Размер:
Цвет:

Доклад по обобщению правоприменительной практики


Обзор правоприменительной практики по осуществлению

Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 9 месяцев 2018 года

      Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

      В рамках полномочий Природнадзор Югры осуществляет:

- федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- региональный государственный экологический надзор.

Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

  • плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

  • внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

  • мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) лесных участков при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

·        плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий;

·        наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·        мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда;

·        дополнительных маршрутных патрулирований силами мобильных групп по заранее разработанным и утвержденным маршрутам патрулирования на случай возникновения высокого класса пожарной опасности (4-5 класс).

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в План проведения проверок на 2018 год (утвержденный приказом от 25.10.2017 № 295-п) включено 89 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых за 9 месяцев 2018 года проведено 56, продолжалось 6 проверок, не проведено 11 проверок по следующим причинам:

ликвидированных либо прекративших свою деятельность – 3;

изменение уровня государственного экологического надзора объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду   – 2;

субъект среднего и малого предпринимательства              – 4;

неявка законного представителя                                       – 2.

Сведения о проведенных Природнадзором Югры мероприятий по контролю за 9 месяцев 2018 года и принятых мерах представлены в таблице 1, в том числе по видам надзора в таблицах 2 - 4.

Таблица 1

Наименование показателей

Ед. изм.

Итого

за 9 месяцев 2018 г.

Итого

за 9 месяцев 2017 г.

Итого

за 9 месяцев 2016 г.





1

2

3

4

5



Контрольные мероприятия






Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям:

ед.

669

822

801



по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки

ед.

583

790

775



по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах

ед.

84

22

26



по требованию прокуратуры

ед.

3

10

0



Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

1492

1675

1694



Результаты контрольно-надзорной деятельности






Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

3741

4273

4573



Передано материалов, в т.ч.:

ед.

269

257

241



                в прокуратуру

ед.

139

95

143



                в правоохранительные органы (УВД)

ед.

92

95

75



                в гос.органы

ед.

28

34

18



                прочее

ед.

4

33

5



Административная работа






Рассмотрено административных материалов, всего

ед.

3360

4019

4682



Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

2911

3158

3585



тыс. руб.

198970,400

213351,800

160778,800



Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

2657

2593

3344



тыс. руб.

209998,646

190393,220

167031,390



Мировые Суды






Количество переданных административных материалов

ед.

761

694

877



Вынесено Постановлений, всего

ед.

472

528

549



Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

296

285

459



тыс. руб.

5654,008

9737,760

10610,601



Предписания






Выдано Предписаний

ед.

711

1362

686



Выполнено Предписаний

ед.

629

943

577



Не выполнено Предписаний

ед.

246

395

216



Предписаний на контроле

ед.

405

1948

66



Отменено Предписаний

ед.

122

39

16



Таблица 2

Наименование показателей

Ед. изм.

Федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах


Итого

за 9 месяцев 2018 г.

Итого

за 9 месяцев 2017 г.

Итого

за 9 месяцев 2016 г.


1

2

3

4

5


Контрольные мероприятия





Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям:

ед.

567

702

660


по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки

ед.

502

695

654


по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах

ед.

64

6

23


по требованию прокуратуры

ед.

1

1

0


Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

836

835

824


Результаты контрольно-надзорной деятельности





Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

2251

2677

2484


Передано материалов, в т.ч.:

ед.

173

161

170


                в прокуратуру

ед.

95

78

103


                в правоохранительные органы (УВД)

ед.

69

79

60


                в гос.органы

ед.

8

4

5


                прочее

ед.

0

0

2


Административная работа





Рассмотрено административных материалов, всего

ед.

1854

2373

2261


Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

1586

1883

1661


тыс. руб.

178145,900

177416,600

142940,000


Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

1378

1549

1519


тыс. руб.

192383,754

175197,600

149525,143


Мировые Суды





Количество переданных административных материалов

ед.

352

438

384


Вынесено Постановлений, всего

ед.

178

336

265


Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

141

172

210


тыс. руб.

