Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах и об эффективности данных видов контроля (надзора) за 2016 год.

Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах и об эффективности данных видов контроля (надзора) за 2016 год


Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности


В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года №299-п (далее - Положение о Природнадзоре Югры) Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Природнадзор Югры находится в ведении Первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Г.Ф. Бухтина.

Обеспечение охраны и защиты лесов, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах относится к ключевым функциям государства, как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.

Только при условии введения в действующее законодательство конкретных правил, требований и нормативов использования лесных ресурсов и воздействия на леса, а также ужесточения ответственности за его нарушение, эффективность деятельности Природнадзора Югры будет расти.

Подготовка проектов планов проведения проверок Природнадзора Югры на 2016 год осуществлялась строго в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-фз.

В целях обеспечения доступности информации о нормативных правовых актах (правилах, нормах, сводах правил), устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией Природнадзора Югры тексты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет (разделы «Документы» и «Контрольно-надзорная деятельность»).

В свете задач, стоящих перед Природнадзором Югры, для повышения открытости деятельности в 2016 году проводилась активная политика информирования общества об основных направлениях деятельности Природнадзора Югры в средствах массовой информации и на своем сайте.

Доклады Службы об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, размещены на официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет (раздел «Доклады и Отчеты»).

Сформирован Общественный совет, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

Руководителем Службы регулярно проводятся встречи с представителями средств массовой информации в различных форматах, в том числе пресс-чай и круглый стол, а также выступления по актуальным проблемам экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и деятельности Природнадзора Югры.

Постоянно работает «горячая линии», в том числе и для устранения возможных коррупционных проявлений, а также обнаружения нарушений лесного законодательства.

Природнадзор Югры плодотворно сотрудничает с прессой, электронными СМИ, и это сотрудничество приносит пользу делу гражданского и общественного контроля в сфере экологии и природопользования.


Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


1.                 Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора.

Природнадзор Югры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере природопользования, охраны окружающей среды, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты и лесных отношений, иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления), общественными объединениями и организациями

В настоящее время в структуре Службы действуют 9 территориальных подразделений:

1)     Нижневартовское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

2)        Сургутское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

3)       Нефтеюганское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

4)        Ханты-Мансийское управление по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

5)     Белоярский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

6)      Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

7)      Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

8)         Октябрьский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений;

9)       Советский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений.

2.                 Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

В соответствии с Положением о Природнадзоре Югры за Службой закреплены полномочия по осуществлению следующих видов государственного надзора:

федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях лесного фонда;

федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

федеральный государственный охотничий надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в т.ч.:

•   за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

•   охраной и использованием особо охраняемых природных территорий регионального значения;

•   обращением с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

•   геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

И некоторые виды контроля, такие как:

контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;

контроль за оборотом продукции охоты;

контроль и надзор за выполнением требований правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в автономном округе.

Взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля Природнадзор осуществляет на основании следующих соглашений и регламентов:

1.                      Соглашение о взаимодействии Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, УМВД по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-мансийского автономного округа – Югры, при координации деятельности в области пожарной безопасности, предупреждения, тушения лесных пожаров на землях лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и смежных с ним территорий.

2.                      Регламент взаимодействия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также по предотвращению незаконных рубок и своевременного принятия мер по фактам нарушений лесного законодательства.

3.                      Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

4.                      Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Службой по контрою и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

5.                      Соглашение о взаимодействии между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Следственным комитетом Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономного округа – Югре.

6.                      Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

7.                      Соглашение о порядке взаимодействия между Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

8.                      Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа – Югре и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округ – Югры.

9.                      Соглашение о взаимодействии, заключаемое исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с казачьими обществами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Природнадзор Югры по указанию органов прокуратуры согласовывает при подготовке проектов планов КНД с другими заинтересованными органами проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами. С вступлением данного постановления в силу Природнадзор Югры представляет проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

3.                 Сведения о нормативных правовых актах, на основании которых Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах:

1.                 Конституция Российской Федерации;

2.                 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;

3.                 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

4.                 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

5.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

6.                 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

7.                 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

8.                 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

9.                 Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»;

10.             Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

11.             Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;

12.             Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1443 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов»;

13.             Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

14.             Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

15.        Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»;

16.        Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;

17.        Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»;

18.        Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;

19.        Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 366 «Об утверждении перечня должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, и об установлении предельной численности указанных лиц»;

20.        Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»;

21.        Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины»;

22.             Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

23.             Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (форма № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

24.             Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»;

25.             Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки»;

26.             Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 573 «Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме»;

27.             Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2016 № 362 «Об установлении Порядков представления отчета об охране лесов и отчета о защите лесов и их форм»;

28.             Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2015 № 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы»;

29.             Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

30.             Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»;

31.             Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов»;

32.             Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.04.1995 № 4-оз;

33.             Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

34.             Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2006 № 148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

35.             Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях»;

36.             Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

37.             Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

38.             Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2010 № 300-п «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

39.             Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2011 № 23-п «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

40.             Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2011 № 482-п «Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)»;

41.             Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2011 № 1-нп «О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

42.             Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2011 № 2-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

43.             Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2011 № 4-нп «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

44.             Приказ Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.07.2015 № 29-нп «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».


Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля


1.                 Данные о штатной численности работников Природнадзора Югры, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности.

Количество штатных единиц, по должностям, предусматривающим выполнение функций по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах, составило 108 ед. (47,4% от общей численности Службы в 2016 году – 228 ед., утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 №299-п).

Фактическая численность госинспекторов Природнадзора Югры в 2016 году составила 108 ед., штат государственных инспекторов укомплектован на 86%.

Структура Службы утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 года №299-п.

2.                 Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации.

Все государственные инспектора Природнадзора Югры соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям: имеют высшее образование, соответствующий стаж государственной гражданской службы, опыт работы.

Вместе с тем, единого образовательного стандарта или квалификационных требований для государственного «лесного» инспектора в настоящее время не существует.

В настоящее время обеспечено 100%-ное обучение должностных лиц Службы, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах по темам: «Государственный лесной надзор», «Административное производство».

3.                 Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетном периоде объему функций по контролю (надзору)

Утвержденная методика определения средней нагрузки на 1 работника (государственного инспектора) исполнения функций по контролю (надзору) на сегодняшний день отсутствует.

Общее количество проведенных проверок по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в 2016 году составило 794 ед.

Т.е. на 1 государственного инспектора Природнадзора Югры в 2016 году в среднем приходилось 8,5 проверок (в 2015 году – 10,7 проверок, в 2014 году – 11 проверок), что соответствует максимальной нагрузке в год, учитывая, что срок 1 проверки – 1 месяц без учета положенных 2-х месяцев в году на отпуска и больничные в соответствии с трудовым законодательством.

Всего за отчетный год проведено 1 790 мероприятий по контролю (надзору) включая проверки, мероприятия по контролю (патрулирование) в лесах, плановые (рейдовые) осмотры, обследования, возбуждено 3 717 административных дел по фактам (признакам) правонарушений, средняя нагрузка на 1 инспектора составила 18 контрольных мероприятий и 38 административных производств.

Кроме того, инспектор в обязательном порядке ведет установленную отчетность о результатах проведенных проверок и контрольных мероприятий.

Необходимо также учитывать время, необходимое согласно действующему законодательству на обеспечение обучения государственных гражданских служащих, которыми являются госинспектора Природнадзора Югры.

Таким образом, для определения средней нагрузки на 1 инспектора целесообразно разработать и утвердить нормативно-правовым актом соответствующую методику, четко устанавливающую следующее:

конкретные виды работ инспектора при исполнении КНД по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральному государственному пожарному надзору в лесах с учетом положений о данных видах контроля (надзора) и требований административных регламентов исполнения контрольных функций;

формулу расчета трудоемкости каждого вида работ; коэффициенты, позволяющие учесть особенности каждого вида КНД, совмещение 1 инспектором исполнения нескольких видов КНД (как например, в Природнадзоре Югре - совмещение исполнения полномочий по федеральным и региональному видам контроля (надзора)).

Регламентация определения средней нагрузки на 1 работника позволит нормировать численность работников контрольно-надзорных органов.

4.                 Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Согласно отчету по форме № 1-контроль в 2016 году экспертные организации или эксперты в плановых проверках лесопользователей не участвовали.

При проведении патрулирований лесного фонда и плановых рейдовых осмотров (обследований) лесных участков Природнадзор Югры привлекает ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО» для отбора и анализа проб почвы и иных компонентов, с целью подтверждения фактов загрязнения участков лесного фонда, в результате нарушений требований лесного законодательства.


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


1.                 Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах

Контрольно-надзорная деятельность в 2016 году Природнадзором Югры осуществлялась согласно утвержденным приказам Природнадзора Югры, планом контрольно-надзорных мероприятий, а также на основании приказов и распоряжений о проведении проверок, патрулирований и плановых рейдовых осмотров (обследований) лесных участков.

