Размер:
Цвет:

Доклад

Приложение 1

Доклад об осуществлении федерального государственного охотничьего надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе контроля за оборотом продукции охоты и контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты за 2017 год


Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности


В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор Югры) утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года № 299-п (далее – Положение о Природнадзоре Югры) Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (далее – отходы), охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений, а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Природнадзор Югры находится в ведении заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Г.В. Максимовой.

Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.

Только при условии введения в действующее законодательство конкретных правил, требований и нормативов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, а также ужесточения ответственности за его нарушение, эффективность деятельности Природнадзора Югры будет расти.

Задачами федерального государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный государственный охотничий надзор осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре», которым утверждено Положение о федеральном государственном охотничьем надзоре, Приказом Минприроды России от 27.06.2012 № 171 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора».

Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством:

а) проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с соблюдением требований, установленных статьями 9 - 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

б) систематического наблюдения за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) анализа и прогнозирования состояния исполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Государственный надзор в отношении граждан осуществляется должностными лицами (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) посредством проведения проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Природнадзора Югры и планового рейдового задания на проведение мероприятий по контролю за соблюдением физическими лицами (гражданами), обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Подготовка проектов планов проведения проверок Природнадзора Югры на 2017 год осуществлялась строго в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В целях обеспечения доступности информации о нормативных правовых актах (правилах, нормах, сводах правил), устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией Природнадзора Югры тексты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет (разделы «Документы» и «Контрольно-надзорная деятельность»).

В свете задач, стоящих перед Природнадзором Югры, для повышения открытости деятельности в 2017 году проводилась активная политика информирования общества об основных направлениях деятельности Природнадзора Югры в средствах массовой информации и на сайте Природнадзора Югры.

Сформирован Общественный совет, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

Постоянно работает «горячая линия», в том числе и для устранения возможных коррупционных проявлений, а также обнаружения нарушений природоохранного законодательства.

Плодотворно сотрудничает Природнадзор Югры с прессой, электронными СМИ, и это сотрудничество продолжится и принесёт пользу делу гражданского и общественного контроля в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.


Раздел 2.

Организация федерального государственного охотничьего надзора


1.                 Сведения об организационной структуре и системе управления органов федерального государственного охотничьего надзора

В соответствии с положением о Природнадзоре Югры Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа. Руководитель имеет заместителей, в том числе первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

В период временного отсутствия руководителя его полномочия исполняет первый заместитель руководителя Службы, а в случае отсутствия также первого заместителя руководителя Службы – заместитель руководителя Службы в соответствии с правовым актом Службы.

Природнадзор Югры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере природопользования, охраны окружающей среды, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты и лесных отношений, иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее – органы местного самоуправления), общественными объединениями и организациями.

В настоящее время в структуру Службы входят следующие структурные подразделения:

Управление по надзору в сфере охраны окружающей среды

Отдел надзора в сфере охраны окружающей среды

Отдел геологического надзора

Отдел экологической экспертизы

Управление по лесному и пожарному надзору в лесах

Отдел лесного надзора

Отдел пожарного надзора в лесах

Управление охотничьего надзора

Управление охраны окружающей среды

Отдел экологического мониторинга

Отдел экономического регулирования

Отдел формирования экологической культуры

Информационно-аналитическое управление

Аналитический отдел

Информационно-статистический отдел

Отдел экологической паспортизации

Нижневартовское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Сургутское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Нефтеюганское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Ханты-Мансийское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Октябрьский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Белоярский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Советский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений

Административное управление

Отдел правового обеспечения

Отдел государственной службы и кадров

Организационный отдел

Финансово-экономическое управление

Отдел бухгалтерского учета

Отдел экономического планирования и государственных закупок.

2.                 Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) контрольно-надзорных полномочий и функций:

В соответствии с Положением за Природнадзором Югры закреплены полномочия по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, контроль за оборотом продукции охоты.

Природнадзор Югры осуществляет:

1) Производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности;

2) Плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) Мероприятия по контролю: плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий;

4) Определение размеров вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, предъявление исков о его возмещении;

5) Систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Природнадзор Югры имеет право:

1) Выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания:

об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства;

о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания;

о проведении мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий регионального значения;

о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда охотничьим ресурсам;

2) Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении законодательства Российской Федерации, автономного округа в установленной сфере деятельности для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.

3) Обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в установленной сфере деятельности.

Наряду с исполнением контрольно-надзорных полномочий и функций Природнадзор Югры выполняет следующие функции:

1) Вносит Губернатору автономного округа, в Правительство автономного округа проекты законов, иных нормативных правовых актов автономного округа и другие документы, по которым требуется решение Губернатора, Правительства автономного округа по вопросам, относящимся к сфере деятельности Природнадзора Югры;

2) Осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Природнадзор Югры подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) Размещает на официальном сайте Службы информации (обзоров) о типичных нарушениях обязательных требований хозяйствующими субъектами, выявляемых при проведении мероприятий по контролю.

4) Разрабатывает и утверждает перечень должностных лиц Службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в установленных сферах деятельности;

5) Обобщает практику применения (мониторинг) законодательства Российской Федерации и автономного округа в установленной сфере деятельности, а также вносит предложения по его совершенствованию;

6) Принимает нормативные правовые акты в форме приказов по вопросам, относящимся к компетенции Службы;

7) Осуществляет иные полномочия и функции в установленной сфере деятельности Службы, если такие полномочия определены законодательством Российской Федерации и автономного округа.

3. Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения федерального государственного охотничьего надзора

Перечень основных нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках федерального государственного охотничьего надзора

·               Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

·               Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·               Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

·               Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2012 № 171 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 № 560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждения форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных и птиц»;

·               приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты».

4. Информация о взаимодействии Природнадзора Югры при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля Природнадзор Югры осуществляет на основании следующих соглашений:

1) Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Природнадзором Югры и ОО «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ОО «Союз оленеводов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

2) Соглашение о порядке взаимодействия между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

3) Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

4) Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округ – Югры.

5) Соглашение о взаимодействии, заключаемое исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с казачьими обществами.

6) Соглашение о порядке взаимодействия и взаимного информационного обмена между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного экологического контроля и надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

7) Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

8) Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

9) Соглашение о передаче персональных данных о лицах, включенных в охотхозяйственный реестр между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Природнадзор Югры по указанию органов прокуратуры согласовывает при подготовке проектов планов контрольно-надзорной деятельности с другими заинтересованными органами проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами. С вступлением данного постановления в силу Природнадзор Югры предоставляет проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

5. Сведения о нормативных правовых актах, на основании которых Природнадзор Югры осуществляет контроль (надзор):

·               Конституция Российской Федерации;

·               Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

·               Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·               Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

·               Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

·               Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

·               Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

·               Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

·               Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

·               Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»;

·               приказ Минприроды России от 27.06.2012 № 171 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора»;

·               Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

·               Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011        № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (форма № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

·               Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.04.1995 №4-оз;

·               Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

·               Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»;

·               Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 №36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·               Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·               Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2010 № 300-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·               Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2011 №1-нп «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

·               приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2014 № 22-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и признании утратившими силу некоторых приказов Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·               Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2011 № 4-нп «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

·               приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2015 № 222-п «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности»;

·               Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2015 № 29-нп «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».

6. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора), подведомственными органам государственной власти и органам местного самоуправления организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)

На территории автономного округа Природнадзор Югры является единственным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим переданные полномочия по федеральному государственному охотничьему надзору (в области охраны и использования охотничьих ресурсов). Подведомственных Природнадзору Югры организаций, осуществляющих какие-либо виды контроля (надзора) в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не имеется.

7. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В 2017 году работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора при проведении проверок, не проводилась.


Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение федерального государственного охотничьего надзора


1.                 Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций)

Бюджетные ассигнования Природнадзору Югры на 2017 год утверждены законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 № 99-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.12.2017 № 91-оз) в сумме 383 170 3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 309 492,7 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 29 227,7 тыс. рублей.

Уточненный план Природнадзора Югры по состоянию на 01.01.2018 года составляет 383 170,3 тыс. рублей, в том числе на обеспечение деятельности 309 492,7 тыс. рублей и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 29 227,7 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2018 года составляет 379 682,5 тыс. рублей (99,1 % к уточненному плану на год), в том числе на обеспечение деятельности 307 359,0 тыс. рублей (99,3 % к уточненному плану на год) и исполнение переданных полномочий Российской Федерации 28 484,5 тыс. рублей (97,5 % к уточненному плану на год). Из них расходы на осуществление функций государственного контроля составили 298 885,5 тыс. рублей, в том числе в области регионального экологического надзора - 67 570,5 тыс. рублей, в области лесного и пожарного надзора в лесах - 170 105,0 тыс.рублей, в области охотничьего надзора 61 210,0 тыс. рублей.

