Размер:
Цвет:

Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2019 год.

Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах и об эффективности данных видов контроля (надзора) за 2019 год

 

 


Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования

в соответствующей сфере деятельности


 

В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 №299-п (далее - Положение о Природнадзоре Югры) Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Природнадзор Югры находится в ведении заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Г.В. Максимовой.

Обеспечение охраны и защиты лесов, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах относится к ключевым функциям государства, как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.

Только при условии введения в действующее законодательство конкретных правил, требований и нормативов использования лесных ресурсов и воздействия на леса, а также ужесточения ответственности за его нарушение, эффективность деятельности Природнадзора Югры будет расти.

При осуществлении государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах государственные инспекторы Природнадзора Югры руководствуются федеральными и региональными нормативными правовыми актами, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) (перечень представлен в п.3 раздела 2).

В соответствии с ч.1 п.2 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказом Природнадзора Югры от 28.04.2017 №87-п утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора, а также порядок ведения перечня.

Все принятые и вступившие в силу нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня прошли правовую и антикоррупционную экспертизу, и не содержат признаков коррупциогенности.

В целях обеспечения доступности информации о нормативных правовых актах (правилах, нормах, сводах правил), устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией Природнадзора Югры тексты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет (разделы «Документы» и «Контрольно-надзорная деятельность»).

 


Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора)


 

1.                 Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора.

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) сформирована в сентябре 2010 года постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2010 №177.

Структура сохранена и в последующем принятом постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 №299-п.

Природнадзор Югры осуществляет свою деятельность непосредственно через свои структурные подразделения.

В настоящее время в структуре Службы действуют следующие структурные подразделения:

Управление по надзору в сфере охраны окружающей среды

Отдел надзора в сфере охраны окружающей среды

Отдел геологического надзора

Отдел экологической экспертизы

Управление по лесному и пожарному надзору в лесах

Отдел лесного надзора

Отдел пожарного надзора в лесах

Управление охотничьего надзора

Управление охраны окружающей среды

Отдел экологического мониторинга

Отдел экономического регулирования

Отдел формирования экологической культуры

Информационно-аналитическое управление

Аналитический отдел

Информационно-статистический отдел

Отдел экологической паспортизации

Нижневартовское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Сургутское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Нефтеюганское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Ханты-Мансийское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Октябрьский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Белоярский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Советский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Административное управление

Отдел правового обеспечения

Отдел государственной службы и кадров

Организационный отдел

Финансово-экономическое управление

Отдел бухгалтерского учета

Отдел экономического планирования и государственных закупок.

Функции федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах возложены на Управление по лесному и пожарному надзору в лесах, Административное управление, Информационно-аналитическое управление, а также на территориальные структурные подразделения Службы, дислоцированные на территории автономного округа.

В соответствии с положением о Природнадзоре Югры Службу возглавляет руководитель, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Предельная штатная численность Природнадзора Югры составляет 231 ед.

Количество штатных единиц, по должностям, выполняющих функций по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах, составляет 134 ед. (58% от общей численности Службы в 2019 году).

 

2.                 Перечень и описание видов государственного контроля (надзора)

В соответствии с Положением о Службе за Природнадзором Югры закреплены полномочия по осуществлению следующих видов государственного надзора:

федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений);

федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

федеральный государственный охотничий надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в т.ч.:

•   за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

•   охраной и использованием особо охраняемых природных территорий регионального значения;

•   обращением с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

И некоторые виды контроля, такие как:

контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;

контроль за оборотом продукции охоты;

контроль и надзор за выполнением требований правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в автономном округе.

3.             Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах:

1.                      Конституция Российской Федерации;

2.                      Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;

3.                      Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

4.                      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

5.                      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

6.                      Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

7.                      Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

8.                      Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

9.                      Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»;

10.                 Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

11.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;

12.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

13.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

14.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»;

15.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;

16.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»;

17.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 366 «Об утверждении перечня должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, и об установлении предельной численности указанных лиц»;

18.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»;

19.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины»;

20.                 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

21.                 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (форма № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

22.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»;

23.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки»;

24.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме»;

25.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме»;

26.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме»;

27.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

28.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.06.2016 № 496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов»;

29.                 Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»;

30.                 Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.04.1995 № 4-оз;

31.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

32.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2006 № 148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

33.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»;

34.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

35.                 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

36.                 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2010 № 300-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

37.                 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2011 № 23-п «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

38.                 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2017 № 405-п «О порядке ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

39.                 Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2011№ 1-нп «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфереохраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношенийХанты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлятьпротоколы об административных правонарушениях»;

40.                 Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2011№ 2-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраныокружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление государственногопожарного надзора в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа –Югры»;

41.                 Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2011 № 4-нп «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

42.                 Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2015№ 29-нп «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых(рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований,оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».

