Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике за 1 полугодие 2020 года

Обзор правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за I полугодие 2020 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В рамках полномочий Природнадзор Югры осуществляет:

- федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания

- государственный надзор за соблюдением требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- региональный государственный экологический надзор.

Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·                    плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·                    плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) лесных участков при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

·                    плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий;

·                    наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·                    мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда;

·                    дополнительных маршрутных патрулирований силами мобильных групп по заранее разработанным и утвержденным маршрутам патрулирования на случай возникновения высокого класса пожарной опасности (4-5 класс).

Природнадзором Югры при планировании проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований на территории лесного фонда и охотничьих угодий в 2020 году учитывались следующие сведения:

- количество оформленных правоустанавливающих документов на использование лесных участков, охотничьих угодий;

- площадь лесов, находящихся в пользовании конкретного лесопользователя;

- факты нарушений лесопользователем природоохранного законодательства;

- местонахождение лесных участков под заготовку древесины;

- сведения об инцидентах на трубопроводах

- классификацию природной пожарной опасности и другое.

По региональному государственному экологическому надзору План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденный приказом Службы от 28.10.2019 № 186-п подготовлен с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

Так, по состоянию на I полугодие 2020 года в региональном Реестре ОНВОС зарегистрирован 2 701 объект, из них объектов НВОС по категориям:

-          2 категории– 217,

-          3 категории – 1962,

-          4 категории – 522.

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с Планом проведения проверок на 2020 год (утвержденный приказом Службы от 28.10.2019 № 186-п) за I полугодие 2020 года проведено 19 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За первое полугодие 2019 года Природнадзором Югры проведено 38 плановых проверок.

Правовые основания проведения внеплановых проверок определены положениями статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

В первом полугодии 2020 года Службой проведено 52 внеплановых проверки по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах; по требованию прокуратуры. Для сравнения, в первом полугодии 2019 года Службой количество внеплановых проверок составило 233.

В целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации проведено 1112 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (в первом полугодии 2019 года – 946 мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП).

Анализируя поступившие обращения граждан в Природнадзор Югры за 1 полугодие 2020 года, следует отметить незначительное уменьшение количества поступивших обращений от граждан, их объединений и юридических лиц (далее обращений) 290, что на 1 обращение меньше чем за 1 полугодие 2019 года (291 обращений).

По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений поступило из Нефтеюганска, Сургута и Кондинского района.

Таблица 1


 

В первом полугодие 2020 года, как и в предыдущие годы, наиболее актуальными проблемами, обозначенными в обращениях граждан, является захламление территорий отходами производства и потребления. За 1 полугодие 2020 года обращения граждан о захламлении территорий отходами составили 65% от общего количества обращений.

Количество поступивших обращений в Природнадзор Югры по направлениям деятельности за 1 полугодие 2020год.

Таблица 2

Направление

2014

2015

2016

2017

2018

1 полугодие 2019

1 полугодие 2020

Обращение с отходами

111

182

195

322

183

130

191

Сточные воды

0

0

0

25

38

20

8

Состояние водных объектов

26

57

56

53

53

25

16

Нарушение лесного законодательства

35

35

81

90

80

28

8

Состояние земель

19

68

21

43

39

27

8

ООПТ

0

0

0

144

0

0

0

Состояние атмосферного воздуха

14

14

25

24

24

6

11

Прочие вопросы

28

35

27

40

71

36

25

Использование объектов животного мира

31

24

21

85

44

15

20

Недропользование

6

12

2

9

3

4

3

Всего

270

427

428

835

535

291

290


 

По 120 обращениям факты нарушений подтвердились, по остальным обращениям нарушений природоохранного законодательства в рамках компетенции Природнадзора Югры не выявлено.

Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах

В соответствии с положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда.

Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),

ü    приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Целью данных видов надзора является обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах представлены в Таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Таблица 3

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

За 1 полугодие 2019 года

За 1 полугодие 2020 года

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

(ед.)

(тыс. руб.)

(ед.)

(тыс. руб.)

