Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год


Приложение

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «05» февраля 2019 г № 23-п

Обзор правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В рамках полномочий Природнадзор Югры осуществляет:

- федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- региональный государственный экологический надзор.

Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) лесных участков при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

·        плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий;

·        наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·        мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда;

·        дополнительных маршрутных патрулирований силами мобильных групп по заранее разработанным и утвержденным маршрутам патрулирования на случай возникновения высокого класса пожарной опасности (4-5 класс).

Природнадзором Югры при планировании проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований на территории лесного фонда и охотничьих угодий в 2018 году учитывались следующие сведения:

- количество оформленных правоустанавливающих документов на использование лесных участков, охотничьих угодий;

- площадь лесов, находящихся в пользовании конкретного лесопользователя;

- факты нарушений лесопользователем природоохранного законодательства;

- местонахождение лесных участков под заготовку древесины;

- сведения об инцидентах на трубопроводах

- классификацию природной пожарной опасности и другое.

По региональному государственному экологическому надзору План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утвержденный приказом Службы от 25.10.2017 № 295-п подготовлен с учетом проекта постановления Правительства Российской Федерации (в последствии утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410) «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

Так, на конец 2018 года в региональном Реестре ОНВОС зарегистрирован 1 921 объект, из них объектов НВОС:

-          2 категории– 270,

-          3 категории – 1282,

-          4 категории – 369.

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в План проведения проверок на 2018 год (утвержденный приказом от 25.10.2017 № 295-п) включено 89 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых проведено 77, не проведено 12 проверок по следующим причинам:

ликвидированных либо прекративших свою деятельность – 4;

изменение уровня государственного экологического надзора объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду   – 2;

субъект среднего и малого предпринимательства               – 4;

неявка законного представителя                                            – 2.

Правовые основания проведения внеплановых проверок определены положениями статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

В 2018 году Службой проведено 837 внеплановых проверок по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах; по требованию прокуратуры.

В целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации проведено 2 003 мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Анализируя поступившие обращения граждан в Природнадзор Югры за 2018 год, следует отметить снижение количества поступивших обращений от граждан, их объединений и юридических лиц (далее обращений) 535, что на 36% меньше чем за 2017 год (835 обращений).

По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений поступило из Сургутского и Ханты-Мансийского районов.

Таблица 1

Районы 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Сургутский 58 71 154 121 204 150
Нижневартовский 45 58 77 78 137 86
Нефтеюганский 25 30 40 28 50 30
Ханты-Мансийский 52 53 85 69 142 109
Березовский 15 8 7 11 15 7
Белоярский 5 8 10 44 9 8
Советский 23 17 19 48 68 66
Кондинский 13 11 17 19 29 26
Октябрьский 10 14 18 10 25 17
Другие 0 0 0 0 155 36
Всего 246 270 427 428 835 535

В 2018 году, как и в предыдущие годы, наиболее актуальными проблемами, обозначенными в обращениях граждан, является захламление территорий отходами производства и потребления. За 2018 год обращения граждан о захламлении территорий отходами составили 34% от общего количества обращений.

Количество поступивших обращений в Природнадзор Югры по направлениям деятельности за 2018 год.

Таблица 2

Направление

2014

2015

2016

2017

2018

Обращение с отходами

111

182

195

322

183

Сточные воды

0

0

0

25

38

Состояние водных объектов

26

57

56

53

53

Нарушение лесного законодательства

35

35

81

90

80

Состояние земель

19

68

21

43

39

ООПТ

0

0

0

144

0

Состояние атмосферного воздуха

14

14

25

24

24

Прочие вопросы

28

35

27

40

71

Использование объектов животного мира

31

24

21

85

44

Недропользование

6

12

2

9

3

Всего

270

427

428

835

535


В рамках рассмотрения обращений, проведено 326 контрольно-надзорных мероприятий соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации. В 182 случая факты нарушений указанные в обращениях подтвердились, по остальным обращениям (144) нарушений природоохранного законодательства в рамках компетенции Природнадзора Югры не выявлено.

Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах

В соответствии с положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда.

Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),

ü    приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Целью данных видов надзора является обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

2018 г.

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

(ед.)

(тыс. руб.)

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах

1

Самовольное занятие лесных участков

Статья 9, 72, 88 Лесного кодекса РФ

Ст. 7.9 КоАП РФ «Самовольное занятие лесных участков»

63

54

4 844,00

2

Нарушение правил использования лесов

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

Ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов»

677

268

8 134,10

3

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28 КоАП РФ

«Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

36

29

923,00

4

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа)

Статья 50.4 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28.1 часть 5 КоАП РФ

«Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа»

41

4

340,00

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Статья 60.3 Лесного кодекса РФ

ст. 8.31 КоАП РФ

«Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

1760

1420

228 099,5

6

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Статья 53 Лесного кодекса РФ

ст. 8.32 КоАП РФ

«Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

533

177

13 098,90

- наибольшее количество нарушений на территории автономного округа связано с загрязнением лесов нефтепродуктами, а также нарушением правил пожарной безопасности в лесах, с учетом высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;

- значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов, обусловлено большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;

- незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

Кроме того, Природнадзором Югры ведется претензионная работа. С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) лесам за 2018 год предъявлено 318 претензий на сумму 1 347 259,8 тыс. рублей, оплачено (с учетом ранее предъявленных) 331 претензии на сумму 923 694 тыс. рублей, в том числе добровольно – 148 на сумму 107 360,2 тыс. рублей, принудительно – 183, на сумму 816 333,8 тыс. рублей.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора

Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Стратегией федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утверждённой 6 февраля 2015 года руководителем Природнадзора Югры посредством:

-                   проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-                   проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

-                   проведения совместных мероприятий:

ü с федеральными органами государственной власти,

ü с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

ü с коллегами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа,

ü с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющих деятельность на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и охотхозяйственных соглашений (охотпользоваетлями);

ü учреждениями и общественными объединениями.

В рамках Плана проверок в 2018 году запланировано 4 плановые проверки в отношении: ОКМНС «Яун-Ях», ОКМНС «Негус-Ях», Региональной общественной организации охотников и рыболовов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Городской общественной организации «Общество охотников и рыболовов г. Когалыма».

Выполнено проверок:

- 2 плановые проверки (ОКМНС «Яун-Ях», ОКМНС «Негус-Ях»);

- 3 внеплановые проверки (ОАО «Нефтеюганское охотничье-промысловое хозяйство», ОКМНС «Красный Яр», СНО «Глухарь»). Основание проверки – исполнение обязательных предписаний. В ходе проверок установлено: обязательные предписания исполнены;

- 1 внеплановая проверка (ООО Предприятие культуры «Зоологический парк «Фортуна»). Основание проверки - обращение гражданина. В ходе проверки установлено: отсутствует разрешение на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 500 000 рублей. Выдано 3 предписания (срок устранения до 15.01.2019);

Не проведены 2 плановые проверки в отношении: Региональной общественной организации охотников и рыболовов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Городской общественной организации «Общество охотников и рыболовов г. Когалыма». Основание – заявление об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, как субъекта малого предпринимательства.

Государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры выполнено 475 плановых рейдовых осмотров (обследований) охотничьих угодий, по результатам которых выявлено 1164 нарушения Правил охоты.

За нарушения законодательства в сфере охоты к административной Природнадзором Югры привлечено 1 046 охотников.

Основные виды нарушений:

использование плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи (пункт 52.3 Правил охоты);

нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах с расчехленным или заряженным, или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным оружием (пункт 53.1 Правил охоты);

осуществление охоты с охотничьим огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного на соответствующие охотничьи угодья (абзац «в», абзац «г» пункта 3.2 Правил охоты);

не проставление отметки о добыче охотничьего животного на оборотной стороне разрешения (пункт 3.7 Правил охоты);

не предъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием;

осуществление охоты с нарушением установленных Правилами охоты сроков охоты.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, допущенных гражданами (охотниками), вынесено 1 046 постановлений об административном наказании на общую сумму 636,6 тыс. рублей, оплачено штрафов на сумму 706,819 тыс. рублей (с учетом переходящих с 2017 года).

