Размер:
Цвет:

Доклад

Слинкин С.В., заместитель директора

по учебно-методической работе

АУ «Институт развития образования»

(Слайд 1) Региональный курс «Югра – мое наследие» в системе экологического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В системе современного образования экологическая составляющая является основополагающей, поскольку именно она формирует экологическое мировоззрение человека и экологическую картину мира.

(Слайд 2) Процесс экологического образования начинается в детском саду, продолжается в школе, в вузе и дополнительном профессиональном образовании.

Современная школа развивается в новых условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), и именно общеобразовательные организации (далее – ОО) располагают наибольшей возможностью решать задачу формирования нового стиля социального поведения, во многом не совпадающего с жизненным опытом предшествующих поколений. В этой связи экологическое образование является наиболее эффективным и наименее затратным способом уменьшения экологического риска, создаваемого человеком в отношении себя и природы.

Развитие непрерывного экологического образования, является приоритетным направлением совершенствования системы образования в целом. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и послании Президента Российской Федерации от 05.12.2015. В законе «Об образовании в Российской Федерации» декларирована идентичность подхода к развитию системы экологического образования в Российской Федерации с Европейской Стратегией образования в интересах устойчивого развития.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Необходимым условием реализации возможностей экологического образования, связанных с внедрением нового стандарта, является разработка регионального компонента экологического образования.

В связи с введением федерального государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования происходит переосмысление роли школьного экологического образования. По мнению ведущих ученых и педагогов, экологическое образование играет важнейшую роль в образовании для устойчивого развития. Поэтому кратно возрастает потребность в людях со сформированной гражданской и жизненной позицией, готовых к практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей и безопасности жизнедеятельности.

(Слайд 3) В мире, в стране, обществе формируется стратегия устойчивого развития, новые этические ценности:

– ценность любой жизни и любой культуры;

– приоритетность самоограничения в потреблении природных ресурсов;

– рациональное использование энергии;

– и другие.

В образовательной практике приоритетом становится непрерывность экологического образования и интеграция с естественнонаучным и гуманитарным образованием.

В этой связи экологическое образование должно адекватно изменяться. При этом в экологическом образовании сохраняется ведущая роль науки, формируется и развивается экологическая картина мира, признается ценность всех элементов экологической культуры, расширяется база, на которую опирается экологическое образование. Образовательная область естествознание (физика, химия, биология), дополняется другими образовательными областями (географией, технологией, обществознанием, основами безопасности жизнедеятельности и др.). Экологическое образование пронизывает все ступени общего и профессионального образования. Поэтому особое место в вопросах образования и воспитания обучающихся занимает тема развитие непрерывного экологического образования.

(Слайд 4) На территории округа создана и активно развивается система экологического образования, включающая:

· сеть образовательных организаций всех организационно-правовых форм, типов и видов;

· информационное эколого-образовательное пространство, представленное сетью средств массовой информации, особо охраняемыми территориями, библиотеками, общественными экологическими объединениями;

· управление экологическим образованием, через взаимодействие природоохранных и образовательных организаций.

В настоящее время в округе дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы, организации дополнительного образования работают по программам экологического образования, используя в учебном процессе разнообразные модели экологического образования – однопредметные, многопредметные и смешанные.

Образовательные организации, являющиеся региональными пилотными площадками, осуществляют свою деятельность как организационно – методические центры, накапливающие и распространяющие передовой опыт по экологическому образованию. Они постоянно оказывают методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций округа.

Неотъемлемой составной частью экологического образования является организация практической деятельности учащихся по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды. Обучающиеся в летний период активно познают природу своего края, проводя учебные исследования в экспедициях, организованных в заповедные уголки Югры – заповедники, заказники и природные парки. Для подведения итогов учебно-исследовательской, проектной и эколого-художественной деятельности школьники и студенты округа ежегодно участвуют в конкурсах, выставках, слётах и форумах. Результаты летних исследований ежегодно озвучиваются юными исследователями не только на окружном уровне. Школьники округа являются победителями различных всероссийских конкурсов, конференций.