2.                 Данные о штатной численности работников Природнадзора Югры, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по федеральному государственному охотничьему надзору, составило 104 (46 % от общей численности Службы в 2017 году – 227 ед., утв. п. 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года № 299-п).

Фактическая численность государственных инспекторов Природнадзора Югры в 2017 году составила 92 ед., штат государственных инспекторов укомплектован на 88%.

3.                 Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Все государственные инспекторы Природнадзора Югры соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям: имеют высшее образование, соответствующий стаж государственной гражданской службы, опыт работы.

Вместе с тем, единого образовательного стандарта или квалификационных требований для государственного инспектора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в настоящее время не существует.

В 2017 году прошли повышение квалификации 53 гражданских служащих.

4.                 Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)

Методика определения средней нагрузки на 1 работника (государственного инспектора) исполнения функций по контролю (надзору) в действующем законодательстве отсутствует.

Согласно отчету по форме №1-контроль количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций федерального государственного охотничьего надзора, составило 104 ед. (46% от общей численности Службы в 2017 году - 227 ед.).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры, наделённых полномочиями на осуществление федерального государственного охотничьего надзора в 2017 году составила 92 единицы.

В 2017 году   проведено 5 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих охотхозяйственную деятельность, из них: плановых - 3 и внеплановых – 2 проверок, включая проверки исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных Природнадзором Югры предписаний об устранении нарушений.

Общее количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая совмещение государственным инспектором Природнадзора Югры нескольких видов надзора (основными из которых являются региональный экологический надзор, федеральный охотничий надзор, федеральный лесной надзор), составляет 1 093 проверки.

Целесообразно учесть данный факт при расчете средней нагрузки на 1 инспектора. Таким образом, на 1 государственного инспектора Природнадзора Югры в среднем приходилось 12 проверок, в 2016 году – 11 проверок.

Всего за отчетный год в области федерального государственного охотничьего надзора проведено 637 мероприятий по контролю (проверки соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов), что составило 92,05 % к уровню 2016 года (692 мероприятия).

Выявлено 1 261 нарушение Правил охоты (66,2 % к уровню 2016 года). К административной ответственности привлечено 1 210 человек (66,4 % к уровню 2016 года). Сумма штрафов, наложенных на виновных лиц, составила    1 072,4 тыс. руб. (98,98 % к уровню 2016 года). Изъята 31 единица охотничьего огнестрельного оружия, незаконно используемого при производстве охоты (88,57 % к уровню 2016 года).

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится на стабильном уровне.

Средняя нагрузка на 1 инспектора составила 7 контрольных мероприятий в области федерального государственного охотничьего надзора, в 2016 году – 8, также, как и в 2015 году, и 13,7 дела об административных правонарушениях, в 2016 году этот показатель составил 21 дело об административных правонарушениях.

Кроме того, государственные инспектора в обязательном порядке ведут установленную отчетность о результатах проверок.

Следует также учитывать время, необходимое согласно действующему законодательству на обучение государственных гражданских служащих, которыми являются государственные инспекторы Природнадзора Югры.

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора по осуществлению им федерального государственного охотничьего надзора целесообразно разработать и утвердить нормативным правовым актом соответствующую методику, устанавливающую:

конкретные виды работ инспектора при исполнении контрольно-надзорной деятельности по каждому виду государственного контроля (надзора) - в области регионального экологического надзора (геологический, водный, в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, ООПТ), федерального охотничьего надзора, федерального лесного надзора с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций;

формулу расчета трудоемкости каждого вида работ; коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида контрольно-надзорной деятельности, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких направлений контрольно-надзорной деятельности (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональным видам контроля (надзора)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов.

5.                 Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

            Привлечение в установленном порядке к проверкам экспертных организаций способствует повышению качества и результативности осуществления надзорных функций, осуществляемых Природнадзором Югры.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий Природнадзор Югры привлекал экспертные организации только при осуществлении регионального экологического надзора.

Согласно отчету по форме № 1-контроль в 2017 году при проведении проверок в области федерального охотничьего надзора экспертные организации и эксперты не привлекались.


