Размер:
Цвет:

«Береза. Вторая жизнь дерева», Каипов В.И., г.Мегион, 2020

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Школьное лесничество «Соболь»

 

 

 

 

 

 

Берёза. Вторая жизнь дерева.

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Каипов Венер Ибрагимович, педагог

дополнительного образования,

руководитель школьного

лесничества «Соболь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мегион, 2019

Информационная карта

 

1

Полное название проекта

«Берёза. Вторая жизнь дерева».

2

Автор проекта

Каипов Венер Ибрагимович, руководитель школьного лесничества «Соболь», педагог дополнительного образования.

3

Территория

г. Мегион

4

Юридический адрес учреждения

628684, Тюменская область, ХМАО-Югра, город Мегион, проспект Победы, 6.

5

Телефон

8 (3-46-43) 3-19-36, 8 (3-46-43) 2-01-27,

89324029515 kaipovvi@mail.ru

6

Цель проекта

Способствовать дальнейшему формированию экологической культуры, духовных и культурных потребностей в области традиционных народных промыслов и ремесел у подрастающего поколения МАОУ «СОШ№2» г. Мегиона.

7

Срок реализации

Сентябрь 2017 год – май 2021 год

8

География проекта

- МАОУ «СОШ№ 2», г. Мегион,

- г. Мегион МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» - Музей под открытым небом.

9

Целевая аудитория

Обучающиеся 2, 5 – 6 классов, население города Мегиона и пгт. Высокий

 

 

 

 

 

 



Содержание

Стр.

 

1.Обоснование социальной значимости, актуальности проекта, описание подготовительного этапа. Цели и задачи.                                                                          2-5       2. Введение.                                                                                                                           5-6   

3.Видовой состав – виды берез в ХМАО-Югре.                                                                6-8

а) берёза пушистая

б) берёза бородавчатая

в) берёза карликовая.

4. Хозяйственное значение и применение берёзы в быту

и народной медицине.                                                                                                      8-9                                              

5. Отношение коренных народов ХМАО-Югры к берёзе                                           10-11

6. Обряды ханты и манси, связанные с берёзой.                                                            11-12

7. Использование берёзы в быту ханты и манси.                                                           13-16

8. Технология заготовки бересты и изготовления изделий из бересты.                      16-17                                                        9. Заключение.                                                                                                                    18

 

        Приложения                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование

социальной значимости, актуальности проекта.

Цели и задачи.

Я живу на территории ХМАО-Югра. Мне всегда были интересны вопросы, касающиеся растительности, произрастающей в нашем округе.

Чтобы расширить свой кругозор, выявить какое значение имеют те или иные виды растений для коренных народов нашего округа, мною выбрана эта тема «Берёза. Вторая жизнь дерева».

Кажется, что берёза совершенно обычное дерево, но это не так. Это дерево издавна почитали и уважали северные народы. Поэтому создавая этот проект прежде всего я обращу внимание на значение березы в фольклоре и хозяйственной деятельности ханты и манси, познакомлюсь со строением берёзы и другой информацией, описывающей это дерево.

В данной работе также рассматривается интересное явление в культуре народов ханты и манси – поклонение берёзе как священному дереву. Во второй части своей работы я рассматриваю место берёзы в быту коренных народов нашего округа.

Мною проведена поисковая работа, о чём свидетельствует наличие в тексте хантыйских названий самой берёзы, предметов, сделанных из бересты, названия праздников, обрядов.

Считаю, что моя работа созвучна теме форума «Познавая природу, сохраняй её!».

Представления о взаимоотношениях человека и природы определяет поведение людей при их взаимодействии с природой.

В настоящее время выделяют два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой исключительности», противопоставлении человека природе.

Экоцентризм основывается на понимании коэволюции человека и биосферы. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.

Изучая особенности взаимодействия коренных народов ХМАО-Югры с окружающей средой мы приходим к выводу, что экологическое сознание ханты и манси ближе к экоцентризму, так как для них природа есть олицетворение живого, а сам человек — это часть этой природы.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу – это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому.

Актуальность темы моего исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется восстановлению старинных народных промыслов. Они возрождаются, прежде всего, там, где жива любовь к своему краю, к истории коренного народа, где уделяется самое пристальное внимание развитию национальных традиций.

Познание культуры коренного населения, его усвоение способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, уважения к традициям и обычаям коренных народов ХМАО-Югры.

Цель.

