Размер:
Цвет:

Стратегия осуществления регионального государственного экологического надзора в области в области обращения с отходами

 «Утверждаю»

Руководитель

Природнадзора Югры

___________ С.В. Пикунов

«___» _________ 2015 года

 

Стратегия осуществления регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами

на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

1. Общие положения.

В настоящей стратегии определены приоритетные (основные) направления деятельности при осуществлении надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и пути их реализации.

Стратегия разработана в соответствии со ст. 6. 25 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», федеральным законом №294-ФЗ, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Стратегия разработана в целях осуществления регионального государственного экологического надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по направлению в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

 

2. Цель Стратегии.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления посредством надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами законодательства и обязательных требований в области обращения с отходами.

 

3. Задачи Стратегии:

- Контроль обеспеченности нормативными документами в области обращения с отходами на региональном и муниципальном уровне, мониторинг НПА с целью побуждения приведения их в соответствие с действующими федеральными, региональными НПА, а также осуществление контроля за их исполнением;

- Предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами законодательства и обязательных требований в области обращения с отходами при проведении плановых, внеплановых проверок;

- Проведение дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления в части содержании территорий муниципальных образований в состоянии отвечающем экологическому законодательству в области обращения с отходами и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

 

4. Контроль обеспеченности нормативными документами в области обращения с отходами на региональном и муниципальном уровне, мониторинг НПА с целью побуждения приведения их в соответствие с действующими федеральными, региональными НПА, а также осуществление контроля за их исполнением.

 

При планировании работы необходимо:

·          Анализ соответствия региональных нормативных документов в сфере обращения с отходами с положениями федерального законодательства в области обращения с отходами;

·          Анализ соответствия «Схеме обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 03.11.2011 № 625-рп с изм.) (далее Схема обращения с отходами в ХМАО-Югре) «Государственной программе ХМАО – ЮГРЫ «Обеспечение экологической безопасности ХМАО-Югры на 2014 - 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 года № 426-п) (далее Госпрограмма по экологической безопасности ХМАО-Югры) следующих документов муниципальных образований:

- Схем территориального планирования муниципальных образований – на наличие существующих и планируемых объектов сбора, накопления, хранения, обезвреживания, утилизации, переработки, обработке, по подготовке и использованию вторичного сырья, выпуску из него, продукции, площадки складирования вторичного сырья и продукции, захоронения (далее объекты системы обращения с отходами) которые предусмотрены для размещения в границах муниципальных образований, наличие оформленных или состояние дел по оформлению земельных участков под размещение данных объектов;

- Генеральных схем очистки территорий муниципальных образований – на наличие, количество, использование объектов системы обращения с отходами, соответствие схем сбора и транспортировки отходов на эти объекты;

- Муниципальных программ по обеспечению экологической безопасности в муниципальных образованиях на 2014–2020 годы» (далее программы по экологической безопасности муниципальных образований) - на наличие запланированных мероприятий по обращению с отходами, образующимися в муниципальном образовании, финансовое обеспечение программных мероприятий (в том числе на строительство, реконструкцию, рекультивацию, ликвидацию, приобретение объектов системы обращения с отходами и др.);

- Утвержденных Правил обращения с отходами на территории муниципального образования – на соответствие схем сбора и транспортировки отходов на объекты системы обращения с отходами;

•  Анализ соответствия существующих объектов системы обращения с отходами Схеме обращения с отходами в ХМАО-Югре.

 

Выбор действий:

·          Подготовка предложений о внесении изменений в региональные нормативные документы в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством;

·          Рекомендации муниципальным образованиям привести нормативные документы (в том числе утвержденные программы) в соответствие с региональными нормативными документами. Рассмотрение предложений муниципальных образований о внесении изменений в региональные нормативные документы, при необходимости инициирование таких предложений;

·          Рекомендации муниципальным образованиям по проведению мероприятий, оформлению документов, в целях исполнения Схемы обращения с отходами в ХМАО-Югре, Госпрограммы по экологической безопасности ХМАО-Югры;

·          Рекомендации муниципальным образованиям о необходимости выполнения условий Госпрограммы по экологической безопасности ХМАО-Югры для участия в отборе муниципальных образований для получения субсидий на строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов, подготовке, в установленном порядке, заявки с пакетом необходимых документов для получения субсидий из бюджета автономного округа на строительство объектов для размещения и переработки твердых бытовых отходов, рекультивацию объектов и несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов и направление ее в Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры для распределения субсидий между муниципальными образованиями или внесения предложения о перераспределении субсидий на финансирование объектов между муниципальными образованиями автономного округа