4.             Информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении соответствующих видов государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля Природнадзор Югры осуществляет на основании следующих соглашений и регламентов:

1.                      Соглашение о взаимодействии Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УМВД по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при координации деятельности в области пожарной безопасности, предупреждения, тушения лесных пожаров на землях лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и смежных с ним территорий, 2018;

2.                      Регламент взаимодействия Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также по предотвращению незаконных рубок и своевременного принятия мер по фактам нарушений лесного законодательства, 29.12.2017;

3.                      Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, 01.07.2013;

4.                      Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, 03.02.2011;

5.                      Соглашение о взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Следственным комитетом Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономного округа – Югре, 04.07.2016;

6.                      Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, №02-51/03.

7.                      Соглашение о порядке взаимодействия между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре, 04.02.2014;

8.                      Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округ – Югры, 30.11.2011;

9.                      Соглашение об организации деятельности межведомственных патрульно-контрольных групп, 2017;

10.                  Регламент взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управления министерства внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении мероприятий по охране хвойных молодняков, 26.11.2018;

11.                  Соглашение о взаимодействии, заключаемое исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с казачьими обществами.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Природнадзор Югры по указанию органов прокуратуры согласовывает при подготовке проектов планов КНД с другими заинтересованными органами проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами. С вступлением данного постановления в силу Природнадзор Югры представляет проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

25.09.2019 проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На мероприятие приглашены, и приняли участие как представители исполнительных органов государственной власти Ханты-мансийского автономного округа – Югры, так и иные заинтересованные лица.

В ходе публичных обсуждений рассмотрены следующие вопросы деятельности Службы:

- статистика и анализ причин типовых и массовых нарушений обязательных требований;

- информация о профилактических мероприятиях;

- обзор судебной практики;

- изменения в действующем законодательстве.

 

5.                 Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении видов государственного контроля (надзора) подведомственными органами государственной власти организациями, с указанием их наименований, организационно-правовой формы, правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции

В структуре Природнадзора Югры отсутствуют подведомственные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченные на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Функции государственного федерального лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах возложены на Управление по лесному и пожарному надзору в лесах, Административное управление, Информационно-аналитическое управление, а также на территориальные структурные подразделения Службы, дислоцированные на территории автономного округа.

 

6.                 Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок.

В отчетном периоде Службой работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, не проводилась.


Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)


1.                 Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного надзора

Бюджетные ассигнования Природнадзору Югры на 2019 год утверждены законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.11.2018 № 91-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2019 № 74-оз) в сумме 456 461,3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 326 806,4 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 49 147,0 тыс. рублей.

Уточненный план Природнадзора Югры по состоянию на 01.01.2020 составляет 456 461,3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 326 806,4 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 49 147,0 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2020 составляет 445 065,7 тыс. рублей (97,5 % к уточненному плану на год), в том числе на обеспечение деятельности 317 738,2 тыс. рублей (97,2 % к уточненному плану на год) и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 47 109,3 тыс. рублей (95,8 % к уточненному плану на год). Из них расходы на осуществление функций государственного контроля (надзора) составили 328 981,3 тыс. рублей, в том числе:

-     в области регионального государственного экологического надзора – 67 561,9 тыс. рублей,

-     в области лесного и пожарного надзора в лесах – 199 610,0 тыс. рублей,

-     в области охотничьего надзора – 61 809,4 тыс. рублей.

 

№ п/п

Наименование

контрольно-надзорного органа

Объем финансовых средств, выделенных в 2019 году на выполнение

контрольно-надзорных функций

Всего

1 полугодие

2 полугодие

1

В области лесного и пожарного надзора в лесах

199 610,0

93 550,0

106 060,0

 

Информация о фактических объемах финансирования за предыдущие годы и сумме выделенных финансовых средств в расчете на 1 (одну) проведенную проверку отражена в таблице:

 

 

 

 

 

Контрольно-надзорное направление

Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Объем финансовых средств, выделенных на осуществление контрольно-надзорных функций, тыс. рублей

Сумма выделенных финансовых средств в расчете на 1 проведенную проверку, тыс. рублей

2017 год

2018 год

(снижение/ рост в % к 2017 году)

