Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год

Служба по контролю и надзору в сфере охраны

окружающей среды, объектов животного мира

и лесных отношений

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

(ПРИРОДНАДЗОР ЮГРЫ)

П Р И К А З

«_10_»____02____ 20_20_ г.                                                    № _19-п

г. Ханты-Мансийск

Об утверждении Обзора правоприменительной

практики контрольно-надзорной деятельности

Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальнику информационно-аналитического управления (Яворук С.А.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Природнадзора Югры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Службы А.Н. Ковалевского.

Руководитель Службы                                                             С.В. Пикунов






Приложение

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «____» февраля 2020 г. № _____-п

Обзор правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В рамках полномочий Природнадзор Югры осуществляет:

- федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- региональный государственный экологический надзор.

Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·                    плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·                    плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) лесных участков при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

·                    плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий;

·                    наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·                    мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда;

·                    дополнительных маршрутных патрулирований силами мобильных групп по заранее разработанным и утвержденным маршрутам патрулирования на случай возникновения высокого класса пожарной опасности (4-5 класс).

Природнадзором Югры при планировании проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований на территории лесного фонда и охотничьих угодий в 2019 году учитывались следующие сведения:

- количество оформленных правоустанавливающих документов на использование лесных участков, охотничьих угодий;

- площадь лесов, находящихся в пользовании конкретного лесопользователя;

- факты нарушений лесопользователем природоохранного законодательства;

- местонахождение лесных участков под заготовку древесины;

- сведения об инцидентах на трубопроводах

- классификацию природной пожарной опасности и другое.

По региональному государственному экологическому надзору План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденный приказом Службы от 23.10.2018 № 189-п подготовлен с учетом проекта постановления Правительства Российской Федерации (в последствии утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410) «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

Так, по состоянию на 30.12.2019 года в государственном региональном Реестре ОНВОС зарегистрировано 2 576 объектов, из них по категориям:

-          2 категории– 350,

-          3 категории – 1758,

-          4 категории – 468.

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с Планом проведения проверок на 2019 год (утв. приказом Службы от 23.10.2018 № 189-п) в 2019 году Природнадзором Югры проведено 66 плановых проверок. За 2018 год проведено 77 плановых проверок.

Правовые основания проведения внеплановых проверок определены положениями статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

В 2019 году Службой проведено 537 внеплановых проверок по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах; по требованию прокуратуры. Для сравнения, в 2018 году количество внеплановых проверок составило 837.

В целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации проведено 2142 мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (в 2018 году – 2003 мероприятия).

Анализируя поступившие обращения граждан в Природнадзор Югры за 2019 год, следует отметить незначительное увеличение количества поступивших обращений от граждан, их объединений и юридических лиц (далее обращений) 597, что на 10% больше чем за 2018 год (535 обращений).

По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений поступило из Сургутского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районов.

Таблица 1


Таблица

В 2019 году, как и в предыдущие годы, наиболее актуальными проблемами, обозначенными в обращениях граждан, является захламление территорий отходами производства и потребления. За 2019 год обращения граждан о захламлении территорий отходами составили 45% от общего количества обращений.

Количество поступивших обращений в Природнадзор Югры по направлениям деятельности за 2019 год

Таблица 2

Направление

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Обращение с отходами

111

182

195

322

183

327

Сточные воды

0

0

0

25

38

21

Состояние водных объектов

26

57

56

53

53

40

Нарушение лесного законодательства

35

35

81

90

80

41

Состояние земель

19

68

21

43

39

32

ООПТ

0

0

0

144

0

0

Состояние атмосферного воздуха

14

14

25

24

24

15

Прочие вопросы

28

35

27

40

71

49

Использование объектов животного мира

31

24

21

85

44

65

Недропользование

6

12

2

9

3

7

Всего

270

427

428

835

535

597


По 245 обращениям факты нарушений подтвердились, по остальным обращениям нарушений природоохранного законодательства в рамках компетенции Природнадзора Югры не выявлено, либо оснований для принятия мер в рамках полномочий Природнадзора Югры не имеется, в связи с чем обращения направлены по компетенции в иные органы государственной власти для принятия мер. Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах

В соответствии с положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда.

Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),

ü    приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Целью данных видов надзора является обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

2019 год

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

(ед.)

(тыс. руб.)