·          Рекомендации муниципальным образованиям о необходимости выполнения установленных Госпрограммой по экологической безопасности ХМАО-Югры условий, подготовки совместной заявки муниципальных образований, в интересах которых строится комплексный полигон отходов и направление ее в Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры для предложения включения расходов на финансирование проектирования комплексного полигона отходов в состав расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период;

·          Обращение в прокуратуру для:

- подготовки и направления иска в суд с целью понуждения муниципальных образований исполнения возложенных законодательством полномочий по разработке и утверждению нормативных документов в области обращения с отходами;

- подготовки и направления иска в суд с целью понуждения муниципальных образований исполнения нормативных документов;

- подготовки и направления иска в суд с целью понуждения муниципальных образований приведения своих НПА в соответствие с НПА окружного и федерального уровня;

- принятия мер прокурорского реагирования (предостережений, представлений) по выше обозначенным фактам.

 

Ожидаемый результат работы:

·        100 % обеспеченность нормативными документами в сфере обращения с отходами на региональном и муниципальном уровне;

·        Достижение целевых значений показателей Госпрограммы по экологической безопасности ХМАО-Югры в части касающейся обращения с отходами;

·        Рекультивация земель, подвергшихся загрязнению, захламлению отходами производства и потребления;

·        Оперативная ликвидация несанкционированных свалок.

 

5. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами законодательства и обязательных требований в области обращения с отходами при проведении плановых и внеплановых проверок:

- при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ);

- при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ);

- соблюдение законодательства об экологической экспертизе при осуществлении деятельности с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 8.4 КоАП РФ);

- представление отчетов в установленные законодательством сроки, по установленной законодательством форме, соответствующих действительности 8.5, 19.7.

 

При планировании работы необходимо:

·         анализировать региональный кадастр отходов (http://www.prirodnadzor.admhmao.ru/wps/portal/env/home/prirodopolz, http://www.prirodnadzor.admhmao.ru/wps/portal/env/home/Ecology-Pasportiz - Отдел экологической паспортизации Информационно-аналитического управления Природнадзора Югры) и федеральный государственный кадастр отходов (http://rpn.gov.ru/node/856);

·               анализировать отчеты:

 об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в части обращения с отходами;

- технические отчеты по обращению с отходами (по субъектам, не относящимся к представителям малого и среднего предпринимательства);

- об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, сведений о приемке или не приемки предоставленных указанными лицами отчетов (по субъектам относящимся к представителям малого и среднего предпринимательства);

- а также сравнение поступивших в отчетах сведений с разрешительными документами (с утвержденными лимитами на размещение и др.);

·               анализировать поступающие сведения (сообщения, обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации) о фактах нарушений законодательства и обязательных требований в области обращения с отходами;

·               анализировать информацию по наличию за прошедший год административных наказаний за нарушения в области обращения с отходами.

 

Выбор мероприятия по контролю:

- Плановые проверки

На основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденного руководителем Службы.

Основания для включения юридического лица и ИП в ежегодный план проверок перечислены в ст.9 Федерального закона 294-ФЗ.

Критерии для включения юридического лица и ИП в ежегодный план проверок:

- наличие несоответствий в разрешительной документации и отчетности; наличие нарушений законодательства, усматриваемые из предоставленных отчетов;

- непредставление или несвоевременное представление отчетов, представление которых предусмотрено законом, либо представление отчетов в неполном объеме или в искаженном виде;

- наличие информации о нарушениях в области обращения с отходами.

 

- Внеплановые проверки

Основания, указанны в статье 10 Федерального закона №294-ФЗ.

 

Ожидаемый результат работы:

·               У всех юридических лиц и ИП, подлежащих региональному экологическому надзору:

- имеются экологические службы (отделы), лица, ответственные за проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль);

- руководители организаций и специалисты в области охраны окружающей среды, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду имеют в наличии документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о соответствующей подготовке;

- лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности имеют свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающие наличие профессиональной подготовки;

- имеются составленные и утвержденные в установленном порядке паспорта отходов;

- ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- утверждены проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для хозяйствующих субъектов, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства). Ежегодно подтверждается неизменность производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в установленном порядке и направляется в соответствующие ИОГВ;

- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства) предоставляется своевременно;

- отчет по форме федерального статистического наблюдения 2 ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления) предоставляется своевременно;

- деятельность по обращению с отходами осуществляется только на основании соответствующей лицензии, передача отходов только организациям и ИП имеющим соответствующие лицензии;

- отчет по форме федерального статистического наблюдения 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» предоставляется своевременно;

- производственный контроль в области обращения с отходами осуществляется при производственном экологическом контроле, осуществляемом в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляются своевременно;

- соответствие эксплуатируемых производственных объектов проектной документации получившей положительное заключение государственной (экологической) экспертизы, если такая экспертиза предусмотрена законодательством (данное положение не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) имеют положительные заключения экологической экспертизы;

·          Отсутствие свалок.

