Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления


Утверждаю

Руководитель Службы по контролю

и надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира

и лесных отношений

_______________ С.В. Пикунов

« ___ » _____________ 2018 г.

Руководство по соблюдению обязательных требований

законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области в области обращения с отходами производства и потребления.

Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления состоит из Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления (преамбула и ст. 2 Закона № 89-ФЗ).

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержден приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора и порядка ведения перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора».

1.      Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) подлежит лицензированию (п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

2.      Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей (ст. 22 Закона № 7-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утвержден приказом Природнадзора Югры от 31.05.2016 № 37-нп.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Природнадзором Югры сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом технического отчета по обращению с отходами, оформленного в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Природнадзора Югры от 11.07.2017 № 46-нп.

3.      Объекты размещения отходов требуется внести в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

Места строительства объектов размещения отходов определяются на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

4.      Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должны проводить юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (п. 1 ст. 26 Закона № 89-ФЗ). Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 26 Закона № 89-ФЗ).

5.      При размещении отходов требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии положениями Законов № 7-ФЗ и № 89-ФЗ.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ; п. 4, 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

6.      Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

а)      соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

б)      разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

в)      вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

д)      соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

е)       внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

ж)      проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

з)       проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

и)      проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов;

к) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

л) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

м) разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

н) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

о)      вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ);

п) представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ);

р) при образовании отходов I - V классов опасности осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 Закона № 89-ФЗ (п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

7.      Сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления, радиоактивных отходов необходимо осуществлять, когда условия и способы их безопасны для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ).

Условия сбора и накопления отходов производства и потребления нужно определять с учетом классов опасности отходов, агрегатного состояния отходов и надежности тары (п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03).

Хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре необходимо соблюдать следующие условия (п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03):

1)      временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

2)      поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

3)      поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

4)      по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

5)      поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

8.      Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).

9.      На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду необходимо составить паспорт отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ). Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

10.    Транспортирование отходов необходимо осуществлять при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования (п. 1 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

11.    Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности (п. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ).

12.    Все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем подлежат учету. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

13.    Данные учета в области обращения с отходами требуется вести в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами необходимо оформлять в письменном виде (п. 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами должно осуществлять лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721).

Отчеты в области обращения с отходами в Природнадзор Югры:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, обязаны представлять в Природнадзор Югры отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

- Технический отчет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору представляется непосредственно в Природнадзор Югры или направляется в ее адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с момента утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 15 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Природнадзора Югры от 31.05.2016 № 37-нп, приказ Природнадзора Югры от 02.06.2017 №45-нп, приказ Природнадзора Югры от 11.07.2017 № 46-нп);

- субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Природнадзор Югры отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

- индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на территории автономного округа обязаны представлять данные для ведения регионального кадастра отходов в электронном виде в Личном кабинете природопользователя (http://passport.gisi.ru/lk) и на бумажном носителе в соответствии с формами регионального кадастра отходов. Данные представляются в Природнадзор Югры до 1 марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2.1, 2.3, 2.4 Порядка ведения регионального кадастра отходов, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.11.2007 года № 294-п).

14.    Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» необходимо предоставлять юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в срок до 1 февраля после отчетного периода (приказ Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17).

15.    Запрещаются:

1)      ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов (п. 1 ст. 11 Закона № 89-ФЗ);

2)      размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ);

3)      захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (п. 8 ст. 12 Закона № 89-ФЗ);

4)      захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ);

5)      сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ);

6)      размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ);

7)      захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ);

8)      захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (п. 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ);

9)      применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (п. 10 ст. 12 Закона № 89-ФЗ);

10)    хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

16.    Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность (п. 1 ст. 9 Закона № 89-ФЗ).




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКЕ СТАНДАРТОВ (НОРМ, ПРАВИЛ) В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

№ п/п

Обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Указание на структурные единицы нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора

Примечание

1.

Требования о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации сведений о таких объектах и обязательному лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности:

1.Юридические лица или индивидуальные предприниматели осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов обязаны подать заявку о постановке их на государственный учет в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации изменений следующих сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Актуализации также подлежат сведения:

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

2. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Пункты 1, 2, 6, 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункт 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1029.

В соответствии с Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 года № 903) объекты, на которых осуществляются деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежат федеральному государственному экологическому надзору (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) установлен «Положением

о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию,

обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

I - IV классов опасности» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062).

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности отходов без соответствующей лицензии влечет административную ответственность по статьям 14.1 или 19.20 КоАП РФ (при выявлении Природнадзором Югры у юридического лица или индивидуального предпринимателя объектов негативного воздействия, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии, контрольно-надзорные мероприятия в отношении такого объекта прекращаются в связи с неподведомственностью, материалы передаются в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре).

2.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Пункт 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля

Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

4.

Паспортизация отходов:

1. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

2. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

4. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов включенных в федеральный классификационный каталог отходов не требуется.

