Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы

Приложение

к приказу Службы по контролю и

надзору в сфере охраны окружающей

среды, объектов животного мира и

лесных отношений Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «6» августа 2019 г № 127-п

Обзор правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за I полугодие 2019 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры, Служба) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В рамках полномочий Природнадзор Югры осуществляет:

- федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- региональный государственный экологический надзор.

Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

-    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

-    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

-   мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) лесных участков при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

·        плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий;

·        наблюдений за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·        мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда;

·        дополнительных маршрутных патрулирований силами мобильных групп по заранее разработанным и утвержденным маршрутам патрулирования на случай возникновения высокого класса пожарной опасности (4-5 класс).

Природнадзором Югры при планировании проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований на территории лесного фонда и охотничьих угодий в I полугодии 2019 года учитывались следующие сведения:

- количество оформленных правоустанавливающих документов на использование лесных участков, охотничьих угодий;

- площадь лесов, находящихся в пользовании конкретного лесопользователя;

- факты нарушений лесопользователем природоохранного законодательства;

- местонахождение лесных участков под заготовку древесины;

- сведения об инцидентах на трубопроводах

- классификацию природной пожарной опасности и другое.

По региональному государственному экологическому надзору План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденный приказом Службы от 23.10.2018 № 189-п подготовлен с учетом проекта постановления Правительства Российской Федерации (в последствии утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1410) «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» по объектам негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), включенным в региональный Реестр ОНВОС, ведение которого осуществляется Природнадзором Югры.

Ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

Так, по состоянию на I полугодие 2019 года в региональном Реестре ОНВОС зарегистрировано 2 438 объектов, из них объектов НВОС по категориям:

-          2 категории– 377,

-          3 категории – 1588,

-          4 категории – 473.

С целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в План проведения проверок на 2019 год (утвержденный приказом Службы от 23.10.2018 № 189-п) за I полугодие включено 42 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых проведено 38, не проведено 6 проверок по следующим причинам:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации - 3;

в связи с прекращением юридическим лицом использования производственных объектов, подлежащих проверке – 2;

в связи с неявкой законного представителя – 1.

Правовые основания проведения внеплановых проверок определены положениями статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

В первом полугодии 2019 года Службой проведено 233 внеплановых проверки по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах; по требованию прокуратуры.

В целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации проведено 946 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Анализируя поступившие обращения граждан в Природнадзор Югры за 1 полугодие 2019 года, следует отметить незначительное увеличение количества поступивших обращений от граждан, их объединений и юридических лиц (далее обращений) 291, что на 8% больше чем за 1 полугодие 2019 года (270 обращений).

По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений поступило из Сургутского и Ханты-Мансийского районов.

Таблица 1

В первом полугодие 2019 года, как и в предыдущие годы, наиболее актуальными проблемами, обозначенными в обращениях граждан, является захламление территорий отходами производства и потребления. За 1 полугодие 2019 года обращения граждан о захламлении территорий отходами составили 45% от общего количества обращений.

Количество поступивших обращений в Природнадзор Югры по направлениям деятельности за 1 полугодие 2019 год.

Таблица 2

Направление

2014

2015

2016

2017

2018

1 полугодие 2019

Обращение с отходами

111

182

195

322

183

130

Сточные воды

0

0

0

25

38

20

Состояние водных объектов

26

57

56

53

53

25

Нарушение лесного законодательства

35

35

81

90

80

28

Состояние земель

19

68

21

43

39

27

ООПТ

0

0

0

144

0

0

Состояние атмосферного воздуха

14

14

25

24

24

6

Прочие вопросы

28

35

27

40

71

36

Использование объектов животного мира

31

24

21

85

44

15

Недропользование

6

12

2

9

3

4

Всего

270

427

428

835

535

291


По 80 обращениям факты нарушений подтвердились, по остальным обращениям нарушений природоохранного законодательства в рамках компетенции Природнадзора Югры не выявлено.

Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах

В соответствии с положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда.

Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

ü    постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),

ü    приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Целью данных видов надзора является обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

За 1 полугодие 2019 года

Возбуждено дел

(ед.)

Назначено штрафов

(ед.)

(тыс. руб.)

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах



1

Самовольное занятие лесных участков

Статья 9, 72, 88 Лесного кодекса РФ

Ст. 7.9 КоАП РФ «Самовольное занятие лесных участков»

45

18

2 028,00

2

Нарушение правил использования лесов

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

Ст. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов»

239

92

1 942,10

3

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Статьи 72, 75, 88, 25 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28 КоАП РФ

«Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

16

12

133,00

4

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа)

Статья 50.4 Лесного кодекса РФ

ст. 8.28.1 часть 5 КоАП РФ

«Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа»

30

1

30,00

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Статья 60.3 Лесного кодекса РФ

ст. 8.31 КоАП РФ

«Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

721

565

90 158,5

6

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Статья 53 Лесного кодекса РФ

ст. 8.32 КоАП РФ

«Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

124

39

2 714,5

- наибольшее количество нарушений на территории автономного округа связано с загрязнением лесов нефтепродуктами, а также нарушением правил пожарной безопасности в лесах, с учетом высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;

- значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов, обусловлено большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;

- незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

Кроме того, Природнадзором Югры ведется претензионная работа. С целью компенсации ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, юридическим и физическим лицам, причинившим вред (ущерб) лесам за 1 полугодие 2019 года предъявлено 82 претензии на сумму 217 593,8 тыс. рублей, оплачено (с учетом ранее предъявленных) 189 претензий на сумму 489 343,3 тыс. рублей, в том числе добровольно – 154 на сумму 370 309,3 тыс. рублей, принудительно – 35, на сумму 119 034,0 тыс. рублей.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора

Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Стратегией федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утверждённой 6 февраля 2015 года руководителем Природнадзора Югры посредством:

-                   проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-                   проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

-                   проведения совместных мероприятий:

ü с федеральными органами государственной власти,

ü с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

ü с коллегами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного казенного учреждения «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа,

ü с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющих деятельность на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и охотхозяйственных соглашений (охотпользователями);

ü учреждениями и общественными объединениями.

В соответствии с Планом проверок в период 1 полугодия 2019 году запланировано 12 плановых проверок. Проведено 11 проверок в отношении РОМН «Ёмас», ОКМНС «Сосьва», ОКМНС «Турупья», Региональной общественной организации охотников и рыболовов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нефтеюганского общества охотников и рыболовов, ОМН «Правдинск», Городской общественной организации «Общество охотников и рыболовов г. Когалыма», ОО «Октябрьская районная организация охотников и рыболов», МОО «Нижневартовское районное общество охотников и рыболовов», ОО «Клуб любителей охоты и рыболовства Нижневартовского района», НРО «Нарымский стан».

Не проведена плановая проверка в отношении: ООО «Клады Сибири». Причина – юридическое лицо не выполнило свои обязательства по своевременному получению поступающей корреспонденции и юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Природнадзором Югры подготавливаются материалы на расторжение охотхозяйственного соглашения ООО «Клады Сибири».

В первом полугодии проведено 2 внеплановые проверки в отношении ОКМНС «Турупья», ООО «Предприятие культуры «Зоологический парк» «Фортуна». Основание проверок – исполнение обязательных предписаний. В ходе проверок установлено: предписания не исполнены.

- внеплановая проверка (ООО Предприятие культуры «Зоологический парк «Фортуна»). В ходе проверки установлено: отсутствует разрешение на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 10 000 рублей. Выдано 3 предписания. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 500 000 рублей. 

- внеплановая проверка (ОКМНС «Турупья»). В ходе проверки установлено,  предписание не исполнено: отсутствует охотничья инфраструктура, не проведено внутрихозяйственное охотустройство, не утверждена схема использования и охраны охотничьих угодьев. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор». Вынесено постановление об административном правонарушении на общую сумму 10 000  рублей Выдано одно предписание. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.37/3 КоАП РФ «Нарушение правил пользования объектов животного мира». Вынесено постановление об административном наказании на сумму 50 000 рублей. Штраф оплачен.

Государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры выполнено 257 плановых рейдовых осмотров (обследований) охотничьих угодий, по результатам которых выявлено 620 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, из которых 295 нарушений, выявлены в охотничьих угодьях (48 %), 325 нарушений (52 %) установлено по сведениям, предоставленным Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки необходимо заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах, по месту его получения), 54 нарушения по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ), 3 нарушения по статье 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль).

Установлено 2 факта незаконной добычи охотничьих животных (2 и 6 лосей) с признаками преступления, квалифицируемого по пункту а) части 1 статьи 258 Уголовного кодекса РФ (незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба). Ущерб за незаконную добычу составил 2 080 000 рублей. По данным фактам возбуждены уголовные дела, проводятся следственные мероприятия.

Кроме того изъято 13 единиц незаконно используемого охотничьего огнестрельного оружия, 103 капкана, а также незаконно добытых 11 особей пернатой дичи, 4 соболя.

В первом полугодии 2019 года государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры предъявлено 14 претензий на возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам на сумму 399,8 тыс. рублей. Добровольно возмещено 12 ущербов на общую сумму 233,5 тыс. рублей (с учетом претензий за 2018 год). Вынесено 577 постановлений об административном наказании на общую сумму штрафов – 875,1 тыс. руб., оплачены штрафы по 518 постановлениям в сумме 298,366 тыс. руб.

Из числа нарушений выявленных в охотничьих угодьях, к категории массовых (типовых) нарушений необходимо отнести следующие:

1) Нарушение статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов), пунктов 3.2 «в» и «г» Правил охоты (в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку).

Общее количество таких нарушений составило 50 %.

2) Нарушение пункта 3.3 Правил охоты (при осуществлении охоты охотник обязан предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор документы, указанные в п. 3.2 Правил охоты: охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях) – 16 %.

3) Нарушение пункта 53.1 Правил охоты (при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях на (в) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием) – 13 %.

Иные выявленные нарушения не являются массовыми, их доля – 21 %.

Из всего числа установленных нарушений (600):

509 нарушений квалифицированы по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ);

7 – по части 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты);

25 – по части 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ (непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания…, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием);

54 - по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом);

5 – по статье 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности в неполном объеме или в искаженном виде).

Основными причинами нарушений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов являются:

1. Пренебрежение установленными требованиями законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов;

2. Низкий уровень охотничьей культуры и ответственности за сохранение биологического разнообразия животного мира, рациональное использование охотничьих ресурсов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy).

Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В соответствии с Положением, Природнадзор Югры осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями, в пределах своей компетенции, в рамках:

1)        регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2)        регионального государственного надзора в области обращения с отходами;

3)        регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

4)        регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

5)        регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (регионального значения).

Реализация мероприятий регионального государственного экологического надзора на территории автономного округа осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора», приказом Природнадзора Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Региональный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью экологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды.




Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору представлены в Таблице 4.

Таблица 4

п/п

Нарушение

Нарушенное требование законодательства

Ответственность предусмотрена

Вынесено постановлений

(ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Региональный государственный экологический надзор


1

Нарушение порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности

ч. 1 – 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712

ч. 4, ч.7, ч.8, ч.9. Ст. 8.2 КоАП РФ « Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»

38

1165,0

2

Несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов

ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721

3

Отсутствие утвержденных (переоформленных) в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ч 1 – 3, аб. 2 ч. 4, ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

приказ Природнадзора-Югры от 31.05.2016 № 37-нп

4

Отсутствие инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп

Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681

5

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов за исключением размещения до 1 января 2023 года твердых коммунальных отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 12, пункты 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

6

Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Абзацы 1, 2 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

7

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Статья 12, пункты 2, 10 части 2 статьи 22, пункты 5 – 8, 10, 11 статьи 23, абзацы 9-10 статьи 24, пункт 1 статьи 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Часть 5 пункта 1 статьи 39, пункт 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Статья 19, подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 24, статья 28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Абзацы 3, 4, 9 пункта 3, абзацы 4–7, 9, 10 пункта 4, пункт 31, 35, 51 Правил охраны недр (постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71).

