Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

ДРОНД 2011

 

Приложения:

Приложение 1 «Основные показатели деятельности Департамента экологии автономного округа»
Приложение 2 и 3 «Оценка исполняемых расходных обязательств Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа» и «Оценка администрируемых Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа доходов в бюджет автономного округа»
Приложение 4 «Фактические (ожидаемые) и планируемые значения основных показателей деятельности Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Приложение 5 «Распределение отчетных и планируемых расходов Департамента экологии автономного округа по целям, задачам и программам»


Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2011 год и на период 2013 - 2015 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 г. № 69-п (с изменениями на 16.10.2010 г.).

Доклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам и развития системы программно-целевого управления.

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2010 № 175 «О Департаменте экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Департамент), Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, экологической экспертизы.

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности учреждений автономного округа, находящихся в его ведении. В число подведомственных учреждений Департамента входят:

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры природный парк «Кондинские озера» (Кондинский район);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры природный парк «Сибирские Увалы» (Нижневартовский район);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры природный парк «Нумто» (Белоярский район);

– Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры природный парк «Самаровский Чугас» (г.Ханты-Мансийск);

– Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий», в том числе заказники окружного значения:

  1. «Сорумский» (Белоярский район);
  2. «Вогулка» (Березовский район);
  3. «Березовский» (Березовский район);
  4. «Унторский» (Октябрьский район).

 

Раздел 1. «Цели, задачи и показатели деятельности»

В период реформирования в 2000 году федеральных органов по охране окружающей среды (ликвидация Госкомэкологии России и его территориальных подразделений) активность в этой сфере деятельности резко снизилась. Чтобы продолжить налаженную работу, сохранить преемственность природоохранной деятельности, а так же реализовать полномочия в области охраны окружающей среды, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, Правительством автономного округа было создано Управление по охране окружающей природной среды автономного округа. В соответствии с постановлений Губернатора автономного округа от 01.09.2006 г. № 119, от 06.09.2010 № 175 Управление было преобразовано в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа, а затем в Департамент экологии автономного округа на условиях полного правопреемства с передачей функции по контролю и надзору в сфере природопользования вновь созданной Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Определяя стратегические цели своей деятельности, Департамент руководствовался стратегическими документами долгосрочного социально-экономического развития автономного округа:

– Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 г. № 491-рп;

– Концепцией экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 г. № 110-рп.

Согласно указанным документам долгосрочной стратегической целью Правительства автономного округа выступает обеспечение для нынешнего и будущего поколений жителей благоприятной окружающей среды на территории автономного округа.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специ­ально уполномоченных органов (государственных органов в области охраны окружающей среды) поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.

Формирование грамотной, научно-обоснованной региональной политики в этом вопросе является необходимой составляющей региональной политики по формированию устойчивого социально-экономического развития автономного округа. Достичь этого можно путём увязки приоритетов экономической и социальной политики с политикой экологического развития автономного округа. Такое сочетание интересов и действий, позволяющих избежать отклонений в ту или иную сторону, должно базироваться на чётком формулировании целей и задач деятельности органов власти автономного округа, оказывающих или способных оказать воздействие этой деятельностью на состояние окружающей среды.

Исходя из стратегической цели Правительства автономного округа по формированию экологически устойчивого социально-экономического развития автономного округа, а так же возложенных полномочий, сформулированы стратегические цели и тактические задачи деятельности Департамента экологии автономного округа:

 

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа»

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира».

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа».

 

Региональные особенности социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в последние годы характеризуются динамичным ростом промышленного производства, интенсивным развитием дорожной сети, начавшейся реализацией крупномасштабных проектов по освоению Приполярного Урала, предусматривающих активизацию хозяйственной и иной деятельности в западной части автономного округа, а так же ускоренными темпами строительства жилищного фонда.

Преобладающую роль в экономике автономного округа занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Сжигание огромных объемов попутного нефтяного газа на факелах, большие масштабы накопленного загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири, насыщенность территории автономного округа магистральными и промысловыми нефте- и газопроводами, которые в условиях технологического старения, износа, а также других факторов становятся источниками повышенной экологической опасности, требуют принятия и осуществления мер, направленных на снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию округа.

Но, наравне с производственным фактором загрязнения окружающей среды, обозначился и другой фактор, а именно – негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Растущие темпы жилищного строительства не обеспечиваются объектами инфраструктуры по снижению негативного воздействия на окружающую среду (объектами очистки сточных вод, размещения отходов производства и потребления). Это приводит к загрязнению водных объектов автономного округа сбросами недостаточно очищенных сточных вод по причине высокого уровня физического износа оборудования, перегрузки или недогрузки по гидравлике, отступления от проектных решений при строительстве канализационных очистных сооружений и их неудовлетворительной эксплуатации. Актуально стоит проблема несанкционированного размещения отходов производства и потребления, обусловленная недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

 

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Общие качественные показатели, характеризующие степень достижения Департаментом поставленной цели, определяются как отношение фактического объёма (массы) загрязнения окружающей среды по природным компонентам (загрязнение воздуха, сброс сточных вод, образование отходов) к условному показателю антропогенного воздействия на окружающую среду - объёму валового регионального продукта (далее – ВРП).

Деятельность Департамента по реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, по побуждению предприятий на разработку и реализацию собственных программ, приводит к экологизации производства, широкому применению малоотходных и безотходных технологий и иных достижений научно-технического прогресса. И, следовательно, при росте производства (ВРП) отношение фактического загрязнения к ВРП должно снижаться, либо оставаться на прежнем уровне.

