Размер:
Цвет:

Приказ № 20-п от 10.02.2020 "Об утверждении докладов об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований за 2019 год

Служба по контролю и надзору в сфере охраны

окружающей среды, объектов животного мира

и лесных отношений

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

(пРИРОДНАДЗОР юГРЫ)

П Р И К А З

«_10_»____02____ 20_20_ г.                                                    № _20_-п

г. Ханты-Мансийск

Об утверждении Докладов об итогах

реализации Программы профилактики

нарушений обязательных требований за 2019 год

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Доклад об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2019 году (Приложение 1).

2. Утвердить Доклад об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения в 2019 году (Приложение 2).

3. Утвердить Доклад об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2019 году (Приложение 3).

4. Начальнику информационно-аналитического управления (Яворук С.А.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Профилактика нарушений».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Службы А.Н. Ковалевского.

Руководитель Службы                                                             С.В. Пикунов


Приложение 1

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «      » февраля 2020 года №    -п

ДОКЛАД

об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2019 году

Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере лесных отношений на краткосрочный и долгосрочный периоды, утвержденная приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, Природнадзор Югры) от 19.12.2018 №234-п в течение 2019 года выполнена в полном объеме и в установленные сроки.

Для достижения целей и задач программы Природнадзором Югры и его структурными подразделениями запланировано 10 программных мероприятий, в частности:

1.                  Актуализация размещенных на официальном сайте Службы перечней нормативных правовых актов (далее – НПА), их текстов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора;

2.                  Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, в том числе посредством размещения на официальном сайте Службы руководств (памяток) по соблюдению обязательных требований, а также проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию подконтрольных субъектов;

3.                  Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области лесных отношений.

Данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» показывают, что интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах (таблица 1):

Таблица 1

Годы

2018

2019

Количество проведенных проверок

696

492

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки

190

151

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения

82

113

Выявлено правонарушений

833

691

Контрольно-надзорная деятельность в 2019 году осуществляется Природнадзором Югры согласно Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Природнадзором Югры на 2019 год, утвержденному приказом от 23.10.2018 № 189-п, а также на основании распоряжений о проведении внеплановых проверок.

Сопоставительный анализ показывает, что количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения природоохранного законодательства, увеличивается.

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели, приходится на следующие обязательные требования:

Ø    нарушение правил санитарной безопасности в лесах;

Ø    нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

Ø    самовольное занятие и использование лесных участков;

Ø    незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников;

Ø    нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа.

Описание типов и видов подконтрольных субъектов

Органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на территории лесного фонда.

Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, на территории лесного фонда, а также использование объектов животного мира и среды их обитания, производство охоты на территории автономного округа, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа.

Природнадзор Югры применяет риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, что привело к значительному снижению интенсивности надзорных мероприятий.

Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.

Описание текущего уровня развития профилактической деятельности

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Службы размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах, а также руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области лесных отношений.

В разделе «Планы, отчеты, доклады» размещены Доклады Природнадзора Югры об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним.

В разделе «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений» размещены карточки типовых лесонарушений. Данные карточки отражают визуальное изображение нарушения лесного законодательства, его описание, ссылку на нарушенные нормы, а также предусмотренную законом ответственность.

На регулярной основе осуществляется мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований. являющихся предметом надзора. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.

Создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

Сформирован Общественный совет при Природнадзоре Югры, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

В соответствии с утвержденной стратегией пожарного надзора в лесах Природнадзором Югры в целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций. расположенных на землях лесного фонда, на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано обследовано 32 537 км полос отвода автомобильных дорог, 1 998 км полос отвода железных дорог, а также 6 725 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

На официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет еженедельно в течение пожароопасного сезона публикуется информация о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности в лесах и бережном отношении к природе.

Службой регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю проведено 1 776 профилактических бесед с населением, распространено 1 146 листовок и памяток, затушено 13 оставленных без присмотра костра.

В целях профилактики возникновения лесных пожаров по вине человека и информирования населения о вреде самовольного выжигания сухой травы и неосторожного обращения с огнем в лесу, на сайте Природнадзора Югры размещены видеоролики противопожарной пропаганды, статьи о недопустимости нарушений лесного законодательства и предусмотренной законом ответственности. Проведена работа с окружными телевизионными каналами (ТРК «Югра» и ВГТРК «Югория») о трансляции видеороликов в их эфире.