Плановые проверки в соответствии с установленными приоритетами государственного контроля и надзора были ориентированы на деятельность природопользователей и предприятий, осуществляющих использование лесов. Большинство проверок носили комплексный характер, вместе с тем, согласно утвержденному плану, некоторые проверки являлись целевыми.

Внеплановые проверки проводились в целях проверки выполнения ранее выданных предписаний, по требованиям органов прокуратуры, а также по обращениям граждан о нарушениях юридическими и физическими лицами лесного законодательства.

Для обеспечения профилактических мер по пожарной безопасности в лесах, предотвращения, выявления и пресечения нарушений проводились контрольные мероприятия в форме патрулирования лесного фонда и плановых рейдовых осмотров (обследований) участков лесного фонда.

Всего в 2016 году проведено 1790 контрольных мероприятия, результаты которых позволили предотвратить и выявить большое число правонарушений, а также добиться их оперативного устранения.

При выявлении признаков административного правонарушения, рассмотрение (составление протокола) по которому относится к компетенции Природнадзора Югры, возбуждались дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам 2016 года было возбуждено 3 717 административных дел.

Кроме того, количество материалов, содержащих признаки составов административных правонарушений, переданных по подведомственности в Природнадзор Югры в 2016 году составило – 168 ед.

К сожалению, вынуждены в очередной раз констатировать, что данные контрольно-надзорные мероприятия и их показатели (результаты) не учтены в отчете по форме 1-контроль.

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно ведомственной отчетности за период с 2014 по 2016 гг. были получены следующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры:


Годы

Общее количество проведенных проверок, ед.

Количество возбужденных административных дел, ед.

2014

1 020

2 667

2015

1 032

2 968

2016

794

3 717


Сопоставительный анализ показывает, что при снижении количества проверок, как плановых, так и внеплановых, увеличивается выявляемость нарушений лесного законодательства.

2.                 Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности.

В 2016 году Природнадзором Югры с ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО» заключено 6 Государственных контрактов на общую сумму 8 200 тыс. руб. на оказание услуг по отбору проб и проведению аналитического контроля состояния окружающей среды.

При проведении патрулирований лесного фонда и плановых рейдовых осмотров (обследований) лесных участков Природнадзор Югры привлекает ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО» для отбора и анализа проб почвы и иных компонентов, с целью подтверждения фактов загрязнения участков лесного фонда, в результате нарушений требований лесного законодательства.

В 2016 году за лесонарушения в виде порчи почв предъявлено 226 претензий на общую сумму размера вреда 671 804,363 тыс. руб. В добровольном порядке в 2016 году оплачено 53 претензии на сумму 55 488,935 тыс. руб. По решению суда в 2016 году Природнадзором Югры в судебном порядке взыскано 588 595,545 тыс. руб.


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


1.                 Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах по реагированию по фактам выявленных нарушений лесного законодательства.


Показатели / годы

2014

2015

2016

Выявлено нарушений в ходе проверок, шт.

671

663

309

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, шт.

303

528

503

Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт.

2 667

2 968

3 717

Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий, шт.

1 816

2 272

2 612


2.                 Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля).

В 2016 году Природнадзор Югры участвовали в 1 744 судебных делах, из 1 135 рассмотренных дел по 1 012 (89%) решения приняты в пользу Службы.

Итоги судебной работы в 2016 году:

-   по делам об административных правонарушениях в пользу Природнадзора Югры вынесено 865 решений из 983 рассмотренных дел;

-   по делам о возмещении вреда в пользу Природнадзора Югры вынесено 147 решений (96%) из 152 рассмотренных дел.

Постоянный контроль и методическая работа, осуществляемые центральным аппаратом Природнадзора Югры в отношении территориальных подразделений, позволяют исключать случаи превышения полномочий или злоупотребление им, а также не допускать коррупционных проявлений в действиях должностных лиц Службы.

В 2016 году по результатам контрольно-надзорных мероприятий госинспекторами Природнадзора Югры применялись в работе 20 статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в области лесных отношений, в 2015 году - 19.


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


Согласно данным государственной статистической отчетности №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденной приказом Росстата от 21.12.2011 №503, в результате контрольно-надзорной деятельности Природнадзора Югры за 2016 год на территории автономного округа в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, Природнадзором Югры проведено 794 проверок, из них: плановых - 47 и внеплановых – 747 проверок, включая проверки исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданных Природнадзором Югры предписаний об устранении нарушений.

Статистика за 3 года представлена в таблице:

Год

Плановые проверки,

ед.