2019 год (снижение/ рост в % к 2018 году)

2017 год

2018 год

(снижение/ рост в % к 2017 году)

2019 год (снижение/ рост в % к 2018 году)

2017 год

2018 год (снижение/ рост в % к 2017 году)

2019 год (снижение/ рост в % к 2018 году)

В области лесного и пожарного надзора в лесах

2215

1851

(-16%)

1691

(-9%)

170 105,0

194 236,8 (+14,19%)

199 610,0 (+2,77%)

76,8

104,9 (+36,5%)

118 (+12%)

Уменьшение количества мероприятий по контролю обусловлено применением риск-ориентированного подхода к проведению надзорной деятельности, а также активное применение современных способов выявления нарушений природоохранного законодательства, таких как космический мониторинг и использование беспилотного летательного аппарата.

2.                 Данные о штатной численности работников Природнадзора Югры, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности.

Структура Службы утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 №299-п.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах, составляет 134 ед. (58% от общей численности Службы – 231 ед.).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры по окончанию 2 полугодия 2019 года составила 117 ед. при 134 ед. по штату. Штат государственных инспекторов укомплектован на 87%.

3.                 Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации.

Все государственные инспектора Природнадзора Югры соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям: имеют высшее образование, соответствующий стаж государственной гражданской службы, опыт работы.

Вместе с тем, единого образовательного стандарта или квалификационных требований для государственного «лесного» инспектора не существует.

В настоящее время обеспечено 100%-е обучение должностных лиц Службы, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах по темам: «Лесной инспектор», «Госинспектор в области охраны окружающей среды», «Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе», «Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности. Производство по делам об административных правонарушениях», «Вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и открытых данных», «Формирование ключевых компетенций государственных гражданских служащих в сфере информационных технологий» и другие.

Всего в 2019 году прошли повышение квалификации и переподготовку 40 работников Службы.

4.                 Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетном периоде объему функций по контролю (надзору)

Утвержденная методика определения средней нагрузки на 1 работника (государственного инспектора) исполнения функций по контролю (надзору) отсутствует.

Общее количество проведенных проверок по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах на 1 полугодие 2019 года составило - 195 ед., на 2 полугодие 2019 года - 492 ед.

Т.е. на 1 государственного инспектора Природнадзора Югры в 1 полугодии 2019 года в среднем приходилось 1,7 проверок, во 2 полугодии 2019 года – 4,2 проверки, что соответствует значительной нагрузке в год, учитывая, что срок 1 проверки – 1 месяц (2 в случае продления) без учёта положенных 2-х месяцев в году на отпуска и больничные в соответствии с трудовым законодательством.

Кроме того, за отчетный год проведено 1 691 мероприятие по контролю, включая патрулирование в лесах, плановые (рейдовые) осмотры, обследования, возбуждено 2 975 административных дел по фактам (признакам) правонарушений, средняя нагрузка на 1 инспектора составила 17 контрольных мероприятий и 25 административных производств.

Каждый инспектор в обязательном порядке ведет установленную отчетность о результатах проведенных проверок и контрольных мероприятий, осуществляет претензионно-исковую и профилактическую работу, отражает все действия по контрольным мероприятиям и их результатам в Единый реестр проверок и АИС КНД.

Необходимо также учитывать время на обеспечение обучения государственных гражданских служащих, которыми являются госинспектора Природнадзора Югры (согласно действующему законодательству).

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать, и утвердить нормативно-правовым актом соответствующую методику, четко устанавливающую следующее:

конкретные виды работ инспектора при исполнении КНД по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольных функций;

формулу расчета трудоемкости каждого вида работ;

коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида КНД, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких видов КНД (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональному видам надзора (контроля)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов.

5.                 Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Проверок с привлечением экспертов и представителей экспертных организаций в 2019 году не проводилось.


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


 

1.                 Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, в том числе динамике (по полугодиям)

Контрольно-надзорная деятельность в 2019 году Природнадзором Югры осуществлялась согласно утвержденным приказам Природнадзора Югры, планом контрольно-надзорных мероприятий, а также на основании приказов и распоряжений о проведении проверок, патрулирований и плановых рейдовых осмотров (обследований) лесных участков.

Плановые проверки в соответствии с установленными приоритетами государственного контроля и надзора ориентированы на деятельность природопользователей и предприятий, осуществляющих использование лесов. Большинство проверок носили комплексный характер, вместе с тем, согласно утвержденному плану, некоторые проверки являлись целевыми.