В преддверии майских праздников, 25.04.2019 проведены пресс-конференция с окружными и федеральными СМИ по вопросу открытия пожароопасного сезона и соблюдений требований пожарной безопасности в лесах, а также выход в утренний эфир радиостанции «Русское радио» с освещением соответствующей темы для жителей Югры.

В преддверии пожароопасного сезона 2019 года в целях профилактики нарушений, в адрес лесопользователей автономного округа направлены информационные письма с рекомендацией ознакомления с карточками типовых лесонарушений и обязательными требованиями лесного законодательства, размещенных на официальном сайте Службы.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах, представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С целью повышения эффективности пожарного надзора в лесах, привлечения к патрулированию лесов дополнительных сил и средств, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», в 2019 году Природнадзором Югры заключены 4 соглашения с 3 казачьими обществами.

Природнадзором Югры совместно с Центром студенческих инициатив Югорского государственного университета автономного округа организовано распространение агитационных материалов и памяток о мерах пожарной безопасности по территориям муниципальных образований автономного округа.

20.02.2019 и 25.09.2019 проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На мероприятие приглашены, и приняли участие как представители исполнительных органов государственной власти Ханты-мансийского автономного округа – Югры, так и иные заинтересованные лица.

В ходе публичных обсуждений рассмотрены следующие вопросы деятельности Службы:

- статистика и анализ причин типовых и массовых нарушений обязательных требований;

- информация о профилактических мероприятиях;

- обзор судебной практики;

- изменения в действующем законодательстве.

Обзор правоприменительной практики за 2019 год, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности, размещен на официальном сайте в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2019 году выдано 225 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства.

Осуществление профилактики нарушений обязательных требований, а также использование современных технологий при осуществлении надзорной деятельности, эффективное взаимодействие с заинтересованными структурами, применяемые Природнадзором Югры меры административного воздействия (привлечение к ответственности, выдача предписаний, предостережений, предъявление требований о возмещении причиненного вреда) позволили снизить количество нарушений требований лесного законодательства с 34% в 2013 году до 6% в 2019 году.

Исходя из изложенного, считать мероприятия программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2019 году выполненными в полном объеме.

Приложение 2

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «      » февраля 2020 года №    -п

ДОКЛАД

об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

в 2019 году

Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, издан приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры) от 19 декабря 2018 года № 234-п «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г.г.».

Целями программы являются:

сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

предотвращение рисков причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания, в том числе охотничьим ресурсам, снижение размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания;

обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

К основным мероприятиям по профилактике нарушений относятся:

а) размещение на официальном сайте Природнадзора Югры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов (далее – перечни правовых актов);

б) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

в) регулярное (не реже одного раза в год) проведение открытых публичных мероприятий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основании охотхозяйственного соглашения, а также используемых объекты животного мира в иных целях в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, с размещением материалов публичных мероприятий на официальном сайте Природнадзора Югры.

Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры;

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, путем проведения:

плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий,

других видов и форм мероприятий по контролю, установленных федеральным законодательством.

Данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» показывают, что интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания за период с 2018 - 2019 гг. получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

Таблица 1

Годы

2018

2019

Количество проведенных проверок

6

20

Количество контрольно-надзорных мероприятий (плановые (рейдовые) осмотры)

475

513

Количество возбужденных административных дел, ед.

1175

1426

Контрольно-надзорная деятельность в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 году осуществлялась Природнадзором Югры в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденному приказом от 23.10.2018 № 189-п, а также на основании распоряжений о проведении внеплановых проверок. Кроме того осуществлялись мероприятия по контролю за соблюдением физическими лицами (гражданами) обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, контроля за оборотом продукции охоты, а также плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий.

Сравнительный анализ за 2017, 2018 и 2019 годы показывает, что количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения природоохранного законодательства (эффективность мероприятий), сохраняется на стабильном уровне (59 - 68 нарушений на 100 рейдовых мероприятий по контролю).

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

нарушение статьи 39 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте) – отсутствие внутрихозяйственного охотустройства, схемы использования и охраны охотничьего угодья;

нарушение статьи 41 Закона об охоте – не осуществление производственного охотничьего контроля на закрепленных охотничьих угодьях;

нарушение статьи 47 Закона об охоте – не проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях;

нарушение статьи 29 Закона об охоте, пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты – отсутствие при себе у охотника разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевки;

нарушение пункта 3.3 Правил охоты – не предъявление по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документов, указанных в п. 3.2 Правил охоты: охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях;

нарушение пункта 53.1 Правил охоты – нахождение при осуществлении охоты в охотничьих угодьях на (в) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием.