 

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

При существующих темпах роста производства и сферы услуг можно сделать вывод, что наметилась тенденция к снижению уровня загрязнения на 1 млрд. валового регионального продукта по всем природным компонентам. Это свидетельствует об эффективности реализации программ и мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, экологизации сфер производства и потребления. Наблюдается увеличение финансовой нагрузки предприятий-природопользователей. Роль Департамента заключается в эффективности принимаемых мер по побуждению субъектов хозяйственной и иной деятельности к использованию наилучших существующих технологий с учётом экономических и социальных факторов.

Реализация долгосрочных программ предприятий-природопользователей позволила в 2011 году достичь следующих результатов:

– снизить долю объёма сбросов загрязнённых сточных вод в водные объекты к объёму ВРП;

– снизить долю массы размещённых отходов производства и потребления к объёму ВРП;

– увеличить долю устраненных нарушений;

Следует отметить, что в 2011 году не удалось достигнуть планового размера по показателю «Доля валового объёма выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух к объёму валового регионального продукта».

 

Для достижения стратегической цели 1 и решения вышеприведённых проблем Департамент ставит перед собой тактические задачи:

 

Задача 1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития автономного округа

Хозяйственная и иная деятельность в обязательном порядке характеризуется негативным воздействием на окружающую среду, так как в результате её осуществляются выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, образование отходов производства и потребления.

Задачей природоохранных органов является минимизировать указанное негативное воздействие.

Основным инструментом Департамента по снижению негативного воздействия является выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и перевооружению объектов природоохранного назначения в рамках реализации целевых программ автономного округа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (с 2011 года – «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 года и на период до 2015 года»).

 

Реализация природоохранных программ всех уровней (федерального, регионального, муниципального и производственного) является наиболее действенным механизмом снижения негативного воздействия на окружающую среду. Существенным фактором, влияющим на эффективность указанного направления деятельности, является устойчивость и стабильность финансирования.

Существующий уровень финансирования из средств бюджета автономного округа и средств местных бюджетов мероприятий по охране окружающей среде не удовлетворяет потребность населения в природоохранных объектах и, как следствие, это повлечёт за собой отсутствие позитивных сдвигов в качестве жизни населения, невозможность достижения стратегической цели Правительства автономного округа «Обеспечение для нынешнего и будущего поколений жителей благоприятной окружающей среды на территории автономного округа».

 

Качественные и количественные результаты реализации деятельности Департамента по достижению указанной цели можно оценить:

  1. обеспеченности населённых пунктов автономного округа полигонами для размещения твёрдых бытовых отходов;
  2. доле водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населённых пунктов от общей потребности в водоохранных сооружениях;
  3. по величине предотвращённого экологического ущерба, который представляет собой укрупнённую эколого-экономическую оценку ущерба, предотвращаемого в результате деятельности Департамента, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий.

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

  1. Утверждена система наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 №85-п);
  2. Утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 № 484-п);
  3. Утверждена «Схема обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года» (распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.11 №625-рп);
  4. Утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 03.06.11 №191-п);
  5. Принята новая целевая программа “Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”;
  6. Завершено строительство берегоукрепления реки Иртыш в г.Ханты-Мансийске (1 очереди 1 пускового комплекса); дамбы обвалования в п.Луговской Ханты-Мансийского района; укрепления берега реки Обь у с.Сытомино и с.Локосово Сургутского района, начато строительство 2 пускового комплекса 1 очереди берегоукрепления в г.Ханты-Мансийске и укрепления берега реки Вах в селе Большетархово Нижневартовского района;
  7. Разработаны и утверждены Соглашения о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и всеми нефтяными компаниями в части ликвидации накопленного ущерба – рекультивация нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров и предотвращения аварийных ситуаций – замена трубопроводов.

Приоритеты на 2012-2015 годы:

Достичь уменьшения доли загрязнения окружающей среды на 1 млрд. рублей валового регионального продукта за счёт разработки и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды («Чистая вода», «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления» и иные) и комплексного подхода к решению экологических и социально-экономических проблем.

Конечным результатом выполнения данной задачи будет являться достижение стабильной тенденции уменьшения загрязнения окружающей среды, что будет способствовать улучшению качества жизни населения автономного округа и снижению уровня заболеваний, зависящих от воздействия экологических факторов.

 

Задача 2. Предупреждение и минимизация возможного негативного воздействия планируемой и иной деятельности.

Одним из важнейших направлений деятельности в области охраны окружающей среды является осуществление предупредительного контроля за состоянием и использованием компонентов природной среды, позволяющих всесторонне изучить, объективно рассмотреть и проанализировать предлагаемые к реализации проектные решения.

В пределах предоставленных полномочий Департамент осуществляет:

– проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. (Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области экологической экспертизы);

Задачи государственной экологической экспертизы (ГЭЭ):

  • организация и проведение анализа и оценки экологической безопасности объектов экспертизы;
  • установление соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
  • прогноз последствий реализации объекта экспертизы для окружающей среды и здоровья населения;
  • информирование общественности о правовых и экологических последствиях реализации объекта экологической экспертизы и участие её в принятии экологически значимых решений;
  • учет общественного мнения в процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду;
  • определение допустимости воздействия реализации объекта государственной экологической экспертизы на окружающую среду.

 

Оценка деятельности Департамента по осуществлению превентивного контроля возможна по следующим показателям:

– доля проектов с выявленными в процессе государственной экологической экспертизы нарушениями требований природоохранного законодательства, предусматривающих корректировку проектной документации по замечаниям экспертных комиссий.

