Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Совершенствование системы экологического и естественно -научного образования в Югре, Лашина И.К.

Совершенствование системы экологического и естественно-научного образования в Югре

В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся.

Поэтому важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит — экологической культуры, которая выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права.
        .
Введение федеральных государственных образовательных стандартов, принятие Федерального закона об образовании в РФ кардинально поменяло основы образовательного процесса в современной школе. Особенно сложная и противоречивая ситуация сегодня складывается в области экологического и естественно-научного образования. С одной стороны, возрастает значимость экологического образования как направления духовно-нравственного развития личности обучающегося, становятся приоритетными аксиологические подходы в организации природоохранной деятельности, формировании здорового и безопасного образа жизни, возрастает востребованность в экологической культуре и этике, как никогда актуальны принципы устойчивого развития общества, основы учения о ноосфере, представления о современной естественнонаучной картине мира. С другой стороны, в современном образовании не выделено отдельного курса экологии, уменьшено число учебных часов на естественно-научные предметы. Но разработчики ФГОС ставят перед педагогами задачу формирования экологического компонента в рамках естественно-научных предметов общеобразовательной школы и выбора отдельного курса экологической направленности обучающимися старшей школы. Вместе с тем, в материалах ФГОС в значительной степени отмечается важность экологического и естественно-научного образования, имеется достаточная научно-методическая и нормативно-правовая база для проектирования развивающего характера экологического образования, формирование естественно-научного мировоззрения.

Экологизация учебных предметов, является одним из возможных направлений экологического образования. Но в большинстве случаев она сводится к механическому добавлению к содержанию учебного предмета естественно-научного цикла материалов экологического содержания. Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника, важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включение   их в такое взаимодействие.

И федеральные государственные образовательные стандарты дают большие возможности для реализации качественного экологического и естественно-научного образования.

Как известно, ФГОС устанавливает три основные группы результатов — предметные, метапредметные и личностные.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Наиболее сложными для формирования, по мнению специалистов, являются метапредметные результаты, так как в старых образовательных стандартах упор делался в основном на получение предметных результатов, а формирование и оценка метапредметных результатов практически не проводилась.

Для того, чтобы добиться метапредметных результатов у обучающихся самому педагогу необходимо владеть учебным материалом на метапредметном уровне. Хочется подчеркнуть, что именно основная и старшая школа, сталкивается с серьёзными проблемами в области получения метапредметных результатов. В начальной школе основным учебным предметам школьников обучает один учитель, и он уже по праву своего образования и преподавания «универсален и метапредметен», что не скажешь про учителей основной и старшей школы. Ведь быть универсальным учителем в старшей школе почти невозможно, учитывая специфику и уровень преподавания по каждому учебному предмету.

Вместе с тем для формирования метапредметных результатов в основной и старшей школе может и должен стать учебный предмет экология, так как он высоко интегративен по содержанию и изучает взаимодействия организмов с окружающей средой, что даёт возможность построения образования на основе системно-деятельностного подхода.

Практика экологического образования имеет много проблем. Основными проблемами, препятствующими развитию эффективного экологического образования, являются:

– Не проработанность технологий отбора содержания экологического материала по естественнонаучным предметам.

– Отсутствие единой критериальной оценки получаемых образовательных результатов в области экологического и естественнонаучного образования.

–обособленность и закрытость педагога в своём предмете. Экологическая работа педагога в основном строится на его личном энтузиазме, и полученные результаты и методические наработки рассматриваются им как личная интеллектуальная собственность, и не все педагоги готовы с ней делиться.

– Критерии, оценивающие степень экологического образования и естественнонаучного образования, не включены в рейтинговые показатели образовательных организаций.

– Отсутствие системного подхода к экологическому образованию на федеральном уровне.

Для выработки единого вектора направленности экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС и для решения обозначенных проблем, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре разработано учебно-методическое сопровождение экологической составляющей ФГОС НО и ФГОС СОО.

С 2014 года на территории округа осуществляется апробация учебно-методических комплектов по экологическому образованию для начальной школы «Югра – мое наследие» ( и сегодня мы говорим о полном комплекте учебного пособия для учащихся 1-4 классов) и для старшей школы «Экология и безопасность жизнедеятельности» (10-11 классы).

Цель апробации: совершенствование системы непрерывного экологического образования путем координации и взаимодействия всех образовательных организаций и структур, участвующих в реализации.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая систему непрерывного экологического образования, функционирование пилотных площадок по апробации региональных УМК «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности»:

– Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п (ред. от 23.10.2015) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.13 № 13-нп «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.09.2015 № 1234 «Об организации деятельности региональных инновационных площадок»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2015 № 10-П-1296 «Об утверждении основных направлений деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

– Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 933 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.11.2012 № 1264 «О сетевом сообществе образования Югры «Школлеги»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10.2015 № 1473 «О реализации резолюции I Съезда педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 июня 2015 г. №762 «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации регионального учебника «Югра – мое наследие» по экологическому и этнокультурному образованию для обучающихся начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2015 – 2018 годы;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2014 №146 «О реализации проекта по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях, расположенных на территории ХМАО – Югры».

В разработанных УМК представлен системный подход к экологическому образованию. Содержание УМК включает основы таких предметов, как биология, география, химия, физика, окружающий мир, и коррелирует с программами учебных предметов начальной, основной и старшей школы и соответствуют психо-физиологическому уровню развития обучающихся. В данных УМК большое внимание уделяется психо-эмоциональному восприятию и воспитанию социальной активности обучающегося. Всё это способствует развитию природоохранных ценностей, формированию умений оценки антропогенного воздействия на экосистему, проектирования своей деятельности в природной среде как экологически безопасной, социализации личности обучающегося. В УМК «Югра – мое наследие» экологическое образование строится на культурно-историческом подходе, где в хронологической последовательности раскрываются культурологические, социально-психологические, аксиологические основы взаимодействия Человека и Природы, закладываются основы экологической безопасности, формируются принципы новой экологической этики, используется опыт реализации этнокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, технологии, формирующие у детей представления о моральных категориях, нравственных нормах и эколого-эстетических идеалах.

Обучающимся предлагается справочный материал и целый набор методических приёмов и инструментов, позволяющих организовать образовательный процесс на основе учебной деятельности ребёнка.

Как показывают результаты апробации, разработанные УМК дают большие возможности для творческой деятельности педагогов и обучающихся, способствуют обучению на метапредметном уровне формированию здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологической грамотности и экологической культуры, формированию естественно-научной картины мира.

Вместе с тем следует отметить, что в ближайшей перспективе необходимо разрабатывать региональный УМК по экологическому образованию для основной школы (5-9 классы), которые были анонсированы ранее. Также нуждаются в переиздании учебники и учебно-методические пособия по географии и экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, издававшиеся в начале 2000-х годов, которые на сегодняшний день не соответствуют требованиям ФГОС. Потребность в этих учебниках и пособиях у педагогов естественно-научного профиля значительна.

Начальник Управления общего образования Департамента образования и молодежной политики автономного округа Лашина И.К.

Опубликовано: 31.03.2017 10:09        Обновлено: 05.04.2017 14:28