Размер:
Цвет:

Итоги X Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!»

Итоги X Международного молодежного экологического форума

«Одна планета – одно будущее!»

27–31 мая 2018 года

г. Ханты-Мансийск

Форум, объединивший участников XI Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира» и XIV Окружного молодежного экологического форума «Сохраним цветущий мир Югры», прошел в рамках основных программных мероприятий XVI Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в г. Ханты-Мансийске с 27 по 31 мая 2018 года.

Учредители Форума:

- Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

- Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Организаторы Форума:

- Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Ханты-Мансийская окружная общественная организация «Российский союз молодежи».

Тема Форума: «Чистота планеты начинается с тебя».

Цель Форума: объединение усилий молодежи по сохранению природного и культурного наследия в регионах в рамках межрегионального и международного сотрудничества.

Задачи Форума:

- вовлечение молодежи в решение проблем по сохранению природного и культурного наследия в регионах и странах;

- наращивание потенциала молодого поколения средствами экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития;

- обеспечение поддержки и признания молодежи, осуществляющей общественно-полезную экологическую деятельность;

- изучение опыта межрегиональных и международных молодежных экологических объединений в природоохранной деятельности.

Координаторы программных мероприятий Форума:

Шалыгин Никита Михайлович – координатор образовательных программ Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

Круглова Лариса Витальевна – начальник отдела формирования экологической культуры Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Зубко Наталья Олеговна – заместитель начальника отдела международного сотрудничества Управления по внешним связям Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Губина Юлия Николаевна – главный специалист отдела формирования экологической культуры Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Смехов Максим Владимирович, председатель Ханты-Мансийской окружной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

Участниками Форума стали:

28 представителей ассоциированных школ ЮНЕСКО (из 8 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия, представленная 4 субъектами РФ);

53 представителей экологического движения Югры, в том числе школьных лесничеств и молодежных общественных объединений и организаций автономного округа (14 муниципальных образований: : Белоярский район, город Лангепас, город Мегион, город Нефтеюганск, Нефтеюганский район, город Нижневартовск, Октябрьский район, город Покачи, город Пыть-Ях, город Советский, город Сургут, город Урай, город Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район);

эксперты ЮНЕСКО;

руководители программных мероприятий, медиа-центра, мастер-классов, игровых программ, кураторы форум-команд.

Образовательная программа Форума строилась, исходя из основного лейтмотива, который определяется новым глобальным явлением, получившим аббревиатуру VUCA. О каком мире мечтает каждый человек? Конечно же, о мире, где есть стабильность, определенность, простота и однозначность. Однако современная реальность такова, что приходиться жить в ином мире: нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Для этого мира западные социологи придумали термин – мир VUCA.

VUCA («вука») – акроним, который состоит из следующих понятий:

- Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – ситуация меняется быстро и непредсказуемо (на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия;

- Uncertainty (неопределенность) – то «место», где основные разрушительные изменения случаются. И прошлое в данном месте не является предсказателем будущего: определение того, что грядет, является крайне затруднительным;

- Complexity (сложность) – «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы;

- Ambiguity (неясность, двусмысленность, неопределенность) – «место», где сложно ответить на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему.

Погружение в образовательную программу и принцип VUCA происходили за счет вводной общей сессии, в которой раскрывались глобальные принципы изменений от производственной сферы до новых медиа. Участники получили информацию об основных трендах в образовании и профессиональной деятельности, что, по сути, может определить их дальнейшую профессиональную траекторию. Одним из факторов изменений является тренд «экологизации», на котором в рамках сессии делался усиленный фокус, и раскрывалась важность проведения молодежного форума. А также были раскрыты ключевые вопросы, которые необходимо было обсудить в рамках форумной программы:

- Кто я в процессе глобальных изменений?

- Какие ценности у моего поколения и какой вклад я могу сделать для развития своей страны?

- Где найти команду и как управлять талантами?

- Как искать проблемы и создавать идеи для их решения?

- Какие у меня есть возможности для саморазвития, чтобы стать эффективным в процессе глобальных изменений экономики, социальной сферы, окружающей среды?

Далее раскрытие этих вопросов осуществлялась за счет образовательных сессий:

1. Добровольчество как элемент экологической культуры:

- «Формирование сообществ, объединенных общими ценностями. Новая норма поколения Y и Z»;

- «Инструменты мотивации добровольческих команд в экологических проектах. Инновационные инструменты DATA-активизма»;

- «Минимализм как массовое молодежное движение. Теории и практики»;

2. Межкультурная коммуникация и неформальное образование в молодежных экологических организациях.