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах

 

 

 

 

 

1

Самовольное занятие лесных участков

Статья 9, 72, 88 Лесного кодекса РФ

Ст. 7.9 КоАП РФ «Самовольное занятие лесных участков»

45

18

2 028,0

19

12

950,0

2

Нарушение правил использования лесов

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

Ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов»

239

92

1 942,10

70

28

1221,0

,3

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28 КоАП РФ

«Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

16

12

133,00

10

9

278,0

4

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа)

Статья 50.4 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28.1 часть 5 КоАП РФ

«Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа»

30

1

30,00

16

2

750,0

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Статья 60.3 Лесного кодекса РФ

ст. 8.31 КоАП РФ

«Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

721

565

90 158,5

523

470

66813,3

6

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Статья 53 Лесного кодекса РФ

ст. 8.32 КоАП РФ

«Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

124

39

2 714,5

155

63

3353,0




 

- наибольшее количество нарушений на территории автономного округа связано с загрязнением лесов нефтепродуктами, а также нарушением правил пожарной безопасности в лесах, с учетом высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;

- значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов, обусловлено большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;

- незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

Кроме того, Природнадзором Югры ведется претензионная работа. С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) лесам за 1 полугодие 2020 года предъявлено 162 претензии на сумму 802 024,4 тыс. рублей, оплачено (с учетом ранее предъявленных) 166 претензий на сумму 333 157 тыс. рублей, в том числе добровольно – 145 на сумму 209 504,3 тыс. рублей, принудительно – 21, на сумму 123 652,7 тыс. рублей.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor), формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy

 

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора

Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Стратегией федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утверждённой 6 февраля 2015 года руководителем Природнадзора Югры посредством:

-                   проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-                   проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

-                   проведения совместных мероприятий:

ü с федеральными органами государственной власти,

ü с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

ü с охотничьими инспекторами, являющимися должностными лицами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа,

ü с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на основании охотхозяйственных соглашений (охотпользователями);

ü учреждениями и общественными объединениями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, пунктом 34 постановления Губернатора автономного округа от 09.04.2020 № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» контрольно-надзорными органами приостановлено назначение проверок и иных контрольных мероприятий, проведение назначенных и запланированных проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ[2], за исключением внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатам которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

В связи с чем, в 1 полугодии 2020 года проведено 4 плановые проверки в отношении ОКМНС «Большой Ларьяк», ОКМНС «Нарь-Ях», ОКМНС «Межи», ОКМНС «Кылас» (запланировано 7 проверок).

Кроме того, проведено 5 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основание проверок – контроль исполнения обязательных предписаний (Общество охотников и рыболовов г. Когалыма,    ОМН «Правдинск» (2 проверки), ОКМНС «Турупья», ОКМНС «Ёмас»).

В ходе проверок установлено:  

предписания, выданные Обществу охотников и рыболовов г. Когалыма, ОМН «Правдинск» (1 предписание исполнено), ОКМНС «Турупья», ОКМНС «Ёмас» - исполнены;

предписания не исполнены:

- ОКМНС «Правдинск» (1 предписание не исполнено), По результатам проверки вынесено предписание и возбуждено дело об административном правонарушении юридического лица по статье 19.5/1 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания» (мировым судом вынесено административное наказание в виде «Административного штрафа» в размере 10,0 тыс. рублей

Государственными инспекторами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды (далее – государственные инспекторы) выполнено 303 плановых рейдовых осмотров (обследований) охотничьих угодий, выявлено 512 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, из которых 161 нарушение, выявлено в охотничьих угодьях (31,4 %), 351 нарушений (68,6 %) установлено по сведениям, предоставленным Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки, необходимо заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту его получения).

Установлен 1 факт незаконной добычи охотничьих животных (1 особь лося) с признаками преступления, квалифицируемого по пункту а) части 1 статьи 258 Уголовного кодекса РФ (незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба). Ущерб за незаконную добычу составил 240 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся следственные мероприятия.

Кроме того изъято 4 единицы незаконно используемого охотничьего огнестрельного оружия, 94 капкана, а также 13 особей незаконно добытых охотничьих животных.

В первом полугодии 2020 года государственными инспекторами предъявлено 5 претензий на возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам на сумму 172,6 тыс. рублей. Добровольно возмещены ущербы на общую сумму 371 тыс. рублей (с учетом претензий за 2018, 2019 годы). Вынесено 523 постановления об административном наказании на общую сумму штрафов – 410,0 тыс. руб., оплачены штрафы по 412 постановлениям в сумме 400,5 тыс. руб.

Из числа нарушений, выявленных в охотничьих угодьях, к категории массовых (типовых) нарушений необходимо отнести следующие:

1) Нарушение пункта 3.3 Правил охоты (при осуществлении охоты охотник обязан предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документы, указанные в п. 3.2 Правил охоты: охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях) – 35 %.

2) Нарушение статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года          № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов), пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты (в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку).

Общее количество таких нарушений составило 26 %.