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

За 2011 год проведено 15 государственных экологических экспертиз проектных документаций по трем тематикам:

– ведомственная целевая программы – 1;

– материалы, обосновывающие лимиты изъятия охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сезон охоты 2011-2012 гг. – 1;

– проектная документация объектов, строительство которых планируется на особо охраняемых природных территориях – 13.

По всем объектам выданы положительные заключения, из них 3  проекта были откорректированы в части соблюдения требований природоохранного законодательства.

Приоритеты на 2013-2015 годы:

Расширить объекты государственной экологической экспертизы согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-фз, включив материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться сохранение нормального функционирования экосистем, предотвращение ухудшения условий жизни человека, повышение качества окружающей среды.

Требования обязательности и гласности проведения экологической экспертизы, обеспечивают реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду.

 

Задача 3. Информационное обеспечение и доступ граждан и заинтересованных сторон к экологически значимой информации.

В сфере формирования единого информационного пространства и обеспечения доступности для населения информации о реализации экологической политики, состоянии окружающей среды в рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» был разработан комплекс мер с привлечением средств массовой информации (печатные, электронные, радио и телевидение), который включал:

– подготовка, издание и распространение ежегодного аналитического сборника информационных материалов о состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

– выпуск эколого-просветительских и аналитических телевизионных и радиопрограмм по освещению актуальных вопросов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

– регулярный выход статей и публикаций экологической тематики в печатных СМИ (муниципального, окружного, федерального уровней);

– издание информационных, методических материалов, научно-популярных книг и брошюр для распространения на территории автономного округа;

– размещение информации экологической направленности на специализированных сайтах (www.ecougra.ru, www.ugreen.ru) и официальном веб-сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru);

– формирование реестров опубликованной экологической литературы и материалов СМИ, по освещению деятельности органов власти, реализации природоохранных программ, результатам проведенных мероприятий;

– содействие в информировании населения муниципальных образований через местные СМИ;

– информирование населения с целью вовлечения в эколого-просветительскую и природоохранную деятельность.

Основными мероприятиями Департамента, обеспечивающими решение задачи являются:

– по муниципальным образованиям автономного округа распространены федеральные журналы («Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», «Вестник экологического образования в России» с приложением «Городъ», раскрывающим опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития – 900 экз.);

– изданы сборники и диски по итогам МЭА «Спасти и сохранить» и материалы мероприятий: Всероссийской конференции по экологическому образованию в интересах устойчивого развития, Международному молодежному экологическому форуму «Планете Земля – зеленый наряд», экологическому марафону «Маршрутом Югорского кедра», экологическим конкурсам, а также информационные буклеты по основным направлениям деятельности Департамента экологии (3 600 экз.);

Изданы и приобретены буклеты, методические комплексы, литература экологической направленности, (более 4 тыс. экз.), которые направлены в Государственную библиотеку Югры, в муниципальные образования автономного округа, участникам программных мероприятий;

– на постоянной основе идет обновление информации на Экологическом портале Югры; сайте Международной экологической акции «Спасти и сохранить», раздела «Охрана окружающей среды» на сайте органов власти (всего более 280 материалов);

– в течение года осуществляется информирование населения посредством баннеров (9 шт.), уличных дисплеев, плакатов, экологических листовок (1 550 шт.), социальных теле- и радио роликов (12 видов);

– 115 полос газет и журналов (в том числе 63 полосы – по результатам работы пресс-центра по освещению мероприятий Международной экологической акции «Спасти и сохранить») содержали информацию экологической направленности;

– 402 минуты – общее эфирное время по освещению мероприятий, актуальных экологических проблем, результатов деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (программы «С 7 до 9», «Без посредников», «Эковзгляд», «Дневник Международной экологической акции «Спасти и сохранить», «Горячий возраст», «Трое, не считая кота», «Команда»), новостные выпуски, радиопрограммы.

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

Созданная Департаментом информационная система на конец 2011 года содержит информацию общим объёмом 1 520 Мбайт.

В 2011 году активно велась работа по заполнению «Экологического паспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который размещён на экологическом портале www.ecougra.ru, а так же «Регионального кадастра отходов», включающего в себя региональный классификационный каталог отходов, региональный реестр объектов размещения отходов, региональный реестр объектов размещения отходов.

Приоритеты на 2013-2015 годы:

Довести к 2015 году объём информационной базы данных Департамента до 2 300 Мбайт. Внести в Экопаспорт территории автономного округа сведения о 63 тысячах источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории автономного округа.

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться  создание открытого информационного пространства, обеспечивающего органы власти всех уровней, юридических лиц и граждан автономного округа оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и её опасных изменениях.

 

Задача 4. Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа.

Государственный экологический мониторинг является одной из основных мер, направленных на обеспечение экологического благополучия состояния окружающей среды и предупреждения его нарушений. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

В рамках предоставленных полномочий Департаментом осуществляется общее руководство и организация взаимодействия структур, контроль исполнения, согласование проектной документации по организации и осуществлению экологического мониторинга регионального (территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды) и локального уровней (экологический мониторинг в границах лицензионных участков недр).

Основными мероприятиями Департамента, обеспечивающими решение задачи являются:

– проверка и согласование проектов и отчётов локального  экологического мониторинга;

– проверка и согласование проектов и отчётов исследования исходной загрязнённости компонентов природной среды;

– анализ полученной информации по основным природным средам (атмосферному воздуху, в том числе снежному покрову, поверхностным водам и донным отложениям поверхностных водных объектов, почвам), выявление основных тенденций изменения качества окружающей среды.