Пункты 15, 19 Правил охраны подземных водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94).

Пункты 10.1, 10.5, 10.6, 10.7 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с законодательством российской федерации горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2018 №3-нп).

ст. 7.3 КоАП РФ

«Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов»

Ст. 19.7 КоАП РФ

«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации)»

1

39

Вынесено Мировыми судьями

300,0

122,5

Вынесено Мировыми судьями

8

Пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

9

Непредставление или несвоевременного предоставления квартальных и годовых отчетов

10

Нарушение режима водоохранных зон, предусмотренного статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации; сброс, слив неочищенных сточных вод в водный объект; загрязнение водного объекта нефтепродуктами, захламление отходами производства и потребления водоохранной зоны и прибрежных полос; мойка, стоянка/движение автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов.

Пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

пункты 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса; Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; статья 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; пункты 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

ч.4 ст. 8.13,

ч.1 ст. 8.14,

ч.1 ст. 8.42,

24

923,5

11

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, утвержденных технологии и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов

Пункты 1- 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ст. 8.1 КоАП РФ

«Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

17

180,0

12

Несоблюдение юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

9

Непредставление в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов

Постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.11.2007 № 294-п

Ст. 9.5 Закона ХМАО- Югры «Об административных правонарушениях»

10

102,0

11

Отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом

ч. 1 ст. 9, ч. 2, ч. 3 ст.11 Водного кодекса РФ

ст. 7.6 КоАП РФ

«Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий»

6

253,0


Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Пункты 1, 2, 6, 7, 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пункты 18, 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572).

ст. 8.46 КоАП РФ

«Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»

2

60,0



Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/805653/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-), перечнем обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/860438/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy-soblyudenie-kotorykh-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-nadzor) , формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/), , а также руководствами по соблюдению обязательных требований законодательства РФ при осуществлении регионального государственного экологического надзора (https://prirodnadzor.admhmao.ru/profilaktika-narusheniy/rukovodstvo-po-soblyudeniyu-obyazatelnykh-trebovaniy-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-pri-osushch).

Дополнительно информируем, что на официальном сайте Минприроды России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety).

Информация о профилактических мероприятиях

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Природнадзором Югры утвержден порядок профилактической работы и программа профилактики нарушений обязательных требований.

На официальном сайте Природнадзора Югры создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. В разделе размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядок ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора; нормативные правовые акты, регулирующие законодательство в области регионального государственного экологического надзора; руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора, типовые нарушения обязательных требований.

Для природопользователей и недропользователей размещена информация о предоставлении ежеквартальных отчетов и отчетности, предоставляемой пользователями недр в связи с пользованием участками недр местного значения.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений. За I полугодие

2019 года проведено 4 заочных заседания Общественного совета.

В целях обеспечения доступности для широкого круга граждан и организации системного информирования о деятельности Общественного совета соответствующая информация регулярно публикуется на сайте Службы в разделе «Координационные и совещательные органы».

Кроме того, информация об Общественном совете размещается на портале «Открытый регион – Югра» (https://myopenugra.ru/ob-otkrytom-pravitelstve/obshchestvennye-sovety-pri-organakh-gosudarstvennoy-v...)

Природнадзором Югры ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и консультации по пояснению обязательных требований, доведение информации об их изменениях с администрациями муниципальных образований и подконтрольными субъектами.

Службой проводятся такие профилактические мероприятия как выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области лесных отношений. За I полугодие выдано 991 предостережение.

В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций расположенных на землях лесного фонда на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано 29 261 км полос отвода автомобильных дорог, 1 998 км полос отвода железных дорог, а также 6 118 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

Регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю распространено 866 листовки, проведено 1 304 профилактических бесед с населением, затушено 9 оставленных без присмотра костров.

