Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад об осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и об эффективности указанного вида надзора за 2017 год

Доклад об осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и об эффективности указанного вида надзора за 2017 год


Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования

в соответствующей сфере деятельности


В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года № 299-п (далее – Положение о Природнадзоре Югры), Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения,).

Природнадзор Югры находится в ведении заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по государственному надзору в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов относится к ключевым функциям государства, как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.

Только при условии введения в действующее законодательство конкретных правил, требований и нормативов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, а также ужесточения ответственности за его нарушение, эффективность деятельности Природнадзора Югры будет расти.

При осуществлении регионального государственного экологического надзора должностные лица Природнадзора Югры руководствуются федеральными и региональными нормативными правовыми актами (перечень представлен в Разделе 2).

В 2017 году Природнадзором Югры разработано постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2017 № 452-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 ноября 2013 года № 457-п «Об осуществлении регионального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения».

Разработаны и утверждены приказы Природнадзора Югры:

- от 28.04.2017 № 87-п «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора и Порядка ведения Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора»;

- от 28.04.2017 № 88-п «О размещении и ведении на сайте Природнадзора Перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора»;

- от 03.05.2017 № 44-нп «О внесении изменений в приложение к приказу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2011 года № 7-нп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

- от 16.10.2017 № 50-нп «Об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

- от 11.12.2017 № 51-нп «О внесении изменений в приложение к приказу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2011 года № 7-нп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

- от 20.12.2017 № 352-п «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), для использования при проведении плановых проверок в рамках регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

За истекший период по проектам нормативных правовых актов проведены антикоррупционные и общественные экспертизы, проекты были размещены на сайте Службы в разделе «Антикоррупционная экспертиза» и на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Общественная экспертиза» и не содержат коррупционных факторов и иных положений, которые могут способствовать проявлению коррупции.

Подготовка проектов планов проведения проверок Природнадзора Югры на 2017 год осуществлялась строго в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды актуализированы размещенные на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора, размещены перечни обязательных требований, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках регионального государственного экологического надзора (в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, особо охраняемых природных территориях регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения) с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора.


Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


2.1.         Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) сформирована в сентябре 2010 года постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2010 №177.

Природнадзор Югры осуществляет свою деятельность непосредственно через свои структурные подразделения.

В настоящее время в структуре Службы действуют следующие структурные подразделения:

1)            Управление по надзору в сфере охраны окружающей среды:

Отдел надзора в сфере охраны окружающей среды;

Отдел геологического надзора;

Отдел экологической экспертизы;

2)            Управление по лесному и пожарному надзору в лесах:

Отдел лесного надзора;

Отдел пожарного надзора в лесах;

3)            Управление охотничьего надзора;

4)            Управление охраны окружающей среды:

Отдел экологического мониторинга;

Отдел экономического регулирования;

Отдел формирования экологической культуры;

5)            Информационно-аналитическое управление:

Аналитический отдел;

Информационно-статистический отдел;

Отдел экологической паспортизации;

6)           Административное управление:

Отдел правового обеспечения;

Отдел государственной службы и кадров;

Организационный отдел;

7)           Финансово-экономическое управление:

Отдел бухгалтерского учета;

Отдел экономического планирования и государственных закупок;

8)            Нижневартовское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

9)            Сургутское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

10)       Нефтеюганское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

11)       Ханты-Мансийское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

12)       Белоярский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

13)       Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

14)       Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

15)       Октябрьский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

16)       Советский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

Функции государственного надзора возложены на Управление по надзору в сфере охраны окружающей среды, Управление по лесному и пожарному надзору в лесах, Управление охотничьего надзора, а также на территориальные структурные подразделения Службы, дислоцированные на территории автономного округа.

В соответствии с положением о Природнадзоре Югры Службу возглавляет руководитель, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2.2.         Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

В соответствии с Положением о Природнадзоре Югры за Службой закреплены полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в т.ч. в области:

•        охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•        обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•        использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору, за их использованием и охраной;

•        охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

•        за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Наряду с исполнением контрольно-надзорных полномочий и функций Природнадзор Югры выполняет следующие функции, определенные утвержденным Положением:

«5.3.8. Организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

5.3.9. Информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.

