Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Творческий отчёт

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 «Колокольчик»

Творческий отчёт профессиональной деятельности

Онипченко Людмилы Владимировны, педагога дополнительного образования

г.Сургут, 2018

Творческий отчёт профессиональной деятельности

Онипченко Людмилы Владимировны, педагога дополнительного образования.

Я, Онипченко Людмила Владимировна, окончила Кустанайский педагогический институт имени 50-летия СССР в 1981г., по специальности биология с дополнительной специальностью химия, присвоена квалификация – учитель биологии и химии.

После окончания ВУЗа началась моя педагогическая деятельность, с 1981 по 1988 год, работала учителем биологии и химии; с1988 по 1995 г. - заведующим отделом природы; с 1995 по 1996 г.- учителем биологии; с 1996 г. по 1999 г.- учителем биологии в МБОУ №5 г. Сургута; с 1999 по 2013 года работала педагогом дополнительного образования в МОУ НШ «Сезам».

С 2014 г. и по настоящее время работаю педагогом дополнительного образования в МБДОУ № 37 «Колокольчик». Имею Высшую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования»

В течение последних лет при планировании собственных инициатив по теме самообразования, я учитывала ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога, стратегические ориентиры развития образования в ХМАО-Югре и г. Сургуте, курсы повышения квалификации. Мною были обозначены следующие целевые ориентиры профессионального развития:

- формирование начальных естественно - научных знаний у дошкольников, в том числе у дошкольников с ОВЗ, на основе реализации дополнительной общеразвивающей программы естественно - научной направленности;

- развитие навыков экспериментирования и практической деятельности воспитанников в условиях научно-исследовательской лаборатории;

- формирование навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием.

           В соответствии со стратегическими ориентирами развития системы образования в округе, повышение уровня моего профессионального развития носит системный характер и осуществляется через самообразование, а также транслирование собственного педагогического опыта. В рамках городского фестиваля информационных технологий «IТ в образовании» в номинации «Цифровые лаборатории, цифровые микроскопы», мною была представлена тема

«Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников с использованием цифровых микроскопов и интерактивного оборудования в условиях научно-исследовательской лаборатории».

      Целью своего самообразования определила: формирование экологических компетентностей у воспитанников через обеспечение вариативности содержания, форм и методов организации дополнительного образования, в том числе в условиях инклюзивного образования.

     В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа», ФГОС ДО, приоритетными задачами в области образования в ХМАО-Югре и г. Сургуте, выделяю основные направления своей педагогической деятельности:

- развитие навыков экспериментирования и практической деятельности у воспитанников;

-совершенствование у дошкольников навыков самостоятельной работы;

- повышение уровня их знаний и эрудиции;

- воспитание интереса к познанию окружающего мира и любви к природе через процесс исследования и экспериментирования;

- выравнивание стартовых возможностей при поступлении в школу.

Учитывая цели и задачи МБДОУ №37 «Колокольчик», основными задачами моей педагогической деятельности является:

- создание развивающих условий экспериментально-исследовательской деятельности для развития познавательной активности и любознательности дошкольников;

- создание оптимальных условий для экспериментирования через организацию научных центров активности, оснащение их комплексом современного лабораторного оборудования, биолого-химическими и экологическими микро-лабораториями;

- развитие коммуникационных навыков у детей для освоения программ начального образования;

- взаимодействие с родителями и педагогами МБДОУ.

Стратегия развития образования ХМАО-Югры и г. Сургута предусматривает повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания экологической культуры (стратегия развития 2014-2020 г. ред. от 26.09.2014). В связи с этим, в рамках своей профессиональной деятельности провожу дни открытых дверей и экскурсии по научно - исследовательской лаборатории для родителей воспитанников в рамках общих и групповых родительских собраний, консультации для родителей по вопросам экологического воспитании детей, организации исследовательской деятельности родителей с детьми в домашних условиях.

В соответствии с нормативно-правовыми документами ХМАО-Югры: Постановлением правительства ХМАО - Югры от 26.09.2013 г. №378-п «О государственной программе ХМАО - Югры «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы», «Концепцией развития системы дополнительного образования детей в ХМАО-Югра до 2020 года», внедряю современные педагогические и информационные технологии с использованием интерактивного оборудования, мультимедийных презентаций в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста и детьми с ОВЗ.