Способствовать дальнейшему формированию экологической культуры, духовных и культурных потребностей в области традиционных народных промыслов и ремесел у подрастающего поколения МБОУ «СОШ№2» г. Мегиона.

Задачи.

1.      Изучить видовое разнообразие березы.

2.      Провести поисковую работу по сбору информации о технологии обработки бересты, истории и происхождении этого вида декоративного творчества и о развитии его в настоящее время.

3.      Изучить традиции, обычаи, технологии изготовления, связанные с заготовкой и изготовлением берестяной посуды.

4.      Провести анкетирование обучающихся 2-5-6-х классов, целью которого является выявление уровня знаний о берёзе, о традициях и обычаях коренных народов округа, связанных с поклонением их березе.

5.      Организовать и провести мероприятия, используя традиции и обычаи, связанные с поклонением березе, изготовлением изделий из бересты.

6.      Сделать выводы.

7.      Выявить перспективы развития проекта.

      География проекта – город Мегион МАОУ «СОШ №2», жители пгт. Высокий

      Участники – обучающиеся 2 – 7 классов МАОУ «СОШ №2».

     Сроки реализации – сентябрь 2017 года – май 2021 года.

Методы.

1. Сбор информации.

2. Анкетирование.

3. Обобщение.

Социальная значимость проекта

Повышение экологической культуры и расширение знаний о духовном мире коренных народов Югры.

Практическая значимость проекта

Результаты работы могут использоваться на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе, в летнем оздоровительном лагере «Дети Югры».

Перспективы развития проекта

1. Привлечение большего числа участников при реализации проекта, поддержка со стороны обучающихся: проведение мероприятий по формированию экологической культуры.

2. Проект несет в себе идею духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, развития у них чувства любви и уважения к народам, проживающим на малой Родине, бережного отношения к обычаям и традициям коренных народов Югры.

Экологическая    эффективность проекта заключается в том, что через его реализацию проходит создание экологически безопасной и комфортной среды обитания всего населения города Мегиона, а также формирование нового Человека России с новым экологическим мышлением - беречь, сохранить, размножить, оставить будущим поколениям, что является необходимым фактором перехода к устойчивому развитию общества.

Механизм реализации:

Организация:

1.                  Администрация МО Мегион.

2.                  Администрация МАОУ «СОШ № 2».

3.                  Территориальное отделение «Мегионское лесничество».

4.                  Программа «Организация лесного хозяйства школьного лесничества «Соболь».

5.                  Профильный лагерь дневного пребывания «Дети Югры» эколого-этнографической направленности.

Сотрудничество:

1.                  АНО СОЦ «Атмосфера» город Мегион.

2.                  НКО «Анжи» город Мегион.

3.                  Семейный центр креативной педагогики «Пульсары» пгт. Высокий.

 

Результаты реализации:

1.      Тематические классные часы.

2.      Мастер-классы по росписи деревянных игрушек (матрешек, лошадок)

3.      Акции «Посади своё дерево».

4.      Выступление на научно-практических и учебно-практических конференциях, конкурсах, форумах: городских, региональных, окружных, всероссийских, международных.

1.      Введение.

Прежде чем приступить к разработке проекта, я и воспитанники школьного лесничества «Соболь» провели опрос среди 300 обучающихся 2, 5-6 классов школы.

Всем опрашиваемым были предложены следующие вопросы:

1.      Знакомы ли вы с тем, что берёза у народов ханты и манси священное дерево?

2.      Знаете ли вы, что ханты и манси у березы проводят магические обряды?

3.      Из каких источников узнали об обрядах?

4.      Какие обряды у берёзы ханты и манси вы знаете?

5.                  Способствует ли знание об обычаях народов ханты и манси воспитанию уважительного отношения к традициям коренных народов Севера?

6.                  Что вы знаете об использовании березы в медицине, косметологии?

Ответ – «да» или «нет».

Результаты показали – 74% опрошенных ответили утвердительно на поставленные вопросы. (приложение № 1)

По результатам опроса, мы решили провести ряд мероприятий, пропагандирующих знания о берёзе, изготовление изделий из неё для исполнения обрядов и праздников коренных народов.

Нами были проведены следующие мероприятия (приложение № 2)

1. Изготовление хантыйской куклы Акань.

2. Изготовление изделий из глины к Вороньему празднику.

3. Мастер – класс по изготовлению хантыйской матрешки.

4. Викторина «Духи леса».

5. Экологический лесной биатлон.