Описание типов и видов подконтрольных субъектов

К числу подконтрольных Природнадзору Югры субъектов относятся юридические и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельности в сфере охотничьего хозяйства и оказанию услуг в данной сфере на территории закрепленных охотничьих угодий, а также граждане (охотники), внесенные в охотхозяйственный реестр и имеющие охотничий билет единого федерального образца.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на территории общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, связанную с использованием объектов животного мира, охраной среды их обитания, производство охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Ханты-мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа.

Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год

Ключевым риском является вероятность причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания, в том числе охотничьим ресурсам, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими охотхозяйственную и (или) иную деятельность на территории охотничьих угодий, а также гражданами, осуществляющими производство охоты на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа.

Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе законодательства, регулирующего отношения в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (в том числе на объекты животного мира), повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов способствуют снижению количества правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба объектам животного мира и среде их обитания.

Описание текущего уровня развития профилактической деятельности

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Службы размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, а также руководством по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

В разделе «Доклады и Отчеты» размещены Доклады Природнадзора Югры об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним.

В разделе «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений» размещены Правила и сроки охоты, а так же памятки охотпользователям и охотникам: правила поведения при встрече с медведем, памятка охотника по технике безопасности при обращении с охотничьим огнестрельным оружием, памятка по профилактике бешенства у диких животных и т.д.

Разработаны памятки о порядке действий представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства), о порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Памятки размещены на официальном сайте Природнадзора Югры, распространяются государственными инспекторами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий среди охотников и жителей Ханты-мансийского автономного округа – Югры, а также на конференциях и рабочих совещаниях с участием представителей общественных организаций и жителей региона.

На регулярной основе осуществляется мониторинг нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.

Создан и функционирует на сайте Природнадзора Югры раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

Сформирован Общественный совет при Природнадзоре Югры, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры общественно значимых решений.

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/).

В соответствии с утвержденной стратегией осуществления федерального государственного охотничьего надзора, федерального надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Природнадзором Югры в целях профилактики и предупреждения проводятся рейдовые осмотры (обследования) охотничьих угодий, проверки соблюдения гражданами требований в области   охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Всего за отчетный период выполнено 513 проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установлено 1426 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (информация представлена в Таблице 2):

Таблица 2

Нарушение

Ответственность предусмотрена

Возбуждено дел об административных правонарушениях

(ед.)

1

Нарушение Правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

1315

2

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ

ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ

20

3

Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты

ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ

25

4

Не предъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия

ч. 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ

56

5

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

ст. 8.39 КоАП РФ

1

6

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

ст. 19.4 КоАП РФ

2

7

Невыполнение в установленный срок законного предписания

ст. 19.5 КоАП РФ

1

8

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации)

ст. 19.7 КоАП РФ

6

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по разъяснению обязательных требований, доведение информации к охотникам об изменениях в законодательстве.

Основные количественные показатели мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания:

Таблица 3


п/п

Мероприятия

Количество

1

Количество статей, заметок и других публикаций, опубликованных в периодических печатных изданиях автономного округа и на официальном сайте Природнадзора Югры

95

2

Размещено памяток, ед.

17

3

Проведено консультаций по телефону, ед.

32

4

Количество встреч с местным населением, с учащимися образовательных учреждений

57

5

Количество выступлений в СМИ, ед.

2

6

Количество семинаров, конференций, совещаний

4

7

Размещено статей в социальных сетях

10

8

Выдано предостережений

8


В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в 2019 году проведено 6 оперативных профилактических мероприятий: «Операция Лось», «Операция Капкан», «Операция Наст», «Операция Пернатая дичь, весна», «Операция Пернатая дичь, осень», «Операция Боровая дичь, осень».

С целью повышения эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора) на основании заключенных соглашений:

Соглашениео сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфереохраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношенийХанты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением внутренних дел поХанты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Соглашениео сотрудничестве и взаимодействии междуСлужбой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектовживотного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры иСургутским линейным отделом МВД России на транспорте;

Соглашениео сотрудничестве и взаимодействии междуСлужбой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектовживотного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры иУправлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерациипо Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.        

20.02.2019 и 25.09.2019 Природнадзором Югры проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На мероприятие приглашены и приняли участие представители исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании охотхозяйственного соглашения и иные заинтересованные лица.

В ходе публичных обсуждений рассмотрены следующие вопросы деятельности Природнадзора Югры:

статистика и анализ причин типовых и массовых нарушений обязательных требований законодательства;

информация о профилактических мероприятиях;

обзор судебной практики;

изменения в действующем законодательств.