Внеплановые проверки проводились в целях контроля выполнения ранее выданных предписаний, по требованиям органов прокуратуры, а также по обращениям граждан о нарушениях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лесного законодательства.

Для обеспечения профилактических мер по пожарной безопасности в лесах, предотвращения, выявления и пресечения нарушений проводились контрольные мероприятия в форме патрулирования лесного фонда и плановых рейдовых осмотров (обследований) участков лесного фонда.

Всего в 2019 году проведено 1 691 мероприятие по контролю, результаты которых позволили предотвратить, и выявить большое число правонарушений, а также добиться их оперативного устранения.

При выявлении признаков административного правонарушения, рассмотрение (составление протокола) по которому относится к компетенции Природнадзора Югры, возбуждались дела об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам 2019 года возбуждено 2 975 административных дел.

Кроме того, количество материалов, содержащих признаки составов административных правонарушений, переданных по подведомственности, в 2019 году составило – 283 ед.

К сожалению, вынуждены в очередной раз констатировать, что данные мероприятий по контролю (патрулирования, плановые (рейдовые) осмотры, обследования) и их показатели (результаты) не учтены в отчете по форме №1-контроль.

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности за период с 2018 по 2019 гг. получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

Год

Общее количество проведенных проверок и КНМ (патрулирования, обследования), ед.

Количество возбужденных административных дел, ед.

за год

первое полугодие

второе полугодие

за год

первое полугодие

второе полугодие

2018

1851

856

995

3 625

1 750

1 875

2019

1691

684

1007

2 975

1441

1534

 

 

Анализ показывает, что при снижении количества мероприятий по контролю, за счет применения риск-ориентированного подхода, выявляемость нарушений лесного законодательства находится на высоком уровне.

2.                 Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности.

С целью повышения эффективности государственного федерального лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, оперативности и обоснованности принятия управленческих решений по обеспечению экологической безопасности, а также получения достоверной информации о качественном состоянии компонентов окружающей среды, уровне влияния техногенных объектов и аварийных ситуаций на экологическую обстановку Югры при проведении мероприятий по контролю Природнадзором Югры привлекалось ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу».

Сопровождение деятельности Природнадзора Югры осуществлялось в рамках государственного контракта, общая сумма затраченных средств составила 7,7 тыс. руб. за счет средств регионального бюджета.

Привлечение в установленном порядке к мероприятиям по контролю Природнадзора Югры специалистов способствует повышению качества и результативности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, осуществляемых Службой.

3.                 Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 2019 году по всем видам нарушений лесного законодательства предъявлено 214 претензий о возмещении размера вреда, причиненного лесам, на сумму 503 036,3 тыс. руб., из них по фактам порчи почв - 171 претензия на сумму 500 010,9 тыс. руб.

Всего в 2019 году возмещено ущерба, причиненного лесам в результате порчи почв по 319 случаям на сумму 1 087 007,8 тыс. руб. (с учетом предъявленных в 2018 году), их них в добровольном порядке оплачено 220 претензии на сумму 506 444,2 тыс. руб., по решениям судов - 99 претензий на сумму 580 563,6 тыс. руб.

В течение 2019 года, согласно отчета формы 1-контроль, проведено 100 внеплановых проверок по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах причинения вреда окружающей среде.

 

4.                 Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

Вопрос применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на федеральном уровне не урегулирован. Также отсутствует классификация предприятий-лесопользователей по категориям риска.

С целью применения риск-ориентированного подхода Природнадзором Югры совместно с Югорским НИИ информационных технологий разработана модель прогнозирования рисков возникновения нарушений на территории земель лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Модель) с применением нейронных сетей. Данная Модель учитывает:

- наличие техногенных объектов;

- наличие объектов размещения отходов;

- приближенность к населенным пунктам;

- наличие транспортной инфраструктуры;

- наличие лесопользователей;

- информацию об инцидентах на трубопроводах;

- наличие нарушенных земель;

- наличие нарушений требований лесного законодательства;

- факты неисполненных предписаний;

- факты причинения вреда лесному фонду.

Благодаря использованию прогноза Модели при планировании выездных контрольно-надзорных мероприятий и организации лесного надзора, при уменьшении общего количества КНМ, выявление нарушений лесного законодательства остается на высоком уровне.

 

5.                 Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2, приказами руководителя Природнадзора Югры утверждены:

- от 28.06.2018 №120-п Публичная декларация целей и задач Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- от 28.06.2018 №121-п Порядок профилактической работы в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-мансийского автономного округа – Югры;

- от 28.06.2018 №122-п Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг.

Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах:

1.                      Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ;

2.                      Федеральный закон от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве»;

3.                      Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 №607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»;

4.                      Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;

5.                      Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природных объектам вследствие нарушения лесного законодательства»;

6.                      Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»;

7.                      Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины»;

8.                      Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»;

9.                      Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки»;

10.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме»;

11.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме»;

12.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме»;

13.                 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.06.2016 № 496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов»;

14.                 Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»;

15.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

16.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2006 № 148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

17.                 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»;

В качестве руководства по соблюдению обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Природнадзора Югры карточки типовых правонарушений. Данные карточки отражают визуальное изображение нарушения лесного законодательства, его описание, ссылку на нарушенные нормы, а также предусмотренную законом ответственность.

Кроме того, при проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований лесного законодательства Природнадзором Югры и территориальными структурными подразделениями распространено 1180 памяток, опубликовано 47 статей, проведено 7 выступления в СМИ, 6 семинаров, 9 совещаний, дано 167 консультаций по телефону, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям объявлено 225 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В целях ознакомления поднадзорных субъектов, форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 07.05.2018 №404, зарегистрированный в Минюсте России 16.08.2018 №51912, размещена на официальном сайте Природнадзора Югры.

 

6.                 Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями

Согласно статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся:

- плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона

- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373. За отчетный период 2019 года Природнадзором Югры проведено 98 плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено патрулирование лесов. За 2019 год проведено 1 101 патрулирование в лесах.

 

7.                 Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

Учитывая требования статьи 26.2 Федерального закона от 28.12.2008 №294-ФЗ с 01.01.2019 по 31.12.2020 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства не включены в План проверок 2019 года, утвержденный приказом руководителя Природнадзора Югры от 23.10.2018 №189-п.

 


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


1.                 Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах по реагированию по фактам выявленных нарушений лесного законодательства.

 


Показатели

2018

2019

год

1 полугодие

2 полугодие

год

1 полугодие

2 полугодие

Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт.

3625

1750

1875

3387

1749

1638

в том числе в ходе проверок, шт.

833

141

692

691

319

372

Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий, шт.

2340

1154

1186

1773

864

909

в том числе по итогам проверок, шт.

348

64

284

273

74

199


 

2.                 Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В свете задач, стоящих перед Природнадзором Югры, для повышения открытости деятельности в 2019 году проводилась активная политика информирования общества об основных направлениях деятельности Природнадзора Югры в средствах массовой информации и на своем сайте.

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды актуализированы размещенные на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru в разделах «Профилактика нарушений» и «Контрольно-надзорная деятельность» программа профилактики, перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного надзора, размещены перечни обязательных требований, соблюдение которых проверяется при проведении проверок, с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Планы, отчеты, доклады»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

Руководителем Службы проведены встречи с представителями средств массовой информации в различных форматах, а также выступления по актуальным проблемам экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и деятельности Природнадзора Югры.

На сайте Службы создан, и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

Природнадзором Югры 25.09.2019 проведено заседание по обсуждению правоприменительной практики.

Доклад по обобщению правоприменительной практики в 2019 году с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Профилактика нарушений».

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении мероприятий по контролю должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

3.                 Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля).

В 2019 году на рассмотрении в судах находилось 168 исков о возмещении вреда лесам на сумму 770 040 247 руб., из которых:

- 3 иска на сумму 17 760 378 руб., поданных в 2017 году;

- 18 исков на сумму 66 447 583 руб., поданных в 2018 году.

Рассмотрено по существу 152 иска на сумму 653 244 354,29 руб., из которых:

- удовлетворено судом 147 исков на сумму 626 874 193,29 руб. (полностью, частично, в т.ч. добровольно оплачены после подачи иска в суд, в связи с утверждением мирового соглашения, в размере оставшейся суммы ущерба после зачета затрат);

- по 5 искам зачтены затраты на сумму 26 370 161 руб.

На рассмотрении в судах на 01.01.2020 - 16 исков на сумму 53 958 983 руб.

 

В 2019 году в судах всего на рассмотрении находилось 182 постановления о назначении административного наказания на сумму 20 184 000 руб., из которых:

- 30 постановлений на сумму 1 823 000 руб., обжалованных в 2018 году.

- 152 постановления на сумму 18 361 000 руб., обжалованных в 2019 году.

Рассмотрено по существу 150 постановлений на сумму 17 297 000 руб., из них:

- в силе 102 постановления на сумму 12 974 000 руб.