Проведено 948 профилактических бесед в охотниками.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях профилактики нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проведено 4 оперативных профилактических мероприятий: «Операция Лось», «Операция Капкан», «Операция Наст», «Операция Пернатая дичь, весна».

На сайте Службы создан и функционирует раздел «Интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

В I полугодии 2019 года осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством:

разъяснительной работы в средствах массовой информации (в т.ч. видеорепортаж Телерадиокомпании «Спектр» г. Урай на тему «Обращение с отходами», телерадиокомпания «Югра» телепередача «с 7 до 10» освещена информация об осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в ХМАО-Югре, интервью телерадиокомпании «Югория» для передачи «Телевизионная служба безопасности» по вопросам безопасного обращения с огнестрельным оружием, организации оперативных профилактических мероприятий в области федерального государственного охотничьего надзора; видеорепортажи телерадиокомпании «Югра» телепередача «Новости» по осуществлению мероприятий по контролю в рамках операции «Пернатая дичь весна», по осуществлению мероприятий по контролю в рамках операции «Лось»; интервью телеканалу «Квадрат» на тему «Нарушения в сфере охоты в период операции «Лось»», «Нарушения в сфере охоты в период операции «Пернатая дичь, весна»; интервью в газету «Северный Вариант» по результатам охотничьего надзора за I полугодие 2019 года, на тему «Свалки-проблема номер один»; газету «Белоярские вести» на тему «Операция «Пернатая дичь, весна», результаты операции»);

проведения и участия в совещаниях (в том числе ежемесячных аппаратных совещаниях при администрациях муниципальных образований; совещания по

обсуждению мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, очистки берега реки Конда от захламления, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 2019 год (организатор Администрация г.Урай); совещание при Главе Кондинского района по результатам деятельности за 2018 год, цели и задачи на 2019 год; совещания на тему: «Открытие весенней охоты», «Производственный Охотничий контроль, выявление и фиксация нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, взаимодействие с инспекторским составом Природнадзора Югры (организатор Природнадзор Югры); совещание при прокуратуре Кондинского района «Соблюдение законодательства при обращении с ТКО»; совещание «Соблюдение требовании природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в населенных пунктах района. Организация очистки жидких коммунальных (бытовых) отходов и ликвидации свалок отходов в поселках Ханты-Мансийского района в 2019 году, перспективы до 2025года» (организатор - Приоднадзор Югры));

размещения памяток («Грипп птиц»; «Охотникам - о птичьем гриппе (несколько правил, которые следует выполнять во время охоты на водоплавающую дичь)»; «Водопользователям. Виды и основания пользования водными объектами», «О порядке действий представителей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства)», «О порядке действий граждан, представителей казачьих обществ, общественных организаций при выявлении нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»);

проведения публичных обсуждений правоприменительной практики (обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2018 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»).

Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. За I полугодие 2019 года на официальном сайте и социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» опубликовано 194 статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.

Обзор судебной практики

Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Природнадзор Югры в установленной сфере деятельности:

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности,

- выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства;

- определяет размеры вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.

Анализ правоприменительной практики

по делам об административных правонарушениях

Должностными лицами Природнадзора Югры в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 7.3, 7.6, 7.9, 8.2, 8.5, 8.13, 8.14, 8.21, 8.25 (ч.1), 8.28 (ч.1), 8.31, 8.32, 8.37, 8.39, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по статьям: 9.5, 41.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Из обжалованных правонарушителями за первое полугодие 2019 года постановлений, судами рассмотрено 85 дел об оспаривании постановлений на сумму 8 865 000 руб., из которых оставлено в силе 62 постановления на сумму 6 734 000 руб., т.е. подавляющее большинство рассмотренных постановлений (73%) признаны судами законными.

В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Основная часть обжалуемых постановлений - ч.2 ст.8.31, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, при этом основаниями к обжалованию являются доводы о недоказанности того, что:

- нефтепродукты – являются загрязняющим веществом;

- нефтепродукты – являются горючим веществом.

Позиция судов по указанным доводам является следующей.

Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

Нефтепродукты (нефть, нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия) отнесены к загрязняющим веществам, и в силу своих физико-химических свойств являются веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение.

Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием попадания нефтезагрязняющей жидкости на земли лесного фонда является порча земель и загрязнение лесов.

При этом необходимости в проведении отбора проб, исследования и экспертизы не имеется, поскольку результаты взятия проб окружающей среды способствуют определению лишь степени (количественного показателя) причинения вреда окружающей среды. Сам по себе нефтеразлив уже причинил вред окружающей среде.

Часть 1 ст.8.32 КоАП РФ.

Главным составным веществом нефтепродуктов является нефть, что является общеизвестным фактом, а нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. Поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом. При этом степень горючести, как-то: легковоспламеняющаяся, взрывопожароопасная или трудногорючая, значения для отнесения вещества (материала) к горючему не имеет.

То, что нефтепродукты являются горючим веществом, подтверждается:

- документами, составленными по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий,

- документами об инциденте предоставляемыми Компаниями,

- результатами лабораторных исследований,

- требованиями ГОСТов.

Необходимо отметить, что такая позиция поддержана решениями различных судебных инстанций как судов общей юрисдикции так и арбитражных судов на протяжении многих лет и принятых в отношении различных Компаний (правонарушителей).

При обжаловании постановлений по ч.2 ст.8.31 КоАП, несмотря на положительно сложившуюся судебную практику на протяжении длительного периода времени в отношении доводов о невыезде на место инцидента, неосуществлении осмотра участка, по настоящее время правонарушителями такие доводы заявляются.

Позиция судов: То обстоятельство, что выезд на место инцидента не осуществлялся, осмотр участка не проводился, не влияет на степень доказанности вины, поскольку сам по себе факт инцидента (аварии) на трубопроводе в результате которого излилась нефтесодержащая жидкость, водонефтяная эмульсия свидетельствует о загрязнении лесного участка.

Сложилась положительная судебная практика по рассмотрению арбитражными судами жалоб об оспаривании постановлений по ст.7.9 КоАП.

Наиболее распространены доводы при оспаривании данных постановлений – это признание административного правонарушения малозначительным.

Позиция судов следующая: Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к соблюдению требований лесного законодательства и непринятие всех зависящих мер во избежание совершения правонарушения, в связи с чем, основания для признания административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

Задачами контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

С целью реализации указанных задач должностными лицами Природнадзора Югры юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (природопользователям) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства с требованиями:

- освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов);

- освободить лесной участок от загрязняющих веществ (нефтепродуктов);

- прекратить самовольное занятие участка;

- провести рекультивацию лесного участка, загрязненного нефтесодержащей жидкостью.

Судами за первое полугодие 2019 года рассмотрено по существу законность и обоснованность 66 предписаний обжалованных природопользователями, из которых судами законными признаны 48.

В большинстве случаев в судебном порядке обжалуются предписания с требованием «освободить лесной участок от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов)» в связи с недоказанностью того, что нефтепродукты, по их мнению, не являются горючим веществом.

Позиция судов по данному доводу аналогичная, что и по делам об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.

При обжаловании предписаний природопользователями также указывалось на нарушения требований к организации и проведению проверок юридических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившихся в привлечении к проверке экспертной организации, состоявшей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым лицом (имеют место случаи аналогичных доводов и при обжаловании постановлений).

Судами такие доводы признаны необоснованными ввиду того, что:

- природопользователям необходимо доказать наличие у них не только гражданско-правовых отношений с экспертной организацией, но и наличие трудовых отношений (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 94-ФЗ);

- наличие договора между проверяемым лицом и экспертной организацией не влияет на результаты проверки и на признание её проведённой с грубыми нарушениями требований Федерального закона № 294-ФЗ.

- запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ не содержат;

- экспертная организация - это самостоятельное юридическое лицо, не является зависимым от природопользователя, контрольно-надзорного органа, что не влечет конфликта интересов, свидетельствующего о необъективности результатов работы привлеченных специалистов экспертной организации.

Сложилась положительная судебная практика.