Обзор правоприменительной практики за 2019 год, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности, размещен на официальном сайте в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

За период с ноября 2014 года по 31 декабря 2019 года в Природнадзоре Югры проведено 17 проверок знаний требований к кандидатам в производственные охотничьи инспектора, 92 человека получили удостоверения и значки производственного охотничьего инспектора.

Исходя из вышеизложенного, мероприятия программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в 2019 году выполнены в полном объеме.

Приложение 3

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «      » февраля 2020 года №    -п

ДОКЛАД

об итогах реализации Программы профилактики нарушений

обязательных требований при осуществлении

регионального государственного экологического надзора

в 2019 году

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. (далее – Программа) разработана с учетом «требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора) мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680) и рекомендаций, отмеченных в «Стандарте комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2) и утверждена приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) от 19.12.2018 № 234-п.

Порядок профилактической работы в Службе утвержден приказом Природнадзором Югры от 28.06.2018 № 121-п.

Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом вышеуказанных видов надзора, осуществляемых Природнадзором Югры.

Программой предусмотрены следующие профилактические мероприятия:

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы перечней нормативных правовых актов (далее – НПА), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Актуализация размещенных на официальном сайте Службы обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

·                   Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, в том числе посредством размещения на официальном сайте Службы руководств (памяток) по соблюдению обязательных требований.

·                   Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора.

·                   Размещение на официальном сайте Службы комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

·                   Обобщение практики осуществления Службой государственного надзора и размещение на официальном сайте Службы соответствующей информации, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

·                   Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений.

·                   Проведение мероприятий по оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий.

·                   Подготовка руководств, разъяснений по соблюдению обязательных требований.

В рамках установленных полномочий Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору:

- в области охраны атмосферного воздуха;

- в области обращения с отходами;

- в области использования и охраны водных объектов;

- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры;

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·                   плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·                   наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

При организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора Природнадзор Югры применяет риск-ориентированный подход, что привело к значительному снижению административной нагрузки на поднадзорные субъекты (объекты).

Данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» показывают, что интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности по осуществлению регионального государственного экологического надзора за период с 2018 по 2019 гг. были получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

Таблица 1

Годы

2018

2019

Количество проведенных проверок

190

93

Количество мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

373

510

Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания, ед.

640

338

Сопоставительный анализ показывает, что в отчетном году при увеличении количества контрольно-надзорных мероприятий, наблюдается снижение количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания, что свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий.

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели:

Ø    нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности;

Ø    несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов;

Ø    отсутствие утвержденных (переоформленных) в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

Ø    пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

Ø    пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта;

Ø    нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

Ø    сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект;

Ø    загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос;

Ø    мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов;

Ø    несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

Ø    непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов;

Ø    отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом;

Ø    невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственныйучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Описание типов и видов подконтрольных субъектов

Подконтрольными субъектами являются органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, распределены на 4 категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Природнадзор Югры применяет риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора, что привело к значительному снижению административной нагрузки на поднадзорные субъекты (объекты).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410.

Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора установлены пять категорий риска производственных объектов.

Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, проводятся:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

- для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;

- для категории низкого риска не проводятся.

При этом предусмотрены основания, как для повышения категории риска производственного объекта, так и снижения категории риска производственного объекта для тех подконтрольных субъектов, которые добросовестно соблюдают требования действующего законодательства.

План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденный приказом Службы от 23.10.2018 № 189-п, подготовлен с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (далее – ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне

По состоянию на 31.12.2019 в региональном реестре зарегистрировано 2 576 ОНВОС, хозяйственную и иную деятельность на которых осуществляют 792 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, из них:

-        6 – относится к высокой категории риска;

-        176 – к значительной категории риска;

-       727 – к средней категории риска;

-        1 182 – к умеренной категории риска;

-        485 – к низкой категории риска.

Распределение объектов ОНВОС по категориям:

-        2 категории– 350;

-        3 категории – 1758;

-        4 категории – 468.

Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований, может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.

Описание текущего уровня развития профилактической деятельности

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Природнадзора Югры размещены актуализированные Перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора.

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора, утверждены приказом Службы от 28.04.2017 № 87-п.

Мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом надзора, осуществляется на регулярной основе. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.

На официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений» размещены карточки типовых нарушений по видам надзора. Данные карточки отражают визуальное изображение нарушений законодательства, его описание, ссылку на нарушенные нормы, а также предусмотренную законом ответственность.