Раздел 4.

Проведение федерального государственного охотничьего надзора


1.         Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора в сфере деятельности Природнадзора Югры

            В рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора государственными инспекторами Природнадзора Югры проведено 5 проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственное соглашение или осуществляющих   деятельность на основании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, в том числе: 3 плановых и 2 внеплановых проверки. Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составило 4, а общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок которых были выявлены правонарушения – 3.

Контрольно-надзорная деятельность в 2017 году осуществлялась Природнадзором Югры согласно Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год, утвержденному приказом от 25.10.2016 № 234-п, а также на основании приказов и распоряжений о проведении внеплановых проверок.

            Все внеплановые проверки проведены по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки.

            Кроме того, в целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства Природнадзором Югры проводились контрольные мероприятия на территориях охотничьих угодий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Данные мероприятия направлены на выявление и пресечение возможных нарушений, посредством проверок граждан на предмет соблюдения ими обязательных требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также путем осмотров, обследований охотничьих угодий.

            Так, в целях обеспечения соблюдения гражданами Российской Федерации требований законодательства об охоте в 2017 году государственными инспекторами Природнадзора Югры выполнено 637 проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (92,05 % к уровню 2016 года).

            Выявлено 1 261 нарушение Правил охоты (66,2 % к уровню 2016 года). К административной ответственности привлечено 1 210 человек (66,4 % к уровню 2016 года). Сумма штрафов, наложенных на виновных лиц, составила 1 072,4 тыс. руб. (98,98 % к уровню 2016 года). Изъята 31 единица охотничьего огнестрельного оружия, незаконно используемого при производстве охоты (88,57 % к уровню 2016 года).

2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

            В 2017 году проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственное соглашение или действующих на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (далее – охотпользователи) в области федерального государственного охотничьего надзора с привлечением экспертов не проводились, экспертные организации привлекались только для проведения количественного химического анализа проб компонентов окружающей среды, отобранных при проведении проверок в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора.

            Согласно данным государственной статистической отчетности № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», финансовые средства на участие экспертных организаций и экспертов в проведении проверок не выделялись.

            Сведений о случаях причинения охотпользователями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


1.         Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах по реагированию по фактам выявленных нарушений


Годы

2015

2016

2017

Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт.

1 822

1 905

1 261

Выявлено нарушений в ходе проверок охотпользователей, шт.

6

2

6

Количество административных наказаний, наложенных на граждан по итогам всех контрольных мероприятий, шт.

1 678

1 822

1210

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок охотпользователей, шт.

3

2

6


2.         Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

            В целях обеспечения информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся проверки, осуществляется следующая методическая работа:

            - на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещены перечни основных нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора;

            - по всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

3.         Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора)

            По делам об административных правонарушениях в области федерального государственного охотничьего надзора в 2017 году в пользу Природнадзора Югры вынесено 5 решений из 5 рассмотренных материалов.

            Мерами реагирования являются постоянный контроль и методическая работа, осуществляемые центральным аппаратом Природнадзора Югры в отношении территориальных подразделений, в целях улучшения работы инспекторского состава для своевременного выявления и пресечения правонарушений, исключения случаев превышения полномочий и привлечения работников к должностной ответственности.

           


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности федерального государственного

охотничьего надзора


            Согласно данным государственной статистической отчетности № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденной приказом Росстата от 21.12.2011 №503, в результате контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора на территории автономного округа, за исключением территорий особо охраняемых природных территорий федерального значения, в 2017 году   проведено 5 проверок, из них: плановых - 3 и внеплановых – 2 проверки, включая проверки исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных Природнадзором Югры предписаний об устранении нарушений.

Статистика за 3 года представлена в таблице:

Год

Плановые проверки,

ед.

Внеплановые проверки,

ед.

Контрольно-надзорные мероприятия

(обследования, осмотры охотничьих угодий)

2015

1

10

581

2016

1

5

692

2017

3

2

637

            Показатели 2017 года по сравнению с 2015 – 2016 годами:

            -          количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых были выявлены нарушения:

            2015 год – 2;

            2016 год – 1;

          2017 год – 4.

            -          количество проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях:

            2015 год – 6;

            2016 год – 1;

          2017 год - 4.

            -          количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, административных расследований:

            2015 год – 2;

            2016 год – 2;

          2017 год – 4.