В ходе осуществления плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий установлено 11 фактов незаконной добычи охотничьих животных, изъято 28 единиц незаконно используемого охотничьего огнестрельного оружия, 248 капканов и иных ловушек.

В 2018 году государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры предъявлено:

19 претензий на возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам на сумму 495,5 тыс. рублей. Добровольно возмещено 18 ущербов на общую сумму 482,6 тыс. рублей.

2 претензии на возмещение вреда, причиненного объектам животного мира на сумму 22,057 тыс. рублей. Добровольно возмещен 1 ущерб на сумму 20,230 тыс. рублей.

Выявлено 5 нарушений с признаками состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации (незаконная охота с причинением крупного ущерба). По одному факту вынесен обвинительный приговор (признать гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота» и назначить наказание в виде штрафа в размере 15,0 тыс. рублей); по двум фактам принято решение о приостановлении уголовного дела в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; по двум фактам проводятся следственные мероприятия. В рамках уголовного производства возмещено в добровольном порядке 170,87 тыс. рублей.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В соответствии с Положением, Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)        регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)        регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)        регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)        регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)        регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (регионального значения).

Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Региональный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью экологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды.




Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору представлены в Таблице 4.

Таблица 4

п/п

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Региональный государственный экологический надзор

1

Нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности

ч. 1 – 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712

Ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований»

126

3970,5

2

Не соблюдение требований к ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов

ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721

3

Отсутствие утвержденных (переоформленных) в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ч 1 – 3, аб. 2 ч. 4, ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Природнадзора-Югры от 31.05.2016 № 37-нп

4

Отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп

Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681

5

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Статья 12, пункты 2, 10 части 2 статьи 22, пункты 5 – 8, 10, 11 статьи 23, абзацы 9-10 статьи 24, пункт 1 статьи 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Часть 5 пункта 1 статьи 39, пункт 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Статья 19, подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 24, статья 28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Абзацы 3, 4, 9 пункта 3, абзацы 4–7, 9, 10 пункта 4, пункт 31, 35, 51 Правил охраны недр (постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71).

Пункты 15, 19 Правил охраны подземных водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94).

Пункты 10.1, 10.5, 10.6, 10.7 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с законодательством российской федерации горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2018 №3-нп).

ст. 7.3 КоАП РФ

«Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов»

Ст. 19.7 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации).

103

454,0

6

Пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

7

Непредставление или несвоевременного предоставления квартальных и годовых отчетов

8

Нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации; сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект; загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос; мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов.

Пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

пункты 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса; Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; статья 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

ч.4 ст. 8.13,

ч.1 ст. 8.14,

ч.1 ст. 8.42,

ч.1 ст.8.45 КоАП РФ

62

1844,0

9

Непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов

Постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.11.2007 № 294-п

Ст. 9.5 Закона ХМАО- Югры «Об административных правонарушениях»

47

300

10

Отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

ст. 8.21 КоАП РФ

«Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»

42

4464,0

11

Отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом

ч. 1 ст. 9, ч. 2, ч. 3 ст.11 Водного кодекса РФ

ст. 7.6 КоАП РФ

«Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий»

8

363,0

12

Нарушение установленного режима, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемых природных территориях регионального значения:

Пункты 1, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункты 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138).

ст. 8.39 КоАП РФ

«Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»

7

318



Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/), , а также руководствами по соблюдению обязательных требований законодательства РФ при осуществлении регионального государственного экологического надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/rukovodstvo-po-soblyudeniyu-obyazatelnykh-trebovaniy-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-pri-osushch).

Дополнительно информируем, что на официальном сайте Минприроды России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety).