4958,984

7727,200

9239,581


Предписания





Выдано Предписаний

ед.

627

867

612


Выполнено Предписаний

ед.

517

733

503


Не выполнено Предписаний

ед.

193

341

191


Предписаний на контроле

ед.

317

1537

41


Отменено Предписаний

ед.

85

16

11


Таблица 3

Наименование показателей

Ед. изм.

Федеральный государственный охотничий надзор


Итого

за 9 месяцев 2018 г.

Итого

за 9 месяцев 2017 г.

Итого

за 9 месяцев 2016 г.


1

2

3

4

5


Контрольные мероприятия





Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям:

ед.

3

1

4


по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки

ед.

3

1

4


по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах

ед.

1

0

0


по требованию прокуратуры

ед.

0

0

0


Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

371

463

556


Результаты контрольно-надзорной деятельности





Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

845

840

1597


Передано материалов, в т.ч.:

ед.

23

15

14


                в прокуратуру

ед.

0

1

0


                в правоохранительные органы (УВД)

ед.

17

13

12


                в гос.органы

ед.

4

1

2


                прочее

ед.

1

0

0


Административная работа





Рассмотрено административных материалов, всего

ед.

823

888

1755


Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

797

756

1475


тыс. руб.

931,800

751,900

1576,300


Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

814

739

1158


тыс. руб.

593,281

454,500

977,234


Мировые Суды





Количество переданных административных материалов

ед.

207

132

356


Вынесено Постановлений, всего

ед.

163

88

185


Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

98

59

175


тыс. руб.

136,500

86,820

146,924


Предписания





Выдано Предписаний

ед.

3

3

0


Выполнено Предписаний

ед.

3

1

3


Не выполнено Предписаний

ед.

0

0

1


Предписаний на контроле

ед.

0

3

2


Отменено Предписаний

ед.

0

0

0


Таблица 4

Наименование показателей

Ед. изм.

Региональный государственный экологический надзор


Итого

за 9 месяцев 2018 г.

Итого

за 9 месяцев 2017 г.

Итого

за 9 месяцев 2016 г.


1

2

3

4

5


Контрольные мероприятия





Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям:

ед.

99

119

137


по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки

ед.

78

94

117


по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах

ед.

19

16

3


по требованию прокуратуры

ед.

2

9

0


Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

285

377

314


Результаты контрольно-надзорной деятельности





Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

645

756

492


Передано материалов, в т.ч.:

ед.

73

81

57


                в прокуратуру

ед.

44

16

40


                в правоохранительные органы (УВД)

ед.

6

3

3


                в гос. органы

ед.

16

29

11


                прочее

ед.

3

33

3


Административная работа





Рассмотрено административных материалов, всего

ед.

683

758

666


Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

528

519

449


тыс. руб.

19892,7

35183,300

16262,500


Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

465

305

667


тыс. руб.

17021,611

14741,120

16529,013


Мировые Суды





Количество переданных административных материалов

ед.

202

124

137


Вынесено Постановлений, всего

ед.

131

104

99


Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

57

54

74


тыс. руб.

558,523

1923,740

1224,096


Предписания





Выдано Предписаний

ед.

81

492

74


Выполнено Предписаний

ед.

109

209

71


Не выполнено Предписаний

ед.

53

54

24


Предписаний на контроле

ед.

88

408

23


Отменено Предписаний

ед.

37

23

5


        Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах

        В соответствии с положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда.

       Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),

  • Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

      В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

      Целью данных видов надзора являются обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

      Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах представлены в таблице 5.