3. Современные инструменты исследования экологических проблем. От идеи к проекту:

- «Как выявить проблему для создания проекта. Создание инновационных идей и исследование контекста территории»;

- «Инструменты творческих исследований в молодежных проектах (док, стоп-моушн, дизайн-мышление и др.)»;

4. Экологическое просвещение в контексте устойчивого развития. Принципы «4Rs of environment (reduce, reuse, recycling, recovery)»:

- «Принципы устойчивого развития и роль молодежи в трансляции ценностей»;

- «Обзор инструментов принципа 4RS в различных сферах»;

- «Практическая лаборатория по созданию замкнутых экосистем»;

- «Мета-компетенции или навыки будущего. Soft Skills как новая образовательная парадигма».

Третьим элементом образовательной программы стал квест «EcoWay». В рамках квеста участники погрузились в мир новых технологий и информационного контента, попробовали преодолеть препятствия, информационные вбросы, проанализировали контент в интернете и нашли формулу успешного саморазвития для сохранения культурных ценностей и прав человека.

Завершающим (четвертым) элементом образовательной программы стала общая сессия, включающая анализ ответов на поставленные вопросы.

Пленарное заседание конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО и конкурс социально-значимых экологических проектов делегатов автономного округа стали отражением деятельности молодежи по участию в решении существующих экопроблем в регионах и странах, личного вклада участников в их решении и результатам. Ребята и руководители делегаций представили свой опыт природоохранной и эколого-просветительской деятельности, дискутировали, знакомились с нетрадиционными формами работы с молодежью, вели разговор о преобразования нашего мира, узнали о широко масштабном проекте Югры «Международная экологическая акция “Спасти и сохранить”», познакомились с национальными особенностями и культурой коренных малочисленных народов ханты и манси, стали участниками вечерних национальных программ.

По итогам форума за активное участие и достигнутые результаты в работе форум-команд ребятам вручены дипломы и плакетки, а также специальные дипломы.

ИТОГИ ФОРУМА

БЛОК 1. Итоги Конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО

Специальный диплом за актуализацию темы природного наследия

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Переладов Федор

Омская область, г. Омск

Проект «Биоразнообразие редких и исчезающих растений урочища «Батаково» (Большереченский район, Омской области)»

Специальный диплом за трансляцию ценностей экологической культуры в молодежной среде

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Беломоин Андрей

г. Покачи

Проект «Моя бережливая школа»

Специальный диплом за комплексный подход в реализации экологического проекта

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Велиева Фидан

Томская область, г. Томск

Проект «Экосфера исторического района Заозерье»

Диплом в номинации «Лучший проект ассоциированных школ ЮНЕСКО»

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Головаченко Сергей

Беларусь, г. Брест

Экопроект «100%»

2.

Цибранска Мария

Болгария, г. София

Проект «Экологические проблемы в Болгарии. Excessive use of paper and deforestation»

3.

Ахмеджанов Диас

Казахстан, г. Алматы

Проект «Экологический велопатруль»

4.

Лактионова София

Нефтеюганский район, пгт Пойковский

Проект «Подарок Югре»

Трифонов Александр

Нефтеюганский район, пгт Пойковский

Проект «Подарок Югре»

5.

Садыков Ильдар

г. Сургут

Проект «Биологическая утилизация отходов с помощью дождевого червя»

БЛОК 2. Итоги окружного конкурса социально значимых экологических проектов

Специальный диплом за практическую значимость в экологическом проекте

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Шкурко Яна

г. Лангепас

Проект «Экология жилища»

Специальный диплом за использование эмпатии в исследовательской работе

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Кулишова Елизавета

Октябрьский район, п. Талинка

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Диплом в номинации «Лучший проект окружного конкурса социально значимых экологических проектов»

Фамилия, имя

Делегация

Название проекта

1.

Чурбанов Тимофей

г. Нефтеюганск

Проект «Эко-урна»

2.

Вастаев Олег

г. Нижневартовск

Проект «Пластику – место!»

3.

Муначева Альбина

Нефтеюганский район, пгт Пойковский

Проект «Да кедровому бору. Нет мусорной свалке»

Солошенко Софья

Нефтеюганский район, пгт Пойковский

Проект «Да кедровому бору. Нет мусорной свалке»

4.

Квасов Максим

г. Покачи

Проект «Вездесущий микропластик»

Левковский Владислав

г. Покачи

Проект «Вездесущий микропластик»

5.

Чедова Софья

г. Советский

Проект «Сохранение численности редких видов рукокрылых»

БЛОК 3. Итоги конкурса творческих презентаций делегаций

Благодарственное письмо от проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации за креативный подход в конкурсе творческих презентаций делегаций Х Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!» (г. Ханты-Мансийск)

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Гафарова Офелия Камал кызы

Азербайджан, г. Баку

2.