Информация о профилактических мероприятиях

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Природнадзором Югры утвержден порядок профилактической работы и программа профилактики нарушений обязательных требований.

На официальном сайте Природнадзора Югры создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. В разделе размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора; нормативные правовые акты, регулирующие законодательство в области регионального государственного экологического надзора; руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора, типовые нарушения обязательных требований.

Для природопользователей и недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. В течение 2018 года проведено 10 заседаний Общественного совета.

Руководителем Службы проведены встречи с представителями средств массовой информации в различных форматах, в том числе «пресс-чай» и «круглый стол», а также выступления по актуальным проблемам экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и деятельности Природнадзора Югры.

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами.

Службой проводятся такие профилактические мероприятия как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений. В 2018 году выдано 1 454 предостережений.

В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций расположенных на землях лесного фонда на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано 55 199,1 км полос отвода автомобильных дорог, 2 239 км полос отвода железных дорог, а также 7 558,5 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

Регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю распространено 1 792 листовки, проведено 2 814 профилактических бесед с населением, затушено 11 оставленных без присмотра костров.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С целью повышения эффективности пожарного надзора в лесах, привлечения к патрулированию лесов дополнительных сил и средств, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», в 2018 году Природнадзором Югры заключены 3 соглашения с казачьими обществами. При взаимодействии Природнадзора Югры с казачьими обществами в 2018 году осуществлено 37 мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, в которых задействовано 74 представителя казачьих обществ. В результате патрулирований выявлено 28 нарушений лесного законодательства. По установленным нарушителям составлено 7 протоколов, вынесено 7 постановлений на общую сумму 265,6 тыс. руб., из них взыскано 175 тыс. руб.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С целью повышения эффективности пожарного надзора в лесах, привлечения к патрулированию лесов дополнительных сил и средств, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», в 2018 году Природнадзором Югры заключены 3 соглашения с казачьими обществами. При взаимодействии Природнадзора Югры с казачьими обществами в 2018 году осуществлено 37 мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, в которых задействовано 74 представителя казачьих обществ. В результате патрулирований выявлено 28 нарушений лесного законодательства. По установленным нарушителям составлено 7 протоколов, вынесено 7 постановлений на общую сумму 265,6 тыс. руб., из них взыскано 175 тыс. руб.

В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проведено 5 оперативных профилактических мероприятий: «Лось», «Капкан», «Наст», «Пернатая дичь, весна», «Пернатая дичь, осень».

На сайте Службы создан и функционирует раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

В 2018 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

проведения и участия в семинарах и конференциях (в т.ч. Научно-практическая конференция «Безопасный Север - чистая Арктика», организатор БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет; Семинар по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении органами государственного контроля (надзора) своих полномочий, организатор Прокуратура г. Нижневартовска; Семинар для субъектов предпринимательской деятельности по вопросам защиты прав и законных интересов при осуществлении органами государственного контроля (надзора) своих полномочий, организатор Прокуратура Нижневартовского района; Семинар-совещание по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организатор Природнадзор Югры);

разъяснительной работы в средствах массовой информации (в т.ч. видеорепортаж Белоярского информационного центра «Квадрат»: «Итоги работы за 9 месяцев 2018 года», «Ванзеватская зона охраны», «Итоги 2018 года. Разговор о главном» «Вопросы по сферам контроля: лес, охота»; видеорепортаж Телерадиокомпании «Спектр» г. Урай; проведение совместных мероприятий Советского отдела Природнадзора Югры и ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по ликвидации несанкционированных свалок на территории Советского района, интервью ТК «Норд» по фактам браконьерства в Советском районе, видеорепортаж ТНТ-Нефтеюганск «Операция «Ель», статья «Операция «Ель» в газете «Югорское обозрение», статья «Разъяснение правил охоты» в газете «Белоярские Вести»);

