Размер:
Цвет:

ДРОНД 2012

Приложение 1 «Основные показатели деятельности Департамента экологии автономного округа»

Приложение 2 и 3 «Оценка исполняемых расходных обязательств Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа» и «Оценка администрируемых Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа доходов в бюджет автономного округа»

Приложение 4 «Фактические (ожидаемые) и планируемые значения основных показателей деятельности Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Приложение 5 «Распределение отчетных и планируемых расходов Департамента экологии автономного округа по целям, задачам и программам»

Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год и на период 2013-2016 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 г. № 69-п (с изменениями на 16.10.2010 г.).

Доклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам и развития системы программно-целевого управления.

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2010 № 175 «О Департаменте экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Департамент), Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, экологической экспертизы.

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности учреждений автономного округа, находящихся в его ведении. В число подведомственных учреждений Департамента входят:

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Кондинские озера» (Кондинский район);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Сибирские Увалы» (Нижневартовский район);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Нумто» (Белоярский район);

– Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Самаровский Чугас» (г.Ханты-Мансийск);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий», в том числе заказники окружного значения:«Сорумский» (Белоярский район); «Вогулка» (Березовский район); «Березовский» (Березовский район); «Унторский» (Октябрьский район).


Раздел 1. «Цели, задачи и показатели деятельности»

Определяя стратегические цели своей деятельности, Департамент руководствовался стратегическими документами долгосрочного социально-экономического развития автономного округа:

– Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 г. № 491-рп;

– Концепцией экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 г. № 110-рп.

Согласно указанным документам долгосрочной стратегической целью Правительства автономного округа выступает обеспечение для нынешнего и будущего поколений жителей благоприятной окружающей среды на территории автономного округа.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов (государственных органов в области охраны окружающей среды) поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.

Исходя из стратегической цели Правительства автономного округа по формированию экологически устойчивого социально-экономического развития автономного округа, а так же возложенных полномочий, сформулированы стратегические цели и тактические задачи деятельности Департамента экологии автономного округа:

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа»

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира».

 

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа».

 

Преобладающую роль в экономике автономного округа занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы, обозначился и другой фактор, а именно – негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированного размещения отходов производства и потребления, обусловленная недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Общие качественные показатели, характеризующие степень достижения Департаментом поставленной цели, определяются как отношение фактического объёма (массы) загрязнения окружающей среды по природным компонентам (загрязнение воздуха, сброс сточных вод, образование отходов) к условному показателю антропогенного воздействия на окружающую среду - объёму валового регионального продукта (далее – ВРП).

Деятельность Департамента по реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, по побуждению предприятий на разработку и реализацию собственных программ, приводит к экологизации производства, широкому применению малоотходных и безотходных технологий и иных достижений научно-технического прогресса. И, следовательно, при росте производства (ВРП) отношение фактического загрязнения к ВРП должно снижаться, либо оставаться на прежнем уровне.

 

Для достижения стратегической цели 1 и решения вышеприведённых проблем Департамент ставит перед собой тактические задачи:

 

Задача 1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития автономного округа

Хозяйственная и иная деятельность в обязательном порядке характеризуется негативным воздействием на окружающую среду, так как в результате её осуществляются выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, образование отходов производства и потребления.

Задачей природоохранных органов является минимизировать указанное негативное воздействие.

Основным инструментом Департамента по снижению негативного воздействия является выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и перевооружению объектов природоохранного назначения в рамках реализации целевых программ автономного округа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности («Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 года и на период до 2015 года», «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы и на период до 2020 года»).

 

Качественные показатели деятельности Департамента:

  1. обеспеченность населённых пунктов автономного округа полигонами для размещения твёрдых бытовых отходов;
  2. доля водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населённых пунктов от общей потребности в водоохранных сооружениях;
  3. величина предотвращённого экологического ущерба, который представляет собой укрупнённую эколого-экономическую оценку ущерба, предотвращаемого в результате деятельности Департамента, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий.

Количественные показатели деятельности Департамента:

  1. Снизилась доля валового объёма выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух к объёму ВРП (тыс.тонн/млрд.руб.) с 1,19 в 2011 г. до 0,93 в 2012 г.
  2. Снизилась доля объёма сбросов загрязнённых сточных вод в водные объекты к объему ВРП (тыс.м3/млрд.руб.) с 0,39 в 2011 году до 0,30 в 2012 г.
  3. Снизилась доля массы размещённых отходов производства и потребления в объёму ВРП (тыс.тонн/млрд.руб.) с 1,79 в 2011 г. до 1,71 в 2012 г.

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

  1. В целях совершенствования системы управления отходами на территории автономного округа распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 сентября 2011 № 543-рп утвержден план основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (далее – Концепция).

В рамках исполнения Плана по реализации Концепции, муниципальными образованиями автономного округа разрабатываются Генеральные схемы санитарной очистки территорий, Правила обращения с отходами, в том числе по отдельным видам, а так же целевые муниципальные программы в области обращения с отходами. По состоянию на 1 января 2013 года муниципалитетами проведена следующая работа.

2.    Выполнены работы по строительству объектов:

– укрепление берега р.Вах в с.Большетархово Нижневартовского района;

– укрепление берега р.Иртыш в г.Ханты-Мансийске.

 

Приоритеты на 2013-2016 годы:

Достичь уменьшения доли загрязнения окружающей среды на 1 млрд. рублей валового регионального продукта за счёт разработки и реализации целевых программ в области охраны окружающей и комплексного подхода к решению экологических и социально-экономических проблем.

Конечным результатом выполнения данной задачи будет являться достижение стабильной тенденции уменьшения загрязнения окружающей среды, что будет способствовать улучшению качества жизни населения автономного округа и снижению уровня заболеваний, зависящих от воздействия экологических факторов.

 

Задача 2. Контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляемый до начала реализации намечаемой деятельности

Одним из важнейших направлений деятельности в области охраны окружающей среды является осуществление предупредительного контроля за состоянием и использованием компонентов природной среды, позволяющих всесторонне изучить, объективно рассмотреть и проанализировать предлагаемые к реализации проектные решения.

В пределах предоставленных полномочий Депэкологии осуществляет проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. (Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области экологической экспертизы).

Оценка деятельности Департамента по осуществлению данной задачи – оценка качества экспертных работ (количественный показатель):

– доля проектов с выявленными в процессе государственной экологической экспертизы нарушениями требований природоохранного законодательства и откорректированных по замечаниям экспертных комиссий;

– доля экспертных заключений, оспоренных в судебном порядке.

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

За 2012 год проведено 27 государственных экологических экспертиз проектных документаций (в 2011 году – 15, рост составил 180%) по четырем тематикам:

– ведомственная целевая программы – 1 (в 2011 году – 1);

– материалы, обосновывающие лимиты изъятия охотничьих ресурсов с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 1 (в 2011 году – 1);

– проектная документация объектов, строительство которых планируется на особо охраняемых природных территориях – 22 (в 2011 году – 13, рост составил 169%);

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения – 3.

По всем объектам выданы положительные заключения, из них 25 проектных материалов были откорректированы в части соблюдения требований природоохранного законодательства (92,5% от общего числа поступивших проектов, увеличение в 8 раз по сравнению с 2011 годом).

В судебном порядке заключения государственной экологической экспертизы не оспаривались, количественный показатель – 0%.

Данные показатели характеризуют качество экспертных работ.

Приоритеты на 2013-2016 годы:

Расширить объекты государственной экологической экспертизы согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-фз, включив материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться стабилизация количественных показателей.

Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о допустимости воздействия реализации объекта на окружающую среду и соответствии проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды. Устранение выявленных замечаний в ходе проведения государственной экологической экспертизы способствует оптимизации процесса согласования и утверждения проектной документации.

 

Задача 3. Информационное обеспечение и доступ граждан и заинтересованных сторон к экологически значимой информации.

В сфере формирования единого информационного пространства и обеспечения доступности для населения информации о реализации экологической политики, состоянии окружающей среды осуществлялось:

– по муниципальным образованиям автономного округа распространены федеральные журналы («Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», раскрывающим опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития – 600 экз.);

– изданы сборники и диски по итогам МЭА «Спасти и сохранить» и материалы мероприятий: Всероссийской конференции по экологическому образованию в интересах устойчивого развития, экологическим конкурсам, а также информационные буклеты по основным направлениям деятельности Департамента экологии (2 150 экз.);

– изданы и приобретены буклеты, методические комплексы, сборники по итогам экологических конкурсов, литература экологической направленности, (760 экз.), которые направлены в Государственную библиотеку Югры, в муниципальные образования автономного округа, участникам программных мероприятий;

– на постоянной основе идет обновление информации на Экологическом портале Югры (www.ecougra.ru); сайте Международной экологической акции «Спасти и сохранить» (www.ugreen.ru), раздела «Охрана окружающей среды», на сайте органов власти (www.admhmao.ru), всего более 220 материалов;

– в течение года осуществляется информирование населения посредством баннеров (8 шт.), уличных дисплеев, плакатов, экологических листовок (2 750 шт.), социальных теле- и радио роликов (13 видов);

– 115 полос газет и журналов (в том числе 65 полосы – по результатам работы пресс-центра по освещению мероприятий Международной экологической акции «Спасти и сохранить») содержали информацию экологической направленности;

– подготовлено 2 статьи и 2 публикации экологической тематики в печатных СМИ окружного и федерального уровня;

– 405 минут – общее эфирное время по освещению мероприятий, актуальных экологических проблем, результатов деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (программы «С 7 до 9», «Без посредников», «Эковзгляд», «Дневник Международной экологической акции «Спасти и сохранить», «Горячий возраст», «Команда»), новостные выпуски, радиопрограммы;

– формирование и ведение экологического паспорта.

 

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

Информационная система Департамента в 2012 года содержит информацию общим объёмом 1 783 Мбайт.

В рамках экологической паспортизации осуществлялся сбор, обработка и отображение сведений об объектах негативного воздействия и объектах экологической безопасности на территории автономного округа. В базу данных Экологического паспорта Югры внесена информация о 23 575 источниках негативного воздействия на окружающую природную среду, что составляет 58% (плановый показатель) от целевого значения показателя 100% – 40 648 (на момент окончание действия Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югре в 2011-2013 годах и на период до 2015 года»).

Подготовлена информация о техногенной нагрузке в границах лицензионных участков недр, качестве поверхностных вод на основных водных объектах автономного округа и состоянии атмосферного воздуха в городах автономного округа для размещения на специализированных сайтах (www.ecougra.ru, www.ugreen.ru) и официальном веб-сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).

 

Сформирован «Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра» (по состоянию на 01.01.2012 год). В реестр внесены сведения по 74 предприятиям. Площадь загрязненных земель составляет 5 109 га (3 792 га приходится на земли загрязненные нефтью, нефтепродуктами, нефтесодержащей жидкостью и 1 317 га приходится на земли загрязненные подтоварной водой, пластовой водой, высокоминерализованной жидкостью).

Реестр сформирован в целях определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды автономного округа.

 

Приоритеты на 2013-2016 годы:

Внести в Экопаспорт территории автономного округа сведения о 41 000 источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории автономного округа. Провести интеграцию Экопаспорта Югры с территориальной информационной системой Югры (ТИС Югры) и опубликование Экопаспорта для обеспечения доступа граждан и заинтересованных сторон к экологически значимой информации.

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться создание открытого информационного пространства, обеспечивающего органы власти всех уровней, юридических лиц и граждан автономного округа оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и её опасных изменениях.

 

Задача 4. Создание и развитие системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа.

Государственный экологический мониторинг является одной из основных мер, направленных на обеспечение экологического благополучия состояния окружающей среды и предупреждения его нарушений. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

В рамках предоставленных полномочий Департаментом осуществляется общее руководство и организация взаимодействия структур, контроль исполнения, согласование проектной документации по организации и осуществлению экологического мониторинга регионального (территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды) и локального уровней (экологический мониторинг в границах лицензионных участков недр).

Показатели деятельности Департамента:

– долей согласованных проектов локального экологического мониторинга от общего числа эксплуатируемых лицензионных участков;

– долей принятых отчётов локального экологического мониторинга от общего количества согласованных проектов;

– долей произведенных измерений качества природных компонентов от общего числа, определенного проектами локального экологического мониторинга;

Основные мероприятия Департамента, обеспечивающие решение задачи:

– рассмотрение и согласование проектов локального экологического мониторинга;

– рассмотрение и согласование проектов и отчётов исследования исходной загрязнённости компонентов природной среды;

– анализ полученной информации по основным природным средам (атмосферному воздуху, в том числе снежному покрову, поверхностным водам и донным отложениям поверхностных водных объектов, почвам), выявление основных тенденций изменения качества окружающей среды.

 

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

В регионе обеспечивается функционирование системы мониторинга окружающей среды. Наблюдательная сеть системы включает пункты локального мониторинга в границах эксплуатируемых лицензионных участков недр и территориальную сеть экологического мониторинга (стационарные посты наблюдений за атмосферным воздухом в населенных пунктах и контрольные гидрохимические створы на крупных водотоках).

Функционирование системы мониторинга обеспечено нормативно-правовой базой автономного округа, взаимодействием федеральных и окружных структур с компаниями-недропользователями, сопровождается автоматизированной системой сбора и архивации экологических данных.

В 2012 году проведены работы по модернизации информационной системы сопровождения и контроля локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр. С целью расширения функционала информационной системы разработан Веб-ресурс «Сопровождение ЛЭМ» и регламенты информационных обменов между субъектами пользования Веб-ресурса. Выполнена модернизация программного модуля «Электронные протоколы КХА».

По состоянию на 01.01.2013 из 246 лицензионного участков (по состоянию на 01.01.2012 – 242 участка), на которых осуществлялась добыча нефти и газа, локальным экологическим мониторингом охвачено 241 участков (98%).

В 2012 году рассмотрено проектов:

– проектов локального экологического мониторинга территорий лицензионных участков – 16 (согласовано – 16);

– проектов исследования исходной загрязнённости территорий лицензионных участков – 11 (согласовано – 11);

– корректировок проектов ЛЭМ – 94 (согласовано – 65).

Количество рассмотренных в 2012 году проектов по сравнению 2011 годом увеличилось на 189%.

Приоритеты на 2013-2016 годы:

Обеспечение надлежащего функционирования региональной и локальной системы мониторинга на территории автономного округа.

Обеспечение своевременного предоставления недропользователями достоверной информации о нефтезагрязненных и рекультивированных землях.

Конечные результаты выполнения задачи:

Результаты экологического мониторинга позволят своевременно выявлять экологические угрозы окружающей среде и принимать оптимальные и эффективные управленческие решения по минимизации планируемой и существующей хозяйственной деятельности.