На постоянной основе проводится методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В 2019 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

1) проведения и участия в совещаниях, в том числе в рамках:

- ежемесячных аппаратных совещаний при администрациях муниципальных образований;

- совещаний по обсуждению мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, очистки берега реки Конда от захламления, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 2019 год (организатор Администрация г. Урай);

- совещания при Главе Кондинского района по результатам деятельности за 2018 год, цели и задачи на 2019 год;

- совещания при прокуратуре Кондинского района «Соблюдение законодательства при обращении с ТКО»;

- совещания «Соблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в населенных пунктах района. Организация очистки жидких коммунальных (бытовых) отходов и ликвидации свалок отходов в поселках Ханты-Мансийского района в 2019 году, перспективы до 2025 года» (организатор – Природнадзор Югры);

- рабочего совещания с участием представителей Администрации г.п. Советский, ООО «ЭКО РЕСУРС» по организации надлежащего сбора и накопления ТКО и крупногабаритных отходов на контейнерной площадке в г. Советский;

- cовещания с участием председателей садово-огороднических кооперативов, дачных некоммерческих объединений, представителей управления муниципального контроля Администрации города Ханты-Мансийска и регионального оператора АО «Югра-Экология» по вопросу взаимодействия с региональным оператором в части заключения договоров на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и порядка оказания услуг;

- круглого стола «Объекты накопленного вреда окружающей среде. Переход на новую систему обращения ТКО»;

- cовещания по вопросу «Порядок приемки рекультивированных земель лесного фонда (опыт, проблемы, пути решения). Реализация положения Постановления РФ от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении правил выполнения работ по лесовосстановлению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка»;

2) разъяснительной работы в средствах массовой информации (в том числе видеорепортаж Телерадиокомпании «Спектр» г. Урай на тему «Обращение с отходами», интервью в газете «Северный Вариант» на тему «Свалки-проблема номер один» и т.д.);

3) размещения памяток «Адреса приемки вторсырья», «Меры административной ответственности при незаконном размещении твердых коммунальных отходов», «Водопользователям. Виды и основания пользования водными объектами»;

4) проведения публичных обсуждений правоприменительной практики.

Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. На официальном сайте и социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» публикуются статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.

Для недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. В течение 2019 года проведено 10 заседаний Общественного совета. В целях обеспечения доступности для широкого круга граждан и организации системного информирования о деятельности Общественного совета соответствующая информация регулярно публикуется на сайте Службы в разделе «Координационные и совещательные органы».

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/).

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами.

На сайте Службы создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

В 2019 году проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. В мероприятиях приняли участие представители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и иных заинтересованных лиц.

В ходе публичных обсуждений рассмотрены наиболее часто встречающиеся случаи нарушений и предусмотренная законом ответственность. Обзоры правоприменительной практики размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

С целью информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность в 2019 году Службой разработаны и утверждены следующие Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации:

- в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления;

- в области охраны атмосферного воздуха и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области охраны атмосферного воздуха;

- в области использования и охраны водных объектов;

- об особо охраняемых природных территориях;

- о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения.

Руководства размещены на сайте Природнадзора Югры в разделе «Профилактике нарушений обязательных требований».

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2019 году выдано 1 511 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Основные количественные показатели мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору:

Таблица 2


п/п

Мероприятия

Количество

1

размещено руководств на сайте Природнадзора Югры, ед.

5

2

размещено памяток, ед.

23

3

консультаций по телефону, ед.

210

4

размещено статей, ед.

43

5

выступлений в СМИ, ед.

3

6

семинаров, конференций, совещаний

22

7

размещено статей в социальных сетях

15

8

выдано предостережений

1 511


Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий

Оценка эффективности Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора осуществляется с учетом выполненного годового Плана-графика профилактических мероприятий.

Оценка эффективности Программы профилактики по итогам 2019 года проведена по утвержденным показателям и значениям и представлена в таблице 3.

Таблица 3


Показатели качества профилактической деятельности

2018

2019

Количество выданных предостережений, шт.

1359

1511

Количество субъектов, которым выданы предостережения

1155

1086

Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, в том числе посредством размещения на официальном сайте Природнадзора Югры руководств (памяток), информационных статей

на постоянной основе

на постоянной основе

Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора

на постоянной основе

на постоянной основе


Результаты реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2019 году свидетельствуют об эффективности программного подхода к системе профилактики правонарушений и нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Исходя из вышеизложенного, мероприятия программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2019 году выполнены в полном объеме.

Опубликовано: 11.02.2020 11:49        Обновлено: 16.12.2020 16:13