Таблица 5

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

Кол-во за 9 мес. 2018 г.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах

1

Самовольное занятие лесных участков

Статья 9, 72, 88 Лесного кодекса РФ

Ст.7.9 КоАП РФ «Самовольное занятие лесных участков»

44

2

Нарушение правил использования лесов

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

Ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов»

525

3

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28 КоАП РФ

«Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

30

4

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа)

Статья 50.4 Лесного кодекса РФ

ст.8.28.1 часть 5 КоАП РФ

«Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа»

23

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Статья 60.3 Лесного кодекса РФ

ст. 8.31 КоАП РФ

«Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

1124

6

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Статья 53 Лесного кодекса РФ

ст. 8.32 КоАП РФ

«Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

445

- наибольшее количество нарушений на территории Ханты-Мансийского атомного округа – Югры связано с загрязнением лесов нефтепродуктами в связи с высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;

- значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов связано с большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосоек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;

- незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

    Кроме того, Природнадзором Югры ведется претензионная работа. С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) окружающей среде, в результате её загрязнения, истощения и порчи, за 9 месяцев 2018 года предъявлено 157 претензий на сумму 667 804,073 тыс. рублей, оплачено (с учетом ранее предъявленных) 249 претензии на сумму 618 234,733 тыс. рублей, в том числе добровольно – 93 на сумму 36 095,079 тыс. рублей, принудительно – 156, на сумму 582 139,654 тыс. рублей.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора

       Правоприменительная практика контрольно-надзорной деятельности Службы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания проводится по двум основным направлениям:

правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного охотничьего надзора;

правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.

     Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

  • планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласованным с органами прокуратуры (далее – План проверок);

  • планом совместных мероприятий Природнадзора Югры с учреждениями, обеспечивающими деятельность особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год;

  • планом взаимодействия Природнадзора Югры с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственным казенным учреждением «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа» на 2018 год;

  • ежемесячными планами-графиками осуществления государственными инспекторами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды (далее – государственные инспекторы) плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий;

  • внеплановыми проверками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению ранее выданных предписаний,

  • а также по результатам рассмотрения обращений граждан.

       В рамках Плана проверок запланировано и проведено 2 проверки (Община коренных малочисленных народов Севера «Яун-Ях», Община коренных малочисленных народов Севера «Негус-Ях»). По результатам плановых проверок нарушений в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также федерального государственного охотничьего надзора не выявлено.

      Проведены 3 внеплановые документарные проверки по исполнению ранее выданных предписаний в отношении: Сельско-хозяйственной национальной общины «Красный Яр», Национальной общины «Глухарь», ОАО «Нефтеюганское охотничье-промысловое хозяйство», по результатам которых установлено исполнение предписаний.

       Государственными инспекторами выполнено 371 плановых рейдовых осмотров (обследований) охотничьих угодий, по результатам которых выявлено 844 нарушения.

Основные виды нарушений, выявленные при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора:

  • использование плавательных средств, в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи (пункт 52.3 Правил охоты);

  • нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным оружием (пункт 53.1 Правил охоты);

  • осуществление охоты с охотничьим огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного на соответствующие охотничьи угодья (абзац «в», абзац «г» пункта 3.2 Правил охоты);

  • не проставление отметки о добыче охотничьего животного на оборотной стороне разрешения (пункт 3.7 Правил охоты).

       За нарушение Правил охоты виновные лица привлечены к административной ответственности:

844 человека по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ (нарушение Правил охоты);

16 – по части 1.1 статьи 8.37 КоАП РФ (повторное в течение года нарушение Правил охоты);

9 – по части 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ (осуществление охоты с нарушением установленных Правилами охоты сроков охоты);

25 – по части 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ (не предъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием);

      Кроме того, 537 человек привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ за нарушение требований Приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», в части не направления по месту получения разрешения сведений о добыче животного.

      По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, допущенных гражданами (охотниками) вынесено 833 постановления об административном наказании на общую сумму 482,2 тыс. рублей, оплачено штрафов на сумму 569,417 тыс. рублей (с учетом переходящих с 2017 года)

      В ходе осуществления плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий установлено 11 фактов незаконной добычи охотничьих животных, изъято 25 единиц незаконно используемого охотничьего огнестрельного оружия, 234 капкана и иных ловушек.