            -          общая сумма наложенных административных штрафов в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (тыс. руб.):

            2015 год – 11,0;

            2016 год – 51,0;

          2017 год – 105,0.

            -          общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (тыс. руб.):

            2015 год – 11,0;

            2016 год – 0;

          2017 год – 20,0.

            Следует также принимать во внимание, что в форме № 1-контроль не учитываются результаты контрольно-надзорной деятельности в отношении граждан и данные, полученные в результате контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований в отношении граждан.

            По итогам 2017 года проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в области федерального охотничьего надзора, выполненные государственными инспекторами Природнадзора Югры, результаты которых были признаны недействительными, отсутствуют.

            По результатам работы Природнадзора Югры, на основании отчета по форме №1-контроль получены следующие значения показателей эффективности государственного контроля (надзора):

            1)        Выполнение утвержденных планов проведения плановых проверок в 2017 году составляет 75% от общего количества запланированных проверок (выполнено 3 проверки из 4 запланированных). Количество ликвидированных, либо прекративших свою деятельность к моменту проведения плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (из числа включенных в план проверок на отчетный период) в 2017 году составило – 1 ед.

            2)        В 2017 году заявления Природнадзора Югры, в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок в области федерального охотничьего надзора не направлялись.

            3)        Проверки, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.

            4)        Проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в 2017 году, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, отсутствовали, аналогично и в 2016 году.     

            5)        Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки, составила в 2017 году 5,55% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа   (72 ед.), наблюдается повышение процента к предыдущим отчетным периодам (в 2016 году –1,1 % и аналогично в 2015 году – 1,1 %).       

            6)        Доля проведенных внеплановых проверок в 2017 году – 40% (2),в 2016 году – 83,3 % (5) от общего количества проведенных проверок (6), в 2015 году – 90,9 % от общего количества проведенных проверок (11).

            7)        Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок в 2017 году – 100% (2), в 2016 году – 100,0 % (2), в 2015 году – 100,0% (6).

            8)        Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда составила – 0 или 0 % от общего количества проведенных в 2017 году внеплановых проверок (2), в 2016 году внеплановых проверок (5), в 2015 году значение этого показателя также составляло 0 %).

            9)        Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений – 0 в 2017 году, от общего количества проведенных в 2017 году, (в 2016 и 2015 годах значение этого показателя составляло 0 %).

            10)      Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок в 2017 году составила 80,0 %, (в 2016 году - 33, 33 %, в 2015 – 54,54 %).

            11)      Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях в 2017 году составила 80,0% от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (2016 году составила 33 % от общего числа проверок, в 2015 году – 54 %).

            12)      Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (от общего количества проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) составила в 2017 году – 80,0% (в 2016 году - 50,0 % , в 2015 году – 100,0 %).  

            13)      Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составила в 2017 году – 0% от общего числа проверенных лиц – 4 (в 2016 году – 0% от общего числа проверенных лиц-6, в 2015 году – 0 % от общего числа проверенных лиц – 11).

            14)      Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составила в 2017 году – 0% от общего числа проверенных лиц (аналогично в 2016 и 2015 годах - 0 % от общего числа проверенных лиц).    15) Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году году по видам ущерба составило:

            -          количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан – 0 (в 2015 – 2016 годах – 0);

            -          количество случаев причинения гражданами вреда животным, растениям, окружающей среде – 34 (в 2016 году – 44, в 2015 году – 26);

            -          количество случаев причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации – 0 (в 2015 -2016 годах – 0);

            -          количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 0 (в 2015-2016 годах – 0);

            16)      Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний в 2017 году в процентах от общего числа выявленных правонарушений - 100% (в 2016 году – 50 %, в 2015 году – 100 %).

            17)      Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов в 2017 году – 19,0 % (в 2016 году – 0 %, в 2015 году – 100,0 %).

            18)      Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц в 2017 году составил – 52 500 рублей (в 2016 году – 51 000 рублей, в 2015 году – 5 500 рублей).

            19)      Проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) в 2017 году – 0% (аналогично как и в 2015-2016 годах).

            Согласно п. 3 Методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (приложение № 2 к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215) эффективность государственного контроля (надзора) заключается в достижении органами государственного контроля (надзора), в том числе Природнадзором Югры, значений показателей, характеризующих улучшение состояния исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствующих сферах деятельности (далее – показатели эффективности).

