Размер:
Цвет:

Работа с дошкольниками как начальный этап непрерывного экологического образования (Клюшниченко Н.В.)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов», г. Ханты-Мансийск

Клюшниченко Наталья Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Работа с дошкольниками как начальный этап

непрерывного экологического образования.

Непрерывность экологического образования важна на стадии дошкольного уровня. Первичная социализация этой возрастной аудитории начинается с семьи, потом подхватывается детским садом. И на данном этапе становится важным в преемственности заложить основы экологического воспитания в его устойчивом развитии. Об этом неоднократно на своих выступлениях говорил В. В. Путин, а премьер-министр Д. А. Медведев дал поручение включить в ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) экологию.

Планшет или мобильные приложения действительно способны воспитать ребенка не просто равнодушным к природе, но скорее неспособным воспринимать окружающий мир как что-то реальное, живое. Отчуждение от природы, ее замена виртуальной, искусственной средой негативно влияют на здоровье и развитие детей. Поэтому одной из важных задач дошкольного образования является создание среды для общения с природой: экологических комплексов, комнат, лабораторий, метеоплощадок, уголков природы, экологических троп на территории.

Сформированная во многих семьях система ценностей зачастую противоречит идеям устойчивого развития, что делает работу по экологическому просвещению в дошкольных учреждениях сложной и особенно значимой. В то же время современные родители проявляют интерес к инновационным процессам в дошкольном образовании, возрастает значение их информированности, компетентности в вопросах образования. Это требует создания новых форм работы с семьей.

Из опыта работы Станции юных натуралистов города Ханты-Мансийска можно отдельно выделить направление работы именно с детьми дошкольного возраста.

Работа с такими детьми особенно хороша тем, что у них, как правило, еще очень активные родители- энергичные, инициативные. Это примерно к средним классам мамы и папы уже постепенно отходят на второй план. Где-то даже оправдывают свою отстранённость желанием дать самостоятельность детям.

Оптимальная форма – семейное участие. Проведение совместных занятий для детей с родителями, во-первых, способствуют сохранению комфортности и доверия в новом для ребенка мире, помогает избежать стрессовых ситуаций. А во-вторых, при создании дополнительных условий для укрепления связи детей и родителей, идет попутное формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, самому себе и людям. Конечно, это только задатки, фундамент.

На станции уже около 10 лет реализуется программа «Пластика природы». Это семейные занятия. Участники программы- семьи с детьми от 1,5 лет. В основном, это родители с двумя детьми, которые ориентируются на старшего, но впоследствии подключается и младший. У нас есть случаи, когда через нашу программу проходили трое и четверо детей из одной семьи.

Не секрет, что дошкольный возраст очень благоприятный для работы. Таких детей достаточно легко удивить, убедить, впечатлить. Для детей младшего дошкольного возраста характерно целостное восприятие окружающего мира, ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, которое с возрастом теряется. Еще одним важным качеством дошкольника является анимизм - дети наделяют неодушевленные предметы и объекты природы сознанием и жизнью, психикой и душой. Именно этими качествами и нужно руководствоваться при достижении цели по экологическому воспитанию с раннего детства. Необходимо создавать определенные условия для восприятия объектов живой природы, формировать чувственный аппарат ребенка: сопереживание, сочувствие, перевоплощение. Еще одной особенностью дошкольного возраста является эмоциональное окрашивание окружающего мира, поэтому в основу экологического воспитания должен быть заложен принцип личностного восприятия «все через меня». При этом возможно привлечение родителей, которые освоят данный метод через своего ребенка, работая в паре.

Занятия экологической направленности не только познакомят детей с окружающим миром- животным и растительным миром, взаимосвязи в природе. Они позволят воспитать у детей нравственные ценности, на которых будет строится дальнейшее общение ребенка с окружающим миром, природой. В процессе обучения у ребенка формируется экологическая сознательность, созревают межличностные отношения, происходит духовное обогащение, что соответствует поставленным целям воспитания - создание благоприятных условий для развития личности дошкольника средствами природы.