 

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа

Для достижения нового уровня отношений человека с природой и успешного привлечения населения к природоохранной деятельности Департаментом осуществляются следующие меры:

– развитие общественного экологического движения;

– реализация социально-значимого проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»;

– организация и проведение совещаний, конференций, конкурсов и других мероприятий природоохранной тематики.

Показатели деятельности Департамента:

– долей участия населения в региональных конкурсах, выставках, акциях и других эколого-просветительских мероприятиях;

– средним числом теле- и радио эфирного времени для освещения в средствах массовой информации;

– средним числом выхода печатных полос в средствах массовой информации.

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

  1. Круглый стол  «Рейтинг экологически устойчивого развития регионов: методика и критерии оценки»; С 19 мая по 9 июня 2012 года X МЭА «Спасти и сохранить». Тема: «Культура и природа – наследие народов». Акция этого года прошла при поддержке Минобрнауки и Минприроды России (представители которых вошли в состав оргкомитета Акции), Министерства иностранных дел РФ, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Международной ассоциации «Северный форум», международных и российских экспертов ЮНЕСКО, рейтинговых агентств, субъектов РФ, муниципальных образований автономного округа.
  2. Выставка-форум «Экологическая политика автономного округа проходящего в рамках социально значимого эколого-просветительского проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить».
  3. Всероссийская научно-практическая конференция «Ведение региональных Красных книг: достижения, проблемы и перспективы. Роль ООПТ в ведении региональных Красных книг».
  4. Интеллектуальный турнир среди студентов природопользователей и студентов, активных участников Международной экологической акции «Спасти и сохранить».
  5. 4 заседания межведомственной комиссии при заместителе Губернатора автономного округа.
  6. 7 рабочих совещаний с исполнительными органами государственной власти автономного округа.
  7. 3 программных мероприятия в рамках МЭА «Спасти и сохранить» регионального, всероссийского и международного уровней.
  8. 16 конкурсов экологической направленности, в которых приняли участие свыше 5 тыс. человек.
  9. VII Всероссийская конференция по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития.
  10. Круглый стол «Нефтяное загрязнение: движение к безопасности и чистоте».

 

Приоритеты на 2013-2016 годы:

Активизация развития общественного экологического движения, развитие системы непрерывного, комплексного экологического образования и просвещения.

Конечные результаты выполнения задачи:

Решение данной задачи создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и опосредованным образом повлияет на улучшение качества природной среды.

 

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира»

Для достижения стратегической цели 2 Департамент ставит перед собой тактические задачи:

 

Задача 6. Создание и обеспечение функционирования сети особо охраняемых природных территорий автономного округа.

Показатели деятельности Департамента для решения указанной задачи:

– доля площади ООПТ от общей площади округа;

– доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного мира, к общей численности видов животного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

– доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного мира, к общей численности видов растительного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

 

Депэкологии реализует свои полномочий для решения задачи по трём основным направлениям: охрана территории, научно-исследовательская работа, эколого-просветительская деятельность, включая экологический туризм.

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

1.          Охрана территории ООПТ.

1.1.      Государственный контроль за соблюдением выполнения режима ООПТ.

За 2012 год проведено ревизий-обходов – 4 263 (в 2011 году было проведено 2 724 обхода), протяженность которых составила 157 742 км.

В 2012 году было проведено 286 проверок (в 2011 году – 106), в том числе внеплановых – 47, совместных проверок – 103, в том числе с МВД – 40, с Природнадзором Югры – 47, с Управлением Федерального агентства  Росрыболовства по Тюменской области – 7, с ГУ МЧС по ХМАО-Югре – 2, с природопользователями, осуществляющими деятельность на ООПТ – 7.

Выявлено нарушений – 144 (в 2011 году – 77), в том числе нарушение установленного режима – 7, нарушение правил санитарной безопасности (захламление и загрязнение лесов) – 16, нарушение правил пользования объектами животного мира – 8, нарушение правил пожарной безопасности – 103, прочие – 10. Количество выявленных нарушений по сравнению с 2011 годом увеличилось почти в 2 раза.

По совместным проверкам взыскано штрафов на сумму 11 485 рублей.

1.2.      Работы по профилактике противопожарной безопасности.

Площадь, пройденная пожарами, составила 2 023,8 га (в 2011 г. – 518,6 га), сумма причиненного ущерба составила 57 630,970 тыс. рублей.

В сравнении с 2011 годом количество пожаров снизилось с 22 до 19. В Площадь, пройденная пожарами, и сумма причиненного ущерба особо охраняемым природным территориям превысила показатели прошлого года в 4 раза.

1.3.      Биотехнические мероприятия с целью обеспечения выживания и благополучных условий для размножения диких животных, боровой и водоплавающей дичи в критические периоды жизни (солонцы, дуплянки и т.п.). Были проведены работы по санитарная очистка леса, изготовление и ремонт дуплянок-гоголятников, оборудование галечников, посадка лесных культур на площади 4 га.

Оценка предотвращенного ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий бюджетными учреждениями ООПТ за 2012 год составила 594 851,19 руб. (2011 г. – 682 471,73 руб.).

1.4.      Биоучётные работы проводятся ежегодно в целях изучения состояния животного мира.

По сравнению с прошлым годом на ООПТ регионального значения отмечается увеличение численности видов животных, отнесенных к объектам охоты

2.         Научно-исследовательская деятельность.

2.1.      Разработан Проект Концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2020 г.

2.2.      Общее количество выполненных научно-исследовательских работ (далее – НИР) бюджетными учреждениями ООПТ ХМАО-Югры составило – 45, количество направлений НИР – 24, в том числе мониторинг – 20, инвентаризация – 9.

В 2012 году издано 16 научных публикаций, выпущена одна монография. Проведено 33 научно-исследовательских работ. Площадь обследованной территории автономного округа на предмет краснокнижных видов составила около 4 000 км2.

3.         Эколого-просветительская работа.

3.1.      Учебно-производственная деятельность, внедрение эффективных методов управления и охраны окружающей среды ООПТ.

3.2.      Консультационные и информационные услуги по проблемам, связанным с работой и сохранением режима ООПТ.

4.         Эколого-просветительская деятельность, включая экологический туризм.

В рамках Х Международной экологической акции «Спасти и сохранить» состоялся «Марш парков», направленный на пропаганду охраны окружающей среды на территории ООПТ.

Общее количество людей, посетивших ООПТ за 2012 год, составило 22 229 чел. Общее количество мероприятий, проведенных на ООПТ, составило – 682 (в 2011 году – 677). Сотрудниками ООПТ подготовлены радиорепортажи – 102 (в 2011 году – 68), публикации в периодической печати – 94 (в 2011 году – 83), информационных материалов, размещенных в сети Интернет – 80, создано фильмов, сюжетов – 35 (в 2011 году – 70).

Таблица 1.

Эффективность мероприятий реализуемых в 2012 году

 

№ п/п

Наименования

показателя

Плановое значение

Значение показателя на отчетную дату

% выполнения

Причины отклонения

  1.  
Количество проверок соблюдения природоохранного законодательства, обходов на ООПТ регионального значения  (штук)

118

286

242

Повышенная пожароопасность в летний период


Количество выявленных нарушений  природоохранного законодательства в особо охраняемых природных территориях автономного округа (случаев)

40

144

360

Повышение эффективности охраны особо охраняемых природных территорий
  •  
Доля населения, вовлеченного в экологический туризм в особо охраняемых природных территориях автономного округа, от общего числа жителей автономного округа (процентов)

1,2

1,4

116

Привлекательность экологически чистых и уникальных природных комплексов повысило интерес населения к экологическому туризму

 

Приоритеты на 2013-2016 годы:

– совершенствование информационного обеспечения, путём развития баз данных; формирования аналитической базы на основе ГИС-технологии и внедрение ее на уровне управления.

