Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год

Доклад

Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) за 2015 год

 

Структура доклада

Раздел I.

Состояние нормативно-правового регулирования в сфере деятельности

3
Раздел II.

Организация государственного контроля (надзора)

4
Раздел III.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

18
Раздел IV.

Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

20
Раздел V.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

22
Раздел VI.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

23
Раздел VII.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля

28

 

Раздел I. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере деятельности.

В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года №299-п (далее - Положение о Природнадзоре Югры).

Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Природнадзор Югры находится в ведении первого заместителя Губернатора Ханты-мансийского автономного округа – Югры.

Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по государственному надзору в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов относится к ключевым функциям государства, как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.

Только при условии введения в действующее законодательство конкретных правил, требований и нормативов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, а также ужесточения ответственности за его нарушение - эффективность деятельности Природнадзора Югры будет расти.

Разграничение с федеральным государственным экологическим надзором происходит по поднадзорным объектам. При этом Природнадзор Югры осуществляет и переданные федеральные полномочия по государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется по объектам хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Подготовка проектов планов проведения проверок Природнадзора Югры на 2015 год осуществлялась строго в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-фз.

В целях обеспечения доступности информации о нормативных правовых актах (правилах, нормах, сводах правил), устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией Природнадзора Югры тексты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет (разделы «Документы» и «Контрольно-надзорная деятельность»).

В свете задач, стоящих перед Природнадзором Югры, для повышения открытости деятельности в 2015 году проводилась активная политика информирования общества об основных направлениях деятельности Природнадзора Югры в средствах массовой информации и на своем сайте.

Сформирован общественный совет, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

Постоянно работает «горячая линии», в том числе и для устранения возможных коррупционных проявлений, а также обнаружения нарушений природоохранного законодательства.

Плодотворно сотрудничает Природнадзор Югры с прессой, электронными СМИ, и это сотрудничество продолжится и принесет пользу делу гражданского и общественного контроля в сфере экологии и природопользования.

Раздел II. Организация государственного контроля (надзора).

  1. Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора.

Природнадзор Югры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере природопользования, охраны окружающей среды, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты и лесных отношений, иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления), общественными объединениями и организациями

В настоящее время в структуре Службы 9 территориальных управлений, отделов:

  1. Нижневартовское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  2. Сургутское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  3. Нефтеюганское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  4. Ханты-Мансийское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  5. Белоярский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  6. Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  7. Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  8. Октябрьский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;
  9. Советский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений.
  10. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

В соответствии с Положением о Природнадзоре Югры за Службой закреплены полномочия по осуществлению следующих видов государственного надзора:

федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях лесного фонда;

федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

федеральный государственный охотничий надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в т.ч.:

•   за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

•   охраной и использованием особо охраняемых природных территорий регионального значения;

•   обращением с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

И некоторые виды контроля, таки как:

контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;

контроль за оборотом продукции охоты;

контроль и надзор за выполнением требований правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в автономном округе.

Наряду с исполнением контрольно-надзорных полномочий и функций Природнадзор Югры выполняет следующие функции:

«5.3.8. Организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

5.5.4. Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

5.5.5. Экологическую паспортизацию территории автономного округа.

5.5.6. Ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа.

5.5.7. Ведение регионального кадастра отходов.

5.5.8. Выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в установленном порядке.

5.5.18. Выдачу и замену удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, аннулирование таких удостоверений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5.5.19. Проведение проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5.5.20. Отстранение производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5.5.22. Рассмотрение и согласование программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и отчетов об их исполнении.

5.5.23. Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

5.5.24. Прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля.

5.5.25. Разработка прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.

5.5.26. Оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.

Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 №31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
  4. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183.
  5. Положение о государственном учёте вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 №373.
  6. Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 №847.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
  8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 №484-п «О порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  9. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 №579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».
  10. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР, 1991.
  11. Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные Минхиммашем СССР 28.11.1983.
  12. ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
  13. ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
  14. РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986) (Л., Гидрометеоиздат, 1987).
  15. «ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (введен в действие Приказом Росстандарта от 20.03.2014 № 208-ст).

Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 №74-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2006 года №148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 №223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».
  16. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.01.2011 №5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках государственного надзора особо охраняемых природных территориях регионального значения

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  5. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  6. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  7. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире».
  8. Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138 «Об утверждении правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года №822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы».
  11. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 №997.
  12. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 №13.
  13. Правила добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 №1017.
  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №2322-р «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года».
  15. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2013 №245-п «О концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».

Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках государственного надзора в области обращения с отходами

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.
  4. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности»).
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
  11. Правила трансграничного перемещения отходов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 №442.
  12. Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255.
  13. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 №370.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».
  15. Приказ Минприроды России от 15.06.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
  16. Приказ Минприроды России от 18.12.2002 №868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
  17. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.12.2014 №541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».
  18. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 №49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».
  19. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  20. Приказ Минприроды России от 16.02.2010 №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической информации)».
  21. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами».
  22. Приказ Минприроды России от 04.10.2014 №536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
  23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11.2011 №828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации».
  24. Приказ Госкомэкологии России, Минздрава России, Госгортехнадзора России, ГТК России от 31.12.1998 №787/396/256/910 «Об утверждении Порядка контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов».
  25. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом
  26. Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации МДК 7-01.2003 (утверждены постановлением Госстроя России от 21.08.2003 №152).
  27. Гигиенические нормативы ГН 2.1.7.2041-06» (вместе с «ГН 2.1.7.2041-06.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом 19.01.2006).

Перечень основных нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

  1. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-I «О недрах».
  2. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 №74-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 №1133 «О внесении изменений в положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».
  6. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.1997 №28 «Об утверждении инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых».
  7. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 №85 «Об утверждении инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ».
  8. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 №71 «Об утверждении правил охраны недр».
  9. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2014 №599 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. «Правила безопасности при проведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»
  10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.1996 №15-оз «О недропользовании».
  11. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 №82-оз «О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых».
  12. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.04.2010 №102-п «О регулировании отношений при предоставлении и пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  13. Приказ Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа от 15.06.2010 №8-нп «Об утверждении порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на основании утвержденного технического проекта, в границах предоставленных им в соответствии с федеральным законодательством горных отводов и (или) геологических отводов».
  14. Информация о взаимодействии Природнадзора Югры при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия.

Взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля Росприроднадзор осуществляет на основании следующих соглашений:

  1. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Природнадзором Югры и ОО "Спасение Югры" ХМАО-Югра и ОО "Союз оленеводов ХМАО-Югры".
  2. Соглашение о порядке взаимодействия между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  3. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
  4. Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Хаты-Мансийского автономного округ – Югры.
  5. Соглашение о взаимодействии, заключаемое исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с казачьими обществами.
  6. Порядок взаимодействия и взаимного информационного обмена между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного экологического контроля и надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  7. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры и Управлением внутренних дел по ХМАО-Югре.
  8. Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Природнадзор Югры по указанию органов прокуратуры согласовывает при подготовке проектов планов КНД с другими заинтересованными органами проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами. С вступлением данного постановления в силу Природнадзор Югры обязан предоставлять проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Сведения о нормативных правовых актах, на основании которых Природнадзор Югры осуществляет контроль (надзор):

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
  6. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  7. Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  9. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха.
  10. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  11. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  12. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 №285 «О перечне объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1443 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  17. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  18. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 №238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
  19. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.10.2010 №476 (ред. от 24.12.2013 №620) «Об утверждении Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности по территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
  20. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011 №503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (форма № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
  21. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.04.1995 №4-оз.
  22. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 №31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
  23. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 №102-оз «Об административных правонарушениях».
  24. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 №36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  25. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2004 №466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  26. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2010 №300-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  27. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.01.2011 №5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  28. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2011 №23-п «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».
  29. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 №482-п «Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)».
  30. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 №299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  31. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 №457-п «Об осуществлении регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, а также в области использования и охраны водных объектов при осуществлении регионального государственного экологического надзора».
  32. Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2011 №1-нп «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
  33. Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2011 №2-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
  34. Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2011 №4-нп «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  35. Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2011 года №7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
  36. Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2015 №29-нп «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».