Внеплановые проверки,

ед.

КНМ

(патрулирования, обследования, осмотры)

2014

37

995

1 037

2015

60

952

1 075

2016

47

747

1 006

В 2016 году по сравнению с 2014 - 2015 годами:

-    количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых были выявлены нарушения:

2014 год - 107;

2015 год - 65;

2016 год - 76.

-    количество проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях:

2014 год - 371;

2015 год - 364;

2016 год - 309.

-     количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, административных расследований:

2014 год - 303;

2015 год - 528;

2016 год - 503.

-   общая сумма наложенных административных штрафов (тыс.рублей):

2014 год - 12 413;

2015 год - 24 737;

2016 год - 23 592.

-   общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов (тыс.рублей):

2014 год - 12 743;

2015 год - 33 378;

2016 год - 28 442.

Следует также принимать во внимание, что в форме № 1-контроль не учитываются результаты КНД в отношении физических лиц и данные полученные в результате иных контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований.

По итогам 2016 года не было не одной проверки Природнадзора Югры, результаты которых были признаны недействительными.

По результатам работы Службы на основании отчета по форме №1-контроль получены следующие значения показателей эффективности государственного контроля (надзора):

1)          В целом выполнение утвержденных планов проведения плановых проверок в 2016 составляет 73,4% от общего количества запланированных проверок (выполнено 47 проверок из 64 запланированных). Количество ликвидированных, прекративших свою деятельность, либо являющихся субъектами малого бизнеса к моменту проведения плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (из числа включенных в план проверок на отчетный период) в 2016 году составило - 17 ед.

2)           Доля заявлений Природнадзора Югры, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (31 ед.), в согласовании которых было отказано (4 ед.) в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений в 2016 году составила 13% (в 2015 году – 16,6%, в 2014 году – заявления о согласовании в органы прокуратуры не направлялись).

3)          Проверки в 2016 году, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.

4)          Проверки в 2016 году, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, отсутствовали, как и в 2015 году.

5)              Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки, составила в 2016 году 6,4% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся автономном округе лесопользователями (735 ед.), наблюдается незначительное повышение процента к предыдущему отчетному году (в 2015 году – 5%).

6)          Доля проведенных внеплановых проверок в 2016 году - 94 % (747) от общего количества проведенных проверок (794) – не превышает результаты 2015 года - 96%, учитывая возрастание в 2015 году количества внеплановых проверок.

7)          Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, связанных с возникновением угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда составила 2% от общего количества проведенных в 2016 году внеплановых проверок 747 (в 2015 году это значение составляло 1,3%, т.е. количество поступивших в 2016 году обращений в Службу по данному вопросу выше количества 2015 года).

8)          Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок в 2016 году составила 39% (в 2015 году - 35%).

9)         Доля проверок, в результате которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, в 2016 году составила 98% от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в 2015 году – 98%).

10)     Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, составила в 2016 году 90% от общего количества проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в 2015 году - 82%).

11)     Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 2016 году составила 49% от общего числа проверенных лиц (в 2015 году - 23%).

12)        Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 2016 году составила 6% от общего числа проверенных лиц (в 2015 году - 27%).

13)              Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году по видам ущерба составило:

-   случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан не зафиксированы (в 2015 году - 0);

-   369 случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде (в 2015 году - 432);

-   случаи причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации не зафиксированы (в 2015 году - 0);

-   случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксированы (в 2015 году - 0);

14)         Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний в 2016 году в процентах от общего числа выявленных правонарушений составила 18%, в 2015 году - 49%, т.е. ответственность природопользователей по выполнению предписаний Природнадзора и устранение допущенных нарушений повысилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Согласно п.3 Методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (приложение № 2 к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 №215) эффективность государственного контроля (надзора) заключается в достижении органами государственного контроля (надзора), в том числе Природнадзором Югры, значений показателей, характеризующих улучшение состояние исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствующих сферах деятельности (далее - показатели эффективности).

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов обусловили необходимость участия Природнадзора Югры в выполнении задачи, установленной в Государственной программе «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №318, в части, касающейся надзора, а именно: «Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов».

Комплексность осуществления федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах достигается за счет объединения родственных (отраслевых) надзоров в рамках одних контрольно-надзорных мероприятий, за счет оптимизации ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, снижения времени необходимого для проведения проверок. Уменьшение нагрузки на природопользователей в рамках проведения в отношении них плановых проверок и переориентации Службы на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, позволяющих оценивать состояние природных комплексов без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, а также своевременно выявлять и пресекать факты нарушений позволило повысить эффективность работы.