– создание привлекательных условий для вложения инвестиций в развитие ООПТ на территории автономного округа.

– развитие рекламно-информационного обеспечения, маркетинга и продвижения туристического продукта «Система охраняемых территорий Югры» на уровне округа, а также всероссийском и международном рынке туристических услуг.

 

Конечные результаты выполнения задачи:

Стабильно развивающаяся, эффективно функционирующая система особо охраняемых природных территорий Югры, позволяющая сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории.

 

Задача 7. Ведение Красной Книги автономного округа.

Показатель деятельности Департамента для решения указанной задачи:

– доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории.

 

Фактические результаты выполнения задачи в 2012 году:

  1. Создана информационная система по объектам животного и растительного мира.

Система размещена в сети Интернет, даёт возможность визуализации имеющейся в базе данных информации о распространении биологических видов на территории автономного округа, в т.ч. видов, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры.

  1. 8-9 июня 2012 года прошла Всероссийская научно-практическая конференции «Ведение региональных Красных книг: достижения, проблемы и перспективы. Роль ООПТ в ведении региональных Красных книг». По результатам конференции издан сборник докладов конференции «Ведение региональных Красных книг: достижения, проблемы и перспективы. Роль ООПТ в ведении региональных Красных книг».

Ведение Красной книги автономного округа включает:

– сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

– организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

– создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

– занесение в установленном порядке в Красную книгу автономного округа (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

– подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги;

– подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, а также проведение других мероприятий.

Таблица 2.

Эффективность мероприятий реализуемых в 2012 году

 

№ п/п

Наименования

показателя

Плановое значение

Значение показателя на отчетную дату

% выполнения



Доля редких и исчезающих видов животных и растений, включенных в Красную книгу автономного округа и охраняемых на особо охраняемых природных территориях, от общего количества видов животных и растений, включенных в Красную книгу автономного округа (процентов)

75

75

100

 

Приоритеты на 2013-2016 годы:

– пополнение базы данных по ведению Красной книги, обобщение и обработка материалов.

Конечные результаты выполнения задачи:

станет стабильно развивающаяся, эффективно функционирующая система особо охраняемых природных территорий Югры, позволяющая сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории.

 


 

Раздел 2. «Расходные обязательства и формирование доходов»

Общий объём и структура исполняемых расходных обязательств Департамента экологии автономного округа определяются направлениями деятельности, сферой ответственности и функциями, выполняемыми в соответствии с нормативными правовыми актами и иными официальными документами.

Объём расходных обязательств сформирован на основе реестра расходных обязательств. Плановые показатели отчетного и планового периода сформированы в соответствии с распределением расходов окружного бюджета по ведомственной структуре расходов окружного бюджета, утвержденного Закон ХМАО – Югры от 29.11.2010 № 208-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года».

При формировании объема исполняемых расходных обязательств на плановый период применялись следующие методы оценки объёма затрат:

– нормативный (в части налогообложения, выплаты командировочных расходов, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов);

– индексация расходов (в части заработной платы, оплаты услуг, прочих расходов);

– плановый (в части расходов, при котором объем ассигнований определяется на основе утвержденного плана с возможной корректировкой для разных лет).

Исполняемые Департаментом объемы расходных обязательств в отчетном периоде (2012 год) в целом по Департаменту составил 247 628,3 тыс. рублей, при утвержденном плане на 2012 год по Закону о бюджете автономного округа от 29.11.2011 г. № 106-оз (с изменениями от 29.11.2012 г. № 132-оз) 249 580,6 тыс. рублей и при уточненном плане на 2012 год 248 088,0 тыс. рублей, что составляет 99,2% к утвержденным бюджетным назначениям и 99,8% к уточненному плану на отчетный период.

Утвержденный план на 2012 год на содержание аппарата управления за счет средств бюджета автономного округа составил 67 459 тыс. рублей. Уточненные лимиты бюджетных обязательств на 2012 года с учётом передвижек установлены в размере 69 252,6 тыс. рублей.

Утвержденный план на 2012 год по подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» за счет средств бюджета автономного округа составил 177 582,4 тыс. руб., уточненный план на 2012 год составил 179 237,2 тыс. руб. Отклонение уточненного плана от утвержденного на 2012 год составило 1 654,8 тыс. руб.

В течение 2012 года в утвержденный план были внесены изменения, по основаниям, установленным статьей 13 закона о бюджете автономного округа, в том числе:

(+) 1 654,8 тыс. рублей путем перемещения бюджетных ассигнований с содержания аппарата Департамента подраздел 0605 «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» на подраздел 0603 (справка № 4894 об изменении сводной росписи расходов от 13.12.2012), в том числе:

(+) 1 200,8 тыс. рублей – на финансирование субсидий подведомственным бюджетным учреждениям в связи с увеличением объема государственных работ и перевыполнением государственных заданий;

(+) 454,0 тыс. рублей – на проведение государственной экологической экспертизы в связи с недостаточностью средств, утвержденных законом о бюджете автономного округа.

Уточненная бюджетная роспись расходов на 2012 год по подразделу 0603 составила 179 237,2 тыс. рублей.

Расходы по подразделу 0603 исполнены в сумме 178 803,4 тыс. рублей, что составляет 100,7% к утвержденным бюджетным назначениям и 99,8% к уточненному плану на год и были направлены на:

– финансовое обеспечение выполнения государственного задания пяти бюджетных учреждений окружного значения, выполняющих государственные работы в области природоохранных мероприятий в сумме 134 281,2 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на год;

– реализацию региональной целевой Программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» в сумме 40 389,0 тыс. рублей, что составляет 99,0% к уточненному и утвержденному плану на год;

– реализацию региональной целевой Программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012-2015 годы и на период до 2020 года» в сумме 2 814,5 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному и утвержденному плану на год.

 

1. Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности государственных учреждений автономного округа, осуществляющих природоохранные мероприятия. В число подведомственных учреждений Департамента входят:

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Кондинские озера» (Советский район);

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Сибирские Увалы» (Нижневартовский район);

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Нумто» (Белоярский район);

– Учреждение ХМАО-Югры «Самаровский Чугас» (г.Ханты-Мансийск);

– Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий, в том числе:

– Государственные заказники окружного значения: «Сорумский» (Белоярский район), «Вогулка» (Березовский район), «Березовский» (Березовский район), «Унторский» (Октябрьский район);

– Памятники природы регионального значения: «Луговские мамонты» (Ханты-Мансийский район), «Лешак-Щелья» (Березовский район), «Ильичевский бор» (Кондинский район).

Бюджетные ассигнования в сумме 134 281,2 тыс. рублей (0603, 4119900, 001) в 2012 году были направлены на финансирование бюджетных учреждений особо охраняемых природных территорий в соответствии с установленными для них государственными заданиями по выполнению работ: сохранение природных комплексов и биологического разнообразия, проведение научных исследований и ведение экологического мониторинга природных процессов и явлений, экологическое просвещение и создание условий для регулируемого отдыха и туризма, в том числе в разрезе бюджетных учреждений:

– БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Кондинские озера» – в сумме 19 164,0 тыс. руб.;

– БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Сибирские Увалы» – в сумме 20 033,4 тыс. руб.;

– БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Нумто» – в сумме 29 053,3 тыс. руб.;

– БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Самаровский Чугас» – в сумме 33 359,5 тыс. руб.;

– БУ ХМАО-Югры «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий» – в суме 32 671,0 тыс. руб.

