Система экологического образования и формирования экологической культуры на уровне начального общего образования
Система экологического образования и формирования экологической культуры на уровне начального общего образования
Лашина И.К. - начальник управления общего образования
Департамента образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.
Экологическое образование в образовательных организациях реализуется в рамках урочной, внеурочной деятельности. Созданы условия получения дополнительного образования по естественно-научному направлению.
В урочной деятельности экологическое образование реализуется в 1-4 классах (участники - 3623 класса, 82 530 детей начальных классов) через изучение во всех общеобразовательных организациях образовательной области «Обществознание и естествознание», которая представлена учебным предметом «Окружающий мир».
Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира. Предмет открывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.
Экологическое образование в рамках внеурочной деятельности на уровне начального общего образования включает реализацию нескольких направлений: информационно-просветительское, художественно-эстетическое, эколого-практическое. Охватывает программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, курсы внеурочной деятельности, экологические акции, форумы, вариативные формы реализации мероприятий.
В рамках курсов внеурочной деятельности (по округу их насчитывается более 150) «Витаминная азбука», «Берегите Землю – берегите!», «Научное общество учащихся», «Юный турист», «Тропою лесных великанов», «Моя первая экология», «Смотрю на мир глазами художника», «Я - исследователь», «Зеленая страна», «Природа и фантазия», Полезные привычки» и другие формируется экологическая культура, ценностное отношение к природе и окружающей среде.
В рамках дополнительного образования разработаны и действуют 60 дополнительных образовательных программ экологической направленности: (в том числе в рамках программ по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся: «В мире добра», «Спасти и сохранить!», «Единое экологическое пространство», «Наша прекрасная планета», «Моя Югра», «Юный краевед», «Карусель природы», «Ребятам о зверятах», «Юный эколог», «Мы и природа», «В мире животных», «Лесной патруль», «Юный лесовод» и др.).
Дополнительные образовательные программы направлены на формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, общества и человека; осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения, формируют ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, к природе, окружающей среде.
В 2014 – 2015 учебном году школьники приняли участие в 15 экологических акциях: «Спасти и сохранить!», «Кормушка» и «Скворечник», «Сохраним лес от огня», «Живи, елочка», «Даёшь вторую жизнь бумажным и полиэтиленовым отходам!», «Рекам чистые берега», «Чистый двор», «Посадка деревьев», «Береги воду», «Береги электроэнергию», «Аллея выпускников», «Зеленая школа», «Украсим землю цветами», «День птиц» и другие. Была организована работа форума молодежного экологического движения России, окружного экологического форума «Зеркало природы – зеркало души», Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
Более 19 тысяч обучающихся приняли участие в тематических выставках: «Марш парков», «Уголок леса», «Человек и природа»; конкурсе сочинений: «Моя малая родина – Югра» и учебно-исследовательских экологических проектах: «Человек и земля», направленных на формирование экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Активными участниками мероприятий в системе экологического образования и формирования экологической культуры являются родители, общественность, партнеры образовательных организаций. Среди них: высшие учебные заведения; национальные сообщества (национальные общины «Яун-Ях», «Негус-Ях», Ассамблея коренных народов Севера ХМАО-Югры, центры национальной культуры); отделы недропользования, экологии и природных ресурсов автономного округа; территориальные отделы лесничеств; Государственные природные заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский», Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа –Югры; Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа.
В целях совершенствования экологического образования осуществляется апробация пилотного проекта регионального учебно-методического комплекта «Югра – моё наследие» по экологическому и этнокультурному образованию в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( авторы: Захлебный А.Н., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования и Дзятковская Е. Н., доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва).
В реализации данного проекта принимают участие 154 педагога и 2953 обучающихся.
В рамках научно-методического сопровождения деятельности проекта на портале сетевого сообщества образования Югры «Школлеги» создан клуб «Экологическое образование», в работе которого принимают участие 124 педагогических работника автономного округа.
В окружную акцию «Читающая Югра» (знакомство с объектами культурного наследия – художественными произведениями коренных народов) были вовлечены 1 480 обучающихся, участников пилотного проекта. Большинство площадок приняли участие в окружном конкурсе исследовательских работ «Угорское наследие», региональном заочном конкурсе исследовательских, творческих работ «Я живу в России, я живу в Югре».
Так, в Сургутском естественно-научном лицее прошла творческая проектная сессия, в рамках которой были представлены проекты: «Моя Югра», «Животные нашего края», «Богатства Югры», «Особенности хантыйских сказок», «Сказки народов ханты и манси».
Только совместные усилия образовательных организаций, муниципальных и региональных органов власти и институтов, общественности способны обеспечить качественные результаты в формирования экологической культуры обучающихся.