Раздел III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

  1. Данные о штатной численности работников Природнадзора Югры, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), составило 116 (50,8% от общей численности Службы в 2015 году – 228 ед., утв. п.2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года №299-п).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры в 2015 году составила 103 ед., штат государственных инспекторов укомплектован на 89%.

Структура Службы утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года №299-п.

  1. Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации.

Все государственные инспектора Природнадзора Югры соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям: имеют высшее образование, соответствующий стаж государственной гражданской службы, опыт работы.

Вместе с тем, единого образовательного стандарта или квалификационных требований для государственного инспектора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в настоящее время не существует.

В 2015 году прошли повышение квалификации 45 гражданских служащих.

  1. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)

Методика определения средней нагрузки на 1 работника (государственного инспектора) исполнения функций по контролю (надзору) в действующем законодательстве отсутствует.

Согласно отчету по форме №1-контроль количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), составило 103 ед. (45 % от общей численности Службы в 2015 году - 228 ед.).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры в 2015 году составила 103 единицы.

Общее количество проверок в 2015 году – 1 469 ед.

Т.е. на 1 государственного инспектора Природнадзора Югры в 2015 году в среднем приходилось 11 проверок (в 2013 году - 16 проверок, в 2014 году 16 проверок), что соответствует максимальной нагрузке в год, учитывая, что срок 1 проверки - 1 месяц без учета положенных 2-х месяцев в году на отпуска и больничные в соответствии с трудовым законодательством (20 рабочих дней по №294-ФЗ плюс 10 дней на подготовку материалов в суд, расчет вреда в случае его причинения, оформление отчета и пр.).

Всего за отчетный год проведено 3 368 мероприятий по контролю (надзору) включая проверки, мероприятия по контролю (патрулирование) в лесах, плановые (рейдовые) осмотры, обследования и 5 433 административное расследование по фактам (признакам) правонарушений, средняя нагрузка на 1 инспектора составила 33 контрольных мероприятия и 42 административных расследования.

Кроме того, инспектор в обязательном порядке ведет установленную отчетность о результатах проверок.

Необходимо также учитывать время, необходимое согласно действующему законодательству на обеспечение обучения государственных гражданских служащих, которыми являются госинспектора Природнадзора Югры.

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать и утвердить нормативно-правовым актом соответствующую методику, четко устанавливающую следующее:

конкретные виды работ инспектора при исполнении КНД по каждому виду государственного контроля (надзора) - геологический, водный, в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, ООПТ и т.п. с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольных функций;

формулу расчета трудоемкости каждого вида работ; коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида КНД, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких видов КНД (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональному видам контроля (надзора)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов.

  1. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

При проведении контрольно-надзорных мероприятий Природнадзора Югры привлекает экспертные организации.

Согласно отчету по форме № 1-контроль в 2015 году количество проверок, проведенных с привлечением экспертных организаций, составило 6 ед. Всего в рамках исполнения возложенных на Службу полномочий при осуществлении контрольных мероприятий (проверок, патрулирований, обследований, административных производств – 8 659 ед.) было отобрано 1 002 пробы, количество исследованных определений (ингредиентов) составило 3 545 ед.

Экспертов при проведении контрольно-надзорных мероприятий Природнадзор Югры в 2015 году не привлекал.

Привлечение в установленном порядке к проверкам Природнадзора Югры экспертных организаций способствует повышению качества и результативности регионального государственного экологического надзора, осуществляемого Службой.

К проверкам Природнадзора Югры привлекался филиал Федерального бюджетного учреждения «ЦЛАТИ по УрФО», являющиеся одновременно экспертной организацией (аккредитован в установленном порядке).