Для достижения поставленных задач, мною составлены и реализуются в МБДОУ №37 «Колокольчик» следующие дополнительные общеразвивающие программы:

- дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Волшебный мир природы» (Приложение №1). Данная программа получила диплом 1 степени на II Всероссийском конкурсе методических материалов и творческих работ «Воспитание экологической культуры» номинация «Программы» в 2017 году;

- адаптированная дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) «Волшебный мир природы», которая получила экспертную оценку членов жюри конкурса в составе специалистов департамента образования Администрации города, специалистов тьюторских и менеджерского центров по развитию дополнительного образования, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», а также получила Диплом победителя I степени муниципального конкурса дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Лучшая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа», 2017 год(Приложение №2).

- дополнительная программа естественно - научной направленности «Безграничный мир природы» для детей с интеллектуальными нарушениями группы компенсирующей направленности. (Приложение №3).

         Главной целью дополнительной общеразвивающей программы естественно - научной направленности «Волшебный мир природы», является формирование начальной экологической компетентности, естественно - научных знаний и представлений у дошкольников посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности в условиях научно-исследовательской лаборатории.      Программа способствует повышению уровня знаний и эрудиции, воспитанию у дошкольников интереса к познанию окружающего мира и любви к природе через процесс исследования и экспериментирования, выравниванию стартовых возможностей при поступлении в школу.

       Главной целью дополнительной общеразвивающей программы естественно - научной направленности «Безграничный мир природы» для детей с интеллектуальными нарушениями группы компенсирующей направленности, является создание условий для развития познавательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями через опытно-экспериментальную деятельность. Программа «Безграничный мир природы» позволяет удовлетворить разнообразные потребности воспитанников с интеллектуальными нарушениями, через расширение их участия в обучении, в культурной и общественной жизни.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе исследовательской деятельности требует грамотного отбора содержания образования, применения технологий, средств и методик, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира.

В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций. Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности дошкольников и обеспечивает внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №37 «Колокольчик», осуществляется через экспериментально- исследовательскую деятельность в специально созданной и оборудованной научно-исследовательской лаборатории «Почемучка». Лаборатория организована в помещении Зимнего сада и оснащена современным интерактивным и лабораторным оборудованием (Приложение №4, презентация).

В ней имеются:

- биолого-химические и экологические микро-лаборатории для работы с подгруппой детей из 15 человек: «Весовые измерения», «Наблюдения за погодой», «Прорастание», «Фильтрация воды», «Теллурий», «Свет и тень», «Плавание и погружение», «Звук»;

- цифровые микроскопы разного уровня увеличения на каждого ребёнка, лупы разного уровня увеличения;

- цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша» с цифровыми датчиками: «Температура», «Свет», «Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс», «Сила», «Звук»;

- набор «Фроссия» для коррекционно-развивающей работы с детьми, состоящий из семи модулей;

- химическая посуда, изготовленная из безопасного крепкого пластика;

- предметы и вещества для экспериментов и исследований, не имеющие вредных свойств;

- лабораторные предметы: пинцеты, мерные ложечки, химические стаканы разного размера, воронки, мензурки, пробирки, штативы, баночки для сыпучих веществ, капельницы, индивидуальные лотки для проведения экспериментов, метрономы, предметные и покровные (пластиковые) стёкла;

- коллекции: «минералы и горные породы», «пластмассы», «каменный уголь и продукты его переработки», «каучук и его производные», «ткани», «волокна», «кожа», «бумага», «камни», «природные материалы», «плоды и семена», «кристаллы», «нефть и её производные», «ракушки», «стекло», «песок и почва» «макаронные изделия», «зерновые культуры», «крупы»;

- наглядные пособия и демонстрационный и раздаточный материал: таблицы, картинки, карточки, экологические игры.

Лабораторное оборудование распределено по научным центрам активности: центр «Микромир», центр «Воды», центр «Свет и тень», центр «Взвешивание», ентр «Погоды».

Центр «Микромир» оснащен цифровыми микроскопами, индивидуальными увеличительными приборами, лупами разного уровня увеличения.