5.5.4. Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

5.5.5. Экологическую паспортизацию территории автономного округа.

5.5.6. Ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа.

5.5.7. Ведение регионального кадастра отходов.

5.5.8. Выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в установленном порядке.

5.5.10. Делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории автономного округа и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории автономного округа хозяйственной иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

5.5.11. Получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории автономного округа.

5.5.22. Рассмотрение и согласование программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и отчетов об их исполнении.

5.5.23. Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

5.5.24. Прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля.

5.5.25. Разработка прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.

5.5.26. Оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.

5.5.27. Утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

5.5.28. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Служба подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

5.5.29. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.».

2.3.         Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения контрольных (надзорных) функций

ü    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1, ст. 1);

ü    Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16);

ü    Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2006, № 23, ст. 2381);

ü    Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.03.1995, № 10, ст. 823);

ü    Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.1995, № 12, ст. 1024);

ü    Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4556);

ü    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.1998, № 26, ст. 3009);

ü    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.05.1999, № 18, ст. 2222);

ü    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.01.2002, № 2, ст. 133);

ü    Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 08.05.2006, № 19, ст. 2060);

ü    Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2006, № 23, ст. 2380);

ü    Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2007, № 31, ст. 4006);

ü    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. I), ст. 6249);

ü    Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2011, № 50, ст. 7358);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (Собрание законодательства Российской Федерации, 16.05.2005, № 20, ст. 1885);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.11.2006, № 45, ст. 4713);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2010, № 28, ст. 3706);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 № 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2012, № 52, ст. 7485);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2013, № 24, ст. 2999);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 21.07.2014, № 29, ст. 4142);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 11.05.2015, № 19, ст. 2825);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.09.2015, № 36, ст. 5043);

ü    Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489» (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.12.2015, № 49, ст. 6964);

ü    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (Российская газета, 24.06.2009, № 113);

ü    приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Российская газета, 14.05.2009, № 85);

ü    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 04.10.2010, № 40);

ü    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.08.2011 № 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» (Российская газета, 28.09.2011, № 216);

ü    постановление Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр» (Российская газета", 19.06.2003, № 118);

ü    ГОСТ Р 56167-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.10.2014 № 1325-ст, М.: Стандартинформ, 2014 г.);

ü    Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.1996 № 15-оз «О недропользовании» (Новости Югры, 15.01.2005, № 3);

ü    Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 31.10.2005, № 10, ст. 1103);

ü    Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 30.04.2007, № 4, ст. 425);

ü    Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 01.06.2010 - 15.06.2010, № 6 (часть I), ст. 461);

ü    постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2010 № 300-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 15.11.2010 - 30.11.2010, № 11 (часть II), ст. 1030);

ü    постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 31.08.2012, № 8 (ч. II, т. 1), ст. 976);

ü    постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2013 № 457-п «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 15.11.2013, № 11 (часть I), ст. 1348);

ü    постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.03.2014 № 86-п «О перечне объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 15.03.2014, № 3 (ч. I), ст. 235);

ü    приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2015 № 29-нп «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий и порядке оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 15.08.2015, № 8 (часть 1), ст. 741);

ü    приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2011 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

2.4.         Информация о взаимодействии Природнадзора Югры при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля Природнадзор Югры осуществляет на основании следующих соглашений:

1.                 Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Природнадзором Югры и ОО «Спасение Югры» ХМАО-Югра и ОО «Союз оленеводов ХМАО-Югры».

2.                 Соглашение о порядке взаимодействия между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

3.                 Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

4.                 Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округ – Югры.

5.                 Соглашение о взаимодействии, заключаемое исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с казачьими обществами.

6.                 Порядок взаимодействия и взаимного информационного обмена между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного экологического контроля и надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

7.                 Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры и Управлением внутренних дел по ХМАО-Югре.