Барсегян Артак Гарникович

Армения, г. Ереван

3.

Бошнакова Марианна

Болгария, г. София

4.

Хавазова Рахима Азизовна

Кыргызстан, г. Бишкек

5.

Хадиева Севара Мухамедовна

Узбекистан, г. Ташкент

6.

Князева Наталья Ивановна

Омская область, г. Омск

7.

Моисеева Татьяна Константиновна

Томская область, г. Томск

8.

Каипов Венер Ибрагимович

г. Мегион, Школьное лесничество «Соболь»

Специальный диплом за креативный подход в конкурсе творческих презентаций делегаций

Делегация

1.

г. Нижневартовск, ГНОУ «Росток»

2.

г. Лангепас, Школьное лесничество «Белки»

3.

г. Пыть-Ях, Школьное экологическое общество «ИКО»

4.

г. Советский, Экологическое объединение «В мире животных»

5.

Белоярский район, г. Белоярский, Экологическое объединение «Альянс добрых сердец»

6.

г. Урай, Школьное лесничество «Берендеи»

Диплом в номинации «Лучшая творческая презентация делегаций»

Делегация

1.

Беларусь, г. Брест

2.

Казахстан, г. Алматы

3.

Удмуртская Республика, г. Ижевск

4.

г. Ханты-Мансийск, Экологическое объединение «Экос»

5.

г. Сургут, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44

БЛОК 4. Итоги конкурса лучших практик эколого-просветительской и природоохранной деятельности педагогов-руководителей делегаций

Специальный диплом за инновационный подход к организации экологического просвещения подрастающего поколения

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Гафарова Офелия Камал кызы

Азербайджан, г. Баку

Специальный диплом за многообразие форм работы в экологическом просвещении подрастающего поколения

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Литвин Наталья Григорьевна

Беларусь, г. Брест

Специальный диплом за системный подход в экологическом просвещении подрастающего поколения

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Бошнакова Марианна

Болгария, г. София

Специальный диплом за преданность делу по экологическому воспитанию детей, подростков и молодежи

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Каипов Венер Ибрагимович

г. Мегион

Специальный диплом за нестандартный подход в экологическом просвещении молодежи

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Хадиева Севара Мухамедовна

Узбекистан, г. Ташкент

Специальный диплом за системный подход в формировании экологической культуры подрастающего поколения

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Степанова Ольга Владимировна

г. Ханты-Мансийск

2.

Сосновских Татьяна Борисовна

г. Ханты-Мансийск

Диплом в номинации «Лучшая практика эколого-просветительской и природоохранной деятельности педагогов-руководителей делегаций»

Фамилия, имя, отчество

Делегация

1.

Полулях Любовь Николаевна

Казахстан, г. Алматы

2.

Стыцюк Ольга Павловна

Октябрьский район, п. Талинка

3.

Князева Наталья Ивановна

Омская область, г. Омск

4.

Вязов Евгений Викторович

г. Покачи

5.

Сафина Инна Ранифовна

г. Пыть-Ях

БЛОК 5.

Специальный диплом за личный вклад в работу медиа-центра Форума

Фамилия, имя

Делегация

1.

Вастаев Олег

г. Нижневартовск

Специальный диплом за активное участие в работе образовательной площадки Форума

Фамилия, имя

Делегация

1.

Каипов Венер Ибрагимович

г. Мегион

Диплом в номинации «Самый активный участник по итогам работы Форума»

Фамилия, имя

Делегация

1.

Казакова Елена

г. Нижневартовск

2.

Гериш Максим

г. Урай

3.

Шкурко Яна

г. Лангепас

4.

Келина Александра

г. Урай

5.

Головаченко Сергей

Беларусь, г. Брест

БЛОК 6. Награждение команды организаторов, экспертов и волонтеров

Специальный диплом за успешную реализацию образовательных площадок и активное участие в программных мероприятиях форума «Одна планета – одно будущее!» (г. Ханты-Мансийск, 27–31 мая 2018 г.)

Фамилия, имя, отчество

Статус

3.

Ларионова Наталья Борисовна

Исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации (г. Казань)

4.

Авдонина Александра Михайловна

Заведующий лабораторией устойчивого развития, кандидат биологических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Владимир)

5.

Дымза Александра

Тренер, социальный технолог, автор проектов, получивших гранты Президента РФ, председатель регионального движения «Дай Лапу», эксперт Университета Общественной палаты РФ (г. Сургут)

6.