      Выявлено 5 нарушений с признаками уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного частью 1 статьи 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации (незаконная охота с причинением крупного ущерба). Материалы переданы в УМВД. По одному факту вынесен Приговор (признать гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота» и назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тыс. рублей); по двум фактам принято решение о приостановлении уголовного дела в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; по двум фактам нарушений проводятся следственные мероприятия. В рамках уголовного производства возмещено в добровольном порядке 120 тыс. рублей.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

      В соответствии с положением Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

      Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)   регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)   регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)   регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)   регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)   регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (регионального значения).

      Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

      Региональный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

      Целью экологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды.

      Природнадзор Югры осуществляет функцию по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

     В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора» объектам, поставленным в государственный региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присваивается категория риска.

      За 9 месяцев 2018 года в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), зарегистрировано 1836 объектов, из них объектов НВОС 2 категории– 253, объектов НВОС 3 категории – 1255, Объектов НВОС 4 категории – 328.

      Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.




Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору представлены в таблице 6.

Таблица 6

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

Кол-во

за 9 мес. 2018 г.

Региональный государственный экологический надзор

1

Нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности

ч. 1 – 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712

Ст.8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований»

178

2

Не соблюдение требований к ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов

ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721

3

Отсутствие утвержденных (переоформленных) в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ч 1 – 3, аб. 2 ч.4, ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Приказ Природнадзора-Югры от 31.05.2016 № 37-нп

4

Отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп

Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681

5

Не предоставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов

Постановление Правительства ХМАО – Югры от 29 ноября 2007 года № 294-п

Ст. 9.5 Закона ХМАО- Югры «Об административных правонарушениях»

55

6

Отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

ст. 8.21 КоАП РФ

«Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»

37

7

Отсутствие учета, нарушение или неисполнение порядка (сроков и методов) контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установленных соответствующим разрешением

ч. 7 ст. 16, ч. 2 ст. 16.1, ч.1 ст. 30   Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»

ст.8.1 КоАП РФ

«Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

12

8

Отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом

ч. 1 ст. 9, ч.2, ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ

ст. 7.6 КоАП РФ

«Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий»

12

9

Нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации

Пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

ч.4 ст. 8.13,

ч.1 ст. 8.14,

ч.1 ст. 8.42,

ч.1 ст.8.45 КоАП РФ

89

10

Нарушение установленного режима, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемых природных территориях регионального значения

Пункты 1, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункты 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138).

ст. 8.39 КоАП РФ

«Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»

5

11

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Статья 12, пункты 2, 10 части 2 статьи 22, пункты 5 – 8, 10, 11 статьи 23, абзацы 9-10 статьи 24, пункт 1 статьи 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Часть 5 пункта 1 статьи 39, пункт 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Статья 19, подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 24 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Абзацы 3, 4, 9 пункта 3, абзацы 4–7, 9, 10 пункта 4, пункт 31, 35, 51 Правил охраны недр (постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71).

Пункты 15, 19 Правил охраны подземных водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94).

Пункты 7.1, 7.3, 7.6, абзацы 1-3, 5, 6 пункта 7.9, 7.10 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на основании утвержденного технического проекта, в границах предоставленных им в соответствии с федеральным законодательством горных отводов и (или) геологических отводов (приказ Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа от 15.06.2010 №8-нп).

ст.7.3 КоАП РФ

«Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов»

106

12

Пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта



Анализ выявленных нарушений показал, что за 9 месяцев 2018 года:

47% составили нарушения в области обращения с отходами;

10% - нарушения в области охраны атмосферного воздуха;

20% - нарушения в области использования и охраны водных объектов;

1% - нарушения в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

22% - нарушения в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

За аналогичный период 2017 года:

57% составили нарушения в области обращения с отходами;

6% - нарушения в области охраны атмосферного воздуха;

29% - нарушения в области использования и охраны водных объектов;

1% - нарушения в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

7% - нарушения в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

За 2016 год:

50% составили нарушения в области обращения с отходами;

9,5% - нарушения в области охраны атмосферного воздуха;

27% - нарушения в области использования и охраны водных объектов;

0,5% - нарушения в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

13% - нарушения в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

Основные нарушения, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели приходится на следующие обязательные требования:

при разработке участков недр местного значения:

- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией (административная ответственность предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ);

- пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (административная ответственность предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ);

в области обращения с отходами:

- нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

- отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору или нарушение условий НООЛР;

- не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

- не предоставляются до 1 марта года, следующего за отчетным периодом индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которых хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на территории автономного округа данных для ведения регионального кадастра отходов в электронном виде в Личном кабинете природопользователя (http://passport.gisi.ru/lk) и на бумажном носителе в соответствии с формами регионального кадастра отходов (административная ответственность предусмотрена статьей 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

- отсутствие разработанных, в соответствии с Правилами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681) инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначенных в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, а также нарушение порядка накопления и передачи специализированным организациям ртутьсодержащих ламп (административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ);

в области охраны атмосферного воздуха:

- отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (административная ответственность предусмотрена ст.8.21 КоАП РФ);

- отсутствие учета, нарушение или неисполнение порядка (сроков и методов) контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установленных соответствующим разрешением (административная ответственность предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ);

в области использования и охраны водных объектов:

- отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом (договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование) в случаях пользования водными объектами для целей определенных частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса РФ (административная ответственность предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ);

- нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.14, ч.1 ст. 8.42, ч.1 ст.8.45 КоАП РФ);

в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий:

- нарушение установленного режима, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особоохраняемых природных территориях регионального значения (административная ответственность предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ).

Основные нарушения, совершаемые гражданами, которые выявлены в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 9 месяцев 2018 года:

- мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов, подлежащих региональному надзору (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13, 8.39, ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ);

- захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос водных объектов, подлежащих региональному надзору (административная ответственность предусмотрена ч.4 ст. 8.13, 8.39 КоАП РФ).

Информация о профилактических мероприятиях

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Службы размещаются перечни и тексты нормативно правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах, федерального государственного охотничьего надзора, регионального государственного экологического надзора, а также руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений.

В соответствии с утвержденной стратегией пожарного надзора в лесах Природнадзором Югры в целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций расположенных на землях лесного фонда на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано 45 454 км полос отвода автомобильных дорог, 1 659 км полос отвода железных дорог, а также 6 103 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

Службой регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю распространено 1 602 листовки, проведено 2 465 профилактических бесед с населением, затушено 11 оставленных без присмотра костров.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С целью повышения эффективности пожарного надзора в лесах, привлечения к патрулированию лесов дополнительных сил и средств, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», в 2018 году Природнадзором Югры заключены 3 соглашения с казачьими обществами.

Разработаны памятки о порядке действий представителей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства), о порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Памятки размещены на официальном сайте Природнадзора Югры, распространяются государственными инспекторами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий среди охотников, а также на конференциях и рабочих совещаниях с участием представителей общественных организаций и жителей региона.

Природнадзором Югры ведутся разъяснительные работы в средствах массовой информации и консультации по разъяснению обязательных требований и доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами. Проведена 51 встреча с представителями средств массовой информации в различных форматах, в том числе «пресс-чай» и «круглый стол», а также выступления по актуальным проблемам экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и деятельности Природнадзора Югры.

Службой проводятся такие профилактические мероприятия как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений. За 9 месяцев 2018 года выдано 1 296 предостережений.

Анализ обращений, поступивших в Природнадзор Югры

за 9 месяцев 2018 года

Анализируя поступившие обращения граждан в Природнадзор Югры за 9 месяцев 2018 года, следует отметить незначительное снижение количества поступивших обращений от граждан, их объединений и юридических лиц (далее обращений) 416, что на 17% меньше чем за 9 месяцев 2017 года (499 обращений).

По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений поступило из Сургутского и Ханты-Мансийского районов.

Таблица 7

таблица количества поступающих обращений от граждан по территориальной принадлежности

 В 2018 году, как и в предыдущие годы наиболее актуальными вопросами, обозначенными в обращениях граждан являются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. За 2018 год, вопросы сферы обращения с отходами, составили 35 % от общего количества обращений.