8.                 Соглашение о сотрудничестве между Службой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры и Ветеринарной службой ХМАО-Югры

9.                 Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Природнадзор Югры по указанию органов прокуратуры согласовывает при подготовке проектов планов контрольно-надзорной деятельности с другими заинтересованными органами проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами. С вступлением данного постановления в силу Природнадзор Югры обязан предоставлять проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

2.5.         Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными органам государственной власти и органам местного самоуправления организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)

На территории автономного округа Природнадзор Югры является единственным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения).

Кроме того, Природнадзор Югры осуществляет переданные полномочия по федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), пожарному надзору в лесах).

Природнадзор Югры подведомственных организаций не имеет.

2.6.         Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В 2017 году работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора при проведении проверок не проводилась, заявок на аккредитацию не поступало.


Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля


3.1.         Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению регионального государственного экологического надзора (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций)

Бюджетные ассигнования Природнадзору Югры на 2017 год утверждены законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.12.2017 № 91-оз) в сумме 383 170,3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 309 492,7 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 29 227,7 тыс. рублей.

Уточненный план Природнадзора Югры по состоянию на 01.01.2018 года составляет 383 170,3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 309 492,7 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 29 227,7 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2018 составляет 379 682,5 тыс. рублей (99,1 % к уточненному плану на год), в том числе на обеспечение деятельности 307 359,0 тыс. рублей (99,3 % к уточненному плану на год) и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 28 484,5 тыс. рублей (97,5 % к уточненному плану на год). Из них расходы на осуществление функций государственного контроля (надзора) составили 298 885,5 тыс. рублей, в том числе:

-     в области регионального государственного экологического надзора - 67 570,5 тыс. рублей,

-     в области лесного и пожарного надзора в лесах -                             170 105,0 тыс. рублей,

-     в области охотничьего надзора - 61 210,0 тыс. рублей.

3.2.         Данные о штатной численности работников Природнадзора Югры, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по осуществлению регионального государственного экологического надзора, составило 111 ед. (49% от общей численности Службы в 2017 году – 227 ед., утв. п. 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года № 299-п).

Фактическая численность государственных инспекторов Природнадзора Югры по состоянию на 01.01.2018 составила 98 ед., штат государственных инспекторов укомплектован на 88,3%.

3.3.         Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Все государственные инспекторы Природнадзора Югры соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям: имеют высшее образование, соответствующий стаж государственной гражданской службы, опыт работы.

Вместе с тем, единого образовательного стандарта или квалификационных требований для государственного инспектора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в настоящее время не существует.

В 2017 году прошли повышение квалификации 53 гражданских служащих.

3.4.         Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)

Согласно отчету по форме №1-контроль количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по осуществлению регионального государственного экологического надзора, составляло 111 ед. (49% от общей численности Службы в 2017 году – 227 ед.).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры в 2017 году составила 98 единиц.

Количество проверок в области охраны окружающей среды в 2017 году – 239 ед., учитывая совмещение государственным инспектором Природнадзора Югры нескольких видов надзора (как регионального, так и федеральных), общее количество проверок составляет 1 093 ед.

Целесообразно учесть данный факт при расчете средней нагрузки на 1 инспектора. Таким образом, на 1 государственного инспектора Природнадзора Югры в среднем приходилось 11 проверок, так же как и в 2016 году.

Всего за отчетный год проведено 3 464 мероприятий по контролю (надзору), включая проверки (плановые и внеплановые), плановые (рейдовые) осмотры, патрулирования, обследования и возбуждено 6 469 дел об административных правонарушениях.

Средняя нагрузка на 1 инспектора составила 35 контрольных мероприятий (в 2016 году – 33) и 66 дел об административных правонарушениях (в 2016 году – 73 дела).

Кроме того, инспектор в обязательном порядке ведет установленную отчетность о результатах всех проведенных контрольных мероприятий.

Следует также учитывать время, необходимое согласно действующему законодательству на обучение государственных гражданских служащих, которыми являются государственные инспекторы Природнадзора Югры.

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать и утвердить нормативным правовым актом соответствующую методику, устанавливающую следующее:

-        конкретные виды работ инспектора при исполнении контрольно-надзорной деятельности по каждому виду государственного контроля (надзора) - геологический, водный, в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, ООПТ и т.п. с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций;

-        формулу расчета трудоемкости каждого вида работ; коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида контрольно-надзорной деятельности, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких направлений контрольно-надзорной деятельности (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональным видам надзора (контроля)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов.