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах



1

Самовольное занятие лесных участков

Статья 9, 72, 88 Лесного кодекса РФ

Ст. 7.9 КоАП РФ «Самовольное занятие лесных участков»

78

57

6 601,00

2

Нарушение правил использования лесов

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

Ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов»

375

161

4 500,4

3

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28 КоАП РФ

«Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

37

36

1 311

4

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа)

Статья 50.4 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28.1 часть 5 КоАП РФ

«Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа»

35

13

3 870

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Статья 60.3 Лесного кодекса РФ

ст. 8.31 КоАП РФ

«Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

1 400

1 070

156 095,9

6

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Статья 53 Лесного кодекса РФ

ст. 8.32 КоАП РФ

«Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

480

312

20 208,7

- наибольшее количество нарушений на территории автономного округа связано с загрязнением лесов нефтепродуктами, а также нарушением правил пожарной безопасности в лесах, с учетом высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;

- значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов, обусловлено большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;

- незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

Кроме того, Природнадзором Югры ведется претензионная работа. С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) лесам за 2019 год предъявлено 214 претензий на сумму 503 036,3 тыс. рублей, оплачено (с учетом ранее предъявленных) 319 претензий на сумму 1 087 007,8 тыс. рублей, в том числе добровольно – 220 на сумму 506 444,2 тыс. рублей, принудительно – 99, на сумму 580 563,6 тыс. рублей.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора

Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Стратегией федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утверждённой 6 февраля 2015 года руководителем Природнадзора Югры посредством:

-                   проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-                   проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

-                   проведения совместных мероприятий:

ü с федеральными органами государственной власти,

ü с охотничьими инспекторами, являющимися должностными лицами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа,

ü с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на основании охотхозяйственных соглашений (охотпользователями).

В соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год запланировано 15 проверок, выполнено 13 (РОМН «Ёмас», ОКМНС «Сосьва», ОКМНС «Турупья», Региональная общественная организация охотников и рыболовов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ОО «Нефтеюганское общество охотников и рыболовов», ОМН «Правдинск», Городская общественная организация «Общество охотников и рыболовов г. Когалыма», ОО «Октябрьская районная организация охотников и рыболов», МОО «Нижневартовское районное общество охотников и рыболовов», ОО «Клуб любителей охоты и рыболовства Нижневартовского района», НРО «Нарымский стан», СХНО «Ворьинская», РО «Карым»).

Не проведены 2 проверки: одна по причине отсутствия возможности надлежащим образом уведомить юридическое лицо о проведении проверки (ООО «Клады Сибири»), вторая проверка не состоялась в связи с проведением процедуры банкротства организации (ЗАО «Строймонтаж»).

Кроме того, проведено 7 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основание проверок – контроль исполнения обязательных предписаний (ОКМНС «Турупья», ООО «Предприятие культуры «Зоологический парк» «Фортуна», ОО «Октябрьская районная организация охотников и рыболов» (2 проверки), НРО «Нарымский стан», ОО «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов», ОМН «Правдинск»).

В ходе проверок установлено:

предписания, выданные ОО «Октябрьская районная организация охотников и рыболов», ОО «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов» исполнены;

Предписания не исполнены:

ООО Предприятие культуры «Зоологический парк «Фортуна». В ходе проверки установлено: отсутствует разрешение на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 10 000 рублей (штраф оплачен). Выдано 3 предписания. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 500 000 рублей.

ОКМНС «Турупья». По результатам проверки возбуждены дела об административных правонарушениях по статьям: 8.37/3 «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (постановление об административном наказании на общую сумму – 50,0 тыс. рублей, штраф оплачен) и 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор» (постановление об административном наказании на общую сумму 10 000 рублей. Выдано 1 предписание.

НРО «Нарымский стан». По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.37/3 «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (вынесено административное наказание в виде «Предупреждения»). Выдано 2 предписания.

ОКМНС «Правдинск». По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.37/3 «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (вынесено административное наказание в виде «Предупреждения»). Выдано 1 предписание.

Государственными инспекторами в области охраны окружающей среды выполнено 513 плановых рейдовых осмотров (обследований) охотничьих угодий, выявлено 1416 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, из которых 329 нарушений выявлены в охотничьих угодьях (23 %), 1 087 нарушений (77 %) установлено по сведениям, предоставленным Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (не направление сведений о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения на добычу по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов).

Нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Нарушение

Нарушенные требования законодательства

Ответственность предусмотрена

2019 год

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

(ед.)

(тыс. руб.)

1

Нарушение Правил охоты

п.п. 3.3, 3.4, 3.7, 3.8, 4, 52.1.1, 52.3, 52.14 Правил охоты

ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил охоты»

1416

1305

753,1

2

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений)

ст. 24 № 52-ФЗ Федерального закона «О животном мире»

ст. 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений)»

1

1

15,0

3

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях)

ст. 23 № 52-ФЗ Федерального закона «О животном мире

ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»

1

1

3,0

В 2019 году установлено 4 факта незаконной добычи охотничьих животных, с признаками уголовно-наказуемого деяния, квалифицируемого по пункту «а» части 1 статьи 258 Уголовного кодекса РФ (незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба):

2 на территории Советского района, добыча 2 и 6 лосей;

1 на территории Нижневартовского района, добыча 1 особи глухаря и 4 особей тетерева;

1 на территории Белоярского района, добыча 1 особи лося.

Общая сумма ущерба за незаконную добычу охотничьих животных составила 2 378 000 рублей. По данным фактам возбуждены уголовные дела. На сегодняшний день по 1 делу проводятся следственные мероприятия, по 2 расследования приостановлены в связи с не установлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого, по 1 делу вынесено постановление суда о прекращении уголовного дела в соответствии с частью 1 ст. 25.1 УПК РФ. Ущерб, нанесенный охотничьим ресурсам в размере 58 000 рублей, возмещен добровольно.

Кроме того, изъято 16 единиц незаконно используемого охотничьего огнестрельного оружия, 127 капканов, а также незаконно добытых 36 особей пернатой дичи, 4 соболя.

Предъявлена 21 претензия на возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам на сумму 790,0 тыс. рублей. Возмещено 21 ущербов на общую сумму 1 080,433 тыс. рублей (с учетом претензий за 2017 и 2018 годы). Вынесено 1286 постановлений об административном наказании на общую сумму штрафов – 771,0 тыс. руб., оплачены штрафы по 1 246 постановлениям в сумме 741,0 тыс. руб.

Из числа нарушений, выявленных в охотничьих угодьях, к категории массовых (типовых) нарушений необходимо отнести следующие:

1) Нарушение статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов), пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты (в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку).

Общее количество таких нарушений составило 50 %.

2) Нарушение пункта 3.3 Правил охоты (при осуществлении охоты охотник обязан предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документы, указанные в п. 3.2 Правил охоты: охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях) – 16 %.

3) Нарушение пункта 53.1 Правил охоты (при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях на (в) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием) – 13 %.

Иные выявленные нарушения не являются массовыми, их доля – 21 %.

Всего за отчетный период установлено 1593 нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (информация представлена в Таблице 5):

Таблица 5

Нарушение

Ответственность предусмотрена

Возбуждено дел об административных правонарушениях (ед.)

1

Нарушение Правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

1315

2

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ

ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ

20

3

Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты

ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ

25

4

Не предъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия

ч. 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ

56

5

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

ст. 8.39 КоАП РФ

1

6

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

ст. 19.4 КоАП РФ

2

7

Невыполнение в установленный срок законного предписания

ст. 19.5 КоАП РФ

1

8

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации)

ст. 19.7 КоАП РФ

6

9

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ

ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ

167

Основными причинами нарушений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов являются:

1. Не знание и пренебрежение установленными требованиями законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов;

2. Низкий уровень охотничьей культуры и ответственности за сохранение биологического разнообразия животного мира, рациональное использование охотничьих ресурсов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В соответствии с Положением, Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)        регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)        регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)        регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)        регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)        регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (регионального значения).

Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Региональный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью экологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды.




Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору представлены в Таблице 6.

Таблица 6

п/п

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

2018 год

2019 год

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Региональный государственный экологический надзор

1

Нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности

ч. 1 – 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712

ч. 4, ч. 7, ч. 8, ч. 9. ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»

126

3970,5

83

2129,0

2

Несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов

ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721

3

Отсутствие утвержденных (переоформленных) в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ч 1 – 3, аб. 2 ч. 4, ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Природнадзора-Югры от 31.05.2016 № 37-нп


Отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп

Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681



4

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Статья 12, пункты 2, 10 части 2 статьи 22, пункты 5 – 8, 10, 11 статьи 23, абзацы 9-10 статьи 24, пункт 1 статьи 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Часть 5 пункта 1 статьи 39, пункт 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Статья 19, подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 24, статья 28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Абзацы 3, 4, 9 пункта 3, абзацы 4–7, 9, 10 пункта 4, пункт 31, 35, 51 Правил охраны недр (постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71).

