Доклад об итогах реализации программы профилактики НОТ при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в 2020 году
Приложение 2
к приказу Службы по контролю и
надзору в сфере охраны окружающей
среды, объектов животного мира и
лесных отношений Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от «15» января 2021 года № 6 -п
ДОКЛАД
об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора в области обращения с животными в 2020 году
Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 февраля 2020 года № 46-п «О порядке организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственного надзора в области обращения с животными» в целях предупреждения нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области обращения с животными, содержащихся или используемых в условиях неволи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, издан приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры) от 19 декабря 2019 года № 222-п «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год и на плановый период 2021-2022 г.г.» (в ред. от 10 июня 2020 года № 105-п, 25 сентября 2020 года № 180-п).
Целями программы являются:
сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в области обращения с животными, содержащихся или используемых в условиях неволи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
предотвращение рисков причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания, в том числе охотничьим ресурсам, снижение размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания;
обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области обращения с животными, содержащихся или используемых в условиях неволи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Задачи программы направлены на:
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектам профилактики обязательных требований законодательства в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области обращения с животными, содержащихся или используемых в условиях неволи;
повышения уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
К основным мероприятиям по профилактике нарушений относятся:
а) размещение на официальном сайте Природнадзора Югры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов (далее – перечни правовых актов);
б) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
в) регулярное (не реже одного раза в год) проведение открытых публичных мероприятий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основании охотхозяйственного соглашения, а также используемых объекты животного мира в иных целях в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, с размещением материалов публичных мероприятий на официальном сайте Природнадзора Югры.
Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:
ü плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры;
ü внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
ü мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, путем проведения:
плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения ХМАО-Югры, охотничьих угодий, территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
других видов и форм мероприятий по контролю, установленных федеральным законодательством.
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» показывают, что интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.
Согласно ведомственной отчетности по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания за период с 2018 – 2020 гг. получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:
Таблица 1
Годы |
2018 |
2018 |
2020 |
Количество проведенных проверок |
6 |
20 |
9 |
Количество контрольно-надзорных мероприятий (плановые (рейдовые) осмотры) |
475 |
513 |
624 |
Количество возбужденных административных дел, ед. |
1175 |
1426 |
1538 |
Контрольно-надзорные мероприятия в области обращения с животными, содержащимися или используемыми в условиях неволи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020 году не осуществлялись, за исключением профилактических мероприятий.
Контрольно-надзорная деятельность в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году осуществлялась Природнадзором Югры в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденному приказом от 26.10.2019 № 186-п, а также на основании распоряжений о проведении внеплановых проверок.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, пунктом 34 постановления Губернатора автономного округа от 09.04.2020 № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» контрольно-надзорными органами приостановлено назначение проверок и иных контрольных мероприятий, проведение назначенных и запланированных проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, за исключением внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера, а также проверок, результатам которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем обусловлено значительное сокращение проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того осуществлялись мероприятия по контролю за соблюдением физическими лицами (гражданами) обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, контроля за оборотом продукции охоты, а также плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угоди.
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
нарушение статьи 39 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте) – отсутствие внутрихозяйственного охотустройства, схемы использования и охраны охотничьего угодья;
нарушение статьи 41 Закона об охоте – не осуществление производственного охотничьего контроля на закрепленных охотничьих угодьях;
нарушение статьи 47 Закона об охоте – не проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях;
нарушение статьи 29 Закона об охоте, пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты – отсутствие при себе у охотника разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевки;
нарушение пункта 3.3 Правил охоты – не предъявление по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документов, указанных в п. 3.2 Правил охоты: охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях.
Описание типов и видов подконтрольных субъектов
К числу подконтрольных Природнадзору Югры субъектов относятся:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства и оказанию услуг в данной сфере на территории закрепленных охотничьих угодий, граждане (охотники), внесенные в охотхозяйственный реестр и имеющие охотничий билет единого федерального образца;
юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие содержащие или использование диких животных, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры в условиях неволи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на территории общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, связанную с использованием объектов животного мира и среды их обитания, производства охоты на территории автономного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа.
Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год
Ключевым риском является вероятность причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания, в том числе охотничьим ресурсам, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими охотхозяйственную и (или) иную деятельность на территории охотничьих угодий, а также гражданами, осуществляющими производство охоты на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими содержание и использование в условиях неволи диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
При планировании контрольно-надзорных мероприятий Природнадзором Югры применяется риск-ориентированный подход к организации надзорной деятельности в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области содержания и использования в условиях неволи диких животных, учитываются данные об охотпользователях согласно информационного ресурса, поступающие обращения от граждан и юридических лиц, материалы Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о нарушениях законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания и иные сведения, находящиеся в распоряжении Природнадзора Югры.
Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе законодательства, регулирующего отношения в области охраны и использования объектов животного мира, охотничьих ресурсов, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (в том числе на объекты животного мира). Повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов способствуют снижению количества правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба объектам животного мира и среде их обитания, в том числе диким животным.