После проведенного опроса я приступила к сбору материала по теме и его изучения.

На протяжении ряда лет наше школьное лесничество «Соболь» тесно сотрудничает с МАУ «Экоцентр». При работе над второй частью проекта, а именно описании изделий из бересты и использовании её в хозяйстве ханты и манси, большую помощь в подборке материала оказала научный сотрудник музея Ибраева Р.А.

Неоценимую помощь оказала Тырлина Ирина Семёновна – из рода Айпиных – аганских ханты при изучении вопроса о заготовке и обработке бересты и технологии изготовления изделий из неё.

Растительные ресурсы РФ и ХМАО -Югры.

Леса России занимают около 8 млн км² (800 млн га), то есть 45,4 % территории страны. По площади лесов Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 20 % мировых запасов древесины.

Лиственные породы занимают примерно 1/4 всех лесов страны. По распространению и хозяйственному применению лиственные породы уступают хвойным. Берёза составляет 13% от всех лиственных пород.

Общая площадь земель ХМАО-Югры, на которых расположены леса составляет 49 353,5 тыс. га, в том числе - мягко лиственных – 19,02%.

По породному составу насаждения (по запасу) берёза составляет 13,6%.

Распределение площади покрытой лесной растительностью по группам возраста:

- молодняки – 10,5%,

- средневозрастные – 18,1%,

- приспевающие – 12,7%,

- спелые и перестойные – 58,7%, из них перестойные 21,5%.

3. Видовой состав – виды берез в ХМАО-Югре.

Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста пятидесяти или немного больше. Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и смешанных лесов в умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки. Берёзы бывают как деревьями, так и кустарниками, например, берёза карликовая.

Берёза красивое дерево, высотой до 40 метров. Ствол с гладкой белой корой, у основания – с темной, сероватой корой, покрытой трещинами. Ромбовидные черешковые листья имеют зубчики по краям. Тычиночные и пестичные цветки собраны в отдельных соцветиях – серёжках. Осенью и зимой созревшие соплодия – серёжки рассыпаются на крылатые плодики чешуйки, похожие на летящих птичек. Живут берёзы в среднем до 150 лет.

Береза пушистая.

Береза пушистая – самое популярное дерево в нашей стране и, пожалуй, самое красивое. Трудно найти другое дерево, равное ей по красоте.

Берёза - дерево одноствольное листопадное дерево, однодомное.

Её высота достигает 20 м в высоту, имеет ствол с гладкой белой корой, у основания темной и глубоко трещиноватой. Ветви повислые, годовалые – красно-бурые, усаженные смолистыми бородавками. Листья треугольно– или ромбически-яйцевидные, при основании широко-клиновидные 3,5–7 см длиной. Орешек продолговато-эллиптический, крылья в 2–3 раза шире орешка. (приложение №3)

Береза бородавчатая.

Береза бородавчатая – лиственное дерево высотой около 25-30 м. Молодые особи отличаются коричневой корой, которая к 8 годам становится белой. У более старых растений в нижней части ствола образуются трещины, кора приобретает черный окрас. Древесина березы имеет желтовато-белый оттенок, она довольно плотная и тяжелая. Ветки покрыты смолистыми железками — бородавочками, от которых береза получила свое название «бородавчатая». Молодые ветви тянутся вниз, это придает кроне характерный облик, отсюда второе ее название «повислая».

Листья очередные, длинночерешковые, имеют треугольно-ромбовидную форму, с клинообразным основанием, гладкие, 3,5-7 см длины, 2-5 см ширины. Края листьев двоякозубчатые. Лист березы бородавчатой обладает слабым ароматом и вяжущим вкусом.

Почки сидячие. Цветки мелкие, невзрачные, декоративной ценностью не обладают. Собраны в однополых кистях – сережках: на концах ветвей тычиночные, продолговатой, цилиндрической формы, длиной 6-10 см, желтые; на укороченных боковых ветках – пестичные, цилиндрические, направлены вверх, длиной 2-3 см, зеленые.

Цветет береза бородавчатая с апреля по май. Плоды – небольшие крылатые орехи, созревают в конце лета — начале осени. Плодоносить начинает с 10 лет, в насаждении – с 20- 25 лет.

Дерево береза бородавчатая отличается мощной корневой системой, которая в зависимости от условий произрастания может быть поверхностной, либо уходить вглубь. (приложение № 4)

                               Берёза карликовая.