Папанова Юлия

Тренер неформального образования, эксперт по межкультурной коммуникации и международным проектам, руководитель российско-немецкого проекта «Memories Of Change» (г. Ханты-Мансийск)

7.

Фельдман Анна

Программный директор

арт-резиденции К. Хабенского «АРТХАБ», лидер Общественного движения за качество проживания каждого дня «Совершенный день», блогер (г. Казань)

8.

Попов Илья

Руководитель проекта «Гудсерфинг», кандидат исторических наук (г. Казань)

Специальный диплом за значительный личный вклад в организацию и проведение программных мероприятий X Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!» (г. Ханты-Мансийск, 27–31 мая 2018 г.)

Фамилия, имя, отчество

Статус

1.

Смехов Максим Владимирович

Председатель Ханты-Мансийской окружной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (г. Ханты-Мансийск)

2.

Швейкин Роман Дмитривеич

Заместитель Председателя Ханты-Мансийской окружной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (г. Ханты-Мансийск)

Специальный диплом за личный вклад в организацию и проведение программных мероприятий X Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!» (г. Ханты-Мансийск, 27–31 мая 2018 г.)

Фамилия, имя, отчество

Статус

1.

Денисов Павел

студент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

2.

Лошкарёв Илья

студент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

3.

Петров Станислав

студент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

4.

Новосёлова Ирина

студентка ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Специальный диплом за значительный личный вклад в работу медиа-центра Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!» (г. Ханты-Мансийск, 27–31 мая 2018 г.)

Фамилия, имя, отчество

Город

1.

Ступак Ксения

г. Ханты-Мансийск

2

Тырина Ксения

г. Ханты-Мансийск

Обсудив результаты работы форума, делегаты пришли к выводу, что:

- все участники Форума принимают активное участие в изучении и сохранении природного и культурного наследия своих регионов и стран через научно-практическую, проектную, творческую, природоохранную и просветительскую деятельность;

- молодежь (в целом) все больше проявляет интерес к политическим, экономическим, экологическим и социальным процессам в своих странах, регионах, населенных пунктах и имеет желание быть причастной к социально-значимым видам деятельности;

- сохранение и рациональное использование природных ресурсов зависит не только от грамотной экологической политики государства, но и от каждого гражданина;

- экологическое образование молодежи должно быть направлено на развитие мышления, ориентированного на будущее, и являться основой для формирования представления о проблемах современного общества (экологических, экономических, социальных, политических) и ориентировать процесс обучения на поиск решений, направленных на устойчивое развитие страны;

- устойчивое развитие (поддержание равновесия между человеческими, природными и экономическими факторами) является главным условием выживания человека на планете;

- для достижения конкретных результатов в этой области необходимо развитие экологических межгосударственных контактов и сотрудничество между странами, в том числе с участием молодежи, от которой зависит будущее стран;

- проведение подобных международных форумов позволяет молодежи напрямую общаться друг с другом, познакомиться с опытом работы образовательных учреждений и общественных объединений из разных стран, обменяться мнениями между всеми участниками проекта (делегатами, экспертами, педагогами и учеными, представителями ЮНЕСКО).

На основании этого делегаты считают необходимым:

- активнее вовлекать молодежь в деятельность по сохранению природных ресурсов и культурного наследия стран и регионов;

- создавать условия для международных и межрегиональных обменов в рамках подобных форумов;

- обеспечить расширение взаимодействия и сотрудничества между ассоциированными школами ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры и молодежными экологическими объединениями автономного округа – лидерами экодвижения в Югре;

- в рамках тематических программных мероприятий форумов учиться договариваться независимо от политических, экономических, социальных, национальных, расовых, религиозных принадлежностей ради общей цели – сохранения планеты.

Подводя итоги Форума, следует подчеркнуть, что события такого масштаба, организованные для тех, кто только начинает свой путь в деле охраны природы, имеют неоспоримо важное значение не только как образовательные и просветительские мероприятия, но и как поддержка и стимул к продолжению природоохранной деятельности. Организаторы Форума считают, что пусть не все, но многие его участники – это те, кто придут им на смену продолжать жизненно необходимую деятельность по охране окружающей среды. И даже те, кто выберут другую дорогу, будут учитывать интересы природы в своей профессиональной деятельности и обычной жизни, тем самым внося свой вклад в минимизацию негативного воздействия на природу.

Делегаты благодарят Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организаторов и экспертов за проведение Международного молодежного экологического форума «Одна планета – одно будущее!».

Опубликовано: 22.06.2018 16:57        Обновлено: 22.06.2018 16:57