- отменено 48 постановлений на сумму 4 323 000 руб.

На рассмотрении в судах на начало 2020 года - 32 постановления на сумму 2 962 000 руб.

Причинами отмены постановлений о назначении административного наказания в 2019 году явились нарушение процессуальных норм.

Мерами реагирования являются постоянный контроль, методическая работа, осуществляемые центральным аппаратом Природнадзора Югры в отношении территориальных подразделений, а также доведение позиции судов, судебной практики, в целях улучшения работы инспекторского состава, для своевременного выявления и пресечения правонарушений, исключения случаев превышения полномочий и привлечения работников к должностной ответственности.

 


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


 

По результатам работы Службы на основании отчета по форме №1-контроль получены следующие значения показателей эффективности государственного контроля (надзора):

- Выполнение плана проведения проверок, % (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок, %)

В целом выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок в 2019 году составляет 90% от общего количества запланированных проверок (выполнено 26 проверки из 29 запланированных). Количество ликвидированных, прекративших свою деятельность, юридических лиц (из числа включенных в план проверок на отчетный период) в 2019 году составило – 1 ед. В 1 полугодии 2019 года проведено 7 проверок из 8 запланированных, во 2 полугодии 2019 года проведено 19 проверок из 21 запланированных.

Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок в 2018 году составляет 92% от общего количества запланированных проверок (выполнено 23 проверки из 25 запланированных). Количество ликвидированных, прекративших свою деятельность, юридических лиц (из числа включенных в план проверок на отчетный период) в 2018 году составило – 2 ед. В 1 полугодии 2018 года проведено 10 проверок из 12 запланированных, во 2 полугодии 2018 года проведено 13 проверок из 13 запланированных.

- Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, % от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений

В 2019 году доля заявлений Природнадзора Югры, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (77 ед.), в согласовании которых было отказано (10 ед.) в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений составила 13% (в 1 полугодии 2019 года отказано по 2 заявлениям из 27 направленных, во 2 полугодии 2019 года отказано по 8 заявлениям из 50 направленных).

В 2018 году доля заявлений Природнадзора Югры, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (106 ед.), в согласовании которых было отказано (11 ед.) в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений составила 10,4% (в 1 полугодии 2018 года отказано по 5 заявлениям из 19 направленных, во 2 полугодии 2018 года отказано по 6 заявлениям из 87 направленных).

- Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)

Случаи признания результатов проверок в 2018-2019 гг. недействительными отсутствуют.

- Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, % от общего числа проведенных проверок

Проверки в 2019 году, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, отсутствовали, как и в 2018 году.

- Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), %

В 2019 году доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Природнадзором Югры были проведены проверки, составила 25,6% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся автономном округе лесопользователями (589 ед.).

В 2018 году доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Природнадзором Югры были проведены проверки, составила 26,1% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся автономном округе лесопользователями (729 ед.).

- Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя

В 1 полугодии 2019 года среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя составило 1,95, во 2 полугодии 2019 года – 3,2.

В 1 полугодии 2018 года среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя составило 2,2, во 2 полугодии 2018 года – 3,7.

- Доля проведенных внеплановых проверок, % от общего количества проведенных проверок

Доля проведенных внеплановых проверок в 2019 году – 95% (в 1 полугодии 2019 года – 98%, во 2 полугодии 2019 года – 91%). Доля проведенных внеплановых проверок в 2018 году – 97% (в 1 полугодии 2018 года – 97%, во 2 полугодии 2018 года – 96%).

- Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, % от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок.

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок в 2019 году составляет 83,6% (в 1 полугодии 2019 года – 97,8%, во 2 полугодии 2018 года – 71,5%).

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок в 2018 году составляет 63% (в 1 полугодии 2018 года – 51%, во 2 полугодии 2018 года – 65%).

- Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, % от общего количества проведенных внеплановых проверок:

Доля указанных проверок в 2019 году составила 19,3 % (в 1 полугодии 2019 года – 22,4%, во 2 полугодии 2019 года – 17,2%).

Доля указанных проверок в 2018 году составила 12,7% (в 1 полугодии 2018 года – 2,7%, во 2 полугодии 2018 года – 17,7%).

- Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений, % от общего количества проведенных внеплановых проверок

Доля указанных проверок в 2019 году составила 2,1% (в 1 полугодии 2019 года – 2,6%, во 2 полугодии 2019 года – 1,8%).