проведения и участия в совещаниях (в том числе ежемесячных аппаратных совещаниях при администрациях муниципальных образований; совещание по вопросам разработки мероприятий по пресечению фактов слива жидких бытовых и промышленных отходов в ливневую канализацию, обустройство противопожарных разрывов от строений садоводческих, огороднических и дачных объединений до лесных массивов, заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, организатор администрация г. Сургута; заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, организатор администрация Сургутского района, совещание по теме «Твердые коммунальные отходы, региональный оператор, изменения законодательства» (г. Урай); совещание при Главе Советского района по вопросам ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории Советского района и поселений , пожароопасного сезона; совещание по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор «Югра-Экология»; совещание в администрации Советского района по вопросам несанкционированного размещения отходов лесопиления на территории п. Агириш и прилегающих земель лесного фонда; совещания по вопросам в сфере экологии по СНТ и СТО, по вопросам противодействия незаконному обороту продукции охоты, по работе по пресечению нарушений в сфере незаконной рубки и транспортированию древесины, организатор администрация Нефтеюганского района; совещание по программе стратегической сессии «Югра – 2024»); совещание в администрации Октябрьского района по вопросам охраны лесов и населенных пунктов от пожаров, участие в комиссии по незаконному обороту продукции охоты; совещание по вопросам контрольных мероприятий в лесной отрасли, контрольных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих добычу полезных ископаемых (песок), организатор МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре (г. Югорск); совещание при Югорской межрайонной прокуратуре по вопросу незаконных рубок за период 2017-01.05.2018; совещание при прокуратуре Березовского района «Предотвращение, выявление и устранение правонарушений в сфере экологического законодательства на территории Березовского района; совещание с охотпользователями Ханты-Мансийского района

размещения памяток («Адреса приемки вторсырья»; «Меры административной ответственности при незаконном размещении твердых коммунальных отходов»; «Водопользователям. Виды и основания пользования водными объектами», «О порядке действий представителей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства)», «О порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

проведения публичных обсуждений правоприменительной практики совместно с Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (обзор правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 9 месяцев 2018 года с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»);

В отчетном периоде проведена встреча сотрудников Природнадзора Югры с представителями международной организации «Гринпис России», средств массовой информации, Администрации Сургутского района; рабочая встреча с представителями правоохранительных органов по проблемам отходов лесопиления в Советской районе; встреча с Главой Кондинского района по вопросу реализации природоохранного законодательства на территории Кондинского района.

Принято участие в рабочих группах в сфере охраны окружающей среды, организованных прокуратурой муниципальных образований г.Урай, Кондинский район, а также в работе координационного совета при администрации г. Урай.

Обзор судебной практики

Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Природнадзор Югры в установленной сфере деятельности:

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности,

- выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства;

- определяет размеры вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.

Анализ правоприменительной практики

по делам об административных правонарушениях

Должностными лицами Природнадзора Югры в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 7.6, 7.9, 8.2, 8.5, 8.25, 8.28, 8.31, 8.32, 8.39, 8.41, 8.13, 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по статьям: 9.5, 41.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Из обжалованных правонарушителями в 2018 году постановлений, судами по существу рассмотрено 107 дел об оспаривании постановлений на сумму 8 735 700 руб., из которых оставлено в силе 79 постановлений на сумму 6 659 000 руб., т.е. подавляющее большинство рассмотренных постановлений (74%) признаны судами законными.

В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Основная часть обжалуемых постановлений - ч.2 ст.8.31, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, при этом основаниями к обжалованию являются доводы о недоказанности того, что:

- нефтепродукты – являются загрязняющим веществом;

- нефтепродукты – являются горючим веществом.

Позиция судов по указанным доводам является следующей.

Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

Нефтепродукты (нефть, нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия) отнесены к загрязняющим веществам, и в силу своих физико-химических свойств являются веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение.

Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием попадания нефтезагрязняющей жидкости на земли лесного фонда является порча земель и загрязнение лесов.

При этом необходимости в проведении отбора проб, исследования и экспертизы не имеется, поскольку результаты взятия проб окружающей среды способствуют определению лишь степени (количественного показателя) причинения вреда окружающей среды. Сам по себе нефтеразлив уже причинил вред окружающей среде.

