Размер:
Цвет:

Экологическое образование


О системе экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Лашина Ирина Константиновна, начальник Управления общего образования

Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, т. 8(3467) 32-74-12

Непрерывное экологическое образование – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в детстве, особое значение приобретает экологическое образование и формирование экологической культуры у детей.

Экологическое образование в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Создана система экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся включающая:

– экологическую составляющую базовых учебных предметов;

– программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;

– дополнительные образовательные программы;

– курсы внеурочной деятельности;

– интегрированные учебные предметы;

– пилотные и инновационные площадки.

В урочной деятельности экологическое образование реализуется экологической составляющей базовых учебных предметов:

·        «Окружающий мир»;

·        «Литературное чтение»;

·        «Биология»;

·        «География»;

·        «Химия»;

·        «Физика»;

·        «Физическая культура»;

·        «Технология»;

·        «ИЗО».

Учебные предметы «Окружающий мир», «Югра – мое наследие», «Экология» выполняют интегрирующую функцию и обеспечивают формирование у школьников целостной научной картины мира. Эти предметы открывают суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.

Экологическое образование в рамках внеурочной деятельности включает реализацию нескольких направлений: информационно-просветительское, художественно-эстетическое, эколого-практическое. Охватывает программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, курсы внеурочной деятельности, экологические акции, форумы, вариативные формы реализации мероприятий. Можно отметить такие программы и проекты как:

·        «В мире добра»;

·        «Спасти и сохранить!»;

·        «Единое экологическое пространство»;

·        «Проектная деятельность в экологии»;

·        «Мы – дети природы»;

·        «Братья наши меньшие»;

·        «Мир дизайна и экология»;

·        «Экология города»;

·        Выпуск экомультфильмов и экологических газет.

В рамках курсов внеурочной деятельности (по округу их насчитывается более 150) можно выделить «Витаминная азбука», «Берегите Землю – берегите!», «Научное общество учащихся», «Юный турист», «Тропою лесных великанов», «Моя первая экология», «Я - исследователь», «Основы рационального природопользования», «Основы экологии» и другие, в рамках которых формируется экологическая культура, ценностное отношение к природе и окружающей среде.

В рамках дополнительного образования разработаны и действуют более 60 дополнительных образовательных программ экологической направленности: (в том числе: «Экология растений», «Экологические исследования родного края», «Современные технологии на службе природы», «Наша прекрасная планета», «Юный краевед», «Карусель природы», «Ребятам о зверятах», «Юный эколог», «Мы и природа», «В мире животных», «Лесной патруль», «Юный лесовод»   и другие).

Дополнительные образовательные программы формируют ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, к природе, окружающей среде.

Ежегодно школьники принимают участие в различных экологических акциях: «Спасти и сохранить!», «Кормушка» и «Скворечник», «Сохраним лес от огня», «Живи, елочка», «Даёшь вторую жизнь бумажным и полиэтиленовым отходам!», «Рекам чистые берега», «Чистый двор», «Посадка деревьев», «Береги воду», «Береги электроэнергию», «Аллея выпускников», «Зеленая школа», «Украсим землю цветами», «День птиц» и другие.

Ежегодно более 20 тысяч обучающихся принимают участие в тематических выставках: «Марш парков», «Уголок леса», «Человек и природа»; конкурсе сочинений: «Моя малая родина – Югра» и учебно-исследовательском экологическом проекте: «Человек и земля», направленных на формирование экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Активными участниками мероприятий в системе экологического образования и формирования экологической культуры являются родители, общественность, партнеры образовательных организаций. Среди них можно особо отметить национальные сообщества (национальные общины «Яун-Ях», «Негус-Ях», Ассамблея коренных народов Севера ХМАО-Югры, центры национальной культуры); отделы недропользования, экологии и природных ресурсов автономного округа; территориальные отделы лесничеств; Государственные природные заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский», Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа.