            Основные направления государственной политики в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов обусловили необходимость участия Природнадзора Югры в выполнении задачи, установленной в Государственной программе «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326, в части, «обеспечения комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды».

            Комплексность государственного надзора в области природопользования и охраны окружающей среды достигается за счет объединения родственных (отраслевых) надзоров в рамках одних контрольно-надзорных мероприятий, за счет оптимизации ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, снижения времени необходимого для проведения проверок. Уменьшение нагрузки на охотпользователей в рамках проведения в отношении них плановых проверок и переориентации деятельности Природнадзора Югры на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, позволяющих оценивать состояние природных комплексов, без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, а также своевременно выявлять и пресекать факты нарушений, позволили повысить эффективность осуществления федерального государственного охотничьего надзора.

Оперативный отчет Природнадзора Югры в области федерального государственного


охотничьего надзора за 2017 год (c 01.01.2017 по 31.12.2017)


Наименование показателей

Ед. изм-я

Итого за отчетный период



2

3

4


Контрольные мероприятия


Проверок Согласно плану

ед.

4


из них проведено:

ед.

3


Проведено внеплановых проверок

ед.

2


Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

637


Результаты контрольно-надзорной деятельности


Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

1 261


Передано материалов, в т. ч.:

ед.

16


Административная работа


Вынесено постановлений об административном наказании, всего

ед.

1210


тыс. руб.

1072,4


Оплачено по Постановлениям административных штрафов, всего

ед.

1 071


тыс. руб.

927,104


Передано в службу судебных приставов

ед.

129


тыс. руб.

419


Мировые Суды


Количество переданных административных материалов

ед.

198


Вынесено Постановлений, всего

ед.

128


в т. ч.: Вынесено Постановлений об административном наказании

тыс. руб.

190


Оплачено Постановлений, вынесенных МС

ед.

85


тыс. руб.

125,913


Предписания


Выдано Предписаний

ед.

3


Выполнено Предписаний

ед.

0


Причиненный вред


Предъявлено претензий о возмещении вреда (ущерба)

ед.

34


тыс. руб.

670,4


Возмещено в денежной форме

ед.

30


тыс. руб.

730,008



Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам федерального государственного охотничьего надзора


1.                 Выводы и предложения по результатам осуществления федерального государственного охотничьего надзора, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

По результатам осуществления федерального государственного охотничьего надзора, осуществляемого Природнадзором Югры, можно сделать вывод о его достаточно высокой эффективности.

Многообразие видов регионального государственного экологического надзора (геологический, водный, в области обращения с отходами и атмосферного воздуха, в области особо охраняемых природных территорий регионального значения), осуществляемых Природнадзором Югры, а также федеральных видов надзора (федеральный государственный надзор в области охраны объектов животного мира, охотничий надзор, лесной надзор, пожарный надзор), в рамках проведения которых, выявляются, в том числе, нарушения относящиеся федеральному государственному охотничьему надзору, требует существенной мобилизации сил и средств, оптимизации методов и регламентов работы территориальных подразделений Природнадзора Югры.

Вместе с тем, нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды и природопользования постоянно совершенствуется, и роль Минприроды России, осуществляющего функции по выработке государственной политики в данной области и нормативно-правовое регулирование, постоянно возрастает.

Предложения.

Остаются проблемы, затрудняющие планомерную организацию и осуществление контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры и требующие решения, а именно:

1)               Нехватка квалифицированных кадров в территориальных подразделениях при многообразии полномочий и функций, возложенных на одного инспектора.

2)        Отсутствие дифференцированного подхода к уровню заработной платы государственных инспекторов, относительно иных категорий государственных гражданских служащих. Высокие коррупционные риски, опасности (от браконьеров, диких животных) и жесткие требования к данной категории служащих (инспектора) осложняют работу по подбору кадров.

3)         Необходимо дополнить форму отчета №1-контроль для учёта результатов всех форм контрольно-надзорной деятельности, не только согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, но и иных форм контрольно-надзорной деятельности, не противоречащих действующему законодательству, например, результатов контрольных мероприятий (плановые (рейдовые) осмотры, обследования)), а также результатов проверок граждан.