Деятельность Департамента по указанному направлению деятельности характеризуется:

– долей согласованных проектов локального экологического мониторинга от общего числа лицензионных участков;

– долей согласованных отчётов локального экологического мониторинга от общего количества проектов;

– долей произведенных измерений качества природных компонентов от общего числа, определенного проектами локального экологического мониторинга;

– выявленными тенденциями изменения качества окружающей среды автономного округа.

Фактические  результаты выполнения задачи в 2011 году:

В регионе организована система мониторинга окружающей среды. Наблюдательная сеть системы включает локальные наблюдения в границах  разрабатываемых лицензионных участков недр и территориальную сеть экологического мониторинга. Функционирование системы мониторинга обеспечено нормативно-правовой базой автономного округа, взаимодействием федеральных и окружных структур с компаниями-недропользователями, сопровождается автоматизированной системой сбора и архивации экологических данных.

По состоянию на 31.12.2011 из 242 эксплуатируемых лицензионного участка локальным экологическим мониторингом охвачено 242 участков (100%).

В 2011 году рассмотрено проектов:

– проектов локального экологического мониторинга территорий лицензионных участков - 8 (согласовано – 8);

– проектов исследования исходной загрязнённости территорий лицензионных участков 8 (согласовано – 8);

– корректировок проектов ЛЭМ – 48 (согласовано – 48).

Приоритеты на 2013-2015 годы:

Обеспечение надлежащего функционирования региональной и локальной системы мониторинга на территории автономного округа.

Конечные результаты выполнения задачи:

Результаты экологического мониторинга позволят оперативно выявлять экологические угрозы окружающей среде и принимать оптимальные и эффективные управленческие решения по минимизации планируемой и существующей хозяйственной деятельности.

 

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа

Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень развития экологической культуры населения, что признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Однако, на сегодняшний день можно констатировать достаточно низкий уровень экологической культуры, что является одной из основных причин нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Уже стало очевидно, что решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.

Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоёв населения, органов власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций автономного округа. Поэтому на территории автономного округа активно внедряются различные формы привлечения гражданских инициатив.

Для достижения нового уровня отношений человека с природой и успешного привлечения населения к природоохранной деятельности Департаментом осуществляются следующие меры:

– рекламно-издательская деятельность и теле-радио-информационное обслуживание;

– развитие общественного экологического движения;

– реализация социально-значимого проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»;

– организация и проведение совещаний, конференций, конкурсов и других мероприятий природоохранной тематики.

Деятельность Департамента по указанному направлению деятельности характеризуется:

– долей участия населения в региональных конкурсах, выставках, акциях и других эколого-просветительских мероприятиях;

– средним числом теле- и радио эфирного времени для освещения в средствах массовой информации;

– средним числом выхода печатных полос в средствах массовой информации.

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

Идёт стабильное ежегодное увеличение доли населения автономного округа, принимающего активное участие в эколого-просветительских мероприятиях. 2010 год охарактеризуется значительным повышением количества участников эколого-просветительских мероприятий.

В 2011 году было проведено:

– 4 заседания межведомственной комиссии при заместителе Губернатора автономного округа;

– 11 рабочих совещаний с исполнительными органами государственной власти автономного округа;

– 3 программных мероприятия в рамках МЭА «Спасти и сохранить» регионального, всероссийского и международного уровней;

– 16 конкурсов экологической направленности, в которых приняли участие свыше 5 тыс. человек.

– 2 блока семинара «Инновационно-коммуникативные подходы в формировании экологической культуры населения в контексте идей устойчивого развития» для руководителей общественных объединений, педагогов дополнительного образования, представителей органов государственной власти и местного самоуправления;

– семинар для студенческой молодежи автономного округа «Образование и развитие студенческого экологического движения»;

– VI Всероссийская конференция по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития;

– подготовлены методические материалы и экологические уроки на электронных носителях, сборники и диски по итогам образовательных семинаров «Просвещение в интересах устойчивого развития: современное содержание и методы».

Приоритеты на 2012-2015 годы:

Активизация развития общественного экологического движения, развитие системы непрерывного, комплексного экологического образования и просвещения.

Конечные результаты выполнения задачи:

Решение данной задачи создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и опосредованным образом повлияет на улучшение качества природной среды.

 

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира»

Принимая во внимание особенности северной природы, Правительство автономного округа чётко осознаёт, что устойчивое развитие территории Югры невозможно без сохранения уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

Эту задачу Департамент решает посредством реализации следующих полномочий:

1) по обеспечению создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий автономного округа.

ООПТ создаются с целью сохранения экологического баланса области, сохранения биологического, ландшафтного и историко-культурного разнообразия, а также уникальных, эталонных и типичных природных объектов и комплексов, улучшения состояния окружающей среды и обеспечения условий традиционного образа жизни и деятельности населения области, экологического воспитания и образования.

Основная деятельность на ООПТ ведётся по трем направлениям: охрана территории, научно-исследовательская работа, эколого-просветительская деятельность, экологический туризм.

2) Красной Книги автономного округа.

Красная книга ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории автономного округа. Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Объекты, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране.

Ведение Красной книги автономного округа включает:

– сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

– организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

– создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

- занесение в установленном порядке в Красную книгу автономного округа (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

– подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги;

– подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, а также проведение других мероприятий.

Качественными результатами деятельности Департамента по созданию и функционированию сети ООПТ и ведению Красной книги автономного являются показатели:

– доля площади ООПТ от общей площади округа;

– доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного мира, к общей численности видов животного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

– доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного мира, к общей численности видов растительного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

– доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории (нарастающим итогом, начиная с начала реализации программы (нарастающим итогом, начиная с 2005 г. – начало реализации ЦП).

