

и лесных отношений

 

_______________ С.В. Пикунов

« ____ » _____________ 2021 г.

 

Руководство по соблюдению обязательных требований

в области охраны атмосферного воздуха

 

Руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований.

Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Закон № 96-ФЗ определяет правовые основы в области охраны атмосферного воздуха (преамбула и ст. 2 Закона № 96-ФЗ).

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, утвержден приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора и порядка ведения перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора», размещен на сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в территориальном органе Росприроднадзора (объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору) или в Природнадзоре Югры (объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору) (ч.1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020
№ 2398.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (п. 18 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления» (ч. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

2. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
(ч. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ).

3. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы
(ч. 1 ст. 25 Закона № 96-ФЗ). Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ч. 2 ст. 25 Закона № 96-ФЗ). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах
I, II и III категорий должны организовывать и осуществлять производственный экологический контроль. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, предоставляется в Природнадзор Югры (ч. 2 - 4, 6, 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74). Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии). Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352
(ст. 22 Закона № 96-ФЗ).

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие строительство объектов II категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, производят расчет нормативов допустимых выбросов. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р. Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в Природнадзор Югры, по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 22 Закона № 7-ФЗ). Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только по высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II класса опасности) (ч. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ). Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам
(п. 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы. Установление временно разрешенных выбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности на период их выполнения (реализации) (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ). Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667. Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению (ч. 5 ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ)

Временно разрешенные выбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением (ч. 6 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ). При установлении временно разрешенных выбросов на период осуществления мероприятий по выводу объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются (ч. 5 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ).

6. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Природнадзор Югры декларацию о воздействии на окружающую среду (ч.ч. 1, 2 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утвержден приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов (ч. 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).

7. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны (ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ):

- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.

8. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена (ч. 7 ст. 15 Закона № 96-ФЗ).

9. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 7 ст. 16 Закона № 96-ФЗ). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования (ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ) Правила эксплуатации установок очистки газа (далее – газоочистная установка, ГОУ) утверждены приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена (ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ).

ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498).

Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Проверка показателей работы ГОУ должна осуществляться при эксплуатации технологического оборудования (установки) в режиме максимально достигнутой производительности. При обнаружении неисправности или отклонения показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, в том числе уточненных в ходе пусконаладочных работ ГОУ, хозяйствующие субъекты должны реализовывать мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей при необходимости с отключением ГОУ и технологического оборудования (установки). Сведения о результатах технического осмотра, проверки фактических показателей работы, планово-предупредительного или внепланового ремонта, устранения обнаруженных неисправностей должны заноситься в паспорт ГОУ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания указанных работ (п.п. 18, 23, 24, 30 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498).

В случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ (п. 6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498)

ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования
(с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ
(п. 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498).

Запрещается увеличение производительности технологического оборудования (установки) без реконструкции, модернизации ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования (установки), за исключением случаев, когда показатели работы ГОУ позволяют обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов при планируемом увеличении производительности технологического оборудования (установки). Мероприятия по реконструкции, модернизации ГОУ не должны приводить к снижению эффективности работы ГОУ, указанной в паспорте ГОУ (пункты 11, 12 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498).

10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, на объектах II и III категорий, обязаны обеспечить получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) для эксплуатируемых источников выбросов в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899, разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее – Мероприятия), в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, согласовывать Мероприятия с Природнадзором Югры; при получении прогнозов НМУ реализовывать Мероприятия, осуществлять производственный контроль по выполнению Мероприятий; ежегодно в срок до 1 февраля следующего за отчетным года представлять информацию о выполнении Мероприятий в периоды НМУ и их эффективности в Природнадзор Югры (ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ, пункты 2 - 4 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 484-п)

11. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за выбросы загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника (ст. 16, п. 1 ст. 16.1, п.п. 1, 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, ст. 28 Закона № 96-ФЗ) Плату за негативное воздействие на окружающую среду не требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Опубликовано: 03.07.2018 11:01        Обновлено: 19.02.2021 16:52