Размер:
Цвет:

Обобщенные ответы на вопросы по правоприменительной практике

Вопрос: Прошу направить разъяснение о правоприменительной практике, по фактам незаконной свалки снега в охранной зоне магистральных газопроводов и возможности привлечения к ответственности виновных лиц, занимающихся данной деятельностью.

 

Ответ:

Снег, снежные массы, собираемые с территорий населенных пунктов и производственных площадок, не являются отходами производства и потребления, так как снег – это форма атмосферных осадков.

Требования к зимней уборке в границах муниципального образования устанавливаются Правилами благоустройства территорий муниципальных образований, контроль за соблюдением которых осуществляется органами местного самоуправления (утверждение правил благоустройства территории городского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами).

В соответствии со статьей 29.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз за сброс, складирование, иное размещение снега, скола льда на территории муниципального образования автономного округа вне предназначенных для этой цели мест, предусмотрена административная ответственность в виде вынесения предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При складировании снежных масс в местах, не предназначенных для этих целей, нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства (СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (утратил силу с 01.01.2021), СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вводится в действие с 01.03.2021)).

Надзор за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в соответствии со статьями 44, 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее структурными подразделениями – на территории автономного округа осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по ХМАО-Югре.

За нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, установленных в санитарных правилах, предусмотрена административная ответственность по статьям 6.3, 6.35 КоАП РФ.

Кроме того, места складирования снежных масс являются объектами земельных отношений, на которые в результате таяния снежных масс может быть оказано негативное воздействие. Проведение мероприятий по контролю, направленных на проверку соблюдения требований законодательства при пользовании объектами земельных отношений и принятие мер в случае выявления нарушений, относится к компетенции органов земельного контроля (надзора).

Складирование снежных масс в охранной зоне магистральных газопроводов на территории лесного фонда не образует составы правонарушений, предусмотренных статьей 7.9 «Самовольное занятие лесного участка» и частью 2 статьи 8.31 «Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса» КоАП РФ.

В случае предстоящего таянии снежных масс, если усматривается угроза причинения вреда участку лесного фонда в виде негативного воздействия на почвы, лицу, складирующему снежные массы, в рамках полномочий Природнадзора Югры по осуществлению федерального государственного лесного надзора может быть вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

При подтверждении факта порчи почв в результате размещения снежных масс, а также захламления, загрязнения земель, земельных участков опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления в рамках полномочий Природнадзора Югры в отношении виновного лица возбуждается административное производство по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ, а также проводится претензионно-исковая работа по возмещению причиненного лесам вреда.

В соответствиями с пунктом 36 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 «Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, вправе требовать приостановления работ, выполняемых организациями или физическими лицами с нарушением требований настоящих Правил, до устранения таких нарушений допустившими их организациями или физическими лицами.».

Вопрос: Куда необходимо обращаться для предоставления площадей под лесовосстановление.

Ответ: В соответствии с пунктами 7-9 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» Департаментом недропользования и природных ресурсов автономного округа сформирован перечень лесных участков, нуждающихся в лесовосстановления. Перечень размещен на официальном сайте Департамента в разделе «Деятельность – Лесное хозяйство.

Лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации, вправе выбрать лесные участки для последующего проведения работ по лесовосстановлению при подаче соответствующего заявления (пункты 10, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566).

 

Вопрос: После окончания срока действия лесной декларации лесопользователь должен провести работы по лесовосстановлению на участках охранных зон линейных объектов. Где в данном случае должны быть проведены лесовосстановительные работы, компенсирующие вырубленные насаждения.

Ответ: В проекте освоения лесов в разделе «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», прошедшем государственную экспертизу, указано какие этапы рекультивации требуются и в каком состоянии должен быть сдан лесной участок после окончания срока аренды. В частности, в разделе по воспроизводству лесов может быть указано, что проведение искусственного лесовосстановления не требуется.

При этом, имеются дополнительные требования по лесовосстановлению, введенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ, а именно: согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работы по лесовосстановлению должны быть выполнены в соответствии с проектом лесовосстановления на выбранном и согласованном Департаментом недропользования и природных ресурсов автономного округа лесном участке из Перечня участков, предназначенных для лесовосстановления (см. вопрос выше).

Частью 3 статьи 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Вопрос: Прошу прокомментировать изменения Правил пожарной безопасности в лесах, касающиеся расчистки от поросли полосы отвода линейного объекта для обеспечения безопасности эксплуатации существующего линейного объекта.

Ответ: Согласно пункту 9 приказа Минприроды России от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (т.е. без оформления договора аренды).

Пунктом 45 действующих с 01.01.2021 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 настоящих Правил.

При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.

Таким образом, полоса отвода линейного объекта должна быть очищена от порубочных остатков, складирование древесины допускается с соблюдением требований по созданию противопожарной минерализованной полосы, очистки от сучьев и плотной укладкой древесины в штабеля или поленницы.

Вопрос: В случае если ширина просеки линейного объекта составляет менее 10 м, соответственно складировать древесину придется от стены леса менее 10 м, при этом отсутствует минерализованная полоса. Будет ли являться это нарушением правил пожарной безопасности.

Ответ: Да будет, данное деяние образует состав административного правонарушения «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах», предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, а при условии действия особого противопожарного режима – частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

 

Вопрос: Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ в Лесной кодекс РФ вносятся изменения, в том числе касающиеся дистанционного зондирования. Планируется ли применение Природнадзором Югры беспилотных летательных аппаратов для выявления нарушений.

Ответ: С целью оперативного выявления фактов незаконных рубок, нарушений договоров аренды лесных участков (нарушение границ отвода, порубочные остатки), захламлений лесных участков твердыми бытовыми, отходами или загрязнения нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой Природнадзор Югры в своей контрольно-надзорной деятельности, кроме наземного патрулирования лесов, применяет дистанционные методы фиксации нарушений (предоставление в рамках взаимодействия с ЮНИИИТ космических снимков с признаками нарушений, а также карточек дешифрирования Рослесинфорга (дистанционный мониторинг)), а также планируется использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

 

Опубликовано: 24.02.2021 17:50        Обновлено: 24.02.2021 17:50