Береза карликовая встречается на холодных просторах Северного полушария. Она также произрастает в альпийских горах, в тундре и на моховых болотах. Берёза карликовая – это разветвлённый куст, который коры – бурый либо коричневый. Листья овальной формы. Края – зубчатые. Верхняя пластина листа окрашена в тёмно-зелёный цвет и немного блестит. Нижняя часть – вырастает до 70 см. Её веточки имеют пушистую или бархатистую

поверхность. Окрас светлая, слегка пушистая. С приходом осени они становятся ярко-красными, что выглядит очень шикарно. Цветёт дерево до того, как распускаются листья, и плодоносит 2 месяца – май и июнь.
(приложение № 5).

4. Хозяйственное значение и применение берёзы в быту и народной медицине.

Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.

Древесина: для отопления жилых помещений предпочитают использовать именно березовые дрова, поскольку они не содержат вредных смол, не образуют копоть во время горения, что позволяет без опаски готовить пищу. Горят такие дрова долго, равномерно. Твердость и прочность древесины позволяет применять ее в изготовлении мебели и ламината, паркетной доски и декоративного шпона, лыж и фанеры. Обработка берёзы не вызывает трудностей, поэтому ее древесина часто применяется как сырье для изготовления детских игрушек и небольших элементов декора. Из нее делают мебель, фурнитуру, домашнюю утварь и самые разнообразные предметы обихода.

Сок: Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Сок иногда консервируют, подкисляя фосфорной кислотой. Упаренный берёзовый сок применяют для весенней подкормки пчёл. Берёзовый сок используется для приготовления разных напитков. Из берёзового сока изготавливают сиропы, квас, вино.

Берёста (береста): Береста применяется в изготовлении элементов домашней утвари, туесков, корзинок и коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти ранее служила материалом для письма и создания книг. Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Кап (нарост на стволе или корнях берёзы): Срез такого нароста обладает сложным витиеватым рисунком, что объясняет его популярность в производстве разнообразных шкатулок, портсигаров и коробочек.

Листья: Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Ветви: Ветвями берёзы православные украшают церкви и жилища на День Святой Троицы. Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

Применение в народной медицине

Кора (дёготь): Берёзовый дёготь применяется в медицине и ветеринарии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство, входит в состав дегтярного мыла и разнообразных мазей и кремов, применяемых для лечения кожных заболеваний.

Берёста: В прежние времена берёсту употребляли от малярии.

Ветви: Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Сок: Полезен он, как средство профилактики радикулита, болезней суставов, например, артритов. Его используют при комплексном лечении

бронхитов. Его рекомендуют пить при цинге, частых головных болях, простудных заболеваниях.

Листья: Березовые листья имеют ряд лечебных свойств. Они способны оказывать обезболивающее и кровоочистительное действие. В сочетании с другими травами или растительными компонентами, листва целебного дерева может усиливать свои способности, вступая во взаимодействие.

Чага: Польза чаги заключается в богатстве клетчаткой. Гриб имеет в своем составе множество смол, а также большое количество кислот (в том числе и муравьиную, уксусную, винную и т. Д.), за счет чего чага способствует нормализации кислотно-щелочного баланса организма. Она обладает огромным количеством химических элементов, необходимых для организма.

Вывод. Таким образом, обладая этими многочисленными полезными свойствами, берёза причислялась к священному дереву у многих народов.

У древних славян береза считалась священным деревом. В фольклоре и народных поверьях можно найти множество примеров того, что у славян некогда существовал культ Березы. Особым почтением у коренных народов Севера пользуется белоствольная берёза.

5.      Отношение коренных народов ХМАО-Югры к берёзе.

Испокон веков народ ханты селились в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Лес давал ему приют, кров и пищу.

Для ханты и манси природа есть олицетворение живого, а сам человек — это часть этой природы, поэтому взаимоотношения строились на основе принципа «Дай, и тебе будет дано».    Ханты обращаются к лесу, как к живому: «Прошу тебя, лес – батюшка, корми меня, как отца моего и как деда. Я тоже обещаю лишней веточки не ломать, невинной птахи зря не губить».

Предки ханты искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

Для них некоторые участки Оби и таёжного леса считались неприкосновенными даже в голодные годы. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Прежде чем свалить дерево или вырезать из него кору, обращались к дереву и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть, а жизненная необходимость. Охотник в лесу лишний раз не рубил молодые деревья. По древним преданиям, чем больше человек уничтожает живых деревьев, тем короче становится его жизнь. Так коренные народы Югры оберегали священную землю, на которой жили и живут.