Количество поступивших обращений в Природнадзор Югры по направлениям деятельности за 9 месяцев 2018 года.

Таблица 8


Направление

2014

2015

2016

2017

9 мес. 2018

Обращение с отходами

111

182

195

322

146

Сточные воды

0

0

0

25

29

Состояние водных объектов

26

57

56

53

36

Нарушение лесного законодательства

35

35

81

90

69

Состояние земель

19

68

21

43

27

ООПТ

0

0

0

144

0

Состояние атмосферного воздуха

14

14

25

24

20

Прочие вопросы

28

35

27

40

55

Использование объектов животного мира

31

24

21

85

32

Недропользование

6

12

2

9

2

Всего

270

427

428

835

416


В рамках рассмотрения обращений, проведено 289 контрольно-надзорных мероприятий соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации. По 157 обращениям факты нарушений подтвердились. По остальным обращениям (132) нарушений природоохранного законодательства в рамках компетенции Природнадзора Югры не установлено.

Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.

Обзор судебной практики

Анализ правоприменительной практики

по делам об административных правонарушениях

Должностными лицами Природнадзора Югры в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 7.6, 7.9, 8.2, 8.5, 8.25, 8.28, 8.31, 8.32, 8.39, 8.41, 8.13, 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по статьям: 9.5, 41.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Из обжалованных правонарушителями в 2018 году постановлений, судами по существу рассмотрено 125 дел об оспаривании постановлений на сумму 9 858 400 руб., из которых оставлены в силе 91 постановление на сумму 6 738 400 руб., то есть подавляющее большинство обжалуемых постановлений признаны судами законными.

В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Основная часть обжалуемых постановлений - ч.2 ст.8.31, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, при этом основаниями к обжалованию являются доводы о недоказанности того, что:

- нефтепродукты – являются загрязняющим веществом;

        - нефтепродукты – являются горючим веществом.

        Позиция судов по указанным доводам является следующей.

Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

Нефтепродукты (нефть, нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия) отнесены к загрязняющим веществам, и в силу своих физико-химических свойств являются веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение.

Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием попадания нефтезагрязняющей жидкости на земли лесного фонда является порча земель и загрязнение лесов.

При этом необходимости в проведении отбора проб, исследования и экспертизы не имеется, поскольку результаты взятия проб окружающей среды способствуют определению лишь степени (количественного показателя) причинения вреда окружающей среды. Сам по себе нефтеразлив уже причинил вред окружающей среде.

Часть 1 ст.8.32 КоАП РФ.

Главным составным веществом нефтепродуктов является нефть, что является общеизвестным фактом, а нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. Поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом. При этом степень горючести, как-то: легковоспламеняющаяся, взрывопожароопасная или трудногорючая, значения для отнесения вещества (материала) к горючему не имеет.

        То, что нефтепродукты являются горючим веществом, подтверждается:

- документами, составленными по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий,

- документами об инциденте предоставляемыми Компаниями,

- результатами лабораторных исследований,

- требованиями ГОСТов.

       Необходимо отметить, что такая позиция поддержана решениями различных судебных инстанций как судов общей юрисдикции так и арбитражных судов на протяжении многих лет и принятых в отношении различных Компаний (правонарушителей).

Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

     Задачами контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

      С целью реализации указанных задач должностными лицами Природнадзора Югры юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (природопользователям) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства с требованиями:

- освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов);

- освободить лесной участок от загрязняющих веществ (нефтепродуктов);

- прекратить самовольное занятие участка;

- провести рекультивацию лесного участка, загрязненного нефтесодержащей жидкостью.

     Природопользователями в 2018 году всего обжаловано - 99 предписаний.

     В большинстве случаев в судебном порядке обжалуются предписания с требованием «освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов)» в связи с недоказанностью того, что нефтепродукты, по их мнению, не являются горючим веществом.

        Позиция судов по данному доводу аналогичная, что и по делам об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.

Анализ правоприменительной практики

по взысканию вреда, причиненного окружающей среде

       Природнадзор Югры обращается в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого:

- лесам (порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.);

- охотничьим ресурсам.