Часть 1 ст.8.32 КоАП РФ.

Главным составным веществом нефтепродуктов является нефть, что является общеизвестным фактом, а нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. Поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом. При этом степень горючести, как-то: легковоспламеняющаяся, взрывопожароопасная или трудногорючая, значения для отнесения вещества (материала) к горючему не имеет.

То, что нефтепродукты являются горючим веществом, подтверждается:

- документами, составленными по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий,

- документами об инциденте предоставляемыми Компаниями,

- результатами лабораторных исследований,

- требованиями ГОСТов.

Необходимо отметить, что такая позиция поддержана решениями различных судебных инстанций как судов общей юрисдикции так и арбитражных судов на протяжении многих лет и принятых в отношении различных Компаний (правонарушителей).

Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

Задачами контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

С целью реализации указанных задач должностными лицами Природнадзора Югры юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (природопользователям) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства с требованиями:

- освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов);

- освободить лесной участок от загрязняющих веществ (нефтепродуктов);

- прекратить самовольное занятие участка;

- провести рекультивацию лесного участка, загрязненного нефтесодержащей жидкостью.

Судами в 2018 году рассмотрено по существу законность и обоснованность 85 предписаний обжалованных природопользователями.

В большинстве случаев в судебном порядке обжалуются предписания с требованием «освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов)» в связи с недоказанностью того, что нефтепродукты, по их мнению, не являются горючим веществом.

Позиция судов по данному доводу аналогичная, что и по делам об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.

Анализ правоприменительной практики

по взысканию вреда, причиненного окружающей среде

Природнадзор Югры обращается в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого:

- лесам (порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.);

- охотничьим ресурсам.

В 2018 году судами рассмотрено по существу 163 исковых заявления на сумму 721 989 486 руб., из которых удовлетворено 159 исков на сумму 721 218 849 руб., в том числе:

- 155 исков по ЛЕСНЫМ ущербам на сумму 721 118 019 руб.,

- 4 иска по ОХОТЕ на сумму 100 830 руб.

Судами удовлетворяется подавляющее большинство поданных Природнадзором Югры исков.

Вместе с тем, при рассмотрении судами исков о возмещении вреда причиненного лесам, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.06.2015 № 12-П, в размере вреда учитываются затраты понесенные причинителями вреда (Компаниями) при устранении последствий вызванного их деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов.

При этом учитываются только фактически понесенные Компаниями затраты и при наличии подтверждающих документов о проведении восстановительных работ и о понесенных затратах.

Изменения в действующем законодательстве

ü     С 01.01.2019 на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, наложены обязательства выполнять работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения;

ü     С 01.01.2019 граждане для собственных нужд могут свободно производить сбор валежника в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса в местах и лесных участках, указанных лесничим территориального отдела – лесничества;

ü     С 08.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Указанным постановлением утвержден порядок возмещения вреда, а также таксы и методика возмещения вреда.

ü     Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 342 «О внесении изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333» (Зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2018 № 52035) скорректированы Правила расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

Приказом, в частности, уточняются:

- перечень источников получения водопользователем исходной информации, необходимой для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС);

- срок действия НДС и основания их досрочного пересмотра;

- требования к содержанию НДС;           

- специальные требования к содержанию НДС, разрабатываемых на период проведения строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных вод, в том числе дренажных вод, в водные объекты;

ü     Федеральной службой по надзору в сфере природопользования рассмотрено обращение по вопросу разработки природоохранной документации в области обращения с отходами после 01.01.2019 и подготовлены следующие разъяснения (письмо Росприроднадзора от 20.06.2018 № АА-10-02-32/12525):

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ), который вступает в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 Закона № 219-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.5 ст.3 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Согласно п.6 ст.3 Закона № 219-ФЗ при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

После 1 января 2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка НООЛР не требуется.