5.1. Берёза-священное дерево ханты и манси.

Особое отношение хантов и манси было к берёзе. Берёза в представлении ханты реки Казым – это «ямангюх, сюпарюх», святое дерево, священное дерево. Белый цвет - символ здоровья, достатка, ибо береза растет на высоких светлых местах и потому близка к верхнему миру, где нет болезней. Береза одна из самых чистых и почитаемых деревьев и у аганских ханты.

В старину на берёзу вешали шкуру оленя с камусами (камус-часть шкуры с ног оленя) и головой вместе, принесенного в жертву Белому Отцу Торуму. «Най дерево, вэрт дерево - Богам угодное, духам угодное.» Береза связывала средний мир с верхним. Финский учёный К.Ф.Карьялайнен отмечал: ханты Васюгана представляют, что на небе березовый лес, и поэтому свои дары солнцу, небу, ветру и небесным духам привязывает к березе.

Для коренных народов Севера берёза – дерево чистоты и света, дерево неба. О берёзе ханты говорят, что это «дочь радуги, дочь неба, которая помогает людям преодолевать черные мысли и дела».

Согласно одной из легенд ханты, люди произошли из березовых ветвей.         В старинных хантыйских и мансийских песнях и загадках берёзу со снятой берестой благодарно и уважительно сравнивали с красивой женщиной в нарядном кафтане из красного сукна. Согласно поверьям манси и ханты

священная праматерь-береза, принадлежавшая богине Калташ, богине-прародительнице, матери всего сущего, хозяйке Нижнего мира, обладала золотыми листьями и росла семью серебряными стволами из одного основания.

О берёзе, как о небесном священном дереве, поётся во многих песнях-молитвах, в песнях поклонения богам, в песнях-наставлениях, рассказываются о берёзе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные мысли в их головах рождаются. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».

6. Обряды, связанные с берёзой.

Народы Севера использовали березу в шаманских ритуалах, считалось, что черные полосы на ее белом стволе — это лестница, которая связывает земной, подземный и небесный миры, это дорога в небо, дорога в высшие миры.

У корней березы они проводили магические обряды и жертвоприношения. Ханты, живущие на реке Сыня, свои женские торжества отмечали в Вороний день «Вурна Хатл», «Урине хоталэква» (у манси). На священных местах они готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе.

В березовые рощи возле хантыйских поселков женщины приходили на моление в весенние и осенние полнолуния, привязывали к стволам дары-приклады и просили здоровье своим близким (при завязывании разноцветных ленточек произносят свое желание обязательно со словами «яумасипа»).

В ненастную осеннюю погоду, если она длилась долго, подвешивали на веточку березы Акань (тряпичную куклу). Считалось, что она может изменить погоду, а также поможет избавиться от плохих снов. Для этого у подножия священной березы устраивалась трапеза, в ходе которой женщины рассказывали свои сны, а неподалеку от березы вырывалась ямка, где совершался ритуал захоронения специально сшитых для этого Акань.

Каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева – березы, так как по традиционным представлениям ханты белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие.

Мансийское название духов означает «народ, живущий за берестяной плёнкой». Поэтому заслуживает внимания широкое применение бересты (хант. — тонты, манс. — сас) в обрядах ханты и манси.

Береста играла заметную роль в погребальных обрядах. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем

самым спасает других. В традиционном погребальном обряде на Вахе гроб иногда и в настоящее время накрывают берестяной тиской, а на Югане обертывают полностью.

У васюганцев существовал такой обычай. На голову провинившегося надевали особую берестяную шляпу (позора), в которой он должен был ходить по селению и бить в котел, привлекая к себе внимание. Столетняя старуха с Нижней Оби еще помнит обычай, который требовал обернуть ноги берестой, прежде чем подойти к священному месту и осуществить жертвоприношение.

Охранительная функция бересты явно проступает в медвежьем празднике обских угров. Глазные отверстия на медвежьей шкуре закрывались круглыми берестяными пластинками, которые позднее заменили монеты. Актеры, задействованные в юмористических сценках, в том числе и по отношению к медведю, надевают берестяные маски, чтобы замаскироваться, спрятаться на случай гнева со стороны виновника праздника.

Берестяная коробка, изготовленная и подаренная матерью, связывала ее обладателя с кругом родственников по материнской линии и одновременно с верхним миром, а колчан, изготовленный отцом из дерева и подаренный внуку, связывал внука с родственниками по мужской линии и одновременно по женской (колчан и лук оклеивались берестой).