 

2. Выделенный объем бюджетных средств в 2012 году в сумме 40 389,0 тыс. рублей в рамках реализации целевой Программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» по подразделу 0603 позволил осуществить:

– производство монтажа одной установки для утилизации и термического обезвреживания (с измельчением и автоматической упаковкой) медицинских отходов «Newster 10» стоимостью 500,0 тыс. руб. для БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница «Травматологический центр» в г.Сургуте;

– выполнение научно-исследовательских работ экологической направленности по установлению критериев допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах с учётом биотических особенностей водоёмов стоимостью 400,0 тыс. рублей;

– выполнение работ по ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа стоимостью 8 480,0 тыс. рублей, а именно:

– осуществить экологический мониторинг на постах территориальной системы наблюдений в количестве 59 409 измерений, из них: по атмосферному воздуху – 52 500, поверхностным водам – 6 909;

– получить данные недропользователей о ведении локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр в количестве 187 743 измерений, из них: по атмосферному воздуху – 16 738, снежному покрову – 11 286, поверхностным водам – 96 400, донным отложениям – 38 450, почвам – 24 869;

– экологическую паспортизацию автономного округа, в том числе ведение кадастра отходов и базы данных типовых решений в области обращения с отходами стоимостью 3 350,0 тыс. рублей. (Работа выполнена ООО «Институт геоинформационных систем», в рамках которой осуществлено сопровождение информационной системы Департамента (актуализация базы данных природопользователей, объединение филиалов и подразделений);

– наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и поверхностных вод на территории автономного округа стоимостью 7 400 тыс. рублей (Работы выполнены ФГБУ «Ханты-Мансийский ЦГМС», предоставлена гидрологическая и гидрохимическая информация по результатам наблюдений о состоянии трансграничных поверхностных вод реки Иртыш на постах п.Горноправдинск и г.Ханты-Мансийск);

– обеспечение космической информацией дистанционного зондирования на территорию лицензионных участков, стоимостью 3 596 тыс. рублей;

– выполнение работ по ведению Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и межеванию земель особо охраняемых природных территорий стоимостью 3 332,8 тыс. рублей;

– обеспечение населения экологической информацией: проведена работа со средствами массовой информации 391 минута теле- и радиоэфирного времени, в т.ч. фильм об Акции (26 мин э/в), подготовлено 121 печатных полос для газет и журналов, изданы 6 970 экз. печатной продукции экологической направленности. Вся информация размещалась на экологическом портале автономного округа (73 сообщения) и на сайте ugreen.ru (125 сообщений);

– проведение 47 природоохранных мероприятий окружного, всероссийского и международного уровней, создание 6 площадок по организации и проведению региональных этапов российских и международных конкурсов, в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

– проект Международной экологической акции «Спасти и сохранить» получил первое место в номинации «Экологическое образование» на международном конкурсе ЕВРОРОСС.

Исполнение расходов за счет средств бюджета автономного округа на реализацию Программы (0603, 5226200) составляет 99,0% от уточненного плана на 2012 год. Не полное исполнение по целевой Программе сложилось по следующим мероприятиям:

– По мероприятию 12.01.08. «Научно-исследовательские работы экологической направленности» исполнение – 400,0 тыс. рублей,  что составляет 80,0% от уточненного плана. Экономия по исполнению мероприятия Программы образовалась в результате неоплаченной суммы в размере 100,0 тыс. рублей по госконтракту от 28.11.2011 № 187 из-за невыполнения Исполнителем 4 этапа работ, в рамках которого предусмотрено предоставление Заказчику разработанного норматива допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах с учётом биотопических особенностей водоёмов, с положительным заключением государственной экологической экспертизы. Ожидаемый срок получения экспертизы – февраль 2013 года.

– По мероприятию 12.01.10 «Ведение Красной книги» исполнение – 3 332,8 тыс. руб., что составляет 91,5% от уточненного плана. Не полное освоение бюджетных средств (экономия в размере 308,2 тыс. рублей) сложилось в связи с тем, что при подготовке пакета документов по созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения проведение государственной экологической экспертизы по двум памятникам природы из пяти не потребовалось, по одному объекту уменьшена степень сложности проведения государственной экологической экспертизы, в результате которой стоимость экспертизы сложилась меньше запланированной.

– По мероприятию 12.01.03 «Обеспечение населения экологической информацией» незначительная экономия в размере 4,5 тыс. рублей образовалась по результатам размещения государственного заказа путем запроса котировок цен в соответствии со ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в результате чего, был определен победитель, предложивший наиболее низкую цену контракта по поставке планшетных компьютеров для победителей «Конкурса на лучшую природоохранную и эколого-просветительскую деятельность».

Освоение запланированных бюджетных средств мероприятий целевой Программы бюджетными учреждениями (0603, 5226200, 612) составило 100,0% от уточненного плана на 2012 год.

Кроме того, освоение запланированных бюджетных средств по целевой Программе по Муниципальным образованиям (0603, 5226200, 540) по мероприятию 12.01.03 составило 100,0% от уточненного плана.

Бюджетные ассигнования перераспределены с программы Департамента в сумме 890,0 тыс. рублей на лицевые счета муниципальных образований для перечисления денежных премий победителям окружного конкурса на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» в рамках Международной экологической акции "Спасти и сохранить" в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 02.04.2011 № 107-п «О денежных премиях победителям конкурсов в сфере охраны окружающей среды автономного округа», в том числе на МО Нижневартовский район – 500,0 тыс. рублей, МО г.Урай – 390,0 тыс. рублей.

Выделенный объем бюджетных средств в 2012 году в сумме 2 815,0 тыс. рублей в рамках реализации целевой Программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы и на период до 2020 года» по подразделу 0603 позволил осуществить следующие мероприятия:

– для объективного отражения состояния дел по обращению с отходами на территории автономного округа выполнена работа по ведению регионального кадастра отходов стоимостью 495,0 тыс. рублей. В рамках работы приняты отчеты от 1 046 предприятий автономного округа;

– подготовлен выпуск приложения «Сохраним окружающую среду» к газете «Новости Югры», посвященный тематике обращению с отходами производства и потребления (стоимостью 75,0 тыс. рублей); изготовлен и запущен в телеэфир социальный ролик «Сохрани чистое будущее детям» (стоимостью 203,5 тыс. рублей);

– разработаны и изготовлены социальные тематические плакаты, листовки экологической направленности в количестве 300 шт., для детей дошкольного возраста 100 шт., для населения – 550 шт. (стоимостью 41,0 тыс. рублей);

– в рамках совершенствования системы управления с отходами на территории автономного округа разработан раздел «Обращение с жидкими бытовыми отходами» Схемы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, стоимостью 2 000 тыс. рублей.

Исполнение расходов за счет средств бюджета автономного округа на реализацию целевой Программы (0603, 5227700, 244) составило 100,0% от уточненного плана на 2012 год.

По государственной экологической экспертизе Департамента (06 03, 4100100, 244) исполнение за 2012 года составило 1 318,7 тыс. рублей, что составляет 149,0% от утвержденного плана и 98,5% от уточненного плана. Поступившие средства за отчетный период направлены на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в автономном округе в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 02.04.2011 № 91-п «О порядке использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в ХМАО-Югре».