Пункты 1-3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункты 4, 6, 7, 10 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности (постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712).

Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.

Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541.

Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года № 445.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

5.

Нормативы образования и лимиты размещения отходов.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности (при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов) которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного предоставления технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет).

Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат переоформлению в случаях:

а) изменения сведений, содержащихся в заявлении хозяйствующего субъекта:

- изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;

- изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица;

- изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

б) изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Пункт 2 статьи 11, пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункты 15, 17 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.05.2016 № 37-нп).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утвержден приказом Природнадзора Югры от 31.05.2016 № 37-нп.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утверждены приказом Природнадзора Югры от 11.07.2017 № 46-нп.

Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утвержден приказом Природнадзора Югры от 08.02.2017 № 41-нп.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

6.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны:

- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- обеспечивать хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

- Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

- Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

- Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

- Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).

- Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

- Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому к Порядку учета в области обращения с отходами образцу

- Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов в соответствии с пунктами 7-21 Порядка учета в области обращения с отходами.

Пункты 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Абзац шестой пункта 3, пункты 4 - 21 Порядка учета в области обращения с отходами (приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721).

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

7.

Отчеты:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, обязаны представлять в Природнадзор Югры отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

- Технический отчет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору представляется непосредственно в Природнадзор Югры или направляется в ее адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с момента утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Природнадзор Югры отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

- индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на территории автономного округа обязаны представлять данные для ведения регионального кадастра отходов в электронном виде в Личном кабинете природопользователя (http://passport.gisi.ru/lk) и на бумажном носителе в соответствии с формами регионального кадастра отходов. Данные представляются в Природнадзор Югры до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Пункт 2 статьи 11, пункт 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункт 7 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункт 15 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.05.2016 № 37-нп).

Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Порядка ведения регионального кадастра отходов (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.11.2007 года № 294-п).

Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому утвержден приказом Природнадзора Югры от 02.06.2017 №45-нп.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утверждены приказом Природнадзора Югры от 11.07.2017 № 46-нп.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет административную ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.

За непредставление или несвоевременное представление в Природнадзор Югры данных, представление которых предусмотрено установленным нормативным правовым актом автономного округа порядком ведения регионального кадастра отходов, а равно представление таких данных в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность по статье 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях».

8.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды:

Пункт 2 статьи 11, пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

8.1.

- Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с Правилами, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

- Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

- Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

- Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.

- Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.

- У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

- Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.

- Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Пункты 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункты 3 - 7, 8(1) – 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681).

8.2.

Требования к обращению с отработанные смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее отработанная продукция):

1. Отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 технического регламента.

2. При обращении отработанной продукции запрещается:

- сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;

вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;

- смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;

- смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;

применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

Пункты 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункт 3.8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012«О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59.

8.3.

Требования при временном складировании (накоплении) отходов:

1. Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.

В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-II классов опасности должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.

2. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

3. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

4. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

5. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.

6. Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

7. Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

8. При наличии в составе отходов разного класса опасности расчет предельного их количества для единовременного хранения должен определяться наличием и удельным содержанием наиболее опасных веществ (I-II классов).

9. Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

10. Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны.

Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке.

11. Предельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется:

- для твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;

- для твердых сыпучих и комковатых отходов II и III классов, хранящихся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

12. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.

13. Немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферный воздух, почва, грунтовые воды).

Пункты 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункты 3.5–3.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».

8.4

Требования к местам (площадкам) накопления отходов: 1.иНакопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

2. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункты 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

9.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов

Пункт 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).

Государственный реестр объектов размещения отходов размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в разделе «Открытые данные».

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

10.

Запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву;

- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

11.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями

Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

12.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

13.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Пункт 2 статьи 11, пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Абзац 2 пункта 1 статьи 16.1Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность по статье 8.41 КоАП РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством российской федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления, также несут:

- административную ответственность (дополнительно к указанной выше административной ответственности) по следующим статьям КоАП РФ:

       статья 8.4 КоАП РФ (нарушение законодательства об экологической экспертизе);

       часть 1 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления);

       часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ);

       часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса);

       часть 3 статьи 8.31 КоАП РФ (действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе);

- уголовную ответственность по следующим статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ):

       статья 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ)

       статья 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов)

- гражданско-правовую ответственность:

       юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 Закона № 7-ФЗ);

       исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется органами, осуществляющими земельный контроль (надзор) в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238;

       исчисления размера вреда, причиненного землям лесного фонда, осуществляется Природнадзором Югры в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»);

       исчисления размера вреда, причиненного водным объектам в результате обращения с отходами производства и потребления, осуществляется Природнадзором Югры (в отношении водных объектов, подлежащих региональному надзору) и Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному надзору) в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

.      компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (п. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ).

Опубликовано: 03.07.2018 10:59        Обновлено: 03.07.2018 10:59