В округе развивается и совершенствуется сеть общественных экологических объединений, осуществляющих преимущественно на добровольных началах эколого-просветительскую, природоохранную и образовательную деятельность на базе центров дополнительного образования и образовательных учреждений округа. Основными центрами детских экологических и природоохранных организаций являются Сургутский, Нижневартовский, Советский, Нефтеюганский районы, города Нижневартовск, Покачи, Урай, Пыть-Ях, Мегион, Нягань, Лангепас, Ханты-Мансийск. Они охватывают более десяти тысяч школьников, студентов и педагогов.

С 2014 года на территории округа реализуются проекты по апробации учебно-методических комплексов по экологическому образованию для начальной школы «Югра – мое наследие» и для старшей школы «Экология и безопасность жизнедеятельности».

(Слайд 5) Цель проектов: совершенствование системы непрерывного экологического образования путем координации и взаимодействия всех образовательных организаций и структур, участвующих в реализации.

Задачи проектов:

1. Развитие системы непрерывного экологического образования в Ханты-Мансийском автономного округе – Югре;

2. Оказание учебно-методической, научно-методической и информационной поддержки образовательным организациям в реализации экологического образования;

3. Стимулирование развития и обновления учебно-методического обеспечения по экологическому образованию общеобразовательных организаций;

4. Создание сети пилотных площадок по непрерывному экологическому образованию;

5. Обеспечение эффективного и целенаправленного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов в экологическом образовании.

В проектах участвуют 35 пилотных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по апробации учебно-методического комплекса (далее – УМК) для начальной школы «Югра – мое наследие» – 26 школ, для старшей школы «Экология и безопасность жизнедеятельности» – 9 школ.

(Слайд 6) Содержание УМК направлено на формирование:

– смысловых установок, способов и первичного опыта деятельности в области развития у себя и своего окружения основ культуры устойчивого развития (как культуры сохранения и приумножения нашего культурного и природного наследия);

– первичных представлений обучающихся о своём природном и культурном наследии, обобщения знаний об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, мотивирования на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югры;

– компетенций обучающихся по проблемам устойчивого развития и состояния окружающей среды, по эколого-ответственным моделям поведения, по широкому вовлечению общественности в экологические мероприятия.

(Слайд 7) Структура регионального учебно-методического комплекса «Югра – моё наследие» включает:

1)               учебное пособие и рабочую тетрадь для учащихся;

2)               материалы для семейного чтения – для членов семей школьников;

3)               программу, учебно-тематическое планирование для учителей;

4)               методические рекомендации для учителей.

Выше перечисленные УМК разработаны для 2,3 и 4-х классов начальной школы, каждому классу соответствует свой учебно-методический комплекс.

Структура регионального учебно-методического комплекса «Экология и безопасность жизнедеятельности» включает:

1) учебное пособие для учащихся;

2) программу, учебно-тематическое планирование для учителей;

3) методические рекомендации для учителей;

4) хрестоматию по учебному курсу.

Данный комплекс разработан для 10-11 классов средней школы.

(Слайд 8) Нормативно-правовая база, обеспечивающая систему непрерывного экологического образования, функционирование пилотных площадок по апробации региональных УМК «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности»:

– Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п (ред. от 23.10.2015) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.13 № 13-нп «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными пилотными площадками»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.09.2015 № 1234 «Об организации деятельности региональных инновационных площадок»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.09.2015 № 10-П-1296 «Об утверждении основных направлений деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

(Слайд 9) – Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 933 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.11.2012 № 1264 «О сетевом сообществе образования Югры «Школлеги»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10.2015 № 1473 «О реализации резолюции I Съезда педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 июня 2015 г. №762 «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации регионального учебника «Югра – мое наследие» по экологическому и этнокультурному образованию для обучающихся начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2015 – 2018 годы;

– Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2014 №146 «О реализации проекта по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях, расположенных на территории ХМАО – Югры».