4)              Необходимо разработать механизм (порядок) понуждения государственными инспекторами к исполнению предписаний в судебном порядке, на сегодняшний день данная процедура осуществляется через органы прокуратуры, что усложняет и затягивает процесс и не позволяет оперативно добиваться устранения нарушений.

5)              В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нет определения и понятия «плановых (рейдовых) осмотров, обследований», что не позволяет в полной мере осуществлять контрольно-надзорные мероприятия.

          6) В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире), должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право производить остановку транспортных средств.

         Правом принудительной остановки транспортных средств в случае, если водитель транспортного средства создает реальную опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться, наделены должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 491 «Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания».

          Пунктом 2.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила), предусмотрено, что право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а именно лицам, наделенным в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющим указанное регулирование. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Пунктом 1.3 Правил предусмотрено, что участники дорожного движения - лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, обязаны выполнять распоряжения регулировщиков.

На основании изложенного, возникает коллизия норм права в области охраны и использования животного мира и среды его обитания и в области обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, когда у должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания право остановки транспортного средства есть, а у участников дорожного движения обязанности остановки по их требованию нет.

На основании изложенного, необходимо рассмотреть вопрос на уровне Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Правила – внести в обязанности участников дорожного движения выполнение требований, по остановке транспортных средств, должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

7) В связи с участившимися обращениями граждан по вопросу транспортировки оружия по охотничьим угодьям, а также для снятия социальной напряженности, недовольства граждан и повышения авторитета органов государственной власти при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, исключения двоякого толкования норм права, регулирующего указанные отношения, необходимо рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Закон об охоте, в части определения понятия «охота», а именно: в части 5 статьи 1 после слова «деятельность,», добавить слова «за исключением на дорогах общего пользования»;

в части 2 статьи 5 после слова «птицами», добавить слова «за исключением на дорогах общего пользования».

Кроме того предлагаем внести дополнение в общую часть Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512, понятия «охота» в редакции изложенной в Законе об охоте, с вышеуказанными дополнениями.

8) Необходимо рассмотреть вопрос о внесении дополнения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2014 года № 6 «Об осуществлении производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 года № 81 «Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля», в части наделения индивидуальных предпринимателей заключивших охотхозяйственное соглашения, правом прохождения проверки знания требований к кандидатам в производственные охотничьи инспектора без наличия трудового договора, на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

9) Согласно части 3 статьи 19 Закона об охоте продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

Осуществлять функции по контролю за оборотом продукции охоты, законностью ее добычи и использования в настоящий период затруднительно, так как действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, не установлены объемы продукции охоты (полученной при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности), необходимой для личного потребления, а также объем указанной продукции, который может быть реализован организациям, осуществляющим деятельность по её закупке.

2.                 Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления федерального государственного охотничьего надзора

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты и системности законодательной базы.

Основные предложения:

1.      Учитывая семилетний опыт Природнадзора Югры по совместному исполнению переданных федеральных контрольно-надзорных полномочий и полномочий по осуществлению регионального экологического надзора целесообразно передать на уровень субъекта федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя все виды надзора и контроля перечисленные в ч. ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и сосредоточить в одном ведомстве (органе). В связи с чем, Природнадзор Югры готов к исполнению полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

2.      Ввести в действующее законодательство обязательность целевого расходования средств от штрафов, по искам и в виде платежей, поступающих по результатам деятельности Природнадзора Югры в бюджеты бюджетной системы РФ, на природоохранные мероприятия и программы.

3.      Внести изменения в п. 7 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях зачисления штрафов и сумм по возмещению ущерба, нанесённого охотничьим ресурсам и среде их обитания в бюджеты субъектов Российской Федерации, для целевого использования таких средств на природоохранные и восстановительные мероприятия.

4. В бюджетном законодательстве Российской федерации отсутствуют положения об обязательном целевом расходовании средств, поступающих по результатам контрольно-надзорной деятельности в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, на природоохранные и восстановительные мероприятия, а также положения о финансовых обязательствах охотпользователей в виде платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за непринятие мер по фактам причинения вреда природным ресурсам и окружающей среде.

В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, дополнив абзац 2 данной статьи словами «для финансового обеспечения реализации программ в области охраны окружающей среды, а также выполнения мероприятий и работ, направленных на возмещение вреда, причиненного окружающей среде».

Опубликовано: 02.02.2018 11:53        Обновлено: 02.02.2018 11:53