Доля указанных проверок в 2018 году составила 1,3% (в 1 полугодии 2018 года – 0,9%, во 2 полугодии 2018 года – 1,6%).

Повышение данного показателя обусловлено сложившейся судебной практикой о выдаче предписания только по результатам проверки, что повлекло необходимость проведения внеплановых проверок по фактам нефтяного загрязнения земель лесного фонда с последующей выдачей предписаний об устранении нарушений.

- Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок

Доля проверок 2019 года, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего количества составляет 60,7% (в 1 полугодии 2019 года – 54%, во 2 полугодии – 65%).

Доля проверок 2018 года, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего количества составляет 36,9% (в 1 полугодии 2018 года – 19,3%, во 2 полугодии – 45,5%).

- Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях % от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения

Доля указанных проверок в 2019 году составила 100% (в 1 полугодии 2019 года – 86%, во 2 полугодии 2019 года – 108%).

Доля указанных проверок в 2018 году составила 97,3% (в 1 полугодии 2018 года – 84,1%, во 2 полугодии 2018 года – 100%).

Показатель отличный от 100% объясняется тем, что возбуждение части дел об административных правонарушениях осуществляется в периоде, последующем за отчетным. Таким образом, нарушения по результатам проверок выявлены в одном отчетном периоде, а дела возбуждены в последующем.

- Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

Доля указанных проверок в 2019 году составила 91,3% (в 1 полугодии 2019 года – 81,3%, во 2 полугодии 2019 года – 95,7%).

Доля указанных проверок в 2018 году составила 82,4% (в 1 полугодии 2018 года – 70,3%, во 2 полугодии 2018 года – 84,5%).

Показатель отличный от 100% объясняется длительностью процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, часть случаев наложения административного наказания осуществляется в последующем за отчетным периоде.

- Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % от общего числа проверенных лиц

Доля указанных лиц в 2019 году составила 83,2% (в 1 полугодии 2019 года – 78,6%, во 2 полугодии 2019 года – 90,7%).

Доля указанных лиц в 2018 году составила 36,3% (в 1 полугодии 2018 года – 19%, во 2 полугодии 2018 года – 57,6%).

- Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % от общего числа проверенных лиц

Доля указанных лиц в 2019 году составила 7,1% (в 1 полугодии 2019 года – 8,6%, во 2 полугодии 2019 года – 4,7%).

Доля указанных лиц в 2018 году составила 5,3% (в 1 полугодии 2018 года – 1%, во 2 полугодии 2018 года – 10,6%).

- Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

Количество случаев причинения вреда окружающей среде в 2019 году составило 243 (в 1 полугодии 2019 года – 117, во 2 полугодии 2019 года – 126), в 2018 году составило 380 (в 1 полугодии 2018 года – 123, во 2 полугодии 2018 года – 257).

- Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, % от общего числа выявленных правонарушений

Доля указанных нарушений в 2019 году составила 8,5% (в 1 полугодии 2019 года – 5%, во 2 полугодии 2019 года – 11,6%).

Доля указанных нарушений в 2018 году составила 2,8% (в 1 полугодии 2018 года – 0%, во 2 полугодии 2018 года – 3,3%).

- Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов в 2019 году составляет 70,3% (в 1 полугодии 2019 года – 62,5%, во 2 полугодии 2019 года – 75,5%).

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов в 2018 году составляет 68% (в 1 полугодии 2018 года – 245%, во 2 полугодии 2018 года – 44%).

- Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, тыс. руб.

Средний размер штрафа в 2019 году составил 47,9 тыс. руб. (в 1 полугодии 2019 года – 62,1 тыс. руб., во 2 полугодии 2019 года –41,5тыс. руб.).

Средний размер штрафа в 2018 году составил 61,6 тыс. руб. (в 1 полугодии 2018 года – 38,5 тыс. руб., во 2 полугодии 2018 года – 67,1 тыс. руб.).

- Средний размер наложенного административного штрафа на должностных лиц, в тыс. руб.

Средний размер штрафа в 2019 году составил 15,3 тыс. руб. (в 1 полугодии 2019 года – 15,3 тыс. руб., во 2 полугодии 2019 года – 0 тыс. руб.).

Средний размер штрафа в 2018 году составил 6,8 тыс. руб. (в 1 полугодии 2018 года – 0 тыс. руб., во 2 полугодии 2018 года – 6,8 тыс. руб.).

- Средний размер наложенного административного штрафа на юридических лиц, тыс. руб.