Пункты 15, 19 Правил охраны подземных водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94).

Пункты 10.1, 10.5, 10.6, 10.7 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с законодательством российской федерации горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2018 №3-нп).

ст. 7.3 КоАП РФ

«Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов»

Ст. 19.7 КоАП РФ

«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации)»

1

104

Вынесено Мировыми судьями

300,0

157,1

Вынесено Мировыми судьями

1

300,0

5

Пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

6

Непредставление или несвоевременного предоставления квартальных и годовых отчетов

106

Вынесено Мировыми судьями

169,4

Вынесено Мировыми судьями

7

Нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации; сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект; загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос; мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов.

Пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

пункты 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса; Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; статья 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

ч.4 ст. 8.13,

ч.1 ст. 8.14,

ч.1 ст. 8.42

КоАП РФ

62

1844,0

128

2450,5

8

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, утвержденных технологии и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов

Пункты 1- 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ст. 8.1 КоАП РФ

«Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

9

80,0

28

274,0

9

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

10

Непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов

Постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.11.2007 № 294-п

Ст. 9.5 Закона ХМАО- Югры «Об административных правонарушениях»

47

300,0

10

102,0

11

Отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом

ч. 1 ст. 9, ч. 2, ч. 3 ст.11 Водного кодекса РФ

ст. 7.6 КоАП РФ

«Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий»

8

363,0

17

521,0

12

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Пункты 1, 2, 6, 7, 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 18, 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

ст. 8.46 КоАП РФ

«Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»

3

61,0

8

90,0




Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/), , а также руководствами по соблюдению обязательных требований законодательства РФ при осуществлении регионального государственного экологического надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/rukovodstvo-po-soblyudeniyu-obyazatelnykh-trebovaniy-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-pri-osushch).

Дополнительно информируем, что на официальном сайте Минприроды России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety).

Информация о профилактических мероприятиях

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Природнадзором Югры утвержден порядок профилактической работы и программа профилактики нарушений обязательных требований.

На официальном сайте Природнадзора Югры создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. В разделе размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора; нормативные правовые акты, регулирующие законодательство в области регионального государственного экологического надзора; руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора, типовые нарушения обязательных требований.

Для природопользователей и недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. В течение 2019 года проведено 10 заседаний Общественного совета.

В целях обеспечения доступности для широкого круга граждан и организации системного информирования о деятельности Общественного совета соответствующая информация регулярно публикуется на сайте Службы в разделе «Координационные и совещательные органы».

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/)

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами. Службой проводятся такие профилактические мероприятия как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений. За 2019 год выдано 1 735 предостережений.

В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций расположенных на землях лесного фонда на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона 2019 года обследовано 32 537 км полос отвода автомобильных дорог, 1 998 км полос отвода железных дорог, а также 6 725 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

Регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю распространено 1 146 листовок, проведено 1 776 профилактических бесед с населением, затушено 13 оставленных без присмотра костров.

Проведено 948 профилактических бесед в охотниками.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проведено 6 оперативных профилактических мероприятий: «Операция Лось», «Операция Капкан», «Операция Наст», «Операция Пернатая дичь, весна», «Операция Пернатая дичь, осень», «Операция Боровая дичь, осень».

На сайте Службы создан и функционирует раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