Экспертное сопровождение проверок Природнадзора Югры осуществлялось в рамках государственного контракта, общая сумма затраченных средств составила 8 100 тыс. рублей за счет средств регионального бюджета.

Раздел IV. Проведение государственного контроля (надзора).

  1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности Природнадзора Югры

Контрольно-надзорная деятельность осуществлялась Природнадзором Югры в 2015 году согласно утвержденным приказом Природнадзора Югры планом контрольно-надзорных мероприятий, а также на основании приказов и распоряжений о проведении внеплановых проверок.

Плановые проверки в соответствии с установленными приоритетами государственного контроля и надзора были ориентированы в основном на деятельность природопользователей и предприятий, осуществляющих использование природных ресурсов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Большинство контрольных мероприятий имели комплексный характер, вместе с тем, согласно утвержденным планам, некоторые проверки являлись целевыми.

Внеплановые проверки проводились Природнадзором Югры по поручениям органов прокуратуры, запросам правоохранительных органов, в целях проверки выполнения ранее выданных предписаний, а также по обращениям граждан о нарушениях юридическими и физическими лицами действующего законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Кроме того, в целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Природнадзором Югры проводились контрольные мероприятия. В основном, данные мероприятия направлены на пресечение возможных нарушений и контроль за проведением работ в рамках обеспечения соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.

В ходе контрольных мероприятий при реализации своих функций Природнадзор Югры вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Всего в 2015 году проведено 1 899 контрольных мероприятия, результаты которых позволили повысить число выявляемых нарушений, а также добиться их устранения.

При выявлении признаков административного правонарушения, рассмотрение (составление протокола) по которому относится к компетенции Природнадзора Югры, возбуждалось дело об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам 2015 года было возбуждено 5 433 административных дел.

Кроме того, количество административных дел, переданных по подведомственности Природнадзору Югры в 2015 году составило – 843 ед.

К сожалению, данные направления контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры и его результаты в виде количества административных дел не учтены в формате отчета по 1-контроль.

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности за период с 20123по 2015 гг. были получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

 

 

Годы Общее количество проведенных проверок, ед. Количество возбужденных административных дел, ед.
2013 1 635 5 404
2014 1 849 5 553
2015 1 469 5 433

Сопоставительный анализ показывает, что снижение количества проверок связано с уменьшением плановых проверок.

  1. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.

В 2015 году проверок с привлечением экспертов не проводилось, экспертные организации привлекались 6 раз.

При проведении экспертных работ проводились следующие мероприятия:

1.    Отбор проб и химический анализ сточных и природных вод;

2.    Отбор проб и химический анализ почв и отходов;

3.    Отбор проб и химический анализ промышленных выбросов в атмосферу и атмосферного воздуха;

4.    Определение токсичности сточных вод;

5.    Сравнительный анализ и оценка полученной аналитической информации - подготовка экспертных заключений и т.д.

Раздел V. Действия Природнадзора Югры по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

  1. Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах по реагированию по фактам выявленных нарушений.
Годы 2013 2014 2015
Выявлено нарушений в ходе проверок, шт. 966 960 945
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, шт. 859 446 697
Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт. 5 404 5 553 6 276
Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий, шт. 3 968 3 983 4 426

 

  1. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля).

В 2015 году Природнадзор Югры участвовали в 2 011 судебных делах, из 1 490 рассмотренных дел по 1 283 (86%) решения приняты в пользу Службы и 575 судебных дел находится в производстве судов.

Итоги судебной работы в 2015 году:

по делам об административных правонарушениях в пользу Природнадзора Югры вынесено 1 197 решений из 1 915 рассмотренных дел;

по делам о возмещении вреда в пользу Природнадзора Югры вынесено 86 решений (90%) из 96 рассмотренных дел.

Мерами реагирования являются постоянный контроль и методическая работа, осуществляемые центральным аппаратом Природнадзора Югры в отношении территориальных подразделений, в целях улучшения работы инспекторского состава для своевременного выявления и пресечения правонарушений, исключения случаев превышения полномочий и привлечения работников к должностной ответственности.

