Размер:
Цвет:

Об экологическом образовании и воспитании в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров автономного округа. Экологическое образование и формирование экологической культуры педагогов-предметников в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников (Слинкин С.В.)

Слинкин Сергей Викторович – заместитель директора по учебно-методической работе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»

(Слайд 1) Об экологическом образовании и воспитании в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров автономного округа. Экологическое образование и формирование экологической культуры педагогов-предметников в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников

Развитие всеобщего непрерывного экологического образования, является приоритетным направлением совершенствования системы образования в целом.  О этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и послании Президента Российской Федерации от 05.12.2015 «Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества …».

(Слайд 2) Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Необходимым условием реализации возможностей экологического образования, связанных с внедрением нового стандарта, является подготовленность учителей, реализующих данные проекты. Существенным условием такой готовности выступает освоение педагогами теоретических оснований и терминологии экологического образования. Речь идет о понимании педагогами новой идеологии экологического образования, целей такого образования в условиях постиндустриального общества, новых требований к результатам образования, способов их достижения и критериев оценивания.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» декларирована идентичность подхода к развитию системы экологического образования в Российской Федерации с Европейской Стратегией образования в интересах устойчивого развития.

(Слайд 3) В основу новой модели школьного образования положен принцип обеспечения перехода от простой передачи знаний и навыков к формированию у обучающихся готовности и способности жить в быстроменяющихся экологических, экономических и социальных условиях. Интеграция содержания на основе понимания системности проблем, ранее рассматривавшихся в разных предметах, курсах; универсальности законов функционирования и развития сложно организованных саморегулирующихся систем; связи моделей сбалансированного развития общества и природы с экологическим императивом, ресурсами адаптации и самовосстановления живых систем разного уровня. Достижение поставленных целей должно обеспечиваться технологическими подходами психолого-педагогической направленности ориентированными на реализацию основных установок ФГОС второго поколения. Прежде всего – это формирование необходимого уровня компетенций и универсальных учебных действий обучающегося, гарантирующих его экологическую безопасность в окружающей среде. Методологическая основа экологического образования опирается на ряд принципов, предусматривающих разработку системно-целостного и междисциплинарного содержания обучения, в результате позволяющего сформировать у обучающегося предметные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия, гарантирующие его гармоничное отношение к природе, обществу, критичное отношение к самому себе и сознание ответственности перед обществом. Обладание обучающимся компетенциями в области экспериментальных исследований, моделирования экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды являются краеугольным камнем экологического практико-ориентированного образования, осуществляемого через активное совместное обсуждение, участие в деловых играх по различным вопросам экологии.

(Слайд 4) Какие изменения в этой связи происходят в подходах к реализации  экологического образования?

Во-первых, в связи с введением федерального государственного стандарта основного общего образования и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования происходит переосмысление роли школьного экологического образования. По мнению многих ведущих ученых и педагогов, экологическое образование играет важнейшую роль в образовании для устойчивого развития. Поэтому кратно возрастает потребность в людях со сформированной гражданской и жизненной позицией, готовых к практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей и безопасности жизнедеятельности.

Во-вторых – в мире, в стране, обществе формируется стратегия устойчивого развития, формируются новые этические ценности:

– ценность любой жизни и любой культуры;

– приоритетность самоограничения в потреблении природных ресурсов;

– необходимость предупреждения негативных экологических последствий в деятельности человека;

– актуальность опережающего саморазвития человека и общества.

В–третьих, в образовательной практике приоритетом становится интеграция экологического образования с естественнонаучным и гуманитарным образованием.

В этой связи экологическое образование должно адекватно изменяться. При этом в экологическом образовании сохраняется ведущая роль науки, формируется и развивается экологическая картина мира, признается ценность всех элементов экологической культуры, расширяется база, на которую опирается экологическое образование. Образовательная область естествознание (физика, химия, биология), дополняется другими образовательными областями (географией, технологией, обществознанием, основами безопасности жизнедеятельности и др.). Поэтому особое место в вопросах экологического образования и воспитания школьников занимает тема повышения квалификации  по экологии различных категорий учителей (от учителей начальных классов, до учителей-предметников основной и средней школы).