В целях совершенствования и развития регионального компонента экологического образования в 2015-2018 годах реализованы два пилотных проекта по экологическому и этнокультурному образованию «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности». В рамках этих проектов осуществлялась апробация учебно-методических комплектов (далее – УМК) для начального образования и среднего общего образования.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая систему непрерывного экологического образования, функционирование региональных пилотных площадок по апробации УМК «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности»:

1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п (ред. от 23.10.2015) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы».

2.      Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.13 № 13-нп «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».

3.      Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.09.2015 № 1234 «Об организации деятельности региональных инновационных площадок».

4.      Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2015 № 10-П-1296 «Об утверждении основных направлений деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

5.      Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 933 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.11.2012 № 1264 «О сетевом сообществе образования Югры «Школлеги».

6.                Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10.2015 № 1473 «О реализации резолюции I Съезда педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Авторами УМК являются известные российские ученые–экологи Захлебный А.Н., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования и Дзятковская Е. Н., доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва).

В апробации УМК «Югра – мое наследие» принимали участие 26 пилотных площадок, а в апробации «Экология и безопасность жизнедеятельности» принимали участие 9 площадок. В реализации данных проектов приняли участие более 150 педагогов и более 3000 обучающихся.

В рамках научно-методического сопровождения деятельности проекта на портале сетевого сообщества педагогов Югры «Школлеги» создан клуб «Развитие школьного экологического образования», в работе которого принимают участие 220 педагогических работника автономного округа.

Так же активную информационную и научно-методическую поддержку развитию непрерывному экологическому образованию в автономном округе оказывает АУ «Институт развития образования» на странице «Экологическое образование» своего портала.

Институтом ежегодно проводится ряд мероприятий экологической направленности для педагогов автономного округа – курсы повышения квалификации, научно-методические сессии, семинары, конференции и т.д.

В рамках курсов повышения квалификации можно отметить следующие программы:

1. «Экологическое образование в контексте устойчивого развития»;

2. «Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу «Югра – мое наследие»»;

3. «Организация процесса обучения биологии, географии и экологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

4. «Формирование и развитие компетенций обучающихся химии, физике, экологии и биологии исследовательской, инженерной и конструкторской направленности на основе практико-ориентированного подхода в парадигме ФГОС»;

5. «Обеспечение пространства развития творческого потенциала и способности учиться у обучающихся химии, физике, экологии и биологии в условиях введения ФГОС».

Вопросы развития экологического образования и экологической культуры обучающихся регулярно обсуждаются на заседаниях учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, научно-методических сессиях для региональных инновационных площадок в рамках проекта «Югра – мое наследие», «Экология и безопасность жизнедеятельности», семинарах для учителей начальных классов по теме «Проектирование и развитие экологического образования в Югре в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и региональных научно-практических конференциях «Развитие экологического образования в Югре».

На семинарах и конференциях обсуждаются выступления и доклады следующей тематики:

·          Совершенствование системы экологического и естественно – научного образования в Югре;

·          Региональный компонент экологического образования в ХМАО – Югре;

·          Результаты мониторинга деятельности пилотных площадок по апробации УМК «Югра – мое наследие»;

·          Опыт и перспективы использования региональных УМК по экологии в Югре;

·          Перспективные направления экологических исследований в ХМАО –Югре;

·          Устойчивое экологическое развитие в рамках современных стандартов общего образования;

·          и другие.

Результаты работы по развитию непрерывного экологического образования в Югре неоднократно представлялись на различных конкурсах, международных и всероссийских конференциях, опубликованы в различных научных и научно-методических изданиях. Опыт работы педагогов автономного округа вызывает интерес и получает высокие оценки коллег и экспертного сообщества. Результаты апробации показали, что УМК «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности» дают большие возможности для творческой деятельности педагогов и обучающихся, способствуют изучению экологии на метапредметном уровне, формированию здорового и безопасного образа жизни, формированию экологической культуры и научной картины мира у обучающихся.

  Презентация "О системе экологического образования в Югре", И.К. Лашина

Опубликовано: 18.10.2017 15:54        Обновлено: 31.03.2020 15:36