3.5.         Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

К проверкам Природнадзора Югры в 2017 году привлекался Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, являющийся одновременно экспертной организацией (аккредитован в установленном порядке).

Согласно отчету по форме №1-контроль в 2017 году количество проверок, проведенных с привлечением экспертных организаций, составило 6 ед. Всего в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора отобрано 940 проб, количество исследованных определений (ингредиентов) составило 3 000 ед.

Экспертное сопровождение деятельности Природнадзора Югры осуществлялось в рамках государственного контракта, общая сумма затраченных средств составила 7 196 тыс. рублей за счет средств регионального бюджета.

Привлечение в установленном порядке к проверкам Природнадзора Югры экспертных организаций способствует повышению качества и результативности регионального государственного экологического надзора, осуществляемого Службой.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий Природнадзором Югры индивидуальные эксперты не привлекались.


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


4.1.         Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению регионального государственного экологического надзора в сфере деятельности Природнадзора Югры, в том числе в динамике (по полугодиям)

Контрольно-надзорная деятельность в 2017 году осуществлялась Природнадзором Югры согласно Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год, утвержденному приказом от 25.10.2016 № 234-п, а также на основании приказов и распоряжений о проведении внеплановых проверок.

В 2017 году региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

ü    плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год, утвержденному приказом от 25.10.2016 № 234-п;

ü    внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

ü    мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

-     плановые (рейдовые) осмотры, (обследования) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов);

-     наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

Плановые проверки в соответствии с установленными приоритетами государственного контроля и надзора были ориентированы в основном на деятельность природопользователей и предприятий, осуществляющих использование природных ресурсов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Большинство контрольных мероприятий имели комплексный характер, вместе с тем, согласно утвержденным планам, некоторые проверки являлись целевыми.

Внеплановые проверки проводились Природнадзором Югры по поручениям органов прокуратуры, запросам правоохранительных органов, в целях проверки выполнения ранее выданных предписаний, а также по обращениям граждан о нарушениях юридическими и физическими лицами действующего законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводились в целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства и направлены на пресечение возможных нарушений и контроль за проведением работ в рамках обеспечения соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.

В ходе контрольных мероприятий при реализации своих функций Природнадзор Югры вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Всего в 2017 году в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора проведено 778 контрольных мероприятия, в результате которых увеличилось число фиксируемых нарушений, а также добиться их оперативного устранения.

При выявлении признаков административного правонарушения, рассмотрение (составление протокола) по которому относится к компетенции Природнадзора Югры, возбуждались дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам 2017 года было возбуждено 1 009 административных дел.

К сожалению, вынуждены в очередной раз констатировать, что данные контрольно-надзорные мероприятия и их показатели (результаты) не учтены в отчете по форме №1-контроль.

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности по осуществлению регионального государственного экологического надзора за период с 2016 по 2017 годы были получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:

Год

Общее количество проведенных проверок, ед.

Количество возбужденных административных дел, ед.

за год

первое полугодие

второе полугодие

за год

первое полугодие

второе полугодие

2016

204

74

130

885

344

541

2017

239

99

140

1009

571

438

Сопоставительный анализ показывает, что в текущем году увеличилось количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Кроме того, следует учесть, что в 2017 году Природнадзором Югры в отношении органов местного самоуправления проведено 25 плановых проверок.

4.2.         Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

В 2017 году проверок с привлечением индивидуальных экспертов не проводилось, экспертные организации привлекались для проведения количественного химического анализа проб компонентов окружающей среды, отобранных при проведении 6 проверок.

При проведении экспертных работ проводятся следующие мероприятия:

1.   Отбор проб и химический анализ сточных и природных вод.

2.   Отбор проб и химический анализ почв и отходов.

3.   Отбор проб и химический анализ промышленных выбросов в атмосферу и атмосферного воздуха.

4.   Определение токсичности сточных вод.