 

Расходы по подразделу 0605 утверждены Законом о бюджете в сумме 71 998,2 тыс. рублей, уточненный план – 68 850,8 тыс. рублей. Отклонение уточненного плана от утвержденного на 2012 год по подразделу 0605 составило 3 147,4 тыс. рублей.

В течение 2012 года в утвержденный план были внесены изменения, по основаниям, установленным статьей 13 закона о бюджете автономного округа, путем перемещения бюджетных ассигнований с подраздела 0605, в том числе:

(-) 1 654,8 тыс. рублей – на подраздел 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» на финансирование субсидий подведомственным бюджетным учреждениям в связи с увеличением объема государственных заданий и на проведение государственной экологической экспертизы (справка № 4894 от 13.12.2012);

(-) 400,0 тыс. рублей – перемещение бюджетных ассигнований на иного ГРБС (справка № 4914 от 12.12.2011);

(-) 339,3 тыс. рублей – перемещение бюджетных ассигнований на подраздел 0410 «Связь и информатика» внутри бюджетной росписи аппарата Департамента;

(-) 753,3 тыс. рублей – перемещение бюджетных ассигнований на подраздел 0113 «Другие общегосударственные вопросы» внутри бюджетной росписи аппарата Департамента.

Уточненная бюджетная роспись расходов по подразделу 0605 на 2012 год составила 68 850,8 тыс. рублей.

Расходы по подразделу на содержание аппарата Департамента экологии автономного округа (0605, 0020400, 012) исполнены в сумме 68 824,9 тыс. рублей, что составляет 95,6% к утвержденному плану и 99,96% к уточненному плану на год.

По внебюджетной деятельности учреждений (0603, 4119900) поступившие средства от приносящей доход деятельности за 2012 год составили 12 221,0 тыс. рублей, в т.ч. доходы от оказания платных услуг – 2 817,5 тыс. рублей,  спонсорские средства – 9 403,5 тыс. рублей, которые направлены на проведение запланированных Учреждениями мероприятий («День рождения медведя Степана», «День птиц», «Марш парков», «Посади свое дерево») и оказание туристических услуг.

Поступление добровольных пожертвований в размере 9 258,5 тыс. рублей направлены на проведение десятой Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2007 № 298-п «О Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».


 

 

Раздел 3. «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность»

 

Краткая характеристика бюджетных целевых программ Департамента экологии

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Наименование программы 1: Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югре в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» (далее – Программа 1).

Программа 1 утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 248-п.

Таблица 3

 

Фактически профинансировано из бюджета автономного округа

всего, (тыс. рублей)

в том числе по Департаменту и подведомственным учреждениям

(тыс. рублей)

2011 год (отчёт)

595 275,5

268 381,0

2012 год (отчёт)

822 097,0

40 388,9

 

Цели и задачи Департамента, решение которых в той или иной степени будет обеспечено реализацией Программы 1:

Цель 1. Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

Задача 1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития автономного округа.

Задача 3. Информационное обеспечение и доступ граждан и заинтересованных сторон к экологически значимой информации.

Задача 4. Создание и развитие системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа.

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа.

 

Цель 2. Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира

Задача 6 Создание и обеспечение функционирования сети особо охраняемых природных территорий автономного округа.

Задача 7. Ведение Красной Книги автономного округа.

 

Срок реализации Программы 1 – 2011-2015 годы.

 

Цель Программы 1:

Улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа.

Таблица 4

Эффективность реализуемых в 2012 году мероприятий в рамках Программы 1

 

№ п/п

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации Программы 1

Значение показателя  за 2012 год

факт

план

Показатели непосредственных результатов

1

Доля водоохранных сооружений, обеспечивающих  предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населенных пунктов от общей потребности в водоохранных сооружениях, %

9

14,3

14,3

2

Доля учтенных объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в их общем количестве, %

25

58

58,0

3

Объем произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, млн. ед.

0,92

1,311

1,311

4

Доля населения автономного округа, вовлеченного в экологический туризм, от общего количества населения автономного округа, %

0,9

1,4

1,4

5

Доля обследованной территории автономного округа по объектам животного и растительного мира занесённым в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от общей площади автономного округа, %

20

23

23,0

6

Доля населения, вовлечённого в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, %

21

26,5

27,0

7

Площадь космической съёмки высокого разрешения не ниже 10 метров объектов окружающей среды автономного округа, тыс.кв.км. (нарастающим итогом с 2006 года)

434,9

584,9

584,9

Показатели конечных результатов

1

Уровень утилизации попутного нефтяного газа, %

86,5

89,9

89,1*

2

Доля восстановленных земель, подвергшихся загрязнению, от общего объема ежегодно загрязняемых земель, %

110

130

130

3

Доля обезвреженных опасных биологических и ветеринарных  отходов в общем объеме опасных биологических и ветеринарных отходов, %

80

100

100,0

4

Доли оснащённости медицинских учреждений автономного округа установками для утилизации медицинских отходов

39

71

71,0

5

Объем предотвращенного ущерба водным объектам и населенным пунктам, который может быть причинен в результате  наводнений, млрд. руб.

4,8

27,2

27,5

Примечание:

* Наиболее значимые достижения за 2012 год являются ввод трёх объектов по повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа – Приобский л.у. ООО «РН-Юганскнефтегаз», Западно-Салымский л.у. «Салым Петролиум Девелопмент», Приразломный л.у. ОАО «Роснефть».

 

Наименование программы 2: Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы и на период до 2020 года» (далее – Программа 2).

Программа 2 утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2011 года № 40-3-п.

Таблица 5

 

Фактически профинансировано из бюджета автономного округа

всего, (тыс. рублей)

в том числе по Департаменту и подведомственным учреждениям

(тыс. рублей)

2012 год (отчёт)

221 206,0

2 814,5

 

Цели и задачи Департамента, решение которых в той или иной степени будет обеспечено реализацией Программы 2:

Цель 1. Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

Задача 1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития автономного округа.

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа.

 

Срок реализации Программы 2 – 2012-2020 годы

 

Цель Программы 2:

Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления

Таблица 6

Эффективность реализуемых в 2012 году мероприятий в рамках Программы 2

 

n/n

Наименование

показателей

результатов

Единицы измерения

Базовый показатель на начало реализации Программы

2012 год

план

факт

Показатели непосредственных результатов

1

Масса твёрдых бытовых отходов, размещаемых на объектах захоронения отходов, отвечающих нормативным требованиям

млн.тонн/год

0,208

0,250

0,250

4

Масса обезвреженных и использованных отходов нефтегазодобычи (отходы бурения и нефтешламы)

млн.тонн/год

0,678

0,800

0,800

5

Количество ликвидированных и рекультивированных объектов размещения отходов нефтегазодобычи (шламовые амбары)

шт./год

185

204

204

Показатели конечных результатов

6

Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов  производства и потребления  (предотвращённый экологический ущерб)

млн.руб./год

в сопостав. ценах

4 500

4 700

4 700

7

Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов (нарастающим итогом)

% от общего количества населённых пунктов

31

36

36

10

Доля обезвреженных и использованных отходов, в том числе отходов бурения и нефтешламы (нарастающим итогом)

% от массы образующихся отходов нефтедобычи

55

60

60

11

Доля ликвидированных и рекультивированных объектов размещения отходов нефтегазодобычи (шламовые амбары) (нарастающим итогом)

% от общего количества подлежащих рекультивации

9

10

10

 

Непрограммная деятельность

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия:

– прием отчётов по исполнению природоохранных программ и мероприятий природопользователей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории автономного округа (в 2012 г. принято 150 отчетов);