В 2015 году по результатам контрольно-надзорных мероприятий госинспекторами Природнадзора Югры применялись в работе 25 статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в 2014 году - 23.

Раздел VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

Согласно данным государственной статистической отчетности № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденной приказом Росстата от 21.12.2011 №503, в результате контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры за 2015 год на территории автономного округа по всем видам государственного контроля и надзора, осуществляемым Природнадзором Югры, проведено 1 469 проверок, из них: плановых - 220 и внеплановых – 1 249 проверок, включая проверки исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных Природнадзором Югры предписаний об устранении нарушений.

Статистика за 3 года представлена в таблице:

Год

Плановые проверки,

ед.

Внеплановые проверки,

ед.

КНМ

(патрулирования, обследования, осмотры)

2013 475 1 144 2 662
2014 491 1 374 1 931
2015 220 1 249 1 899

 

 

В 2015 году по сравнению с 2013 - 2014 годами:

  • количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых были выявлены нарушения:

2013 год - 637;

2014 год - 630;

2015 год - 529.

  • количество проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях:

2013 год - 618;

2014 год - 634;

2015 год - 514.

  • количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, административных расследований:

2013 год - 520;

2014 год - 331;

2015 год - 415.

  • общая сумма наложенных административных штрафов (тыс.рублей):

2013 год - 16 338,6;

2014 год - 22 175;

2015 год - 34 167.

  • общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов (тыс.рублей):

2013 год - 12 770,8;

2014 год - 20 640;

2015 год - 39 416.

Следует также принимать во внимание, что в форме № 1-контроль не учитываются результаты КНД в отношении физических лиц и данные полученные в результате иных контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований.

По итогам 2015 года не было не одной проверки Природнадзора Югры, результаты которых были признаны недействительными.

По результатам работы Службы на основании отчета по форме №1-контроль получены следующие значения показателей эффективности государственного контроля (надзора):

  1. В целом выполнение утвержденных планов проведения плановых проверок в 2015 составляет 76% от общего количества запланированных проверок (выполнено 220 проверок из 290 запланированных). Количество ликвидированных, либо прекративших свою деятельность к моменту проведения плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (из числа включенных в план проверок на отчетный период) в 2015 году составило – 53 ед.
  2. Доля заявлений Природнадзора Югры, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (29 ед.), в согласовании которых было отказано (5 ед.) в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений в 2015 году составила 17% (в 2013 году – 17%, в 2014 году – 16,6%).
  3. Проверки в 2015 году, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
  4. Проверки в 2015 году, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, отсутствовали, как и в 2014 году.
  5. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки, составила в 2015 году 1,6% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и подлежащих региональному государственному экологическому надзору (34 079 ед.), и не превышает значение предыдущего к отчетному году (в 2014 году – 2,6 %).
  6. Доля проведенных внеплановых проверок в 2015 году - 85 % (1 249) от общего количества проведенных проверок (1 469) – и превышает результаты 2014 года - 74%, учитывая возрастание в 2014 году количества внеплановых проверок.
  7. Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда составила - 16 или 1,3% от общего количества проведенных в 2015 году внеплановых проверок 1 249 (в 2014 году это значение составляло 0%, т.е. количество поступивших в 2015 году обращений в Службу по данному вопросу выше количества 2014 года).
  8. Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок в 2015 году составила 36% (в 2014 году - 24%).
  9. Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях в 2015 году составила 97% от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в 2014 году – 98%).
  10. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, составила в 2015 году 81% от общего количества проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в 2014 году - 84%).
  11. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составила в 2015 году 24% в процентах от общего числа проверенных лиц - 540 (в 2014 году - 26% в процентах от общего числа проверенных лиц - 880).
  12. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составила в 2015 году 12% в процентах от общего числа проверенных лиц (в 2014 году - 1%).
  13. Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году по видам ущерба составило:

-   количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан - 0 (в 2014 году - 0);

-   количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде - 454 (в 2014 году - 447);

-   количество случаев причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации – 0 (в 2014 году - 0);

-   количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 0 (в 2014 году - 0);

  1. Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний в 2015 году в процентах от общего числа выявленных правонарушений - 42%, в 20174 году - 19%, т.е. ответственность природопользователей за не выполнение предписаний Природнадзора и устранение допущенных нарушений увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом.

