Размер:
Цвет:

Экологические игры для дошкольников (Рыжова Н.А.)

Экологические игры для дошкольников (мастер-класс)

Рыжова Н.А., профессор МГПУ, д.п.н., Москва

Игра является ведущей деятельностью ребенка и играет большую роль в экологическом образовании. Игры помогают объяснить детям в доступной и увлекательной форме многие природные процессы, закономерности, особенности поведения и развития живых организмов, привлечь внимание к тем или иным природным явлениям. Игры можно проводить как во время непосредственной образовательной деятельности, так и на прогулках, в режимные моменты. Одной из наиболее распространенных программ по экологическому образованию дошкольников в нашей стране является программа «Наш дом – природа». Программа включает 10 блоков – «Я и природа», «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнце – свет и тепло», «Песок. Глина. Камни», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет», «Лес» (экосистема), «Человек и природа». Каждый блок состоит из комплекса взаимосвязанных тем и реализуется через разные виды детской деятельности. При этом педагог сам выбирает, как изучить тему с детьми. Можно, например, тему «Вода вокруг нас» изучать через наблюдение, экспериментирование, игру, изобразительную деятельность, а можно и через наблюдение, конструирование, игру, чтение. В основу программы положены интегрированный подход и система детской деятельности. Игра является неотъемлемой частью такой системы. Приведем примеры игр для разных блоков программы (одна и та же игра может быть использована для объяснения тем разных блоков).

Игра «Невидимые ниточки природы»

Идея: показать существующие в природе взаимосвязи, пищевые сети и то, как быстро происходит их разрушение под влиянием человека.

Оборудование и материалы: веревка средней толщины, бейджики с изображением различных животных и растений, бейджик с изображением солнца.

Участники образуют круг. Ведущий берет клубок веревки, надевает бейджик с изображением солнца (солнце – источник энергии для всего живого) и становится в центр круга. По ходу игры он передает веревку разным участникам так, что в конце образуется сеть. Главная идея – показ пищевых связей в природе. Например: солнце дает энергию растению (ведущий передает веревку участнику с бейджиком «Трава»), растение поедает растительноядное животное (например, лемминг), которое, в свою очередь, становится пищей для песца (ведущий по очереди передает веревку участникам с соответствующими бейджиками). Когда песец умирает, его останки перерабатываются почвенными живыми организмами и становятся частью почвы. Получив веревку, участник удерживает ее на протяжении всей игры, до особенных указаний ведущего. Действуя таким образом, участники создают сеть живых организмов, тесно связанных между собой. Прочность сети можно продемонстрировать, положив на нее книгу или другой предмет. Следующий этап – демонстрация того, как легко нарушить такие связи, убрав всего одного из участников (живых организмов). Ведущий говорит, что из-за влияния человека в природе исчез один из видов животного. Участник игры с бейджиком именно этого животного отпускает веревку (остальные ее пока держат). Следующим отпускает веревку тот, кто почувствовал, как она ослабла после ухода предыдущего участника. Так, по очереди, все отпускают веревку, сеть разрывается, веревка падает на пол. Ведущий обсуждает полученный результат и подчеркивает важность сохранение на планете всех видов без исключения.

Игра «Дерево и дождевой червяк»

(разработана автором специально для программы «Наш дом – природа»)

Идея: показать детям, как образуется почва (часть этого процесса): деревья сбрасывают осенью листья, листья перерабатывают дождевые черви – почва становится богаче – деревья лучше растут.

Материалы и оборудование: стаканчики из-под йогурта с почвой, осенние листья (можно вырезать из упаковок) по количеству участников. Бейджики с изображением дерева (2 шт.) и дождевого червя (2 шт.).

Дети делятся на команды. У каждой команды есть дерево и дождевой червь. Дети в команде выстраиваются друг за другом, первым стоит «Дерево» с листьями в руках. Дождевые черви становятся напротив «деревьев», у каждого из них – стаканчики с почвой. По команде ведущего «Осень!» оба дерева бросают один лист на пол. Участник команды, стоящий за «деревом», выбегает, берет упавший лист и бежит к дождевому червю и отдает ему лист в обмен на стаканчик с землей. С полученным стаканчиком участник бежит обратно и передает землю «дереву». «Дерево» берет стаканчик, ставит его на пол и роняет следующий лист, который поднимает следующий участник, и т.п. Выигрывает команда, «дерево» которой первым получит все стаканчики с землей.

Игра «Сколько ног у паука»

Идея: закрепить знания о животных.

Участники становятся в круг. Ведущий называет животное. Задача участников – объединится в группы так, чтобы в каждой группе получилось столько ног, сколько ног у этого животного. Например, ведущий произносит слово «паук». Участники становятся в группы по четыре человека, так как у паука восемь ног. Услышав слово «синица», дети остаются на местах, не объединяются. При слове «собака» они образуют группы из двух человек, так как у нее четыре ноги, и т.п. Особенность игры в том, что ее можно проводить в разном темпе. Чем чаще ведущий называет слова, тем сложнее участникам образовать группы.

Игра по сказке «Сова» (разработана автором по сказке В. Бианки «Сова»)

Идея: показать, как в природе все взаимосвязано.

Материалы: бейджики (короны) с рисунками героев сказки.

Педагог читает детям сказку В.Бианки «Сова» и обсуждает ее. Затем раздает бейджики (короны) с изображением ее героев и просит участников игры образовать цепочку. При этом каждый участник должен объяснить, почему он стоит именно на этом месте. Например, ребенок с бейджиком «Мыши» говорит, что он стал между шмелями и совой, потому что мыши разрушают шмелиные гнезда, а сова охотится на мышей. Несмотря на кажущуюся легкость выполнения задания, обычно участники (и не только дети, но и взрослые) начинают спорить о том, где кто должен стоять.

Игра «Все связано со всем»

Идея: показать взаимосвязи в природе (пищевые цепочки).

Материалы: бейджики с названиями растений и животных.

Ведущий предлагает участникам взять понравившиеся бейджики и образовать цепочку с последующим объяснением своего положения в ней. Самая простая и понятная для детей пищевая цепочка: Солнце (дает энергию, без него не могут расти растения) – трава – заяц – волк.

Все указанные игры можно проводить и на прогулках, в летних лагерях, во время экологических праздников, в рамках выполнения различных экологических проектов и т.п.

Литература

Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. М.:Карапуз-Дидактика, 2001.

Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

Рыжова Н.А. Экологические игры. Приложение к журналу «Обруч» «Фотосессия на DVD». М.:Линка-Пресс. 2008.

Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD». М.: Линка-Пресс, 2013.

Рыжова Н.А. Игры о растениях и животных. Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD». М.: Линка-Пресс, 2013.

          

Опубликовано: 25.02.2019 15:38        Обновлено: 25.02.2019 15:38