Средний размер штрафа в 2019 году составил 50,1 тыс. руб. (в 1 полугодии 2019 года –70,1 тыс. руб., во 2 полугодии 2019 года – 41,9 тыс. руб.).

Средний размер штрафа в 2018 году составил 64,2 тыс. руб. (в 1 полугодии 2018 года – 39,9 тыс. руб., во 2 полугодии 2018 года – 69,9 тыс. руб.).

- Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, % общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)

Нарушений, содержащих признаки преступлений, по результатам проверок, проведенных в 2018-2019 гг., не выявлено. В связи с этим, материалы проверок в правоохранительные органы не передавались.

 

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов обусловили необходимость участия Природнадзора Югры в выполнении задачи, установленной в Государственной программе «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №318, в части, касающейся надзора, а именно: «Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов».

Также, в настоящее время Природнадзор Югры реализует национальный проект «Экология», в том числе региональный проект «Сохранение лесов».

Комплексность осуществления федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах достигается за счет объединения родственных (отраслевых) надзоров в рамках одних контрольно-надзорных мероприятий, за счет оптимизации ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, снижения времени необходимого для проведения проверок.

Уменьшение нагрузки на природопользователей в рамках проведения в отношении них плановых проверок и переориентации Службы на осуществление мероприятий по контролю, позволяющих оценивать воздействие хозяйственной деятельности на природные компоненты, без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, а также своевременно выявлять, и пресекать факты нарушений позволило и тем самым повысить эффективность работы.


Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


 

1.                 Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности.

По результатам осуществляемого Природнадзором Югры федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, можно сделать вывод об их высокой эффективности.

При этом остаются проблемы, мешающие планомерной организации и осуществлению контрольно-надзорной деятельности Службы и требующие решения, а именно:

1)    Отсутствие утвержденного порядка проведения патрулирования лесов.

2)    Не урегулированы вопросы вывоза, транспортировки и хранения изъятой незаконно заготовленной древесины до момента ее передачи на реализацию территориальным управлениям Росимущества.

3)         Отсутствие в полномочиях государственных инспекторов (органов) права обращаться с иском в суд о понуждении виновных лиц устранить допущенные нарушения, при неисполнении ранее выданных им предписаний.

 

2.                 Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

2.1. Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты и системности законодательной базы.

Учитывая девятилетний опыт Природнадзора Югры по совместному исполнению преданных федеральных контрольно-надзорных полномочий и полномочий по осуществлению регионального экологического надзора, считаю целесообразным, передать на уровень субъекта государственный экологический надзор включающий в себя все виды надзора и контроля перечисленные в ч. ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и сосредоточить в одном ведомстве (органе).

В связи с чем, Природнадзор Югры на территории автономного округа готов к исполнению полномочий по федеральному государственному экологическому надзору, земельному надзору и надзору за охраной водных биологических ресурсов.

Кроме проверок, предусмотренных Федеральным законом №294-ФЗ, инспектор в обязательном порядке ведет установленную отчетность о результатах проведенных проверок и контрольных мероприятий, а также осуществление претензионно-исковой, профилактической работы и внесение всех действий по проверкам и их результатам в Единый реестр проверок и АИС КНД.

Необходимо также учитывать время, необходимое согласно действующему законодательству на обеспечение обучения государственных гражданских служащих, которыми являются госинспектора Природнадзора Югры.

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать, и утвердить нормативно-правовым актом соответствующую методику, четко устанавливающую следующее:

конкретные виды работ инспектора при исполнении КНД по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольных функций;

формулу расчета трудоемкости каждого вида работ; коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида КНД, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких видов КНД (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональному видам надзора (контроля)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 инспектора позволит нормировать численность сотрудников контрольно-надзорных органов.

2.2. Принять решение на федеральном уровне по увеличению площади и периодичности обеспечения дистанционного мониторинга использования лесов, а также оперативного направления результатов мониторинга с целью оперативного принятия мер реагирования.

2.3.          Установить правовую ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглых лесоматериалов, за приобретение древесины без должного изучения доказательств законности ее происхождения (введение принципа должной предусмотрительности при приобретении древесины).

2.4. Наделить арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по охране лесов от незаконных рубок лесных насаждений, прежде всего, предусмотреть в законодательстве обязанность направления сообщения о лесонарушении при его выявлении.

 

 

Руководитель Службы                                                                                 С.В. Пикунов

 

 

Четина Виктория Николаевна,

Тел. 8(3467) 388-731

Опубликовано: 30.01.2020 11:09        Обновлено: 17.12.2020 11:30