Березовый гриб – чага «воги», который вырастает на поврежденных стволах, зажигали во время любого обрядового действия, окуривали жилище, изгоняя дымом злых духов, когда возвращались в долго пустовавшее жилище.

7.      Использование берёзы в быту ханты и манси.

     Лес давал коренным народам Югры приют, кров и пищу.

Из подручного материала мастерили все, что было необходимо для повседневной жизни от посуды до избы. Использовалась не только древесина, камни, кость, металл, но и кора деревьев (пихты, берёзы). Традиции восточных ханты реки Аган переходили из поколения в поколение.

Береза одна из самых чистых и почитаемых деревьев у этих народов. Береста верхний слой коры берёзы белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, удивительно пластичный, теплый и чистый материал. Из бересты предки Аганских ханты покрывали крыши домов в летнем жилище, изготовляли детские люльки, предметы бытовой утвари (набирки для ягод, заплечные кузова, короба для хранения рукодельных принадлежностей), игрушки для детей, маски, ножны, табакерки, рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузила для сетей.

На протяжении многих веков береза играла значительную роль в хозяйственной жизни народов Севера. Практически все, что способна дать береза, - древесина, кора, почки, листья, березовый сок и даже березовый гриб (чага) в виде уродливых наростов на стволе - находит применение у народов ханты и манси.

Из гибкой и прочной бересты, снятой со стволов весной и осенью, делали узорную утварь. «Сан» или «сон» - плоскодонный лоток с невысокими стенками изготовляли из цельного листа бересты. Саны бывают разных размеров, квадратные или прямоугольные. Из маленьких пьют чай. В тех, что побольше, хранят и подают на стол хлеб, лосиный жир, ягоды. Большие предназначены для чистки и хранения рыбы, глухариного пуха.

«Кукр» - по форме напоминает коробку. Он похож на сан, но стенки его выше и выполнены из двойной бересты. Предназначена такая посуда для хранения «корсяк» или «шомх» - вялено-жареной нельмы или муксуна.

«Пайп» или «хинт» — это высокий конический кузов из цельного листа бересты для переноса рыбы, ягод, охотничьих припасов.

«Совт» или «воньсюп» - набирушка для ягод также изготавливается из бересты.

Из жёлтой летней, выварив её в котлах, сшивали «тиски» – непромокаемые покрышки для летних чумов и лодок. Берестой крыли крыши избушек, в берестяных колыбелях спали ребятишки, из сладкой древесины берёзы вырезали деревянные блюда, ступы и корыта для толчения черёмухи и рыбы. Мастера превращали твёрдые наросты-капы с берёзовых стволов в ковши в виде водоплавающих птиц. Древесные слои, перевитые и скрученные в таком наросте, образуют на отполированной поверхности причудливый узор из извивов и точек.

Подземная часть ствола берёзы – «коренок» - почти такая же твёрдая, как кап, поэтому её и по сей день используют для поделок, требующих особой прочности – рукояток для ножей, чашек и ложек.

Кора на месте снятой бересты на стволе постепенно восстанавливается, но она ребристая и шероховатая. Из неё делали ступательные площадки охотничьих лыж.

На берёзовых стволах встречается древесный гриб – серый, с белой изнанкой. Он называется «сэны», или трутовик обыкновенный.

Раньше его использовали в качестве трута, выварив с таловой золой и высушив. Кусочек сухого трутовика поджигали, чтобы его дымом окурить осквернённые вещи. Так поступали, если женщина случайно наступала на детскую одежду или охотничье снаряжение мужа.

Другой берёзовый гриб с красной каймой и белым исподом пережигают в золу, которую смешивают с жевательным табаком. Считается, что у того, кто жуёт такую смесь, никогда не будут воспаляться и болеть дёсны.

Берёзовые дрова почитаются лучшим топливом, дающим сильный и ровный жар.

Отправляясь в лес за берестой, будь то ранней весной, осенью или летом ханты и манси обязательно берут с собой топор, ведь у стволов берёз можно запастись не только материалом для утвари и покрытия жилищ, но и сырьём для любимых напитков.

Это чага – «вош» (ханты), «сассэны» (манси) – берёзовый гриб – коричнево-чёрный нарост, который вырастает на повреждённых берёзовых стволах.