Фактические результаты выполнения задачи в 2011 году:

1) Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов – самая хрупкая, но очень важная часть биоразнообразия. В целях повышения эффективности деятельности по охране редких и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов, как наиболее уязвимого компонента биологического разнообразия, в автономном округе проводятся работы по выявлению их численности, изучению мест обитания. Ведется работа по учету краснокнижных видов животных. Встречи с ними фиксируются в карточках визуальных встреч животных, полевых дневниках и дневниках фенологических наблюдений.

На ООПТ, по данным учета, наблюдается увеличение численности орлана-белохвоста (на всех ООПТ), бобра на территории заповедника «Малая Сосьва», заказника «Верхне-Кондинский». В 2011 г. впервые за многие годы бобр (1 особь) зарегистрирован на территории природного заказника «Березовский».

Численность гуменника в 2011 г. составила 2 866 особей, серого гуся – 310 особей, учет его производился в природном парке «Нумто» и заказнике «Березовский».

Краснокнижные виды водоплавающих пролетных особей представлены следующими видами: краснозобая казарка – 312 особей, лебедь малый – 376 особей, пискулька – 499 особей.

Отмечено увеличение численности серого журавля. В сравнении с предыдущим годом численность его увеличилась в 3 раза. Всего учтено 83 особи, в основном в природном парке «Нумто», отдельные особи отмечены в заказниках «Унторский» и «Вогулка».

Филин – 5 особей, численность относительно низкая, колеблется в зависимости от кормовых условий года, выявлен на территории природного парка «Нумто» – 3 особи и заказника «Сорумский» – 2 особи.

Исследования по выявлению мест обитаний редких и нуждающихся в охране животных и растений проводятся, как на территории ООПТ, так и за их пределами. Исследованиями охвачены все характерные для округа типы экосистем – от южно-таежных лесов с липой на юге Кондинского района до мерзлых лишайниковых болот Сургутского Полесья. С 2003 по 2011 годы исследованы восточные склоны Урала, Сосьвинского Приобья (Реки Малая и Северная Сосьва, Конда), поймы Оби и Иртыша, и их междуречье, Сургутское Полесье, а также бассейн реки Вах.

В настоящее время на рассмотрение Комиссии по Красной книге предложено более ста редких видов животных, грибов и растений – кандидатов для включения в Красную книгу. Большая часть претендентов в Красную книгу – грибы.

По результатам научных исследований будут пересмотрены статусы многих видов птиц, что связано с сильными колебаниями их численности. Так, еще недавно обычный у нас дубровник, сейчас повсеместно в Евразии стал чрезвычайно редок. Из млекопитающих предложено внести быстро сокращающего свою численность северного оленя и 5 видов рукокрылых: прудовую и водяную ночницу, ночницу Брандта, северного кожанка и двухцветного кожана – внесенных в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП).

15 видов предлагается исключить. В основном, это виды, о местообитаниях которых было недостаточно информации. В ходе экспедиций были выявлены новые многочисленные местообитания этих видов. Например, многие болотные виды, считавшиеся редкими, оказались на территории округа вполне обычными и даже массовыми.

Издание Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дало значительный импульс к накоплению данных о состоянии популяций включенных в нее видов. Начат централизованный сбор сведений об их находках и встречах. Благодаря этому, к сегодняшнему дню имеется гораздо более ясная картина о статусе видов, мере их уязвимости и необходимых мерах охраны. В то же время, накоплен большой массив данных о биоразнообразии региона, особенно для ранее малоизученных групп, что делает возможным провести ревизию списков, пересмотреть статус отдельных видов и уточнить списки видов для включения во второе издание Красной книги автономного округа в 2013 году.

По результатам мониторинговых работ, проведения инвентаризации, исследовательских работ, создана база данных встреч краснокнижных видов, включающая в настоящий момент 2 700 записей и 30 атрибутивных полей с точными географическими координатами. В настоящий момент база данных дает ответ на следующие вопросы:

– сколько и каких видов (а также под- и надвидовых таксонов обитает на территории автономного округа);

– где локализованы места обитания интересующих видов;

– какие виды обитают на территории автономного округа, внесенные в Красные книги сопредельных территорий.

 

Таблица 1.

Эффективность реализуемых в 2011 году в рамках программы мероприятий

№ п/п

Наименования

показателя

Плановое значение Значение показателя на отчетную дату % выполнения

Причины

отклонения

1. Количество проверок соблюдения природоохранного законодательства, обходов на ООПТ регионального значения

2 092

2 814

134

Повышенная пожароопасность в летний период

2.

Количество выявленных нарушений  природоохранного законодательства в особо охраняемых природных территориях автономного округа (случаев)

40

77

192

Повышение эффективности охраны особо охраняемых природных территорий повлекло за собой снижение нарушений
3. Доля населения, вовлеченного в экологический туризм в особо  охраняемых природных территориях автономного округа, от общего числа жителей автономного округа (процентов)

1,2

2,3

186

Улучшение инфраструктуры особо охраняемых природных территорий повысило интерес населения к экологическому туризму

4.

Доля редких и исчезающих видов животных и растений, включенных в Красную книгу автономного округа и охраняемых на особо охраняемых природных территориях, от общего количества видов животных и растений, включенных в  Красную книгу автономного округа (процентов)

73

75

10

Увеличение связанно с нахождением новых видов растений и животных занесенных в Красную книгу автономного округа по результатам исследований и мест их обитания

2) Охрана территории:

2.1. Государственный контроль за соблюдением выполнения режима ООПТ.

Проведено 2 814 проверок, рейдов и обходов по выполнению режима ООПТ, выявлено 77 нарушений (браконьерство, захламление и загрязнение территории). Изъята 1 единица оружия, наложено штрафов на сумму 220,5 тыс. руб.