В 2019 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

разъяснительной работы в средствах массовой информации (в т.ч. видеорепортаж Телерадиокомпании «Спектр» г. Урай на тему «Обращение с отходами», телерадиокомпания «Югра» телепередача «с 7 до 10» освещена информация об осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, интервью телерадиокомпании «Югория» для передачи «Телевизионная служба безопасности» по вопросам безопасного обращения с огнестрельным оружием, организации оперативных профилактических мероприятий в области федерального государственного охотничьего надзора; видеорепортажи телерадиокомпании «Югра» телепередача «Новости» по осуществлению мероприятий по контролю в рамках операции «Пернатая дичь весна», по осуществлению мероприятий по контролю в рамках операции «Лось»; интервью телеканалу «Квадрат» на тему «Нарушения в сфере охоты в период операции «Лось»», «Нарушения в сфере охоты в период операции «Пернатая дичь, весна»; интервью в газету «Северный Вариант» по результатам охотничьего надзора за I полугодие 2019 года, на тему «Свалки-проблема номер один»; газету «Белоярские вести» на тему «Операция «Пернатая дичь, весна», результаты операции», в преддверии майских праздников, 25.04.2019 проведены пресс-конференция с окружными и федеральными СМИ по вопросу открытия пожароопасного сезона и соблюдений требований пожарной безопасности в лесах, а также выход в утренний эфир радиостанции «Русское радио» с освещением соответствующей темы для жителей Югры);

проведения и участия в совещаниях (в том числе ежемесячных аппаратных совещаниях при администрациях муниципальных образований; совещания по обсуждению мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, очистки берега реки Конда от захламления, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 2019 год (организатор Администрация г.Урай); совещание при Главе Кондинского района по результатам деятельности за 2018 год, цели и задачи на 2019 год; совещания на темы: «Открытие весенней охоты», «Производственный Охотничий контроль, выявление и фиксация нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, взаимодействие с инспекторским составом Природнадзора Югры, «Взаимодействие органов исполнительной власти при охране краснокнижных птиц», «Производственный охотничий контроль, проблемы. Предложения по маркировке шкурок соболя» (организатор Природнадзор Югры); совещание при прокуратуре Кондинского района «Соблюдение законодательства при обращении с ТКО»; совещание «Соблюдение требовании природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в населенных пунктах района. Организация очистки жидких коммунальных (бытовых) отходов и ликвидации свалок отходов в поселках Ханты-Мансийского района в 2019 году, перспективы до 2025года» (организатор - Природнадзор Югры)); рабочее совещание с участием представителей Администрации г.п. Советский, ООО «ЭКО РЕСУРС» по организации надлежащего сбора и накопления ТКО и крупногабаритных отходов на контейнерной площадке в г. Советский; cовещание с участием председателей садово-огороднических кооперативов, дачных некоммерческих объединений, представителей управления муниципального контроля Администрации города Ханты-Мансийска и регионального оператора АО «Югра-Экология» по вопросу взаимодействия с региональным оператором в части заключения договоров на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и порядка оказания услуг; круглый стол «Объекты накопленного вреда окружающей среде. Переход на новую систему обращения ТКО»; cовещание по вопросу «Порядок приемки рекультивированных земель лесного фонда (опыт, проблемы, пути решения). Реализация положения Постановления РФ от 07.05.2019 №566 «Об утверждении правил выполнения работ по лесовосстановлению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка», совещание на тему «Готовность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к лесопожарному сезону 2019 года. Противопожарное обустройство населенных пунктов», практические учения по взаимодействию структур органов исполнительной власти автономного округа, федеральных территориальных органов МЧС России, муниципальных образований, предприятий и арендаторов лесных участков при тушении условного лесного пожара);

размещения памяток («Грипп птиц»; «Охотникам - о птичьем гриппе (несколько правил, которые следует выполнять во время охоты на водоплавающую дичь)»; «Водопользователям. Виды и основания пользования водными объектами», «О порядке действий представителей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства)», «О порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», размещение руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора);

проведения публичных обсуждений правоприменительной практики (обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 1 полугодие 2019 года с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»).

Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. На официальном сайте и социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» публикуются статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.

Обзор судебной практики

Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Природнадзор Югры в установленной сфере деятельности:

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности,

- выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства;

- определяет размеры вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.

Анализ правоприменительной практики

по делам об административных правонарушениях

Должностными лицами Природнадзора Югры в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 7.3, 7.6, 7.9, 8.2, 8.5, 8.13, 8.14, 8.21, 8.25 (ч.1), 8.28 (ч.1), 8.31, 8.32, 8.37, 8.39, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по статьям: 9.5, 41.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Из обжалованных правонарушителями за 2019 год постановлений, судами рассмотрено 205 дел об оспаривании постановлений на сумму 19 209 000 руб., из которых оставлено в силе 108 постановления на сумму 12 366 000 руб., на рассмотрении 35 постановлений на сумму 1 718 000 руб.