– проведение государственной экологической экспертизы проектной документации (в 2012 г. проведено 27 государственных экологических экспертиз);

– согласование проектов локального экологического мониторинга состояния компонентов окружающей среды в границах лицензионных участков недр (в 2012 г. согласовано 16 проектов);

– рассмотрение и согласование проектов исследования исходной загрязнённости территорий лицензионных участков (в 2012 г. согласовано 11 проектов);

– размещение в информационных базах данных о состоянии окружающей среды, формируемых Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в 2012 г. размещено 1 783 Мбайт);

– рассмотрение и согласование отчётов о состоянии окружающей среды на лицензионных участках, принятых в соответствии с проектами локального экологического мониторинга;

– ведения реестра нефтезагрязненных земель;

– ведет Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– реализация мероприятий, направленных на увеличение количества посетителей особо охраняемых природных территорий автономного округа в рекреационных целях (в 2012 г. ООПТ посетили 22 229 чел.);

– реализация мер, направленных на увеличение количеств, проводимых силами особо охраняемых природных территорий автономного округа, эколого-просветительских мероприятий (в 2012 г. на ООПТ было проведено 682 мероприятия).

 


 

Раздел 4. «Распределение расходов по целям, задачам и программам»

Распределение отчётных и планируемых расходов Департамента по целям, задачам и целевым программам приведены в приложении 5.

При исчислении объёмов затрат по стратегическим целям и тактическим задачам включались:

– прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Обеспечение экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011-2013 годах и на период до 2015 года»;

– прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года»;

– расходные обязательства на содержание Аппарата Департамента и его подведомственных учреждений;

– расходы на организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

– привлечённые (внебюджетные) средства на реализацию мероприятий.

С 2011 году и в плановом периоде структура расходов на содержание Аппарата Департамента претерпела существенные изменения в связи с преобразованием Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа в Департамент экологии автономного округа с передачей контрольно-надзорных полномочий. Это повлекло значительное уменьшение штатной численности, а, следовательно, и расходов.

Кроме того, в 2012 году доведённые лимиты на реализацию целевых программ Департамента значительно уменьшены. Доведённые предельные объёмы бюджетных ассигнований на реализацию целевой программы «Обеспечение экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» по прочим расходам составляют лишь 37% от утверждённых лимитов финансирования.

Такое значительное снижение объёмов финансирования повлекло за собой изменение целевых показателей реализации программы.

Таблица 7

Распределение программного финансирования за 2012 году по целям

 

Цели

Доля, %

Объем финансирования,

тыс. рублей

 Цель 1. Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

88,0

38 020,7

Цель 2. Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

12,0

5 182,7

ИТОГО

100

43 203,4


 

Раздел 5. «Результативность бюджетных расходов»

В рамках целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года», в 2012 году были проведены следующие работы:

  1. Монтаж и пуско-наладка установки для утилизации и термического обезвреживания (с измельчением и автоматической упаковкой) медицинских отходов «Newster 10», предназначенной для утилизации и обезвреживания медицинских отходов, относящихся к классу «Б» (опасных) и «В» (чрезвычайно опасных) отходов, для лечебно-профилактического учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной клинической больницы «Травматологический центр», г.Сургут.
  2. Строительство объектов:

– укрепление берега р.Вах в с.Большетархово Нижневартовского района (объект введен в эксплуатацию, получено разрешение на ввод объекта от 11.12.2012 г.);

– укрепление берега р.Иртыш в г.Ханты-Мансийске (1 и 2 пусковые комплексы введены в эксплуатацию, получены разрешения на ввод объектов от 22.12.2012 г. и от 26.12.2012 г.).

  1. Выполнены научно-исследовательские работы по установлению критерия допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах с учётом биотопических особенностей водоёмов.
  2. Обеспечение космической информацией дистанционного зондирования, в том числе закупка информации с космических аппаратов дистанционного зондирования в соответствии с запланированным графиком съемки, обследуемых лицензионных участков и ООПТ; тематическое дешифрирование космоснимков на территории лицензионных участков и ООПТ.
  3. Экологический мониторинг в границах лицензионных участков недр, с внесением результатов наблюдений в базу данных «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды».
  4. Экологическая паспортизация территории автономного округа для ведения экологического мониторинга, в том числе сопровождение информационной системы Департамента (с базами данных «Атмосферный воздух», «Региональный кадастр отходов», «Водопотребление и водоотведение», «Обследования»).
  5. Подготовлена рукопись Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  6. Разработан Проект Концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2020 г.
  7. Переданы документы на проведение экологической экспертизы по присвоению памятникам природы местного значения статуса регионального значения («Организация природного парка «Озеро Ранге-Тур», «Организация природного парка «Самаровский чугас», памятник природы «Лесоболотная зона большое Коюково», памятник природы «Чеускинский бор»).
  8. Разработана информационная система по объектам животного и растительного мира, в том числе занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа»;

В рамках целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы и на период до 2020 года» в 2012 году были проведены следующие работы:

  1. В 2012 году за счёт средств программы сданы в эксплуатацию: полигон ТБО в п.Горноправдинске Ханты-Мансийского района и полигон ТБО для пгт.Пионерский, пгт.Малиновский и п.Алябьевский Советского района (начало работ – 2011 год); продолжается строительство полигона ТБО в п.Салым Нефтеюганского района (начало работ – 2011 год, завершение – август 2013 года); начато строительство полигонов ТБО для г.Советский (завершение работ – 2015 год) и г.Лянтор Сургутского района (завершение работ – 2013 год).
  2. В 2012 году начаты предпроектные работы по объекту «Комплексный межмуниципальный полигон для захоронения (утилизации) бытовых и промышленных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района», в том числе выполнено техническое обследование участка земель лесного фонда. Проектирование объекта запланировано на 2013 год.

 

В результате реализации предоставленных полномочий Департамент достиг в 2012 году следующих результатов:

Состояние атмосферного воздуха

В 2012 году наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа проводились на 7 постах в 6 населённых пунктах по 8-ми загрязняющим веществам. Проведено 52 500 определений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Степень загрязнения атмосферного воздуха в 2012 году в населенных пунктах автономного округа в сравнении с 2011 годом изменялась следующим образом:

– в г.Белоярский и в пгт.Березово – осталась на прежнем уровне «очень высокая» и «высокая» соответственно;

– в гг.Нефтеюганск и Нижневартовск – ухудшение ситуации, степень загрязнения изменилась от «повышенной» к «высокой»;

– в гг.Радужный и Ханты-Мансийск – улучшение ситуации, степень загрязнения уменьшилась от «очень высокой» до «высокой» и от «высокой» до «повышенной» соответственно.

В 2012 году концентрации формальдегида и фенола превышали допустимые нормативы (ПДК) во всех населенных пунктах, где проводились наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Среднегодовые концентрации, превышающие норматив зафиксированы:

– по формальдегиду  от 3 ПДК в г.Ханты-Мансийске и до 10 ПДК в г.Белоярский;

– по фенолу повсеместно на уровне 1 ПДК;

– по диоксиду азота в гг.Нефтеюганск и Нижневартовск на уровне 1 ПДК.

В январе 2012 г. был зафиксирован случай высокого загрязнения (ВЗ) формальдегидом в г.Белоярский, превышение максимального разового норматива составило 12,7 раз.

Источниками образования диоксида азота и формальдегида являются: сгорание топлива, лесные пожары, эмиссия метана из болот. Фенол образуется при разложении и трансформации органического вещества.