5.   Сравнительный анализ и оценка полученной аналитической информации - подготовка экспертных заключений и т.д.

4.3.         Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В 2017 году отсутствовали случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


5.1.         Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)


Показатели

2016

2017

год

I полугодие

II полугодие

год

I полугодие

II полугодие

Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт.

988

366

622

1 079

564

515

в том числе в ходе проверок, шт.

181

47

134

253

78

175

Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий, шт.

792

271

521

735

484

251

в том числе по итогам проверок, шт.

92

30

62

144

57

87


5.2.         Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В свете задач, стоящих перед Природнадзором Югры, для повышения открытости деятельности в 2017 году проводилась активная политика информирования общества об основных направлениях деятельности Природнадзора Югры в средствах массовой информации и на своем сайте.

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды актуализированы размещенные на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора, размещены перечни обязательных требований, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках регионального государственного экологического надзора (в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, особо охраняемых природных территориях регионального значения, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения) с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет при Службе, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

Руководителем Службы проведено 14 встреч с представителями средств массовой информации в различных форматах, в том числе «пресс-чай» и «круглый стол», а также выступления по актуальным проблемам экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и деятельности Природнадзора Югры.

На сайте Службы создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

Природнадзором Югры принято участие в расширенном заседании по обсуждению правоприменительной практики, организованном Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Обзор правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в 2017 году с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и предусмотренной законом ответственности размещен на официальном сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

5.3.         Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

За 2017 год в суды обжаловано 648 постановлений о назначении административного наказания на сумму 85 895 000 рублей, из которых:

- рассмотрено – 585 постановлений на сумму 72 919 тыс. рублей;

- оставлено в силе – 412 постановлений на сумму 49 318 тыс. рублей;

- отменено – 173 постановления на сумму 23 601 тыс. рублей.

- на рассмотрении – 63 постановления на сумму 12 976 тыс. рублей.

В целях улучшения работы инспекторского состава для своевременного выявления и пресечения правонарушений, исключения случаев превышения полномочий и привлечения работников к должностной ответственности центральным аппаратом Природнадзора Югры в отношении территориальных подразделений проводится методическая работа и постоянный контроль.


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


Под государственным экологическим надзором понимается деятельность Природнадзора Югры, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели или природопользователи) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включая мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность Природнадзора Югры по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно данным государственной статистической отчетности №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденной приказом Росстата от 21.12.2011 № 503, в результате контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры за 2017 год на территории автономного округа по всем видам государственного контроля и надзора, осуществляемым Природнадзором Югры, проведено 239 проверки, из них: плановых – 77 и внеплановых – 162, включая проверки исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных Природнадзором Югры предписаний об устранении нарушений.

Статистика по полугодиям представлена в таблице:


Показатели

2016

2017

год

I полугодие

II полугодие

год

I полугодие

II полугодие

Плановые проверки, ед.

ед.

57

18

39

77

28

49

Внеплановые проверки, ед.

ед.

147

56

91

162

71

91

Контрольно-надзорные мероприятия (плановые (рейдовые) осмотры, обследования), ед.

360

188

172

539

207

332


В 2017 году по сравнению с 2016 годом:

-           количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых были выявлены нарушения:

2017 год – 96.

2016 год – 60.

-           количество проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях:

2017 год – 98.

2016 год – 62.

-           количество проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания:

2017 год – 90.

2016 год – 56.

-           количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок:

2017 год – 144.

2016 год – 92;

-           общая сумма наложенных административных штрафов (тыс. рублей):

2017 год – 8 003,0.

2016 год – 4 625,3.

-           общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов (тыс. рублей):

2017 год – 6 761,5.

2016 год – 6 849,8.

Следует также принимать во внимание, что в форме №1-контроль не учитываются результаты контрольно-надзорной деятельности в отношении физических лиц и данные, полученные в результате иных контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований, проверок органов местного самоуправления.

По итогам 2017 года не было ни одной проверки, проведенной Природнадзором Югры, результаты которых были признаны недействительными.