 

6.        Проведение дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

 

Выбор действий:

·               активное взаимодействие с физическими, юридическими лицами, общественными организациями (далее заявитель), подавшими обращения, заявления, жалобы (далее обращение).

Ответственность за соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований по содержанию и обустройству мест накопления отходов, мест сбора отходов (контейнерные площадки), очистке территорий несут соответственно юридические лица и ИП на площадках, занимаемых для осуществления производственной деятельности, управляющие компании и ТСЖ - на придомовых территориях, физические лица - на участках домовладений, находящихся в собственности или пользовании (дачные, садовые участки и др.), председатели дачных, садово-огородных кооперативов – на территориях общего пользования в границах таких кооперативов, муниципальные образования – на нераспределенных территориях и в общественных местах в границах муниципального образования т.д.

Для получения сведений о лице, допустившем захламление отходами производства и потребления или несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований по содержанию и обустройству мест накопления отходов, мест сбора отходов на той или иной территории, необходимо обращаться в органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления по документам территориального планирования, генеральной схеме очистки территории муниципального образования должны дать сведения о нарушителе.

В случае невозможности получения достаточных оснований для осуществления административного производства, проведения внеплановой проверки в части соблюдения законодательства в области обращения с отходами или в заявлении содержались вопросы, решение которых не входит в компетенцию Природнадзора Югры необходимо в течение 7 дней со дня регистрации заявления направить в соответствующий федеральный орган государственной власти и/или орган местного самоуправления (Роспотребнадзор – не соблюдение СанПиНов; Росреестр и органы местного самоуправления – не соблюдение земельного законодательства в части нецелевого использования земельного участка и захламлению территории, Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор по компетенции – в рамках исполнения функций по земельному надзору, определенных постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1), для решения вопроса по привлечению нарушителя к ответственности, устранению нарушения и информирования заявителя и Природнадзора Югры о принятых мерах.

Если по истечению месяца после направления информации об устранении нарушения и информирования заявителя не поступила в Природнадзор, делаем соответствующий запрос. В случае отсутствия ответа на запрос, направляем материалы в прокуратуру для осуществления мер прокурорского реагирования (предостережения, представления, понуждения исполнения возложенных полномочий).

·               В связи с отсутствием законных оснований для проведения патрулирования, плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий в рамках осуществления надзора в области обращения с отходами, инспекторам Природнадзора Югры необходимо фиксировать факты негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления при проведении других видов надзора, а также подготавливать обращения с необходимыми приложениями (с применением знаний законодательства в области обращения с отходами, ведения административного производства, компетенции органов государственной власти федерального, регионального уровня, органов местного самоуправления) и направлять в соответствующие органы (в том числе Природнадзор Югры), проявляя активную гражданскую позицию.

Осуществляя патрулирования, плановые (рейдовые) осмотры, обследования территорий в рамках осуществления видов надзора, при которых эти виды контрольных мероприятий возможны, а также для подготовки обращений необходимо фиксировать следующее:

- несанкционированные свалки, навалы, захламления на всех категориях земель (территория лесного фонда, селитебная зона, нераспределенный фонд, дачные участки, открытые производственные площадки и др.);

- соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований по содержанию и обустройству и нормативному количеству мест накопления отходов, мест сбора отходов (контейнеры, контейнерные площадки и др.) на всех категориях земель;

- соответствие экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям объектов размещения отходов на всех категориях земель;

- наличие организованных мест сбора вторичного сырья и опасных отходов, крупногабаритных отходов у управляющих компаний, ТСЖ, в местах индивидуальной застройки, в малых населенных пунктах в местах определенных их администрацией.

 

Ожидаемый результат работы:

·               Муниципальными образованиями, управляющими компаниями и ТСЖ, организован раздельный сбор вторсырья и опасных отходов;

·               Места сбора и накопления отходов, а также их количество соответствуют экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, отсутствует захламление прилегающих территорий;

·               Объекты размещения отходов соответствуют экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

·               Места захламлений, образовавшиеся свалки оперативно ликвидируются соответствующими органами (службами), организациями, лицами, принимаются меры по недопущению их повторного образования;

·               Значительное снижение обращений в Природнадзор Югры по вопросам негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Опубликовано: 18.03.2016 16:47        Обновлено: 18.03.2016 16:47