В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Основная часть обжалуемых постановлений - ч.2 ст.8.31, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, при этом основаниями к обжалованию являются доводы о недоказанности того, что:

- нефтепродукты – являются загрязняющим веществом;

- нефтепродукты – являются горючим веществом.

Позиция судов по указанным доводам является следующей.

Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

Нефтепродукты (нефть, нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия) отнесены к загрязняющим веществам, и в силу своих физико-химических свойств являются веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение.

Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием попадания нефтезагрязняющей жидкости на земли лесного фонда является порча земель и загрязнение лесов.

При этом необходимости в проведении отбора проб, исследования и экспертизы не имеется, поскольку результаты взятия проб окружающей среды способствуют определению лишь степени (количественного показателя) причинения вреда окружающей среды. Сам по себе нефтеразлив уже причинил вред окружающей среде.

Часть 1 ст.8.32 КоАП РФ.

Главным составным веществом нефтепродуктов является нефть, что является общеизвестным фактом, а нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. Поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом. При этом степень горючести, как-то: легковоспламеняющаяся, взрывопожароопасная или трудногорючая, значения для отнесения вещества (материала) к горючему не имеет.

То, что нефтепродукты являются горючим веществом, подтверждается:

- документами, составленными по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий,

- документами об инциденте предоставляемыми Компаниями,

- результатами лабораторных исследований,

- требованиями ГОСТов.

Необходимо отметить, что такая позиция поддержана решениями различных судебных инстанций как судов общей юрисдикции так и арбитражных судов на протяжении многих лет и принятых в отношении различных Компаний (правонарушителей).

При обжаловании постановлений по ч.2 ст.8.31 КоАП, несмотря на положительно сложившуюся судебную практику на протяжении длительного периода времени в отношении доводов о невыезде на место инцидента, неосуществлении осмотра участка, по настоящее время правонарушителями такие доводы заявляются.

Позиция судов: То обстоятельство, что выезд на место инцидента не осуществлялся, осмотр участка не проводился, не влияет на степень доказанности вины, поскольку сам по себе факт инцидента (аварии) на трубопроводе в результате которого излилась нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия свидетельствует о загрязнении лесного участка.

Сложилась положительная судебная практика по рассмотрению арбитражными судами жалоб об оспаривании постановлений по ст.7.9 КоАП.

Наиболее распространены доводы при оспаривании данных постановлений – это признание административного правонарушения малозначительным.

Позиция судов следующая: Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к соблюдению требований лесного законодательства и непринятие всех зависящих мер во избежание совершения правонарушения, в связи с чем, основания для признания административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

Задачами контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

С целью реализации указанных задач должностными лицами Природнадзора Югры юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (природопользователям) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства с требованиями:

- освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов);

- освободить лесной участок от загрязняющих веществ (нефтепродуктов);

- прекратить самовольное занятие участка;

- провести рекультивацию лесного участка, загрязненного нефтесодержащей жидкостью.

Судами за 2019 год рассмотрено по существу законность и обоснованность 55 предписаний обжалованных природопользователями, из которых судами законными признаны 51.

В большинстве случаев в судебном порядке обжалуются предписания с требованием «освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов)» в связи с недоказанностью того, что нефтепродукты, по их мнению, не являются горючим веществом.

Позиция судов по данному доводу аналогичная, что и по делам об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.

При обжаловании предписаний природопользователями также указывалось на нарушения требований к организации и проведению проверок юридических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившихся в привлечении к проверке экспертной организации, состоявшей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым лицом (имеют место случаи аналогичных доводов и при обжаловании постановлений).

Судами такие доводы признаны необоснованными ввиду того, что:

- природопользователям необходимо доказать наличие у них не только гражданско-правовых отношений с экспертной организацией, но и наличие трудовых отношений (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 94-ФЗ);

- наличие договора между проверяемым лицом и экспертной организацией не влияет на результаты проверки и на признание её проведённой с грубыми нарушениями требований Федерального закона № 294-ФЗ.

- запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ не содержат;

- экспертная организация - это самостоятельное юридическое лицо, не является зависимым от природопользователя, контрольно-надзорного органа, что не влечет конфликта интересов, свидетельствующего о необъективности результатов работы привлеченных специалистов экспертной организации.

Сложилась положительная судебная практика.

Анализ правоприменительной практики

по взысканию вреда, причиненного окружающей среде

Природнадзор Югры обращается в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого:

- лесам (порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.);

- охотничьим ресурсам.