2.2. Работы по профилактике противопожарной безопасности.

Благодаря принятым мерам, направленным на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и оперативность тушения лесных пожаров, в 2011 году крупных лесных пожаров не возникло. Общее количество пожаров – 22 (2010 – 16); площадь, охваченная пожарами, – 518,6 га (2010 – 814,3 га). Ущерб, нанесённый пожарами составил 13 079,6 тыс. руб. (2010 г. – 74 943,8 тыс. руб.).

Основные причины возникновения лесных пожаров в 2011 году стали неправильное отношение с огнем посетителей ООПТ в лесу и сухие грозы. В зависимости от характера возгорания преобладали низовые типы пожаров.

2.3. Биотехнические мероприятия с целью обеспечения выживания и благополучных условий для размножения диких животных, боровой и водоплавающей дичи в критические периоды жизни (солонцы, дуплянки и т.п.). Всего проведено 852 биотехнических мероприятия.

2.4. Биоучётные работы, проводятся ежегодно в целях изучения состояния животного мира.

В 2011 году проведено 657 биоучётов на общей протяжённости маршрутов – 6 629,12 км. (2010 – 4 280,9 км.).

3) Научно-исследовательская деятельность – одна из главных задач особо охраняемых природных территорий.

В 2011 году издано 16 научных публикаций, выпущена одна монография. Проведено 33 научно-исследовательских работ. Площадь обследованной территории автономного округа на предмет краснокнижных видов составила около 4 000 км2.

4) Эколого-просветительская работа, проводимая силами ООПТ, включает в себя:

4.1. Учебно-производственную деятельность, внедрение эффективных методов управления и охраны окружающей среды ООПТ;

4.2. Консультационные и информационные услуги по проблемам, связанным с работой и сохранением режима ООПТ, ведением Красной книги автономного округа;

4.3. Проведение эколого-просветительских мероприятий: акции «Марш парков», мероприятий в рамках эколого-просветительского проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» и мероприятий для пропаганды охраны окружающей среды на территории ООПТ.

4.4. Осуществление издательской, рекламной и информационной деятельности 274 единицы).

Приоритеты на 2013-2015 годы:

Совершенствование информационного обеспечения, путём развития баз данных; формирования аналитической базы на основе ГИС-технологии и внедрение ее на уровне управления.

Обеспечение условий для вложения инвестиций (как государственных, так и иностранных) в развитие ООПТ.

Развитие рекламно-информационного обеспечения, маркетинга и продвижения туристического продукта «Система охраняемых территорий Югры» на уровне округа, а также всероссийском и международном рынке туристических услуг.

Пополнение базы данных по ведению Красной книги, обобщение и обработка материалов для переиздания Красной книги в 2013 году.

Конечным результатом выполнения поставленной задачи станет стабильно развивающаяся, эффективно функционирующая система особо охраняемых природных территорий Югры, позволяющая сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории.


Раздел 2. «Расходные обязательства и формирование доходов»

Общий объём и структура исполняемых расходных обязательств Департамента экологии автономного округа определяются направлениями деятельности, сферой ответственности и функциями, выполняемыми в соответствии с нормативными правовыми актами и иными официальными документами.

Объём расходных обязательств сформирован на основе реестра расходных обязательств. Плановые показатели отчетного и планового периода сформированы в соответствии с распределением расходов окружного бюджета по ведомственной структуре расходов окружного бюджета, утвержденного Закон ХМАО – Югры от 29.11.2010 № 208-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года».

При формировании объема исполняемых расходных обязательств на плановый период применялись следующие методы оценки объёма затрат:

– нормативный (в части налогообложения, выплаты командировочных расходов, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов);

– индексация расходов (в части заработной платы, оплаты услуг, прочих расходов);

– плановый (в части расходов, при котором объем ассигнований определяется на основе утвержденного плана с возможной корректировкой для разных лет).

Исполняемые Департаментом объемы расходных обязательств в отчетном периоде (2011 год) в целом по Департаменту составил 458 474,8 тыс. рублей, что соответствует 98,2% от уточненного плана 466 960,6 тыс. рублей на отчетный период.

Утвержденный план на 2011 год на содержание аппарата управления за счет средств бюджета автономного округа составил 67 459 тыс. рублей. Уточненные лимиты бюджетных обязательств на 2011 года с учётом передвижек установлены в размере 69 252,6 тыс. рублей.

Утвержденный план на 2011 год по подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» за счет средств бюджета автономного округа составил 218 971,1 тыс. руб., уточненный план на 2011 год составил 248 906,6 тыс. руб. Отклонение уточненного плана от утвержденного на 2011 год составило 29 935,5 тыс. руб. за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с целевых субсидий Муниципальным образованиям автономного округа на реализацию отдельных программных мероприятий Департамента. Кассовое исполнение по подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» за 2011 год составило 242 042,9 тыс. руб., что составляет 110,5% к утвержденным бюджетным назначениям и 97,2% от уточненного плана на 2011 год.

 

1. Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности государственных учреждений автономного округа, осуществляющих природоохранные мероприятия. В число подведомственных учреждений Департамента входят:

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Кондинские озера» (Советский район);

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Сибирские Увалы» (Нижневартовский район);

– Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Нумто» (Белоярский район);

– Учреждение ХМАО-Югры «Самаровский Чугас» (г.Ханты-Мансийск);

– Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий, в том числе:

– Государственные заказники окружного значения: «Сорумский» (Белоярский район), «Вогулка» (Березовский район), «Березовский» (Березовский район), «Унторский» (Октябрьский район);

– Памятники природы регионального значения: «Луговские мамонты» (Ханты-Мансийский район), «Лешак-Щелья» (Березовский район), «Ильичевский бор» (Кондинский район).