В каждом хантыйском или мансийском доме обязательно есть запас чаги, из которого приготавливают напиток. С куска чаги в чайник ножом соскребают чёрные кусочки. На заварной чайник их нужно до двух столовых ложек. Заливают крутым кипятком и настаивают минут 20. Слишком крепко

заваривать не стоит. Чёрный отвар чаги ханты называют «чаем покойников» - в прежние времена таким настоем обмывали умерших.

Да и в меру заваренной чагой лучше не злоупотреблять. По мнению ханты и манси, чага размягчает печень, поэтому пить её стоит не больше 2 недель подряд, а потом необходим перерыв. Трёхдневный настой чаги пьют, если страдают желудком.

Чагу пережигают в жестяной банке и добавляют в жевательный табак. Её, перед тем как добавить в табак, нужно пережечь. По словам стариков, чага также обладают противовоспалительными свойствами – вот почему те, кто жуёт такой табак, никогда не страдает пародонтозом.

Весной и ханты, и манси не упускают случая попить свежего берёзового сока, собирая его у надрезов на коре дерева. Это любимый напиток хантыйских долгожителей. В отличие от чаги его можно пить сколько душе угодно. А к концу июня – в начале июля сок у берёз течь перестаёт. Он становится густым и сладким как сироп. «Ал» называют ханты, «нянг» - манси эту массу между сердцевиной и заболонью дерева. И с удовольствием едят. Сняв со ствола бересту и удалив слой зеленоватой заболони, проводят лезвием ножа снизу вверх по стволу, чтобы набрать сгустившегося сока, - и в рот. Самый вкусный сок у толстых берёз, которые растут на песчаных мысах рек и озёр.

По краям старого повреждения древесина подрастает, а внутри образуется полость с рыхлой сердцевиной. Весной там скапливается сок, пропитывает древесину и застывает в виде чёрных стеклянистых сгустков. Его извлекают и тщательно просушивают – в сухом виде березовый чай может храниться очень долго. Его помещают в закрытую банку от сырости и пыли. Это естественный консервант берёзового сока, сохраняющий его полезные свойства. Соковая пора проходит быстро, а «сумт чай» можно пить целый год. Чтобы приготовить напиток, в чашку бросают небольшой кусочек (при желании его можно измельчить в порошок) и заливают кипятком – сок тут же начинает в нём растворяться. Цвет у напитка очень красивый красно-коричневый, а вкус и аромат – как у свежего берёзового сока и талой весенней воды. Если чай постоит подольше, он сделается совсем чёрным.

Из заболони («йив сов», досл. – «материя дерева» (манси)), снятой со ствола, вываривают тёмно-коричневую краску, которой расписывают изделия из замши и пихтовой коры. Кусочки заболони кипятят на медленном огне часа два и настаивают дней десять при комнатной температуре. В зависимости от концентрации цвет такой краски – от красноватого до тёмно-коричневого.

Для того, чтобы открасить рыболовные сети, поступали ещё проще – помещали их в тёплую воду, насыпав в неё размолотую в порошок сухую заболонь Воду, в которой варилась берёзовая заболонь для приготовления коричневой краски, ханты реки Назым не выливают, а пьют в качестве лекарства от желудочных заболеваний.

Берёзовую гнилушку («рав пол т» (ханты)) – коренные народы собирают, сушат и разминают руками в порошок. Кусочки гнилушки кладут в люльки, а порошок используют в качестве детской присыпки. Такая гнилушка должна быть рыжевато-коричневого цвета, шелковистая на ощупь и легко рассыпаться в порошок.

На болотах срубают прогнившие березовые стволы и из их рыхлой светлой древесины устраивают дымокуры, чтобы уберечься от комаров и гнуса.

В ходу у ханты был чип – тонкая, сухая и мягкая древесная стружка. Его готовили только женщины. Лучший чип – зимний или весенний, то есть из мёрзлой древесины. Из стволов берёзы выпиливали короткие чурки, раскалывали пополам, вносили в дом и специальным тонким ножом скоблили стружку. Приготовляли чип обычно сразу на весь год. Стружку насыпали на нарту и хорошо проветривали на улице. Хранили в кузовах или больших берестяных сосудах-бочках, в лабазах, амбарах, под навесами. Использовался чип для обтирки рук, вытирания посуды, столов. Женщины использовали в гигиенических целях. Мужчины-охотники использовали чип для изготовления пыжей.

8.      Технология заготовки бересты.