В 2015, 2016, 2017 годах проводились мониторинги деятельности пилотных площадок. По данным мониторингов в апробации учебно-методического комплекса «Югра – мое наследие» участвует 90 педагогов и 1983 обучающихся. В апробации учебно-методического комплекса «Экология и безопасность жизнедеятельности» участвует 26 педагогов и 231 обучающийся.

(Слайд 10) Результатами внедрения УМК «Югра – мое наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности» являются:

• позитивная динамика социальной активности обучающихся;

• увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных акциях, конкурсах, фестивалях, викторинах, олимпиадах экологической тематики на муниципальном, региональном, федеральном и международном;

• повышение интереса к экологическим акциям которые проходят в автономном округе.

Анализ внедрения УМК «Югра – моё наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности» показывает, что их использование имеет высокую степень значимости для повышения экологической компетентности обучающихся. Учебно-методические комплексы представляют значительный интерес для учителей, обучающихся, родителей.

(Слайд 11) Среди практических результатов можно отметить, следующие:

• массовое участие обучающихся в муниципальных и окружных экологических акциях, конкурсах и олимпиадах по экологии различного уровня (школьных, муниципальных, окружных, федеральных);

• высокую степень значимости и важности данных УМК, которая подтверждается результатами мониторингов, отзывами педагогов и родителей;

• (Слайд 12, 13, 14)

• все пилотные площадки отмечают, что:

•    педагогами разработаны все необходимые учебно-методические материалы для реализации проектов;

•    у обучающихся формируется экологическая культура; повышается интерес к проектной и творческий деятельности;

•    наблюдается позитивная динамика призовых мест во всероссийских викторинах, дистанционных олимпиадах по окружающему миру;

•    наблюдается повышение социальной и экологической активности родительской общественности.

Вместе с тем, мониторинги выявили рад проблем и трудностей:

1. Повышение трудозатратности деятельности педагогов участвующих в апробации УМК, в связи с разработкой урочных и внеурочных занятий и дидактических материалов для реализации рабочей программы.

2. Наличие профессиональных затруднений при работе с УМК у многих педагогов, связанных с недостаточной профессиональной компетентностью необходимой для реализации сложного интегрированного курса («Югра – мое наследие» или «Экология и безопасность жизнедеятельности»).

Следует отметить, что апробация курса («Югра – мое наследие» будет продолжена до конца 2018 года, и в 2018-2019 учебном году планируется начать апробацию УМК для 4-х классов начальной школы. При этом будет продолжена апробация во вторых и третьих классах.

Апробация УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» завершена в 2015-2016 учебном году. В настоящее время Департаментом образования и молодежной политики ХМАО – Югры готовятся предложения по дальнейшему использованию данного УМК в системе образования ХМАО – Югры.

(Слайд 15) Для преодоления профессиональных затруднений педагогов при работе с УМК АУ «Институт развития образования» разработаны следующие программы повышения квалификации и мероприятия:

Слайд 16

·       Организация процесса обучения биологии, географии и экологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

·       Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу «Экология и безопасность жизнедеятельности»;

Слайд 17

·       Проектирование образовательного процесса для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по интегрированному курсу «Югра – мое наследие»;

·       Методические особенности работы с одаренными детьми при подготовке к всероссийским олимпиадам и конкурсам по экологии

·       Актуальные проблемы преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

По данным курсам разработаны учебно-методические комплексы, которые включают в себя: материалы для проведения лекционных и практических занятий, материалы для самостоятельной работы слушателей, контрольно-измерительные материалы. Для более эффективного использования методических материалов экологической направленности они размещены в системе дистанционного обучения Moodle АУ «Институт развития образования» (http://do.hmao.pro/ ).