В центре «Микромир» дети получают знания о микроскопическом строении мира и исследуют:

строение клетки растений, животных,

споры грибов;

ткани живых организмов;

развитие плесневых грибов;

процессы дыхания растений;

способы передвижения одноклеточных животных;

влияние факторов окружающей среды на рост, развитие и жизнедеятельность растений;

процессы растворения, происходящие в капельке воды;

рассматривают кристаллы соли, частицы песка, глины, мела;

рассматривают готовые микропрепараты, а также изготавливают микропрепараты самостоятельно.

Центр «Воды» -многофункциональный центр, который позволяет провести более 30 экспериментов и игр с водой. Выполняя эксперименты с водой, дети узнают о том, какое значение имеет вода для человека и всего живого на Земле, о том, что вода является главным природным растворителем, о физическом и качественном состоянии воды, о необходимости и способах охраны природных водоемов. В центре Воды дети ставят следующие опыты и эксперименты:

выделяют натуральные красители из ягод, овощей и фруктов;

исследуют красители в любимых конфетах и разных сладостях;

получают полезные углеводы (например, крахмал) из картофеля;

выделяют растительные жиры (например, масло из подсолнечника, грецкого ореха);

исследуют семена бобовых растений на содержание в них растительного белка.

Центр «Взвешивание» - оснащён различными приборами для взвешивания: рычажными и пружинными весами, весами - качелями, разновесами, безменами, динамометром, электронными и напольные весами. В центре дети знакомятся с условиями взвешивания, проводят опыты по исследованию условий равновесия, получают представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, а также знакомятся с историей развития технологии взвешивания, знакомятся с формами, размером и весом предметов, изучают их качество.

Центр «Свет и тень». Вся жизнь на Земле зависит от Солнца. Свет становится видимым только тогда, когда он падает на объект и, отражаясь от него, попадает в глаза. В ходе выполнения экспериментов в данном центре дети сами находят ответы на следующие вопросы: почему мы не способны видеть в темноте; как возникает тень; почему зеркало отражает; как работают солнечные часы; почему следует носить светлую одежду в темное время суток; продолжительность дня и ночи в разных широтах; как различные материалы отражают свет; что такое «Теллурий» и как он работает.

Центр «Погоды». Данный центр позволяет проводить наблюдения за погодой на улице: дети узнают, из чего складывается погода, измеряют температуру, наблюдают за облачностью, измеряют силу ветра, количество выпавших осадков;

изучают условные обозначения; делают долгосрочные наблюдения за погодой;

делают сравнительный анализ и схематически отмечать на информационном табло.

Центр «Магниты» оснащён различными магнитами, предметами обладающими магнитными свойствами, металлические, пластиковые, деревянные, бумажные, тканевые предметы, Цифровой датчик позволяет детям узнать силу магнитных свойств предметов.

          Все центры многофункциональны и позволяют проводить различные эксперименты, ставить долгосрочные и краткосрочные опыты, проводить различные экологические наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста.

        Основными методами работы в научно-исследовательской лаборатории «Почемучка» с дошкольниками являются: наблюдения, эксперименты, и опытно-исследовательская деятельность. Наблюдение обеспечивает начальный этап исследования объектов и явлений в их естественном состоянии. Наблюдение – сложная деятельность. Основным её компонентом является восприятие, которое включает в себя воспроизведение прошлого опыта, мышление ребёнка, а также его чувства и эмоции. Опыты знакомят дошкольников с одним из основных методов естественных наук - экспериментальным методом, формируют экспериментальные умения, вызывают интерес к исследованию природы. Для усвоения всей цепочки экспериментальных действий дошкольников в процесс занятий я организую таким образом, чтобы каждый ребёнок находился в положении исследователя. В процессе занятий у детей формируется начальная экологическая компетентность, дети учатся самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологически представлений и умений.

Воспитанники детского сада, как общеразвивающих, так и компенсирующих групп, начиная со старшей группы, 2 раза в неделю посещают занятия в данной лаборатории. В своей работе использую групповые, подгрупповые формы работы.         Во время занятий в лаборатории каждый ребёнок имеет свой набор лабораторных предметов и приборов, поэтому занимаясь в определённом центре, дети имеют возможность выполнять задания индивидуально. Выбор определённого центра осуществляется   каждым ребёнком в зависимости от его склонностей и желаний.

Оценка деятельности осуществляется не только по конечному результату, но и по ходу его достижения. Взаимное уважение и сотрудничество, вера в способности каждого ребёнка - всё это способствует созданию условий для развития творческих способностей и активности каждого дошкольника.