По результатам работы Службы на основании отчета по форме №1-контроль получены следующие значения показателей эффективности государственного контроля (надзора):

1)           В целом выполнение утвержденных планов проведения плановых проверок в 2017 составляет 75% от общего количества запланированных проверок (выполнено 77 проверок из 103 запланированных).

Не проведено 26 проверок по следующим причинам:

- в связи с исключением их из Плана проверок по основаниям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489» – 20 ед.;

- отсутствие юридического лица по месту регистрации – 3;

- иные причины – 3.

2)           Доля направленных в 2017 году Природнадзором Югры в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, составила 15% (2 из 15 заявлений), в 2016 году – 25% (2 из 12 заявлений).

3)          Проверки в 2017 году, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют, как и в 2016 году.

4)          Проверки, проведенные органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания отсутствуют, как и в 2016году.

5)              Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Природнадзором Югры были проведены проверки, составила в 2017 году 0,4% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и подлежащих региональному государственному экологическому надзору (34 079 ед.), в 2016 году – 0,2%.

6)              Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя в 2017 году составила 1,6 ед. (в 2016 году – 3,2 ед).

7)          Доля проведенных внеплановых проверок в 2017 году - 68% (162) от общего количества проведенных проверок (239), что не превышает результаты 2016 года - 72% (147 внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок (204).

8)          Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок составила 43% (в 2016 году – 51%).

9)          Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда составила 8% от общего количества проведенных в 2017 году внеплановых проверок (13 из 162), в 2016 году это значение составляло 3,4% (5 из 147).

10)     Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений составила 3% от общего количества проведенных в 2017 году внеплановых проверок (5 из 162), в 2016 году это значение составляло 0%, что вязано с поступившими в Службу в 2017 году обращениями и информацией по фактам причиненного вреда, за 2016 год таких сведений в Службу не поступало.

11)     В 2017 году в 51% проведенных плановых и внеплановых проверок выявлены правонарушения, в 2016 году этот показатель составлял 34%. Разница в 17% объясняется переходом на риск-ориентированные подходы при планировании проверок и как следствие увеличением количества правонарушений, выявленных в ходе плановых проверок.

12)    Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях в 2017 году составила 80% от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в 2016 году этот показатель составлял 90%).

13)     Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, в 2017 году составила 92% от общего количества проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в 2016 году этот показатель составлял 90%).

14)     Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде составила в 2017 году 46% от общего числа проверенных лиц (в 2016 году этот показатель составил 57%).

15)        Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде составила в 2017 году 0% в процентах от общего числа проверенных лиц (в 2016 году этот показатель составил 3%).

16)              Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году по видам ущерба составило:

- количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан – 0 (в 2016 году – 0);

- количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде – 0 (в 2016 году – 2);

- количество случаев причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации – 0 (в 2016 году – 0);

- количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 0 (в 2016 году – 0);

17)         Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний в 2017 году в процентах от общего числа выявленных правонарушений – 16% (в 2016 году – 12%).

18)         Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) составляет – 95% (в 2016 году – 148% и объясняется взысканием в 2016 году административных штрафов, наложенных в 2015 году, в том числе по судебным решениям).

19)         Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных и юридических лиц в 2017 году составляет 61,6 тыс. рублей (в 2016 году – 50,3 тыс. рублей).

20)         Проверки, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел в 2017 году отсутствовали, как и в 2016 году.

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов обусловили необходимость участия Природнадзора Югры в выполнении задачи, установленной в Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326, в части, касающейся надзора, а именно: «Обеспечение эффективного комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды».

Комплексный государственный контроль реализовывался при совмещении родственных (отраслевых) надзоров в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, что позволило за счет имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов оптимизировать расходы, сократить суммарное время необходимое для проведения проверок, снизить нагрузку на природопользователей в рамках проведения в отношении них плановых проверок и переориентировать Службу на осуществление контрольно-надзорных мероприятий позволяющих оценивать воздействие хозяйственной деятельности на природные компоненты, без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, а также своевременно выявлять и пресекать факты нарушений и тем самым повысить эффективность работы.


Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


7.1.         Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

Выводы:

По результатам государственного надзора, осуществляемого Природнадзором Югры, можно сделать вывод о его высокой эффективности.