Концептуальные положения такого вида работы с дошкольниками:

·        Общение субъектов педагогического процесса, как «личность-личность»;

·        Опора на психологические особенности ребенка;

·        Ориентация на потребности ребенка чувствовать и выражать свои чувства;

·        Непрерывное расширение «диапазона чувств»;

·        Организация занятий преимущественно в форме игры, сказки – путешествия, с использованием стихов, легенд, загадок, музыки;

·        Следование принципу «Все в природе разное и все красиво по–своему»;

Методические приемы работы также подбираются с учетом всех субъектов образовательного процесса:

·     Родители и дети работают в паре, дополняя друг друга. Родитель видит своего ребенка в другой ситуации, больше узнает о нем. Учится помогать ребенку, давать возможность сделать, сказать самому, а не выполнять задание за ребенка;

·     Постоянное предъявление на занятии нового объекта - животного, растения, формы общения, способа выполнения творческой работы. Ребенку предоставляется возможность знакомиться с объектами природы, он учится не бояться пробовать новое, ошибаться, родитель может во всем поддерживать начинания ребенка;

·     Показ педагога- педагог наглядно показывает детям и родителям, как обращаться с животным, выполнять творческую работу. Привлечение родителя или ребенка усиливает эффективность показа, так как дети видят, что это посильно и для них;

·     Пример педагога, другого ребенка- педагог постоянно привлекает детей и родителей к сотрудничеству, призывает их делиться личным опытом;

·     Метод перевоплощения - детям предлагается перевоплотиться в животное или объект неживой природы, почувствовать себя на его месте, представить себе его мысли, проблемы, попытаться выразить свои чувства;

·     Метод положительного подкрепления - педагог постоянно сам и с привлечением остальных участников образовательного процесса выделяет поступки ребенка, которые достойны похвалы, одобрения, поощрения.

·     Взаимообмен опытом – на занятии всем участникам образовательного процесса предоставляется возможность поделиться личным опытом, высказать свое мнение, задать вопросы друг другу.

·     Итог занятия- после каждого занятия подводится итог- что нового узнали, с кем познакомились, что больше всего запомнилось, понравилось. В зависимости от темы занятия иногда детям дается домашнее задание- практическое- выполнить поделку другим способом, или задание на внимание, наблюдательность- найти в своем окружении подобные признаки, объекты, приметы.

·     Изучение социального запроса - анкетирование родителей, беседа с родителями и детьми после каждого занятия.

Что нам дает такая программа? Конечно, не все 100% детей впоследствии придут на станцию на программы для старшего возраста. Примерно 40% отсеивается. Но отсеивается не потому, что им абсолютно безразлична судьба нашей планеты, что они равнодушны к животным или растениям. У нас нет таких глобальных целей. Мыслим глобально- действуем локально. Многие выбирают другие направления- творчество, спорт. Но те задатки осознанного поведения, бережного отношения к окружающему миру у них останутся навсегда.

Часть детей уже впоследствии посещает станцию в других объединениях. Уже без родителей. Но, благодаря тому, что мамы и папы сами побывали у нас, сами заинтересовались, они более активно принимают участие в жизни ребенка, в жизни станции. Откликаются на участие в акциях, мероприятиях.

Благодаря такому виду работы мы растим не только будущих юннатов, но и отчасти воспитываем взрослое поколение, которое воспитывать сложнее. Родители снова проходят все эти этапы уже через своих детей, заново осознают и переосмысливают некоторые вещи, идеи, взгляды.

Способствуя развитию воображения, природной любознательности ребенка, потребности в творческом самовыражении, можно научить детей с добротой относиться друг к другу и животным.

Список использованных источников:

1.     Токарев А. А., Федорова Г. А. Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2700/ (дата обращения: 21.05.2018).

2.     Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников: проект ЮНЕСКО «Мы и природа» http://u4isna5.ru/stati/26-statidoshkolnoeobrazovanie/588-l-r

Опубликовано: 25.02.2019 15:37        Обновлено: 16.12.2020 23:55