ü    Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2018 № 52522) определен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации

Устанавливаются, в частности:

- содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;

- правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

- порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

- правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;

- механизм корректировки данных инвентаризации выбросов.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования;

ü    Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 5250) установлен порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Приказом, в частности, регулируется:

- объем сведений, включаемых в перечень;

- механизм внесения сведений о методике в перечень;

- сроки регистрации материалов, представленных для внесения сведений в перечень методик, и рассмотрения заявок о включении методик в перечень;

- основания возврата представленных материалов заявителю;

- порядок и сроки информирования заявителей о принятых по результатам рассмотрения заявлений решениях;

ü     Минприроды России разработан Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 и от 23.07.2007 №  469».

Проектом предлагается полностью переизложить:

Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183; Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469.

Проект разработан с учетом предстоящих изменений экологического законодательства. Согласно Проекту предполагается, что нормативы допустимых выбросов и сбросов будут рассчитываться юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность:

на объектах I категории НВОС, и включаться в заявку на получение комплексного экологического разрешения; на объектах II категории НВОС, и прикладываться к декларации о воздействии на окружающую среду; по строительству объектов I и II категорий НВОС при проведении оценки воздействия на окружающую среду; на объектах III категории НВОС, в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Для объектов IV категории НВОС установление нормативов допустимых выбросов и сбросов не потребуется.

Проектом планируется, что Минприроды России необходимо будет утвердить:

методику разработки нормативов допустимых выбросов и сбросов; форму заявки на получение разрешения на временные выбросы и сбросы.

Также Проектом предлагается установить:

в какие государственные органы необходимо подавать заявку на получение разрешения на временные выбросы и сбросы; какие документы необходимо приложить к заявке; на каких основаниях может быть отказано в выдаче разрешения на временные выбросы и сбросы.

Предполагается, что за выдачу разрешений на временные выбросы и сбросы могут взиматься сборы в соответствии с законодательством РФ.;

ü     Минприроды России наводит порядок в критериях отнесения объектов НВОС к разным категориям

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029».

Проектом, в частности, предлагается:

1) уточнить виды производственной деятельности, позволяющие отнести объекты НВОС к I и II категории;

2) дополнительно к III категории относить объекты НВОС, использующие:

- участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах»;

- водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ.

ü    Федеральным законом от 07.03 2018 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» в части предотвращения жестокого обращения с животными» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые регулируют отношения подготовки и дрессировки охотничьих собак в охотничьих угодьях с использованием животных способами, не допускающими жестокого обращения с ними и причинения им физического вреда.

ü    Приказом от 21.03.2018 № 112 «О внесении изменения в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512», Правила охоты дополнены пунктом 59.1, который регулирует отношения регулирования численности дикого северного оленя и кабана, в частности с использованием механических транспортных средств и летательных аппаратов, в случае принятия в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) для предупреждения распространения и ликвидации очагов заразных, в том числе особо опасных, болезней животных.

ü    Постановлением Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2018 № 28 «О внесении изменения в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2011 года № 52 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04 2011 года № 52 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» внесены изменения которые установили, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в весенний период охота на водоплавающую (селезней уток, белолобых гусей) и боровую (самцов глухаря и тетерева, вальдшнепа) дичь осуществляется продолжительностью десять календарных дней в следующие сроки:

в охотничьих угодьях Советского, Кондинского, Ханты-Мансийского, Нефтеюганского, Сургутского, Нижневартовского районов, расположенных южнее 61° северной широты, - с первой пятницы мая;

в охотничьих угодьях Советского, Октябрьского, Ханты-Мансийского, Нефтеюганского, Сургутского, Нижневартовского районов, расположенных от 61° северной широты до 62°, - со второй пятницы мая;

в охотничьих угодьях Березовского, Белоярского, Советского, Октябрьского, Ханты-Мансийского, Сургутского, Нижневартовского районов, расположенных севернее 62° северной широты, - с третьей пятницы мая.

Опубликовано: 06.02.2019 15:04        Обновлено: 16.12.2020 23:45