Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха


Утверждаю

Руководитель Службы по контролю

и надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира

и лесных отношений

_______________ С.В. Пикунов

« ___ » _____________ 2018 г.

Руководство по соблюдению обязательных требований

законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха.

Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Закон № 96-ФЗ определяет правовые основы в области охраны атмосферного воздуха (преамбула и ст. 2 Закона № 96-ФЗ).

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержден приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора и порядка ведения перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 22 Закона № 96-ФЗ, Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР).

2.      Нормативы предельно допустимых выбросов (далее - нормативы ПДВ) устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 12 Закона № 96-ФЗ).

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании Разрешения.

Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдаются Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений на основании нормативов ПДВ, утвержденных территориальными органами Росприроднадзора (п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»).

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии утвержденных ПДВ (при условии, что их достижение обеспечивается) равен сроку действия данных нормативов.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 4 ст. 14 Закона № 96-ФЗ).

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1 ст. 25 Закона № 96-ФЗ).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2 ст. 25 Закона № 96-ФЗ).

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ).

При выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с положениями Законов № 7-ФЗ и № 96-ФЗ. ’

Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

№ п/п

Обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Указание на структурные единицы нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Информация, необходимая для соблюдения обязательных требований и ответственность

1.

Требования о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и актуализации сведений о таких объектах:

Юридические лица или индивидуальные предприниматели осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов обязаны подать заявку о постановке их на государственный учет в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации изменений следующих сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Актуализации также подлежат сведения:

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, загрязняющих веществ.

Пункты 1, 2, 6, 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункт 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от 27.09.2016) «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1029.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

2.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Пункт 1 статьи 73Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3.

Производственный экологический контроль.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий обязаны:

- разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля;

- осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями;

- проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля;

- назначать лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организовывать экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Статья 25, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

4.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организации, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, обязаны осуществлять первичный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

Пункты 1, 4 статьи 22, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Подпункт «а» пункта 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373).

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

Требования к точности контроля промышленных выбросов установлены в РД 52.04.59-85 «Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания.» (утв. Госкомгидрометом СССР 30.12.1985).

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

5.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Выбросы химических веществ, иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Абзац 1 пункта 4 статьи 23, статья 25 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 №  114 «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03».

Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) утв. постановлением Госкомгидромета СССР 04.08.1986 № 192.

Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утвержден приказом Природнадзора Югры от 17.03.2016 № 34-нп.

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

За осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

За несоблюдение условий разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или несоблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Порядок ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, осуществляемых при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия, а также с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 847.

6.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют согласованные с территориальными органами специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха мероприятия по его охране.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

7.

Требования к эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, которые должны быть оборудованы газоочистными установками (далее – ГОУ):

- запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

- ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ

- в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.

При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

- запрещается увеличение производительности технологического оборудования (установки) без реконструкции, модернизации ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования (установки), за исключением случаев, когда показатели работы ГОУ позволяют обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов при планируемом увеличении производительности технологического оборудования (установки).

- мероприятия по реконструкции, модернизации ГОУ не должны приводить к снижению эффективности работы ГОУ, указанной в паспорте ГОУ.

- ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Сведения об отходах, образующихся в процессе эксплуатации ГОУ, в том числе об уловленных и обезвреженных вредных (загрязняющих) веществах, должны быть внесены в нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

- на производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера.

- регистрационный номер, присвоенный ГОУ, должен наноситься на корпус газоочистной установки в доступном для ознакомления месте и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.

При наличии в газоочистной установке нескольких ступеней очистки (аппаратов) на каждой из них дополнительно должен наноситься номер ступени очистки и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.

- в реестр ГОУ должно вноситься наименование и тип ГОУ, сведения о месте и дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации ГОУ.

- хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ в соответствии с требованиями установленными Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.

Указанная в настоящем пункте документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ.

Пункт 7 статьи 16, статья 16.1, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Пункты 8 - 13 Правил эксплуатации установок очистки газа ПЭУ-84 (утверждены Минхиммашем СССР 28.11.1983).

Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет административную ответственность по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

8.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, обязаны согласовывать с Природнадзором Югры мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - Мероприятия) в период НМУ при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Природнадзором Югры.

Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов в атмосферный воздух, с учетом прогнозов о наступлении НМУ, а также предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов:

- получают прогнозы о наступлении НМУ, а также предупреждения о возможном опасном росте концентраций примесей вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проводят Мероприятия, согласованные с Природнадзором Югры, с учетом соблюдения условий эффективности, специфики конкретных производственных процессов по форме, установленной действующим законодательством и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха. Мероприятия подлежат пересмотру в случае изменения технологии производства и объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- осуществляют производственный контроль по выполнению Мероприятий;

- ежегодно в срок до 1 февраля следующего за отчетным года представляют информацию о выполнении Мероприятий в периоды НМУ и их эффективности в Природнадзор Югры. В случае если в истекшем году периоды НМУ не наступали, представление такой информации не требуется.

Абзац 1 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Пункты 2 – 4 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 №  484-п).

Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85 утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.

Порядок рассмотрения и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден приказом Природнадзора Югры от 23.01.2013 № 13-нп.

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

9.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

10.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 7 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

11.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Абзац 1 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность по статье 8.41 КоАП РФ.

12.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

Статья 18, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

За нарушение при осуществлении деятельности в области обращения с отходами применяется административная ответственность в соответствии законодательством в области обращения с отходами.

Контроль за проектированием, установлением, соблюдением режима санитарно-защитных зон от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, осуществляется Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

Контроль за соблюдением Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков животноводческих и птицеводческих предприятий, в том числе за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений подготовки навоза, помета и стоков, с целью получения экологически безопасных органических удобрений, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений возбудителями инфекционных и инвазионных болезней осуществляет Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

13.

Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статья 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

За нарушение при осуществлении деятельности в области обращения с отходами применяется административная ответственность в соответствии законодательством в области обращения с отходами.

Контроль за проектированием, установлением, соблюдением режима санитарно-защитных зон от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, осуществляется Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

Контроль за соблюдением Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков животноводческих и птицеводческих предприятий, в том числе за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений подготовки навоза, помета и стоков, с целью получения экологически безопасных органических удобрений, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений возбудителями инфекционных и инвазионных болезней осуществляет Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, также несут:

- уголовную ответственность по следующим частям ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ):

       ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха);

       ч. 2 ст. 251 УК РФ (те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека);

       ч. 3 ст. 251 УК РФ (деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 251 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека).

Опубликовано: 03.07.2018 11:01        Обновлено: 03.07.2018 11:01