Описание текущего уровня развития профилактической деятельности
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Службы размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, а также руководством по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В разделе «Доклады и Отчеты» размещены Доклады Природнадзора Югры об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним.
В разделе «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений» размещены карточки типовых нарушений, Правила и сроки охоты, а так же памятки охотпользователям и охотникам: правила поведения при встрече с медведем, памятка охотника по технике безопасности при обращении с охотничьим огнестрельным оружием, памятка по профилактике бешенства у диких животных и т.д.
Разработаны и размещены на официальном сайте Природнадзора Югры, памятки о порядке действий представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства), о порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Памятки распространяются государственными инспекторами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий среди охотников и жителей Ханты-мансийского автономного округа – Югры, а также на конференциях и рабочих совещаниях с участием представителей общественных организаций и жителей региона.
На регулярной основе осуществляется мониторинг нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.
Создан и функционирует на сайте Природнадзора Югры раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.
Сформирован Общественный совет при Природнадзоре Югры, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры общественно значимых решений.
Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/).
В соответствии с утвержденной стратегией осуществления федерального государственного охотничьего надзора, федерального надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Природнадзором Югры в целях профилактики и предупреждения проводятся рейдовые осмотры (обследования) охотничьих угодий, проверки соблюдения гражданами требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Всего за отчетный период выполнено 624 проверки соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установлено 1351 нарушение законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (информация представлена в Таблице 2):
Таблица 2
№ |
Нарушение |
Ответственность предусмотрена |
Возбуждено дел об административных правонарушениях (ед.) |
1 |
Нарушение Правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ |
ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ |
1167 |
2 |
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ |
ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ |
49 |
3 |
Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты |
ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ |
31 |
4 |
Не предъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия |
ч. 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ |
92 |
6 |
Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) |
ст. 19.4 КоАП РФ |
2 |
7 |
Невыполнение в установленный срок законного предписания |
ст. 19.5 КоАП РФ |
5 |
8 |
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации) |
ст. 19.7 КоАП РФ |
5 |
Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по разъяснению обязательных требований, доведение информации к охотникам об изменениях в законодательстве.
Основные количественные показатели мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания:
Таблица 3
№ п/п |
Мероприятия |
Количество |
1 |
Количество статей, заметок и других публикаций, опубликованных в периодических печатных изданиях автономного округа и на официальном сайте Природнадзора Югры |
30 |
2 |
Размещено памяток, ед. |
156 |
3 |
Проведено консультаций по телефону, ед. |
185 |
4 |
Роздано листовок, ед. |
1071 |
5 |
Количество выступлений в СМИ, ед. |
3 |
6 |
Количество семинаров, конференций, совещаний |
3 |
7 |
Размещено статей в социальных сетях |
22 |
8 |
Выдано предостережений |
10 |
В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в 2020 году проведено 4 оперативных профилактических мероприятия: «Операция Лось», «Операция Капкан», «Операция Пернатая дичь, весна», «Операция Пернатая дичь, осень».
С целью повышения эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора) на основании заключенных соглашений:
20 февраля 2020 года и 25 августа 2020 года проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На мероприятия приглашены и приняли участие в режиме онлайн в рамках видеоконференции представители исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании охотхозяйственного соглашения и иные заинтересованные лица.
В ходе публичных обсуждений рассмотрены следующие вопросы деятельности Природнадзора Югры:
статистика и анализ причин типовых и массовых нарушений обязательных требований законодательства;
информация о профилактических мероприятиях;
обзор судебной практики;
изменения в действующем законодательств.
Обзор правоприменительной практики за 2020 год, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности, размещен на официальном сайте в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».
За период с 1 ноября 2014 года по 31 декабря 2020 года в Природнадзоре Югры проведена 21 проверка знаний требований к кандидатам в производственные охотничьи инспектора, 94 человека получили удостоверения и значки производственного охотничьего инспектора.
Методика оценки эффективности и результативности
профилактических мероприятий
Для оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий Природнадзор Югры осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей:
Таблица 4
Наименование целевого показателя
|
Индикатор качества |
Формула расчета показателя |
Целевое значение показателя на 2020 год |
Фактическое значение показателя на 2020 год |
Доля реализованных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований |
% |
Отношение реализованных мероприятий к запланированным мероприятиям по профилактике нарушений обязательных требований |
100 |
100 |
Доля подконтрольных субъектов, охваченных профилактическими мероприятиями |
% |
Отношение количества подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия к общему количеству подконтрольных субъектов |
не менее 25 |
76 |
Запланированные мероприятия Программы профилактики выполнены. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры зарегистрировано 72 юридических лица и индивидуальных предпринимателя (охотпользователей), действующих на основании охотхозяйственного соглашения. Профилактическими мероприятиями охвачены 1071 гражданин (непосредственно) и 55 охотпользователей (76%).
Исходя из изложенного, считать мероприятия Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора в области обращения с животными в 2020 году выполненными в полном объеме, мероприятия оценить как результативные и эффективные.