3) Нарушение пункта 53.1 Правил охоты (при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях на (в) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием) – 13 %.

Иные выявленные нарушения не являются массовыми, их доля – 26 %.

Всего за отчетный период установлено 608 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (информация представлена в Таблице 4):

Таблица 4

Нарушение

Ответственность предусмотрена

Возбуждено дел об административных правонарушениях

(ед.)

 

1 полугодие 2019 года

1 полугодие 2020 года

1

Нарушение пункта 3.3 Правил охоты (при осуществлении охоты охотник обязан предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документы, указанные в п. 3.2 Правил охоты: охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях)

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

47

57

2

Нарушение статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года          № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов), пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты (в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку).

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

48

42

3

Нарушение пункта 53.1 Правил охоты (при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях на (в) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием)

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

38

21

4

Иные виды нарушений Правил охоты, выявленные в ходе проведения рейдовых мероприятий

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

62

41

5

Нарушение пункта 3.8 Правил охоты (по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо в случаях добычи указанного в разрешении количества охотничьих ресурсов, разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки заполнить и направить сведения

ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ

325

351

5

Нарушение статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года          № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (осуществление производственного охотничьего контроля)

ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ

0

3

6

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

ст. 19.4 КоАП РФ

0

2

7

Невыполнение в установленный срок законного предписания

ст. 19.5 КоАП РФ

0

5

8

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации)

ст. 19.7 КоАП РФ

5

4

9

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ

ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ

54

82

 

Основными причинами нарушений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов являются:

1. Пренебрежение установленными требованиями законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов;

2. Низкий уровень охотничьей культуры и ответственности за сохранение биологического разнообразия животного мира, рациональное использование охотничьих ресурсов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

 

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

 

В соответствии с Положением, Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)        регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)        регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)        регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)        регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)        регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (регионального значения).

Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Региональный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью экологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды.

 




 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору представлены в Таблице 5.

Таблица 5

п/п

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

I полугодие 2019 года

I полугодие 2020 года

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Региональный государственный экологический надзор

1

Нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности

ч. 1 – 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712

ч. 4, ч. 7, ч. 8, ч. 9, ч.10   ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»

38

1165,0

10

530,0

2

Несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов

ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721

3

Отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп

Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681

4

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Статья 12, пункты 2, 10 части 2 статьи 22, пункты 5 – 8, 10, 11 статьи 23, абзацы 9-10 статьи 24, пункт 1 статьи 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Часть 5 пункта 1 статьи 39, пункт 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Статья 19, подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 24, статья 28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Абзацы 3, 4, 9 пункта 3, абзацы 4–7, 9, 10 пункта 4, пункт 31, 35, 51 Правил охраны недр (постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71).

Пункты 15, 19 Правил охраны подземных водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94).

Пункты 10.1, 10.5, 10.6, 10.7 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с законодательством российской федерации горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2018 №3-нп).

ст. 7.3 КоАП РФ

«Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. 19.7 КоАП РФ

«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации)»

1

300,0

0

0

5

Пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

6

Непредставление или несвоевременного предоставления квартальных и годовых отчетов

39

Вынесено Мировыми судьями

 

122,5

Вынесено Мировыми судьями

 

21

Вынесено Мировыми судьями

 

21,0

Вынесено Мировыми судьями

 

7

Нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации; сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект; сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос; мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов.

Пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункт 1 статьи 44, пункт 6 статьи 56, пункт 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункты 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса; Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; статья 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

ч.4 ст. 8.13,

ч.1 ст. 8.14,

ч.1 ст. 8.42

КоАП РФ

24

923,5

17

835,0

8

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, утвержденных технологии и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов

Пункты 1- 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ст. 8.1 КоАП РФ

«Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

 

17

180,0

14

212,0

9

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

10

Непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов

Постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.11.2007 № 294-п

Ст. 9.5 Закона ХМАО- Югры «Об административных правонарушениях»

10

102,0

направлено 83 предостережения

11

Отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом

ч. 1 ст. 9, ч. 2, ч. 3 ст.11 Водного кодекса РФ

ст. 7.6 КоАП РФ

«Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий»

6

253,0

6

211,0

12

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Пункты 1, 2, 6, 7, 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 18, 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

ст. 8.46 КоАП РФ

«Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»

2

60,0

2

30,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/), , а также руководствами по соблюдению обязательных требований законодательства РФ при осуществлении регионального государственного экологического надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/rukovodstvo-po-soblyudeniyu-obyazatelnykh-trebovaniy-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-pri-osushch).