Практические результаты своей профессиональной деятельности стараюсь транслировать на различных уровнях. Являюсь автором публикаций в печатных изданиях:

·         статья «Формирование начальных экологических компетенций у дошкольников средствами организации экспериментально-исследовательской деятельности», сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции «Современное образовательное пространство: пути модернизации». (Приложение №5, стр.119-124)

·         Статья «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников», журнал научно-методических статей ХМАО «Педагогика и психология». (Приложение №6, стр. 8-14)

·         Статья «Использование научно-исследовательской лаборатории для экологического образования дошкольников», журнал Сургутский педагогический вестник. (Приложение №7, стр.120-123)

·         Статья «Волшебные исследования», газета «Сургутская трибуна».

Участвую в разнообразных конкурсах профессионального мастерства разных уровней.

Провожу открытые занятия для родителей наших воспитанников.

           Имеющаяся в нашем детском саду лаборатория, оборудованная таким образом, единственная в детских садах г. Сургута.   Поэтому достаточно часто провожу мастер-класс для педагогов и молодых специалистов ДОУ города на тему «Использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Участников мастер-классов знакомлю с детской модульной цифровой лабораторией «Наураша». Педагоги ДОУ города получают методические и практические рекомендации по использованию модулей лаборатории в конкретных образовательных областях, в соответствии с особенностями образовательной программы, выбранной дошкольной организацией и возможностями педагогов.

Традиционно в г. Сургуте в начале учебного года проводится «Фестиваль дошкольного образования», в котором наше ДОУ постоянно участвует. Для гостей фестиваля нами оформляется экспериментальная гостиная, где гости фестиваля могут познакомиться с деятельностью нашей научно-исследовательской лаборатории.

В 2017 году принимала участие во 2 открытом региональном инновационном форуме «Наука и инновации: от исследований к производству», на котором представляла опыт использования в работе с дошкольниками, в условиях специально оборудованной научно-исследовательской лаборатории, цифрового интерактивного оборудования.

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково –познавательной деятельности, я организую проектно - исследовательскую работу. Основываясь на личностно-ориентированном подходе, проектная деятельность развивает у дошкольников познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность позволяет осуществлять интегративный метод обучения, что обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. В качестве формы интегративного процесса мною используются совместные с педагогами тематические творческие и исследовательские проекты. Часто дети приходят вместе с воспитателем в лабораторию с какой-либо проблемой, которая в последующем становится темой большого проекта. Дети совместно со взрослыми участвуют в процессе раскрытия данной темы, получая при этом теоретические и практические знания.

Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, я их объединяю вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира, первоначальные исследовательские умения, а также идёт включение дошкольников в активную познавательную деятельность. В апреле этого года (2018г), рамках социального партнёрства, в детском саду состоялся фестиваль детских проектов «Радуга моих интересов». Участниками фестиваля были дети старшего дошкольного возраста, педагоги МБДОУ №37 «Колокольчик», педагоги МБДОУ №70 «Голубок», родители.

           Цель фестиваля: оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие интеллектуально творческого потенциала личности ребёнка старшего дошкольного возраста, совершенствование навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей.

Задачи фестиваля:

- развивать познавательный интерес детей;

- поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно—исследовательской деятельности

- создавать условия для обмена опытом между коллективами, руководителями и педагогами дошкольных учреждений, поддержка творческих контактов между ними

- повышать профессиональный уровень педагога и степень их вовлеченности в деятельность

       В процессе фестиваля дошкольники представили свои исследовательские проекты, педагоги обменялись своим профессиональным опытом по проектной деятельности.

Дошкольники детского сада «Голубок» посетили нашу научно - исследовательскую лабораторию «Почемучка».

           

        

         Система моей педагогической деятельности позволяет развивать интеллектуальные способности, активизировать познавательную активность и самостоятельность дошкольников. В процессе работы я стараюсь создать благоприятную атмосферу, которая даёт толчок к максимальному раскрытию потенциала всех воспитанников и способствует самоутверждению каждого как личности во взаимосвязи с другими детьми, стараюсь учитывать интересы каждого ребёнка, особенности характера и темперамента, условия его воспитания и развития в семье.



Опубликовано: 17.01.2019 11:16        Обновлено: 17.01.2019 11:16