Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Обзор правоприменительной практики по осуществлению Службой полномочий по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в 2017 году

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)        регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)        регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)        регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)        регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)        регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

ü внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

-        плановые (рейдовые) осмотры, (обследования) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

-        наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в План проведения проверок на 2017 год (утвержденный приказом от 25.10.2016 № 234-п) включено 103 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых проведено 78, не проведено 25 проверок по следующим причинам:

- исключение проверки из Плана проверок по основаниям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489» – 20;

- отсутствие юридического лица по месту регистрации – 3;

- иные причины – 2.

По результатам плановых проверок выявлено 82 нарушения, выдано 50 предписаний об устранении нарушения законодательства, из них выполнено – 21, по 28 срок исполнения не наступил, 1 не выполнено. По факту неисполнения в срок обязательного предписания составлен протокол по статье 19.5 КоАП РФ.

Внеплановые проверки в количестве 167 ед. проводились Природнадзором Югры в целях проверки выполнения ранее выданных предписаний (143 ед., что составляет 86%), по требованиям органов прокуратуры (8 ед. – 5%), а также по обращениям граждан о нарушениях юридическими и физическими лицами действующего законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды (16 ед. – 9%).

Региональный государственный экологический надзор в отношении граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, которые в свою очередь также относятся к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По состоянию на 20.12. 2017 года в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора проведено 536 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели приходится на следующие обязательные требования:

при разработке участков недр местного значения:

- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией (административная ответственность предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ);

- пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (административная ответственность предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ);

в области обращения с отходами:

- нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

- отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору или нарушение условий НООЛР;

- не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

- не предоставляются до 1 марта года, следующего за отчетным периодом индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на территории автономного округа данных для ведения регионального кадастра отходов в электронном виде в Личном кабинете природопользователя (http://passport.gisi.ru/lk) и на бумажном носителе в соответствии с формами регионального кадастра отходов (административная ответственность предусмотрена статьей 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

- отсутствие разработанных, в соответствии с Правилами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681) инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначенных в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, а также нарушение порядка накопления и передачи специализированным организациям ртутьсодержащих ламп (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

в области охраны атмосферного воздуха:

- отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации(административная ответственность предусмотрена ст.8.21 КоАП РФ);

- отсутствие учета, нарушение или неисполнение порядка (сроков и методов) контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установленных соответствующим разрешением (административная ответственность предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ);

в области использования и охраны водных объектов:

- отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом (договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование) в случаях пользования водными объектами для целей определенных частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса РФ (административная ответственность предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ);

- нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ч.1 ст. 8.42, ч.1 ст.8.45 КоАП РФ);

в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий:

- нарушение установленного режима, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особоохраняемых природных территориях регионального значения (административная ответственность предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ).

Основные нарушения, совершаемые гражданами, которые выявлены в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в 2017 году:

- мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов, подлежащих региональному надзору (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ);

- захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос водных объектов, подлежащих региональному надзору (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ).

В ходе проведения плановых, внеплановых проверок, мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями выявлено 1 077 нарушений, возбуждено 1005 административных дел, выдано 674 предписания об устранении нарушения законодательства, из них выполнено – 433 (64%), по остальным не вышел срок устранения нарушений.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий (с учетом объединения нарушений, совершенных одним противоправным действием и вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности по статье, предусматривающей наиболее строгое наказание), составляет 711 постановлений на общую сумму 41 545,1 тыс. руб., оплачено (взыскано) 471 – на сумму 20954,8 тыс. руб.

Опубликовано: 28.12.2017 16:49        Обновлено: 03.07.2018 11:18