Дополнительно информируем, что на официальном сайте Минприроды России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety).

 

Информация о профилактических мероприятиях

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Природнадзором Югры утвержден порядок профилактической работы и программа профилактики нарушений обязательных требований.

На официальном сайте Природнадзора Югры создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. В разделе размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора; нормативные правовые акты, регулирующие законодательство в области регионального государственного экологического надзора; руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора, типовые нарушения обязательных требований.

Для природопользователей и недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. За I полугодие

2020 года проведено 6 заседаний Общественного совета.

В целях обеспечения доступности для широкого круга граждан и организации системного информирования о деятельности Общественного совета соответствующая информация регулярно публикуется на сайте Службы в разделе «Координационные и совещательные органы».

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-vlasti/)

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами. Службой проводятся такие профилактические мероприятия как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений. За I полугодие 2020 года выдано 1024 предостережений (за аналогичный период 2019 года - 991 предостережение).

В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций расположенных на землях лесного фонда на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано 37 114 км полос отвода автомобильных дорог, 872 км полос отвода железных дорог, а также 8 541 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

Регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю распространено 711 листовки, проведено 675 профилактических бесед с населением, затушено 8 оставленных без присмотра костров. Еженедельно в течение пожароопасного сезона на официальном сайте и социальных сетях Службы публикуется информация о лесопожарной обстановке и предупреждении об ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а также введенных режимах.

Проведено 532 профилактические беседы с охотниками.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проведено 3 оперативных профилактических мероприятия: «Операция Лось», «Операция Капкан», «Операция Пернатая дичь, весна».

На сайте Службы создан и функционирует раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации..

В I полугодии 2020 года осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

разъяснительной работы в средствах массовой информации ( размещена статья в Нефтеюганской газете «Югорский обозревать» по факту положительных результатов исследования мяса медведя на трихинеллез);

проведения и участия в совещаниях (заседание межведомственной рабочей группы по экологии о состоянии законности в сфере исполнения природоохранного законодательства при организации деятельности по оказанию коммунальных услуг, в том числе в сфере обращения с ТКО, а также пресечения преступлений и правонарушений в сфере лесопользования; рабочая встреча с жителями с.Алтай, сп.Болчары Кондинского района по вопросу организации безопасного водоотведения, сбора ТКО в сп.Болчары Кондинского района); совещания на тему: «Открытие весенней охоты», «Производственный Охотничий контроль, выявление и фиксация нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, взаимодействие с инспекторским составом Природнадзора Югры (организатор Природнадзор Югры);

видеорепортаж для ТРК «Югра» для передачи «Новости» о проведении оперативного профилактического мероприятия в области федерального государственного охотничьего надзора «Операция «Лось»; видеорепортаж для ТРК «Спектр» по осуществлению мероприятий на общедоступных охотничьих угодьях Кондинского района и о нарушениях Правил охоты, интервью для радиокомпании «Югра»   по вопросу открытия весенней охоты в Югре);

размещения памяток («Грипп птиц»; «Охотникам - о птичьем гриппе (несколько правил, которые следует выполнять во время охоты на водоплавающую дичь)»; «Водопользователям. Виды и основания пользования водными объектами», «О порядке действий представителей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства)», «О порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»);

проведения публичных обсуждений правоприменительной практики (обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2019 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»).

Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. За I полугодие 2020 года на официальном сайте и социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» опубликовано 175 статей по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.

 

Обзор судебной практики

Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Природнадзор Югры в установленной сфере деятельности:

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности,

       - выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства и предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

       - определяет размеры вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.

 

Анализ правоприменительной практики

по делам об административных правонарушениях

 

Должностными лицами Природнадзора Югры в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 7.6, 7.9, 8.2, 8.5, 8.37, 8.25, 8.28, 8.31, 8.32, 8.39, 8.41, 8.13, 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по статьям: 9.5, 41.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Из обжалованных правонарушителями в первом полугодии 2020 года 125 постановлений на общую сумму 13 569 000 руб. по существу судами рассмотрено 78 дел на сумму 9 673 000 руб., из которых оставлено в силе 48 на сумму 7 382 500 руб., то есть подавляющее большинство рассмотренных постановлений признаны судами законными.

Основное количество обжалуемых постановлений по ч.2 ст.8.31, по ч.1 ст.8.32.