·       (Слайд 18) Проводятся научно-методические сессии для региональных пилотных площадок в рамках проекта «Югра – мое наследие». В 2015-2018 годах научно-методические сессии проводились в очном режиме в г. Ханты-Мансийск, а также вебинары в клубе «Развитие школьного экологического образования» в сетевом сообществе педагогов Югры «Школлеги» (http://shkollegi.ru/clubs/4070/members/ ).

(Слайд 19) Модераторами научно-методических сессий выступали Захлебный А.Н., член корреспондент РАО, доктор биологических наук и Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник РАО, доктор биологических наук. В работе сессии приняли участие более 100 педагогов автономного округа, работающих на базе региональных пилотных площадок в рамках проекта «Югра – мое наследие».

·       (Слайд 20) Обеспечивалось информационно-методическое сопровождение клуба «Развитие школьного экологического образования» в сетевом сообществе педагогов Югры «Школлеги» (http://shkollegi.ru/clubs/4070/members/ ). Научное и методическое руководство клуба осуществляла ведущий научный сотрудник РАО, доктор биологических наук Дзятковская Е.Н. Ей проводились ежемесячные вебинары по тематике клуба, осуществлялись еженедельные консультации участников клуба в on-line режиме. В работе клуба принимали активное участие более 200 педагогов автономного округа.

(Слайд 21) Кроме того Информационная поддержка развития экологического образования в автономном округе осуществляется на сайте АУ «Институт развития образования».

(Слайд 22) Результаты апробации УМК «Югра – мое наследие» неоднократно представлялись на экологических конкурсах различного уровня.

(Слайд 23, 24) Диссеминация опыта происходит в различных формах, в том числе и через публикации в научных журналах и сборниках научно-практических конференций. Некоторые публикации представлены на слайдах.

(Слайд 25) Можно отметить некоторые результаты инновационной деятельности по апробации УМК «Югра – мое наследие»:

1.     УМК «Югра – моё наследие» востребован заказчиками образовательных услуг (интерес к его изучению проявили и родители, и обучающиеся).

2.     В образовательных организациях созданы условия и образовательная среда, необходимая для изучения данного курса.

3.     Наблюдается устойчивая позитивная динамика роста числа участников, победителей и призеров конкурсов и мероприятий экологической направленности на всех уровнях (от институционального, муниципального до федерального).

4.     Педагогами разработаны необходимая учебно-методическая поддержка и дидактические материалы для реализации данного курса.

(Слайд 26) Отметим некоторые предложения по совершенствованию апробации УМК «Югра – моё наследие»:

1. Обеспечение поддержки образовательной деятельности через систему информационного и научно-методического сопровождения деятельности пилотных площадок по апробации УМК «Югра – моё наследие» (инструктивно-методические мероприятия для педагогов, организаторов, координаторов апробации, организация научно-методических сессий, конференций, семинаров, вебинаров, проведение «круглых столов» с участниками апробации).

2. Сохранение практики проведения очных курсов повышения квалификации, семинаров, научно-методических сессий с привлечением авторов УМК «Югра – моё наследие»).

3. Обучение и привлечение к апробации регионального УМК «Югра – моё наследие» педагогов дополнительного образования.

(Слайд 27) Перспективные направления деятельности по апробации УМК «Югра – моё наследие» представлены на слайде:

1.     Обеспечение повышения квалификации и курсовой подготовки педагогов участвующих в реализации проекта.

2.     Организация обмена опытом работы пилотных площадок по апробации УМК «Югра – моё наследие» в образовательных организациях расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3.     Развитие практики научно-методических сессий для пилотных площадок реализующих УМК «Югра – моё наследие».

4.     Размещение в журналах «Образование Югории», «Педагогика и психология» лучшего опыта и результатов работы площадок по апробации регионального учебника «Югра – моё наследие» и других.

Повышение эффективности работы клуба «Развитие школьного экологического образования» в сетевом сообществе педагогов Югры «Школлеги» с целью научно-методического сопровождения инновационной деятельности пилотных площадок.

(Слайд 28) Благодарю за внимание

Опубликовано: 25.02.2019 15:35        Обновлено: 16.12.2020 23:54