Размер:
Цвет:

Доклад об итогах реализации программы профилактики НОТ при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2020 году

 

Приложение 3

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «15» января 2021 года № 6-п

 

ДОКЛАД

об итогах реализации Программы профилактики нарушений

обязательных требований при осуществлении

регионального государственного экологического надзора

в 2020 году

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год и плановый период 2020-2022 гг. (далее – Программа) утверждена приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) от 19.12.2019 № 222-п.

Порядок профилактической работы в Службе утвержден приказом Природнадзора Югры от 28.06.2018 № 121-п.

Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом вышеуказанных видов надзора, осуществляемых Природнадзором Югры.

Программой предусмотрены следующие профилактические мероприятия:

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы перечней нормативных правовых актов (далее – НПА), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, в том числе посредством размещения на официальном сайте Службы руководств (памяток) по соблюдению обязательных требований.

·                   Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора.

·                   Обобщение практики осуществления Службой и размещение на официальном сайте Службы соответствующей информации, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

·                   Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений.

·                   Проведение мероприятий по оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий с учетом целевых показателей.

·                   Подготовка руководств, разъяснений по соблюдению обязательных требований.

·                   Использование портала КНД, в котором предусмотрен сервис «Личный кабинет» со следующим набором основных функций (пунктов меню): электронная приемная, мои проверки, проверочные листы (списки контрольных вопросов), уведомления, объекты проверок.

Статистические показатели осуществления регионального государственного экологического надзора

В рамках установленных полномочий Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору:

- в области охраны атмосферного воздуха;

- в области обращения с отходами;

- в области использования и охраны водных объектов;

- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном органами прокуратуры;

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·                   плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·                   наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

При организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора Природнадзор Югры применяет риск-ориентированный подход, что привело к значительному снижению административной нагрузки на поднадзорные субъекты (объекты).

Согласно ведомственной отчетности по осуществлению регионального государственного экологического надзора за период с 2018 по 2020 гг. были получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

Таблица 1

Годы

2018

2019

2020

Количество проведенных проверок

190

93

31

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки

113

52

27

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения

106

52

20

Количество мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

373

510

348

Выявлено правонарушений по итогам контрольно-надзорной деятельности

1 201

1 513

1538

Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания, ед.

640

338

256

 

Снижение количества проведенных проверок в 2020 году обусловлено введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 ограничительными мерами по проведению проверок.

Сопоставительный анализ показывает, что в отчетном году при уменьшении количества контрольно-надзорных мероприятий, количество выявленных нарушений остается на уровне 2019 года.

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели:

Ø    нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности;

Ø    несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов;

Ø    пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

Ø    пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта;

Ø    сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект;

Ø    загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос;

Ø    мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов;

Ø    несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

Ø    отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом;

Ø    нарушение установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;

Ø    непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов;

Ø    невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;

Ø    непредставление в установленные сроки Программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий, отчетов об исполнении Программ по природоохранным и природовосстановительным мероприятиям, отчетов о выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды;

Ø    непредставление в установленные сроки отчетов о выполнении условий договоров водопользования;

Ø    непредставление в установленные сроки отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

Ø    непредставление в установленные сроки ежеквартальной информации об объемах добычи и использования добытых ОПИ;

Ø    отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

 

Описание типов и видов подконтрольных субъектов

Подконтрольными субъектами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

 

Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, распределены на 4 категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Природнадзор Югры применяет риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора, что привело к значительному снижению административной нагрузки на поднадзорные субъекты (объекты).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410.

Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора установлены пять категорий риска производственных объектов.

Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, проводятся:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

- для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;

- для категории низкого риска не проводятся.

При этом предусмотрены основания, как для повышения категории риска производственного объекта, так и снижения категории риска производственного объекта для тех подконтрольных субъектов, которые добросовестно соблюдают требования действующего законодательства.

В 2020 году в соответствии с пп. «a» п. 3 Критериев отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, повышена категория риска у 16 объектов, зарегистрированных в региональном государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду.

План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденный приказом Службы от 28.10.2019 № 186-п, подготовлен с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (далее – ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

По состоянию на 30.12.2020 в региональном государственном реестре объектов негативного воздействия зарегистрировано 2 489 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственную и иную деятельность на котором осуществляет 856 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, из них:

-        9 – относится к высокой категории риска;

-        9 – к значительной категории риска;

-       180 – к средней категории риска;

-        1 767 – к умеренной категории риска;

-        524 – к низкой категории риска.

Из общего количества зарегистрированных в региональном государственном реестре объектов негативного воздействия 1 136 объектов (45,6 %) с 11.08.2020 подлежат федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с пунктом 7.1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований, может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.

 

Описание текущего уровня развития профилактической деятельности

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Природнадзора Югры размещены актуализированные Перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора, Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации по каждому виду государственного надзора.

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора, утверждены приказом Службы от 28.04.2017 № 87-п.

Мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом надзора, осуществляется на регулярной основе. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.

На официальном сайте Природнадзора Югры в разделах «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений» размещены карточки типовых нарушений по видам надзора. Данные карточки отражают визуальное изображение нарушений законодательства, его описание, ссылку на нарушенные нормы, а также предусмотренную законодательством ответственность.

На постоянной основе проводится методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В 2020 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

1) проведения и участия в совещаниях, в том числе:

- заседание межведомственной рабочей группы по экологии о состоянии законности в сфере исполнения природоохранного законодательства при организации деятельности по оказанию коммунальных услуг, в том числе в сфере обращения с ТКО, а также пресечения преступлений и правонарушений в сфере лесопользования (организатор прокуратура Кондинского района);

- рабочая встреча с жителями с. Алтай, с.п. Болчары Кондинского района по вопросу организации безопасного водоотведения, сбора ТКО в с.п. Болчары Кондинского района;

- заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям на тему «О ходе подготовки РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в период весенне-летнего половодья 2020, возникновения лесных пожаров» (организатор Администрация Кондинского района);

- совещание координационного совета в области охраны окружающей среды (организатор Администрация МО г. Урай);

- образовательный форум волонтеров «Добрые  люди», выступление на тему «Общественный инспектор в области охраны окружающей среды»;

- совещания по вопросам ликвидации свалок на территории г. Сургута;

- совещания по вопросам ликвидации свалок в Сургутском районе;

- заседание комиссии по ЧС и ОПБ г. Сургут «О подготовке к паводковому периоду 2020» (организатор Администрация МО г. Сургут);

- совещание на тему обращение с ТКО на территории Октябрьского района, организация межведомственного взаимодействия в сфере экологии (организатор Прокуратура Октябрьского района).

2) разъяснительной работы в средствах массовой информации (в том числе интервью для БИЦ «Квадрат» по сферам контроля, осуществляемых Природнадзором Югры, интервью с результатами контрольно-надзорной деятельности по итогам года);

3) организации горячей линии по вопросам несанкционированного размещения отходов в г. Сургут;

4) проведения публичных обсуждений правоприменительной практики, в ходе которых рассмотрены наиболее часто встречающиеся случаи нарушений и предусмотренная законом ответственность.

Обзоры правоприменительной практики размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. На официальном сайте Природнадзора Югры и социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» публикуются статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.

Для природопользователей и недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. В течение 2020 года проведено 16 заседаний Общественного совета. В целях обеспечения доступности для широкого круга граждан и организации системного информирования о деятельности Общественного совета соответствующая информация регулярно публикуется на сайте Службы в разделе «Координационные и совещательные органы».

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/).

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами.

Так, в адрес подконтрольных субъектов направлены информационные письма о порядке соблюдения требований законодательства при сбросе сточных вод; о необходимости своевременного предоставления в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ежеквартальной информации об объемах добычи и использования добытых ОПИ; о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий, отчета по результатам производственного экологического контроля.

На сайте Службы создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

С целью информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность Службой разработаны и утверждены следующие Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации:

- в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления;

- в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха;

- в области использования и охраны водных объектов;

- об особо охраняемых природных территориях;

- о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения.

Руководства размещены на сайте Природнадзора Югры в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований».

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2020 году выдано 907 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Основные количественные показатели мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору:

Таблица 2


п/п

Мероприятия

Количество

1

размещено руководств на сайте Природнадзора Югры, ед.

5

2

размещено памяток, ед.

23

3

консультаций по телефону, ед.

275

4

размещено статей, ед.

41

5

выступлений в СМИ, ед.

2

6

семинаров, конференций, совещаний

8

7

горячая линия

1

8

размещено статей в социальных сетях

11

9

выдано предостережений

907


 

Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий

Для оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий Природнадзор Югры осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей:

Таблица 3

Наименование целевого показателя

 

Индикатор качества

Формула расчета показателя

Целевое значение показателя на 2020 год

Фактическое значение показателя на 2020 год

Доля реализованных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований

%

Отношение реализованных мероприятий к запланированным мероприятиям по профилактике нарушений обязательных требований

100

100

Доля подконтрольных субъектов, охваченных профилактическими мероприятиями

%

Отношение количества подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству подконтрольных субъектов

не менее 25

60,8

 

Результаты реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2020 году свидетельствуют об эффективности программного подхода к системе профилактики правонарушений и нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Все запланированные в 2020 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований выполнены (доля реализованных мероприятий составила 100 %). Профилактическими мероприятиями охвачен 521 подконтрольный субъект, что составляет 60,8 % от общего количества подконтрольных субъектов. Таким образом, целевые показатели, установленные Программой на 2020 год, достигнуты.

Исходя из вышеизложенного, мероприятия Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2020 году выполнены в полном объеме.

 

Опубликовано: 15.01.2021 17:00        Обновлено: 15.01.2021 17:00