Оперативный отчет Службы за 2016 год

(c 01.01.2016 по 31.12.2016)

1

Наименование показателей

Ед. изм-я

Вид контроля

лесной

А

2

3

6

1

Контрольные мероприятия

1.1

Проведено плановых проверок

ед.

47

1.2

Проведено внеплановых проверок

ед.

747

1.3

Проведено рейдовых патрулирований (обследований)

ед.

1 006

2

Результаты контрольно-надзорной деятельности

2.1

Возбуждено дел об административных правонарушениях (без МС), из них:

ед.

3 717

2.2

Передано материалов, в т.ч.:

ед.

243

2.2.1

                в прокуратуру

ед.

140

2.2.2

                в правоохранительные органы (УВД)

ед.

96

2.2.3

                в гос.органы

ед.

5

2.2.4

                прочее

ед.

2

3

Административная работа

3.1

Вынесено постановлений, всего

ед.

2483

3.2

Из них, вступили в законную силу и срок оплаты по которым истек

ед.

2 111

тыс. руб.

206 601,300

3.3

Оплачено по Постановлениям административных штрафов

ед.

1 955

тыс. руб.

198 733,300

3.4

Передано в службу судебных приставов

ед.

156

тыс. руб.

7 868,0

4

Предписания

4.1

Выдано Предписаний

ед.

859

4.2

Выполнено Предписаний

ед.

665

6

Причиненный вред

6.1

всего возмещено вреда

в денежной форме

в натуральной форме

тыс. руб.

1 045 259,712

6.2.


тыс. руб

3 359 583,800


Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


1.                 Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности.

Выводы.

По результатам осуществляемого Природнадзором Югры федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах, можно сделать вывод об их высокой эффективности.

Предложения.

Остаются проблемы, мешающие планомерной организации и осуществлению контрольно-надзорной деятельности Службы и требующие решения, а именно:

1)    Статьи 99-100 Лесного кодекса Российской Федерации не дают однозначного понимания порядка возмещения вреда, отсутствует механизм (порядок) учета затрат, необходимо разработать и утвердить порядок возмещения вреда и учета затрат на федеральном уровне, для единообразного понимания и применения установленных норм и требований по возмещению вреда.

2)    До настоящего времени не урегулированы вопросы вывоза, транспортировки и хранения изъятой незаконно заготовленной древесины до момента ее передачи на реализацию территориальным управлениям Росимущества.

3)              Необходимо разработать механизм (порядок) понуждения государственными инспекторами к исполнению предписаний в судебном порядке, на сегодняшний день данная процедура осуществляется через органы прокуратуры, что усложняет процесс и не позволяет оперативно добиваться устранения нарушений.

2.                 Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

Эффективность деятельности Природнадзора Югры напрямую зависит от полноты и системности законодательной базы.

Основные предложения:

1.     Учитывая шестилетний опыт Природнадзора Югры по совместному исполнению преданных федеральных контрольно-надзорных полномочий и полномочий по осуществлению регионального экологического надзора считаем целесообразны передать на уровень субъекта государственный экологический надзор включающий в себя все виды надзора и контроля перечисленные в ч. ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и сосредоточить в одном ведомстве (органе). В связи с чем, Природнадзор Югры готов к исполнению полномочий по федеральному государственному экологическому надзору, земельному надзору и надзору за охраной водных биологических ресурсов.

2.        Ввести в действующее законодательство обязательность целевого расходования средств от штрафов, по искам и в виде платежей, поступающих по результатам деятельности Природнадзора Югры в бюджеты бюджетной системы РФ, на природоохранные мероприятия и программы.

В бюджетном законодательстве Российской федерации отсутствуют положения об обязательном целевом расходовании средств, поступающих по результатам контрольно-надзорной деятельности в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, на природоохранные и восстановительные мероприятия, а также положения о финансовых обязательствах природопользователей в виде платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за непринятие мер по рекультивации нарушенных земель, за загрязнение водных объектов, самовольное пользование недрами, по обращению с отходами и иным фактам причинения вреда природным ресурсам и окружающей среде.

В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, дополнив абзац 2 данной статьи словами «для финансового обеспечения реализации программ в области охраны окружающей среды, а также выполнения мероприятий и работ, направленных на возмещение вреда, причиненного окружающей среде».

Руководитель Службы                                                                             С.В. Пикунов

Опубликовано: 13.04.2017 10:35        Обновлено: 13.04.2017 10:35