Согласно п.3 Методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (приложение № 2 к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 №215) эффективность государственного контроля (надзора) заключается в достижении органами государственного контроля (надзора), в том числе Природнадзором Югры, значений показателей, характеризующих улучшение состояние исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствующих сферах деятельности (далее - показатели эффективности).

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов обусловили необходимость участия Природнадзора Югры в выполнении задачи, установленной в Государственной программе «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326, в части, касающейся надзора, а именно: «Обеспечение комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды».

Комплексность государственного надзора в области природопользования и охраны окружающей среды достигается за счет объединения родственных (отраслевых) надзоров в рамках одних контрольно-надзорных мероприятий, за счет оптимизации ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, снижения времени необходимого для проведения проверок. Уменьшение нагрузки на природопользователей в рамках проведения в отношении них плановых проверок и переориентации Службы на осуществление контрольно-надзорных мероприятий позволяющих оценивать состояние природных комплексов, без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, а также своевременно выявлять и пресекать факты нарушений позволил повысить эффективность работы.

 

Оперативный отчет,

 

Служба. За год 2015 года (c 01.01.2015 по 31.12.2015)

 

  Наименование  показателей

  Ед. изм-я

Итого за отчетный период

 
 

2

3

4

 
Контрольные мероприятия

 

 
Проверок Согласно плану

ед.

290

 

из них проведено:

ед.

220

 
Проведено внеплановых проверок

ед.

1 249

 
Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

1 899

 
Результаты контрольно-надзорной деятельности

 

 
Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

5 291

 
Передано материалов, в т.ч.:

ед.

345

 
Административная работа

 

 
Рассмотрено административных материалов, всего

ед.

6276

 
Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

4426

 

тыс. руб.

204468,200

 
Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

3997

 

тыс. руб.

143681,096

 
Передано в службу судебных приставов

ед.

483

 

тыс. руб.

8812,852

 
Мировые Суды

 

 
Количество переданых административных материалов

ед.

1594

 
Вынесено Постановлений, всего

ед.

1135

 

в т.ч.: Вынесено Постановлений об административном наказании

тыс. руб.

21 819,800

 
Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

828

 

тыс. руб.

25 530,047

 
Предписания

 

 
Выдано Предписаний

ед.

1206

 
Выполнено Предписаний

ед.

776

 
Причиненный вред

 

 
Рассчитано вреда (ущерба), из них:

ед.

414

 

тыс. руб.

1 324 216,595

 
Предъявлено претензий о возмещении вреда (ущерба)

ед.

456

 

тыс. руб.

1 566 279,918

 
Возмещено в денежной форме

ед.

312

 

тыс. руб.

1 256 726,571

 

 

Раздел VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

  1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности.

По результатам государственного надзора, осуществляемого Природнадзором Югры, можно сделать вывод о его достаточно высокой эффективности.

Многообразие видов государственного надзора, осуществляемых Природнадзором Югры и включающего геологический, водный, в области обращения с отходами и атмосферного воздуха, в области особо охраняемых природных территорий регионального значения и охраны объектов животного мира на данной территории, а также федеральный лесной надзор, охотничий надзор,  надзор за объектами животного мира требует существенной мобилизации сил и средств Службы, оптимизации методов и регламентов работы её территориальных подразделений.

Вместе с тем, нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды и природопользования постоянно совершенствуется, и роль Минприроды России, осуществляющего функции по выработке государственной политики в данной области и нормативно-правовое регулирование, постоянно возрастает.

Предложения.