За 2019 год судами рассмотрено по существу 158 исковых заявления на сумму 724 661 059 руб., из которых удовлетворено 156 исков на сумму 662 552 927 руб.

Судами удовлетворяется подавляющее большинство поданных Природнадзором Югры исков.

Вместе с тем, при рассмотрении судами исков о возмещении вреда причиненного лесам, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.06.2015 № 12-П, в размере вреда учитываются затраты понесенные причинителями вреда (Компаниями) при устранении последствий вызванного их деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов.

При этом учитываются только фактически понесенные Компаниями затраты и при наличии подтверждающих документов о проведении восстановительных работ и о понесенных затратах.

Весьма часто причинителями вреда на стадии судебных разбирательств осуществляется добровольная оплата предъявленных к ним ущербов, заключаются мировые соглашения.

Сложилась положительная судебная практика в части рассмотрения исковых требований по факту взыскания вреда, вследствие уничтожения охотничьих ресурсов, всего рассмотрено по существу 9 исков на сумму 305 300 руб., из них:

- Арбитражными судами удовлетворено 4 иска на сумму 260 000 руб., предъявляемых к страховым компаниям;

- мировыми судьями удовлетворено 5 исков на сумму 45 300 руб., предъявляемых к физическим лицам.

Изменения в действующем законодательстве

ü     С 01.01.2019 на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, наложены обязательства выполнять работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения;

ü     С 01.01.2019 граждане для собственных нужд могут свободно производить сбор валежника в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса РФ в местах и лесных участках, указанных лесничим территориального отдела – лесничества;

ü     В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 458 внесение изменения в требования правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, в части содержания полос отвода железных дорог, а именно требования по обустройству противопожарной минерализованной полосы распространяются только на участках курсирования поездов на паровозной тяге.

ü     С 08.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Указанным постановлением утвержден порядок возмещения вреда, а также таксы и методика возмещения вреда.

ü    Федеральным законом от 07.03.2018 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» в части предотвращения жестокого обращения с животными» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые регулируют отношения подготовки и дрессировки охотничьих собак в охотничьих угодьях с использованием животных способами, не допускающими жестокого обращения с ними и причинения им физического вреда.

ü    Вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

ü    17.06.2019 вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поправки в КоАП РФ, вступившие в силу, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. В частности, самостоятельными составами стали:

- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ);

- превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления (ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ);

-несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ);

- применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Таким образом, ответственность за нарушения при обращении с отходами теперь установлена не в одной, а в трех статьях КоАП РФ: 6.35, 8.2 и 8.2.3.

За любое нарушение организациям и индивидуальным предпринимателям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Альтернативным наказанием является штраф. Его размер зависит от того, на каком этапе обращения с отходами было допущено нарушение, от вида отходов (для отходов животноводства штрафы выше), повторности нарушения, наличия вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновения эпидемии или эпизоотии.

Законом введены специальные составы для нарушений, связанных с учетом отходов, их нормированием и классификацией, а также с инвентаризацией мест размещения отходов и мониторингом состояния окружающей среды в этих местах. Ответственность по ним идентичная: штраф 20 - 40 тыс. руб. для должностных лиц, 40 - 60 тыс. руб. для ИП, 200 - 350 тыс. руб. для организаций (юридических лиц).

Законом существенно ужесточены санкции за нарушение законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ) штраф на должностных лиц 10 - 20 тыс. руб.; на юридических лиц – 100 - 250 тыс. руб.

По значительной части административных правонарушений добавлено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 – 6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.21, ч. 1 – 3 ст. 8.22, ч. 1 – 6 ст. 8.23, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Признана утратившей силу ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки).

ü    Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2019 № 229-п «О правилах организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов, приобретения, содержания контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов».

Установлены правила, закрепляющие требования к организации деятельности по накоплению в Югре твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе их раздельному накоплению.

Определена ответственность за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО, приобретение, содержание контейнеров для накопления ТКО.

Утвержден модельный порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) в муниципальных районах и городских округах автономного округа.

ü    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 утверждены новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», которые вступают в силу с 01.01.2020 года, за исключением главы V, которые вступают в силу с 01.03.2020 года.

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.

Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований.

Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.3550-19 проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации – Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальными органами.

Опубликовано: 11.02.2020 11:02        Обновлено: 16.12.2020 23:45