По содержанию подведомственных учреждений Департамента (подраздел 0603) освоение запланированных бюджетных средств автономного округа составило 120 699,6 тыс. руб., что соответствует 99,9% от объема уточненного плана.

На содержание учреждений особо охраняемых природных территорий в 2011 году бюджетные средства в сумме 120 699,6 тыс. руб. были направлены в соответствии с возложенными на них задачами в сфере охраны окружающей природной среды, уникальных природных комплексов и объектов, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, восстановления и воспроизводства редких и исчезающих видов животных, а также организации и проведения научных исследований и ведения мониторинга природных процессов и явлений.

2. Освоение запланированных бюджетных средств по подразделу 0603 по целевой программе «Обеспечение экологической безопасности  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» в сумме 121 238,3 тыс. рублей, что составляет 95,0% к уточненному плану и 124,5% к утвержденному плану на год.

Выделенный объем бюджетных средств позволил осуществить:

– приобретение и монтаж 3-х инсенераторных установок (ИУ-80) по утилизации и обезвреживанию биологических отходов для г.Урай, г.Югорска, пгт.Октябрьское;

– приобретение и производство монтажа 34 утилизаторов для термического обезвреживания утилизации медицинских отходов для лечебно-профилактических учреждений здравоохранения автономного округа стоимостью 33 600,0 тыс. руб. в городах Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Урае, Нефтеюганском, Белоярском, Березовском, Кондинском, Октябрьском, Ханты-Мансийском районах;

– приобретение и производство монтажа одной установки для утилизации и термического обезвреживания (с измельчением и автоматической упаковкой) медицинских отходов «Newster 10» стоимостью 6 076,0 тыс. руб. для БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница «Травматологический центр» в г.Сургуте;

– выполнение научно-исследовательских работ экологической направленности (проведены: обследование 3-х населенных пунктов автономного округа для определения источников повышенного содержания формальдегидов в атмосферном воздухе в городах Радужный и Белоярский, пгт.Березово; инвентаризация выбросов парниковых газов на территории автономного округа; обследование водозащитных сооружений в населенных пунктах автономного округа; ведется работа по установлению критериев допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах с учётом биотических особенностей водоёмов).

– выполнение работ по ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа;

– экологическую паспортизацию автономного округа, в том числе ведение кадастра отходов и базы данных типовых решений в области обращения с отходами;

– обеспечение населения экологической информацией: проведена работа со средствами массовой информации 325 минут теле- и радиоэфирного времени, подготовлено 46 печатных полос для журналов, изданы 7 340 экз. литературы экологической направленности, фильм об Акции (28 мин э/в);

– проведение 45 окружных природоохранных мероприятий, 15 окружных, всероссийских и международных конкурсов, создание 4 площадок по организации и проведению региональных этапов российских и международных конкурсов, в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

– выполнены работы по ведению Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и межеванию земель особо охраняемых природных территорий.

Не полное исполнение расходов за счет средств бюджета автономного округа на реализацию целевой Программы (0603, 5226200) сложилось по  следующим мероприятиям:

– По мероприятию 12.01.05. «Внедрение новых технологий по обезвреживанию опасных отходов» исполнение – 43 655,0 тыс. рублей, что составляет 97,8% от уточненного плана. Экономия по исполнению мероприятия Программы в размере 994,0 тыс. руб. образовалась по результатам размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, в соответствии со ст. 41 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в результате чего был определен победитель предложивший наиболее низкую цену контракта.

– По мероприятию 12.01.10 «Ведение Красной книги и межевание земель особо охраняемых природных территорий» исполнение – 3 871,2 тыс. руб., что составляет 51,2% от уточненного плана. Экономия по мероприятию Программы в размере 3 686,8 тыс. руб. образовалась по результатам размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии со ст. 41 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., в результате чего был определен победитель, предложивший наиболее низкую цену контракта.

– По мероприятию 12.01.03 «Обеспечение населения экологической информацией» исполнение – 10 314,8 тыс. рублей, что составляет 98,7% от уточненного плана. Экономия в размере 135,2 тыс. рублей образовалась по результатам размещения государственного заказа путем запроса котировок цен в соответствии со ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в результате чего, был определен победитель, предложивший наиболее низкую цену контракта по изготовлению информационно-выставочных стендов, а также по разработке и изданию информационных сборников экологической направленности.

 

3. Освоение запланированных бюджетных средств по целевой Программе по Муниципальным образованиям (подраздел 0603, целевая статья 5226200, вид расх. 017) по мероприятию 12.01.03 составило 1 159,7 тыс. рублей при уточненном плане 1 205,0 тыс. рублей, что составляет 96,2%. Не полное освоение обусловлено возвратом не использованных денежных премий до конца года в размере 45,3 тыс. руб. от муниципальных образований г.Сургута и Сургутский район.

Бюджетные ассигнования перераспределены с программы Департамента в сумме 1 205,0 тыс. руб. на лицевые счета муниципальных образований для перечисления денежных премий победителям конкурсов в рамках Международной экологической акции "Спасти и сохранить":

– на окружной конкурс социальной экологической рекламы «Экология и мы» среди муниципальных учреждений направлены средства в размере 100,0 тыс. руб.;

– на окружной конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование ХМАО – Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» среди МО направлены средства в размере 850,0 тыс. рублей победителям конкурса: МО г.Сургут (350,0 тыс. руб.) и МО Сургутский район (500,0 тыс. руб.);

– на организацию деятельности площадок, занимающихся проведением всероссийских и международных конкурсов по направлениям деятельности общественных экологических организаций в размере 255,0 тыс. руб. на МО г.Ханты-Мансийск (50,0 тыс. руб.), Нижневартовск (50,0 тыс. руб.), Сургутский р-он (50,0 тыс. руб.), Октябрьский р-он (105,0 тыс. руб.).