Анализ правоприменительной практики

по взысканию вреда, причиненного окружающей среде

Природнадзор Югры обращается в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого:

- лесам (порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.);

- охотничьим ресурсам.

За первое полугодие 2019 года судами рассмотрено по существу 85 исковых заявления на сумму 458 641 418 руб., из которых удовлетворено 83 иска на сумму 436 435 291 руб.

Судами удовлетворяется подавляющее большинство поданных Природнадзором Югры исков.

Вместе с тем, при рассмотрении судами исков о возмещении вреда причиненного лесам, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.06.2015 № 12-П, в размере вреда учитываются затраты понесенные причинителями вреда (Компаниями) при устранении последствий вызванного их деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов.

При этом учитываются только фактически понесенные Компаниями затраты и при наличии подтверждающих документов о проведении восстановительных работ и о понесенных затратах.

Весьма часто причинителями вреда на стадии судебных разбирательств осуществляется добровольная оплата предъявленных к ним ущербов, заключаются мировые соглашения.

Сложилась положительная судебная практика в части рассмотрения исковых требований по факту взыскания вреда, вследствие уничтожения охотничьих ресурсов, всего рассмотрено по существу 9 исков на сумму 261 100 руб., из них:

- Арбитражными судами удовлетворено 3 иска на сумму 220 000 руб., предъявляемых к страховым компаниям;

- мировыми судьями удовлетворено 6 исков на сумму 41 100 руб., предъявляемых к физическим лицам.

Изменения в действующем законодательстве

ü     С 01.01.2019 на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, наложены обязательства выполнять работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения;

ü     С 01.01.2019 граждане для собственных нужд могут свободно производить сбор валежника в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса в местах и лесных участках, указанных лесничим территориального отдела – лесничества;

ü     С 08.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства». Указанным постановлением утвержден порядок возмещения вреда, а также таксы и методика возмещения вреда.

ü    Федеральным законом от 07.03.2018 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» в части предотвращения жестокого обращения с животными» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые регулируют отношения подготовки и дрессировки охотничьих собак в охотничьих угодьях с использованием животных способами, не допускающими жестокого обращения с ними и причинения им физического вреда.

ü    17.06.2019 вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поправки в КоАП, вступившие в силу, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. В частности, самостоятельными составами стали:

- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ);

- превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления (ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ);

-несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ);

- применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Таким образом, ответственность за нарушения при обращении с отходами теперь установлена не в одной, а в трех статьях КоАП РФ: 6.35, 8.2 и 8.2.3.

За любое нарушение организациям и ИП грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Альтернативным наказанием является штраф. Его размер зависит от того, на каком этапе обращения с отходами было допущено нарушение, от вида отходов (для отходов животноводства штрафы выше), повторности нарушения, наличия вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновения эпидемии или эпизоотии.

Законом введены специальные составы для нарушений, связанных с учетом отходов, их нормированием и классификацией, а также с инвентаризацией мест размещения отходов и мониторингом состояния окружающей среды в этих местах. Ответственность по ним идентичная: штраф 20 - 40 тыс. руб. для должностных лиц, 40 - 60 тыс. руб. для ИП, 200 - 350 тыс. руб. для организаций.

Законом существенно ужесточены санкции за нарушение законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ) штраф на должностных лиц – 10-20 тыс. руб.; на юридических лиц – 100-250 тыс. руб.

По значительной части административных правонарушений добавлено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 – 6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.21, ч. 1 – 3 ст. 8.22, ч. 1 – 6 ст. 8.23, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Признана утратившей силу ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки).

ü    Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2019 № 229-п «О правилах организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов, приобретения, содержания контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов».

Установлены правила, закрепляющие требования к организации деятельности по накоплению в Югре твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе их раздельному накоплению.

Определена ответственность за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО, приобретение, содержание контейнеров для накопления ТКО.

Утвержден модельный порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) в муниципальных районах и городских округах автономного округа.

Опубликовано: 06.09.2019 14:15        Обновлено: 17.12.2020 11:20