Размер:
Цвет:

Экологическое образование, просвещение и воспитание

Экологическое образование, просвещение и воспитание

Система экологического образования и формирования экологической культуры на уровне начального общего образования

Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.

Экологическое образование реализуется в урочной, внеурочной деятельности, созданы условия получения дополнительного образования по естественно-научному направлению.

В урочной деятельности экологическое образование реализуется в 1-4 классах (участники – 3 942 класса, 87 712 детей начальных классов) через изучение во всех общеобразовательных организациях образовательной области «Обществознание и естествознание», которая представлена учебным предметом «Окружающий мир».

Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира. Предмет открывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.

Урочная деятельность в образовательных организациях осуществляется через ведение предмета «Окружающий мир».

В 2016 учебном году для начальных классов было приобретено 23 286 экземпляров учебников по предмету «Окружающий мир».

Экологическое образование в рамках внеурочной деятельности в начальной школе включает реализацию нескольких направлений: информационно-просветительское, художественно-эстетическое, эколого-практическое. Охватывают программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, курсы внеурочной деятельности, экологические акции, форумы, вариативные формы реализации мероприятий.

В рамках курсов внеурочной деятельности (по округу их насчитывается более 160) «Витаминная азбука», «Берегите Землю – берегите!», «Научное общество учащихся», «Юный турист», «Тропою лесных великанов», «Моя первая экология», «Смотрю на мир глазами художника», «Я - исследователь», «Зеленая страна», «Природа и фантазия», Полезные привычки» и другие формируется экологическая культура, ценностное отношение к природе и окружающей среде.

В рамках дополнительного образования разработаны и действуют 60 дополнительных образовательных программ экологической направленности: (в том числе в рамках программ по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся: «В мире добра», «Спасти и сохранить!», «Единое экологическое пространство», «Наша прекрасная планета», «Моя Югра», «Юный краевед», «Карусель природы», «Ребятам о зверятах», «Юный эколог», «Мы и природа», «В мире животных», «Лесной патруль», «Юный лесовод» и др.).

Дополнительные образовательные программы направлены на формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, общества и человека; осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения, формируют ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, ценностное отношение к природе, окружающей среде.

В 2016 учебном году школьники приняли участие экологических акциях: «Дерево Победы», «Сирень Победы», «Спасти и сохранить!», «Кормушка» и «Скворечник», «Сохраним лес от огня», «Живи елочка», «Даешь вторую жизнь бумажным и полиэтиленовым отходам!», «Рекам чистые берега», «Чистый двор», «Посадка деревьев», «Береги воду», «Береги электроэнергию», «Аллея выпускников», «Зеленая школа», «Украсим землю цветами», «День птиц».

В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры прошли библиотечные уроки, в которых приняли участие 143 675 обучающихся. В рамках проведения библиотечных уроков обучающимися подготовлены и представлены доклады и презентации по изучению природы родного края. Библиотечные уроки проведены с использованием различных форм работы: игра-путешествие, урок-презентация, урок-конкурс.

Одним из компонентов совершенствования экологического образования является пилотный проект по внедрению и апробации регионального учебно-методического комплекта «Югра – мое наследие» по экологическому и этнокультурному образованию в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработанный по заказу Департамента образования и молодежной политики автономного округа.

Авторами данного учебника являются Захлебный Анатолий Никифорович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования и Дзятковская Елена Николаевна, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва).

Основная цель учебно-методического комплекта «Югра – мое наследие» – формирование первичных представлений учащихся о своём природном и культурном наследии, обобщения знаний об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, мотивирования на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.

По замыслу, структура учебно-методического комплекта соединяет в себе для каждого класса:

1) учебное пособие и рабочую тетрадь для учащихся;

2) материалы для семейного чтения – для членов семей школьников;

3) программу, учебно-тематическое планирование для учителей;

4) методические рекомендации для учителей.

Все пилотные площадки обеспечены нормативными основаниями, имеют достаточные ресурсные условия для реализации проекта.

В 2016 году учебно-методический комплекты апробированы для обучающихся 3 классов и разработаны для 4 классов. В рамках научно-методической сессии, организованной Институтом развития образования, состоялся круглый стол для руководителей и педагогов, реализующих проект.

Апробация регионального учебника «Югра – мое наследие» началась с 1 сентября 2015 года. Для эффективной деятельности по данному направлению к началу текущего учебного года были разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность пилотных площадок, утверждены соглашения о сотрудничестве с различными организациями сфер образования, культуры (этнокультурными центрами).

Осуществлена большая информационная работа среди педагогов, родителей, обучающихся. Проведены педагогические советы, методические семинары, классные часы, родительские собрания.

По данным образовательных организаций, ведущих инновационную деятельность в данном направлении в апробации учебника принимают участие 160 педагогов и 3 257 обучающихся.

Для получения результатов апробации учебно-методического комплекта предусмотрены входящий и итоговый контроль. Площадками проведена входная диагностика, разработаны методики проведения мониторинговых процедур.

Также проведено анкетирование учителей, родителей.

Запланированы такие мониторинговые процедуры как:

– проведение диагностической работы по выявлению знаний о «наследии», что к нему относится, как сохранить наследие, где человек сохраняет наследие;

– изучение удовлетворенности родителей преподаванием курса, новым учебником.

Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – АУ «Институт развития образования») разработана и реализуется образовательная программа дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации) для учителей начальных классов по теме «Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу «Югра – мое наследие»». Программа рассчитана сроком на 36 часов, реализуется с использованием дистанционных технологий.

В программы курсов повышения квалификации для учителей начальных классов («Организация образовательной деятельности метапредметного типа на учебных занятиях в начальной школе», «Преемственность и непрерывность образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования», «Преемственность и непрерывность организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования») включён вариативный модуль «Экологическое образование в контексте устойчивого развития».

По данным программам прошли обучение 160 педагогов автономного округа из городов: Сургута, Лангепаса, Ханты-Мансийска, Югорска.

В рамках XIV Международной экологической акция «Спасти и сохранить» состоялся Экологический марафон «Моя Югра – моя планета!» с 30 марта по 1 июня 2016 года. В марафоне приняли участие 120 700 человек. Экологический марафон – это комплекс воспитательных мероприятий, целью которого является воспитание экологической культуры и патриотизма у детей, привлечение внимания родителей (законных представителей) и педагогов к актуальности и социальной значимости экологических вопросов.

Окружная акция «Аллея выпускников» с 23 по 27 мая 2017 года охватила около 9 000 участников по привлечению обучающихся к природоохранным мероприятиям и оказанию практической помощи в сохранении окружающей среды, нравственному и экологическому воспитанию обучающихся образовательных организаций.

С 1 мая по 3 июня 2016 года прошел окружной экологический трудовой десант с 1 мая по 3 июня 2016 года, который привлек в свои ряды более 40 000 человек.

Важным аспектом в воспитании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям. Успех экологического воспитания и образования обучающихся зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.

Опубликовано: 18.10.2017 15:54        Обновлено: 18.10.2017 15:54