Основными доводами лиц, привлекаемых к административной ответственности по ч.2 ст.8.31, по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ остаются прежние доводы о недоказанности загрязняющего вещества и горючести обнаруженного вещества, которые судами признаются несостоятельными и отклоняются по уже известным позициям.

Формируется положительная судебная практика о привлечении лиц к административной ответственности по ч. 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

       

Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний

об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

 

Задачами контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

С целью реализации указанных задач должностными лицами Природнадзора Югры юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (природопользователям) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства с требованиями:

- устранить нарушения правил пожарной безопасности;

- прекратить самовольное занятие лесного участка;

- прекратить сброс сточных вод.

В первом полугодии 2020 года в судах природопользователями оспорено 46 предписаний, из них:

-законным признано 1 предписание о прекращении сброса сточных вод,

-на рассмотрении 45: 1 предписание о прекращении самовольного занятия лесных участков и 44 предписания         об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности.

Спорным является вопрос о подсудности рассмотрения заявлений об оспаривании предписаний: арбитражные суды считают, что данная категория споров подведомственна им, судами общей юрисдикции однозначная позиция по данному вопросу пока не выработана, и потому часть судов передают дела для рассмотрения таких споров по подведомственности в арбитражный суд, а другая часть, в частности, по оспариванию предписаний Природнадзора Югры об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности в лесах, исходя из того, что правовая природа возникшего спора не затрагивает экономические интересы административного истца и не создает ему препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, считают отнесение данного спора к компетенции арбитражного суда необоснованным.

Анализ правоприменительной практики

по взысканию вреда, причиненного окружающей среде

 

Природнадзор Югры обращается в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого:

- лесам (порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.);

- охотничьим ресурсам.

В первом полугодии 2020 года судами рассмотрено по существу 52 исковых заявления на сумму 205 231 057 руб. о возмещении вреда лесам, которые судами удовлетворены полностью. На рассмотрении в судах на конец полугодия находится 51 иск на сумму 532 526 356 руб.

        При этом вопрос о зачете понесённых причинителями вреда (Компаниями) затрат в рамках рассмотренных судами в первом полугодии исковых заявлений не ставился.

Однако с целью учета затрат в размере рассчитанного вреда Компании обращаются непосредственно в Природнадзор Югры как уполномоченному на осуществление расчета размера вреда в денежном выражении органу до вынесения решения по делу, получая при этом отказ в таком зачете, основанием которого является несоблюдение порядка проведения рекультивации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

 

Изменения в действующем законодательстве

 

ü     С 01.01.2019 на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, наложены обязательства выполнять работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения;

ü     С 01.01.2019 граждане для собственных нужд могут свободно производить сбор валежника в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса в местах и лесных участках, указанных лесничим территориального отдела – лесничества;

ü     С 08.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Указанным постановлением утвержден порядок возмещения вреда, а также таксы и методика возмещения вреда.

ü    Федеральным законом от 20.07.2020 № 230-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 48 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), внесены изменения в статьи 16 и 48 Закона об охоте, о предоставлении охотникам – физическим лицам право проводить мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях.

ü    Постановлением Правительства РФ от 15.01.2020 № 13 «Об утверждении Правил ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен порядок ведения Росводресурсами реестра недобросовестных водопользователей.

В реестр будет включаться информация о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены вследствие нецелевого использования водного объекта или в связи с использованием водного объекта с нарушением законодательства РФ, а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от его заключения. Реестр ведется в электронном виде и размещается на официальном сайте Росводресурсов в сети Интернет. Водопользователь подлежит включению в реестр в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о наличии оснований для включения в реестр. Информация, содержащаяся в реестре, исключается из него по истечении 2 лет с даты включения или по решению суда.

ü    Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» введены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений.

Устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

ü    Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 (далее - Постановление № 728) обновлен порядок контроля состава и свойств сточных вод.

Правительство РФ рекомендовало органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов РФ (в определенных случаях) установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 февраля 2020 года № 46, утвержден Порядок организации и осуществлении исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственного надзора в области обращения с животными (далее – Порядок). Пунктом 3.2 Порядка Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наделена полномочием по надзору за соблюдением требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Разработан административный регламент осуществления государственного надзора за соблюдением требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в настоящее время проект приказа Природнадзора Югры «Об утверждении административного регламента осуществления государственного надзора за соблюдением требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» находится на экспертизе в Управлении регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

ü    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Внесенными поправками изменен перечень оснований внесения изменений в ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

Опубликовано: 05.08.2020 14:55        Обновлено: 15.12.2020 10:54