(Слайд 5) В АУ «Институт развития образования» повышение квалификации учителей предметников по экологическому образованию и воспитанию реализуется посредством:

– проведения тематических (экологических) семинаров и вебинаров, научно-методических сессий;

– включения экологического модуля в программы повышения квалификации учителей предметников (физики, химии, географии, биологии и др.);

– разработки и реализации программ повышения квалификации по экологическому образованию и воспитанию для педагогов различных категорий.

(Слайд 6) Например, программа курсов повышения квалификации учителей по теме «Технология развивающего обучения географии на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС общего образования» содержит модуль «Основы экологии региона». В 2015 году АУ «Институт развития образования» организовал и провел курсы повышения квалификации по данной программе в Октябрьском районе (сентябрь 2015 года), обучено 18 учителей географии, и в г. Нижневартовске (ноябрь 2015 года), обучено 24 учителя географии. Кроме того, программа курсов повышения квалификации учителей по теме «Технология развивающего обучения химии на основе деятельностного подхода в условиях реализации общего образования» содержит модуль «Основы экологической безопасности»». В 2015 году АУ «Институт развития образования» организовал и провел курсы повышения квалификации по данной теме в г. Нижневартовске (ноябрь 2015 года), обучено 26 учителей химии. Всего по этим программам повышения квалификации в 2015 году обучено 68 учителей автономного округа.

Так же в 2015 году была организована научно-методическая сессия для учителей участвующих в проектах по апробации учебников: «Экология и безопасность жизнедеятельности»  (для 10-11 классов) и «Югра – мое наследие» (для начальной школы). В работе сессии приняло участие 52 педагога округа.

С сентября 2015 года регулярно проводятся вебинары по учебно-методическому сопровождению проекта «Югра – мое наследие». В работе вебинаров принимают активное участие 123 педагога начальных классов.

(Слайд 7) В 2016 году значительно расширился спектр программ повышения квалификации в рамках экологического направления. По плану-графику курсовых мероприятий предусмотрены следующие курсы повышения квалификации учителей–предметников:

– «Организация процесса обучения биологии, географии и экологии  в  условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» для муниципальных образований г. Нефтеюганск, г. Ханты-Мансийск, г. Мегион, Сургутский, Кондинский и Советский районы (125 слушателей);

– «Организация процесса обучения химии и физике в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» с модулем «Основы экологической безопасности»» для муниципальных образований г. Нижневартовск, г. Нефтеюганск, Сургутский и Советский районы (100 слушателей);

– «Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу "Югра - мое наследие"» для педагогов муниципальных образований участвующих в проекте (г. Ханты-Мансийск) (25 слушателей);

– «Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу "Экология и безопасность жизнедеятельности"» для педагогов муниципальных образований участвующих в проекте (г. Ханты-Мансийск) (25 слушателей);

– «Методические особенности работы с одаренными детьми при подготовке к всероссийским олимпиадам и конкурсам по экологии» для всех муниципальных образований в дистанционной форме (25 слушателей).

Всего в 2016 году планируется повышение квалификации учителей по вопросам экологического образования более 300 педагогов. Так же в мае 2016 года будет организована научно-методическая сессия для педагогов участвующих в проекте «Югра – мое наследие». В работе сессии примут участие ведущие ученые Российской академии образования, занимающиеся проблемами экологического образования, сотрудники АУ «Институт развития образования». Продолжит свою работу клуб «Развитие экологического образования» в сетевом сообществе педагогов ХМАО-Югры «Школлеги», которым руководит, проводит вебинары, осуществляет консультирование педагогов Дзятковская Е.Н., д.б.н., ведущий научный сотрудник РАО. 

(Слайд 8) Таким образом, в 2016 году будет продолжена деятельность по формированию экологической культуры педагогов-предметников в рамках обозначенных курсов повышения квалификации, семинаров и вебинаров, научно-методических сессий. На наш взгляд эта работа будет способствовать повышению качества экологического образования и воспитания, обучающихся в системе общего образования автономного округа.

 

Опубликовано: 31.03.2016 16:39        Обновлено: 31.03.2016 16:39