Многообразие видов регионального государственного экологического надзора (геологический, водный, в области обращения с отходами и атмосферного воздуха, в области особо охраняемых природных территорий регионального значения), осуществляемых Природнадзором Югры, а также федеральных видов надзора (федеральный государственный надзор в области охраны объектов животного мира, охотничий надзор, лесной надзор, пожарный надзор в лесах), требует существенной мобилизации сил и средств, оптимизации методов и регламентов работы подразделений Службы.

Вместе с тем, нормативная правовая база в области охраны окружающей среды и природопользования постоянно совершенствуется, и роль Минприроды России, как органа, осуществляющего функции по выработке государственной политики в данной области и нормативно-правовому регулированию, постоянно возрастает.

Предложения:

Остаются проблемы, мешающие планомерной организации и осуществлению контрольно-надзорной деятельности Службы и требующие решения, а именно:

1)               Отсутствие в системе высшего образования направлений по подготовке специалистов «широкого профиля», которые бы соответствовали требованиям, предъявляемым к современному и универсальному инспектору (знание широкого спектра законодательства и профильных дисциплин).

2)               Несоответствие уровней оплаты труда государственных инспекторов, при возложении на них высокого уровня ответственности и предъявления более жестких антикоррупционных требований, чем к другим категориям госслужащих.

3)         Необходимо дополнить форму отчета №1-контроль для учёта результатов всех форм контрольно-надзорной деятельности, не только согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, но и иных форм контрольно-надзорной деятельности, не противоречащих действующему законодательству, например, результатов контрольных мероприятий (плановые (рейдовые) осмотры, обследования)), а также результатов проверок органов местного самоуправления и граждан.

4)         Отсутствие в полномочиях государственных инспекторов (органов) права обращаться с иском в суд о понуждении виновных лиц устранить допущенные нарушения, при неисполнении ранее выданных им предписаний.

7.2.         Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты и системности законодательной базы.

Основные предложения:

1.     Учитывая семилетний опыт Природнадзора Югры по совместному исполнению переданных федеральных контрольно-надзорных полномочий и полномочий по осуществлению регионального экологического надзора считаем целесообразно передать на уровень субъекта федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя все виды надзора и контроля, перечисленные в ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и сосредоточить в одном ведомстве (органе).

В связи с чем, Природнадзор Югры на территории автономного округа готов к исполнению полномочий по федеральному государственному экологическому надзору, земельному надзору и надзору за охраной водных биологических ресурсов.

2.        Ввести в действующее законодательство обязательность целевого расходования средств от штрафов, по искам и в виде платежей, поступающих по результатам деятельности Природнадзора Югры в бюджеты бюджетной системы РФ, на природоохранные мероприятия и программы.

В бюджетном законодательстве Российской федерации отсутствуют положения об обязательном целевом расходовании средств, поступающих по результатам контрольно-надзорной деятельности в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, на природоохранные и восстановительные мероприятия, а также положения о финансовых обязательствах природопользователей в виде платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за непринятие мер по рекультивации нарушенных земель, за загрязнение водных объектов, самовольное пользование недрами, по обращению с отходами и иным фактам причинения вреда природным ресурсам и окружающей среде.

В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, дополнив абзац 2 данной статьи словами «для финансового обеспечения реализации программ в области охраны окружающей среды, а также выполнения мероприятий и работ, направленных на возмещение вреда, причиненного окружающей среде».

7.3.         Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

1. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)», в части указания сведений о применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), сведений о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, а так же информации о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», а именно в пп. б) пункта 3 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, позволив субъекту самому определять уполномоченный орган исполнительной власти на осуществление данного вида услуг.

Вменять органу, осуществляющему региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, полномочия по оказанию услуг связанных с оформление горноотводной документации считаем излишним и не целесообразным, а также порождающим коррупционные риски (функции контроля и оказания услуг по оформлению документации должны быть разведены по разным исполнительным органам власти).


Приложения


Отчет по форме «№1- контроль» за 2017 год представлен ранее.

Опубликовано: 22.01.2018 11:39        Обновлено: 26.01.2018 10:34