Заготовка бересты. У аганских ханты бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары; когда первый гром прогремит. Заготовлением бересты занимаются с середины мая до середины июля, в это время кора хорошо отслаивается от ствола. Вплоть до октября на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору. Бересту снимают на некоторой высоте от земли, до оранжевого слоя, при этом на дереве остается луб, который защитит оголенный ствол. В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом, далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, чтоб берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.

Обработка бересты. Для изготовления больших изделий подходит толстая береста. Для мелких же - толстую бересту замачивают в теплой воде или распаривают и расслаивают на два-три слоя руками, без дополнительных инструментов. Молодую и свеже - снятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить водой. Для работы используется внутренний оранжевый слой бересты. Все берестяные изделия должны быть изготовлены из целого пласта бересты и обработаны сосновым или кедровым корнем, орнаментом. Они наиболее просты по форме – короба, набирки, кузовки для ягод, широкая низкая посуда (для рыбы, мяса, хлеба), маски.

Хранение бересты. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях. Бересту сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх и поперек волокон. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо

проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

8.1 Технология изготовления отдельных изделий из бересты.

Набирка. Предназначена для сбора дикорастущих ягод, которые не мнутся и не выпускают питательный сок, остаются целыми и свежими. Набирки делают из одного квадратного или прямоугольного пласта бересты, края которого загибают вверх, а затем на двух противоположных сторонах, по углам, складывают в виде треугольников и закрепляют в таком положении по верхнему краю толстым черемуховым прутом или палочками на противоположных сторонах. Край набирки зажимали по всей окружности и прокалывали шилом в нескольких местах. Через эти отверстия протягивали корень, сшивая все слои бересты вместе. Для шитья берестяных сосудов использовали корни кедра или тальника, каждый корень расщепляли вдоль надвое с помощью ножа. С корней обычно снимали кожицу, затем, свернув вешали для просушки в амбарах. Перед работой их несколько часов вымачивали в воде. Различные мелкие плоские блюда, в которых мыли рыбу, черпаки, которыми вычерпывали воду из лодки, не орнаментировали.

Короба. Делали из квадратного или прямоугольного пласта бересты, вырезая на углах его глубокие клинья. Бересту сгибали по этим вырезам и сшивали. Получался сосуд с четырехугольным дном, которое обрабатывали так же, как уже описывалось выше (прошивали корнем вместе со стенками изделия). Некоторые мастерицы обшивали края полосой ровдуги. Подобные изделия были различны по высоте и объему (высота от 5-8 до 50 см, соответственно менялись и остальные размеры). Применение таких коробов было весьма разнообразным. Их покрывали орнаментом со всех сторон и хранили в них одежду, продукты и другое. Сосуды и коробки делались часто с крышками, в зависимости от их назначения. Обычно крышки вырезали в виде круга из бересты, к нему подшивали второй слой в качестве "подкладки". Из узкой полоски бересты сворачивали кольцо и подшивали его к крышке снизу как бортики, входившие внутрь сосуда.

Заплечный кузов. Длинные и узкие, они похожи на цилиндрические изделия, но это только на первый взгляд, такие изделия не имели вставного дна и делались иначе - из длинных узких кусков бересты, перегнутых пополам. По бокам их сшивали сухожильными нитками, а уголки внизу загибали вверх и прикрепляли к стенкам. Устье было круглое или овальное, его отделывали так же, как и у сосудов других типов, - с помощью черемуховых прутьев и обшивки корнем. Такие сосуды, за веревочную петлю подвешивали за спиной или к поясу, отправляясь за ягодами, а дома их вешали на стену. (Приложение № 6)

Заключение.

В результате работы я познакомилась с обычаями и традициями народов ханты и манси, связанными с отношением их к берёзе. Делаем вывод, что берёза для коренных народов – это священное дерево, дерево неба, дерево чистоты и света, «дочь радуги». Белая береза – проводник между верхним (небесным) и земным мирами. Березу и бересту ханты, и манты используют для проведения магических обрядов. Берёза — это дерево жизни. Оно кормит и исцеляет от болезней. Берёза также используется для изготовления предметов быта. Результаты проведённых опросов показали, что многие обучающиеся школы мало знакомы с обычаями и традициями коренного населения, связанных с почитанием берёзы. Поэтому мы продолжим работу по изучению данного вопроса в последующие годы, вплоть до 2021.

Работа продолжается.

 

Опубликовано: 21.01.2021 12:14        Обновлено: 21.01.2021 12:14