         В 2018 году судами рассмотрено и удовлетворено всего - 125 исков на общую сумму 559 024 516 руб., из них:

- 121 иск (лес) на сумму 558 925 786 руб.

- 4 иска (охота) на сумму 98 730 руб.

         Судами удовлетворяется подавляющее большинство поданных Природнадзором Югры исков.

         Вместе с тем, при рассмотрении судами исков о возмещении вреда причиненного лесам, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.06.2015 №12-П, в размере вреда учитываются затраты понесенные причинителями вреда (Компаниями) при устранении последствий вызванного их деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов.

       При этом учитываются только фактически понесенные Компаниями затраты и при наличии подтверждающих документов о проведении восстановительных работ и о понесенных затратах.

Изменения в действующем законодательстве

  •  С 01.01.2019 лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения;

  • Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 342 «О внесении изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333» (Зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2018 № 52035) скорректированы Правила расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей


Приказом, в частности, уточняются:

- перечень источников получения водопользователем исходной информации, необходимой для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС);

- срок действия НДС и основания их досрочного пересмотра;

- требования к содержанию НДС;           

- специальные требования к содержанию НДС, разрабатываемых на период проведения строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных вод, в том числе дренажных вод, в водные объекты;

  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования рассмотрено обращение по вопросу разработки природоохранной документации в области обращения с отходами после 01.01.2019 и подготовлены следующие разъяснения (письмо Росприроднадзора от 20 июня 2018 г. № АА-10-02-32/12525):

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ), который вступает в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 Закона № 219-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона № 219-ФЗ при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

После 1 января 2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка НООЛР не требуется.

  • Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2018 №52522) определен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации

Устанавливаются, в частности:

- содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;

- правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

- порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

- правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;

- механизм корректировки данных инвентаризации выбросов.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования;

  • Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 5250) установлен порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Приказом, в частности, регулируется:

- объем сведений, включаемых в перечень;

- механизм внесения сведений о методике в перечень;

- сроки регистрации материалов, представленных для внесения сведений в перечень методик, и рассмотрения заявок о включении методик в перечень;

- основания возврата представленных материалов заявителю;

- порядок и сроки информирования заявителей о принятых по результатам рассмотрения заявлений решениях;

  • Минприроды России разработан Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 и от 23.07.2007 № 469».

Проектом предлагается полностью переизложить:

Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183; Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469.

Проект разработан с учетом предстоящих изменений экологического законодательства. Согласно Проекту предполагается, что нормативы допустимых выбросов и сбросов будут рассчитываться юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность:

на объектах I категории НВОС, и включаться в заявку на получение комплексного экологического разрешения; на объектах II категории НВОС, и прикладываться к декларации о воздействии на окружающую среду; по строительству объектов I и II категорий НВОС при проведении оценки воздействия на окружающую среду; на объектах III категории НВОС, в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Для объектов IV категории НВОС установление нормативов допустимых выбросов и сбросов не потребуется.

Проектом планируется, что Минприроды России необходимо будет утвердить:

методику разработки нормативов допустимых выбросов и сбросов; форму заявки на получение разрешения на временные выбросы и сбросы.

Также Проектом предлагается установить:

в какие государственные органы необходимо подавать заявку на получение разрешения на временные выбросы и сбросы; какие документы необходимо приложить к заявке; на каких основаниях может быть отказано в выдаче разрешения на временные выбросы и сбросы.

Предполагается, что за выдачу разрешений на временные выбросы и сбросы могут взиматься сборы в соответствии с законодательством РФ.;

  • Минприроды России наводит порядок в критериях отнесения объектов НВОС к разным категориям

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029».

Проектом, в частности, предлагается:

1) уточнить виды производственной деятельности, позволяющие отнести объекты НВОС к I и II категории;

2) дополнительно к III категории относить объекты НВОС, использующие:

- участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах»;

- водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ.

Опубликовано: 22.11.2018 09:46        Обновлено: 06.02.2019 12:57