В границах лицензионных участков состояние атмосферного воздуха удовлетворительное: содержание основных загрязняющих веществ в большинстве случаев составило десятые и сотые доли предельно допустимых концентраций (ПДК), в единичных случаях зафиксированы превышения ПДК по оксиду азота, диоксиду и оксиду углерода, саже.

 

Состояние водных ресурсов

В 2012 году качество поверхностных вод основных водотоков округа определялось по результатам гидрохимических наблюдений, выполненных на постах территориального подразделения Росгидромета в Югре (Ханты-Мансийский ЦГМС). Отобрано 270 проб на 26 гидрохимических постах (28 створов), проведено 6 909 определений концентраций загрязняющих веществ.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. загрязненность поверхностных вод на территории автономного округа существенно не изменилась. По-прежнему к характерным загрязняющим веществам относились соединения железа, марганца, нефтепродукты, трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), соединения цинка, меди.

Ухудшение качества воды с изменением разряда, но в пределах одного и того же класса (из «загрязненные» в «очень загрязненные») зафиксировано в 10 следующих створах:

– р.Обь – пгт.Октябрьское;

– р.Вах – п.Ваховск и с.Ларьяк;

– р.Иртыш – п.Горноправдинск и г.Ханты-Мансийск (ВИЗ);

– р.Пим – г.Лянтор;

– р.Назым – с.Кышик;

– р.Тром-Юган – д.Русскинская;

– р.Казым – с.Юильск;

– р.Северная Сосьва – пгт.Березово.

Ухудшение качества воды в указанных створах определялось с повышением концентраций железа и марганца, что может быть связано с влиянием жилищно-коммунального комплекса, в том числе со сбросами неочищенных сточных вод.

Улучшение качества воды с изменением разряда одного и того же класса (из «очень загрязненные» в «загрязненные») зафиксировано в 1 створе – р.Северная Сосьва – п.Сосьва.

В остальных створах степень загрязненности осталась на уровне 2011 года.

В соответствии с установленной Росгидрометом классификацией по степени загрязненности водных объектов на территории автономного округа класс качества:

– «очень загрязненные» (3 класс качества, разряд «б»)  зафиксирован в 16 створах: р.Обь – г. Сургут; р.Обь – с.Белогорье; р.Обь – пгт.Октябрьское; р.Вах – п.Ваховск; р.Вах – с.Ларьяк; р.Пим – г.Лянтор; р.Большой Юган – с.Угут; р.Назым – с.Кышик; р.Тром Юган – д.Русскинская; р.Иртыш – г.Горноправдинск; р.Иртыш – г.Ханты-Мансийск (ВИЗ); р.Конда – г.Урай; р.Конда – с.Болчары; р.Казым – д.Юильск; р.Северная Сосьва – пгт.Березово; р.Ляпин – с.Ломбовож.

– «загрязненные» (3 класс качества, разряд «а») зафиксирован в 12 створах: пр.Вартовская Обь, р.Обь – г.Нижневартовск; р.Обь – с.Полноват; р.Вах – с.Большетархово; р.Аган – пгт.Новоаганск; пр.Юганская Обь, р.Обь – г.Нефтеюганск; пр.Сытоминка, р.Обь – с.Сытомино; р.Иртыш – г.Ханты- Мансийск (НИЗ); р.Конда – п.Выкатной; р.Казым – г.Белоярский (ВИЗ) и (НИЗ); р.Амня – с.Казым; р.Северная Сосьва – п.Сосьва.

Водные объекты со степенью загрязнения «грязные» (4 класс качества, разряды «а» и «б»), «очень грязные» (4 класс качества, разряды «в» и «г») и «экстремально грязные» (5 класс качества) в 2012 году на территории автономного округа не зарегистрированы.

Анализ результатов наблюдений за состоянием поверхностных вод в границах лицензионных участков недр за 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года показал, что стабильными загрязнителями остаются железо общее, марганец, медь. Продолжается тенденция к снижению загрязнений нефтепродуктами, случаи солевого загрязнения были единичны. Состав вод в целом был типичен для водных объектов таежной зоны Западной Сибири, случаи техногенного загрязнения проявляются эпизодически.

Повышенным уровнем загрязнения, как и в прошлом году, характеризовались поверхностные воды в зоне деятельности ООО «РН-Юганснефтегаз» (Мамонтовский, Угутский, Южно-Балыкский лицензионные участки), ОАО «Томскнефть» (Вахский, Нижневартовский, Полуденный лицензионные участки).

 

Сохранение уникальных и типичных природных комплексов и поддержание биоразнообразия

Ежегодно, в целях изучения состояния животного мира проводятся биоучётные работы.

По сравнению с прошлым годом на ООПТ регионального значения отмечается увеличение численности видов животных, отнесенных к объектам охоты: лося (в 1,2 раза), соболя (в 1,3 раза), выдры в 1,4 раза, лисицы красной (1,5 раза), волка (в 1,7 раза), белки и зайца беляка (более чем в 2 раза), бурого медведя (в 5 раз), рыси (в 10 раз). Увеличилась на ООПТ численность североазиатского речного бобра, барсука, тетерева, белой куропатки, водоплавающих птиц. В 2012 году зафиксирована самая высокая численность соболя за весь период наблюдений на ООПТ автономного округа.

По сравнению с прошлым годом отмечается уменьшение численности дикого северного оленя, в 2012 году учтено 102 особи, в 2011 году – 193.

 

Для дальнейшего повышения результативности расходов, с учётом анализа состояния всех компонентов окружающей среды и основных проблем Департамент ставит перед собой следующие задачи:

  1.  По основной деятельности Департамента:

– строительство объектов по переработке и размещению отходов производства и потребления в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2014 годы и на период до 2020 года;

– совершенствование регионального законодательства по регулированию поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа в части привлечения инвестиций в переработку твёрдых бытовых отходов, по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга;

– определение приоритетных направлений функционирования территориальной системы экологического мониторинга;

– оценка реального состояния всех загрязнённых компонентов природной среды автономного округа, установление стартового уровня для определения целевых показателей реализации программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году);

– разработка (корректировка) региональных нормативов качества окружающей среды, в том числе после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ;

– мониторинг за состоянием окружающей природной среды автономного округа с использование методов космического мониторинга и геоинформационных систем;

– реализация комплекса эколого-просветительских мер для населения автономного округа по пропаганде рачительного отношения к окружающей среде в целях формирования экологического мировоззрения (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году).

В случае наличия финансирования, перечень задач Департамента экологии будет расширен:

  1. Разработка процедур и методологии оптимального сочетания внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств с целью контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям, повышения эффективности бюджетных расходов.

3.         Оптимизация бюджетной сети и повышение качества управления бюджетными средствами включает:

– представление в Департамент финансов автономного округа результатов мониторинга сети подведомственных бюджетных учреждений;

– разработки и утверждения ведомственного плана повышения эффективности бюджетных расходов и предоставление отчета в Департамент финансов;

– проведение финансового менеджмента в подведомственных бюджетных учреждениях.

  1. Совершенствование системы государственных закупок:

– Департамент и находящиеся в ведении бюджетные учреждения осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе с соблюдением норм и требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», Гражданским кодексом Российской Федерации;

– мониторинг, обобщение и анализ результатов размещения заказов с целью оценки их качества и эффективности;

– контроль за составлением документации на проведение торгов подведомственными учреждениями и согласование проектов государственных контрактов.



Опубликовано: 18.03.2016 16:55        Обновлено: 04.04.2016 09:39