Остаются проблемы, мешающие планомерной организации и осуществлению контрольно-надзорной деятельности Службы и требующие решения, а именно:

  1. Нехватка квалифицированных кадров в территориальных подразделениях при многообразии полномочий и функций.
  2. Отсутствие дифференцированного подхода к уровню заработной платы государственных инспекторов относительно иных категорий государственных гражданских служащих. Высокие коррупционные риски и жесткие требования к данной категории служащих (инспектора) осложняют работу по подбору кадров.
  3. Установленное действующим законодательством требования о проведении проверок по государственному экологическому надзору, включая геологический надзор, с периодичностью 1 раз в 3 года также ограничивает его эффективность и результативность, учитывая, что устранение серьезных нарушений природоохранного законодательства требует постоянного контроля для получения реального действенного результата по улучшению экологической обстановки.
  4. Необходимо дополнить форму отчета №1-контроль для учёта результатов всех форм контрольно-надзорной деятельности не только согласно Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях от30.12.2001 №195-ФЗ, но и иных форм КНД, не противоречащих действующему законодательству, например, результатов контрольных мероприятий (патрулирований, осмотров (обследований)).
  5. Для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать и утвердить нормативно-правовым актом соответствующую методику, четко устанавливающую следующее:
  • конкретные виды работ инспектора при исполнении КНД по каждому виду государственного контроля (надзора) - геологический, водный, в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, лесной, охотничьий и др. с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольных функций;
  • формулу расчета трудоемкости каждого вида работ;
  • коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида КНД, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких видов КНД.

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов и правильно распределять полномочия и функции между надзорными органами.

  1. Ст.99-100 Лесного кодекса Российской Федерации не дают однозначного понимания порядка возмещения вреда, отсутствует механизм (порядок) учета затрат, необходимо разработать и утвердить порядок возмещения вреда и учета затрат на федеральном уровне, для единообразного понимания и применения установленных норм и требований по возмещению вреда.
  2. Необходимо разработать механизм (порядок) понуждения государственными инспекторами к исполнению предписаний в судебном порядке, на сегодняшний день данная процедура осуществляется через органы прокуратуры, что усложняет процесс и не позволяет оперативно добиваться устранения нарушений.
  3. В Федеральном законе от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нет определения и понятия «плановых (рейдовых) осмотров, обследований», что не позволяет в полной мере осуществлять контрольно-надзорные мероприятия.
  4. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты и системности законодательной базы.

Основные предложения:

  1. Учитывая пятилетний опыт Природнадзора Югры по совместному исполнению преданных федеральных контрольно-надзорных полномочий и полномочий по осуществлению регионального экологического надзора считаем целесообразны передать на уровень субъекта государственный экологический надзор включающий в себя все виды надзора и контроля перечисленные в ч. ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и сосредоточить в одном ведомстве (органе). В связи с чем, Природнадзор Югры готов к исполнению полномочий по федеральному государственному экологическому надзору, земельному надзору и надзору за охраной водных биологических ресурсов.
  2. Ввести в действующее законодательство обязательность целевого расходования средств от штрафов, по искам и в виде платежей, поступающих по результатам деятельности Природнадзора Югры в бюджеты бюджетной системы РФ, на природоохранные мероприятия и программы.

В бюджетном законодательстве Российской федерации отсутствуют положения об обязательном целевом расходовании средств, поступающих по результатам контрольно-надзорной деятельности в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, на природоохранные и восстановительные мероприятия, а также положения о финансовых обязательствах природопользователей в виде платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за непринятие мер по рекультивации нарушенных земель, за загрязнение водных объектов, самовольное пользование недрами, по обращению с отходами и иным фактам причинения вреда природным ресурсам и окружающей среде.

В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, дополнив абзац 2 данной статьи словами «для финансового обеспечения реализации программ в области охраны окружающей среды, а также выполнения мероприятий и работ, направленных на возмещение вреда, причиненного окружающей среде».

Опубликовано: 18.03.2016 16:50        Обновлено: 05.04.2017 18:07