 

4. По программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (0603, 5226300, 001) подведомственным Учреждениям в сентябре 2011 года выделены средства в размере 418,0 тыс. руб. Исполнение составило 25,1% от уточненного плана на год.

Средства в размере 105,0 тыс. руб. (по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств») освоены в 4 квартале на оснащение зданий, находящихся на балансе учреждений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Низкий процент исполнения расходов за счет средств бюджета автономного округа сложился в результате того, что не использованы ассигнования размере 313,0 тыс. руб., предусмотренные на энергетическое обследование зданий находящихся в оперативном управлении (по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»), т.к. данное мероприятие в рамках Программы закреплено за Депстройэнергетики и ЖКХ Югры.

Не использованные бюджетные ассигнования были предложены к закрытию (Письмо Департамента исх.№ 4345/11 от 10.11.2011).

 

5. Расходы на реализацию целевой Программы «Обеспечение экологической безопасности  Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» (0605, 5226200, 017) исполнены в сумме 147 142,7 тыс. рублей, что составляет 98,9% к уточненному плану на год. Средства были направлены на реализацию мероприятия Программы «Компенсация расходов муниципальных образований автономного округа на строительство водозащитных сооружений».

Средства перечислены МО г.Сургут. для компенсации фактически произведенных и подтвержденных расходов 2-ой очереди строительства водозащитного сооружения «Берегоукрепление в районе пассажирского вокзала».

Экономия в размере 1 607,29 тыс. руб. образовалась в результате предоставления отчетных документов на сумму меньше запланированной в Программе.

 

6. По программе "Содействие занятости населения на 2011-2013 годы" (0401, 5224500, 001) Учреждению ХМАО – Югры «Самаровский чугас» в отчетном году были выделены дополнительные средства в размере 51,4 тыс. рублей в целях трудоустройства и выплаты заработной платы молодым специалистам. Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда исполнены в полном объеме.

 

По внебюджетной деятельности Департамента (06 03, 4100100) поступившие средства от предпринимательской деятельности за отчетный год в размере 662,7 тыс. рублей направлены на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в автономном округе в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 02.04.2011 № 91-п «О порядке использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в ХМАО-Югре».

Поступление добровольных пожертвований в размере 5 060,5 тыс. рублей направлены на проведение девятой Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29.11.2007 № 298-п «О Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в ХМАО-Югре».

По внебюджетной деятельности учреждений (0603, 4119900) поступившие средства по от приносящей доход деятельности за отчетный период составили 2 854,0 тыс. рублей, в т.ч. доходы от оказания платных услуг – 2 644,0 тыс. рублей,  спонсорские средства – 210 тыс. рублей, которые направлены на проведение запланированных Учреждениями мероприятий («День рождения медведя Степана», «День птиц», «Марш парков») и оказание туристических и экскурсионных услуг.


 

Раздел 3. «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность»

 

Краткая характеристика бюджетных целевых программ Департамента экологии

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Наименование программы 1: Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югре в 2011-2013 годах и на период до 2015 года» (далее – Программа).

Программа утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 248-п.

Таблица 2.

 

 

Фактически профинансировано из бюджета автономного округа

всего, (тыс. рублей)

в том числе по Департаменту

(тыс. рублей)

2011 год (отчёт)

595 275,5

248 935,4

Цели и задачи Департамента, решение которых в той или иной степени будет обеспечено реализацией Программы:

Цель 1 – Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

Задача 1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду и жизненно важные интересы населения от хозяйственной и иной деятельности;

Задача 2. Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения окружающей среды;

Задача 3. Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа;

Задача 4. Формирование экологической культуры населения автономного округа.

 

Цель 2. – «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира»

Срок реализации Программы – 2011-2015 годы.

Цель Программы:

Улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа.

округа.

Таблица 3.

Эффективность реализуемых в 2011 году в рамках программы мероприятий

№ п/п Наименование показателей результатов Базовый показатель на начало реализации программы Значение показателя за 2011 год
факт план
Показатели непосредственных результатов
1 Доля водоохранных сооружений, обеспечивающих  предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населенных пунктов от общей потребности в водоохранных сооружениях, %

9

13

13

2 Доля учтенных объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в их общем количестве, %

25

41

41

3 Объем произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, млн. ед.

0,92

1,115

1,115

4 Доля населения автономного округа, вовлеченного в экологический туризм, от общего количества населения автономного округа, %

0,9

1,2

1,2

5 Доля обследованной территории автономного округа по объектам животного и растительного мира занесённым в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от общей площади автономного округа, %

20

22

22

6 Доля населения, вовлечённого в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, %

21

23

23

7 Площадь космической съёмки высокого разрешения не ниже 10 метров объектов окружающей среды автономного округа, тыс.кв.км. (нарастающим итогом с 2006 года)

434,9

509,9

509,9

Показатели конечных результатов
1 Уровень утилизации попутного нефтяного газа, %

86,5

90

90

2 Доля восстановленных земель, подвергшихся загрязнению, от общего объема ежегодно загрязняемых земель, %

110

120

120

3 Доля обезвреженных опасных биологических и ветеринарных  отходов в общем объеме опасных биологических и ветеринарных отходов, %

80

80

80

4 Доли оснащённости медицинских учреждений автономного округа установками для утилизации медицинских отходов

39

60

60


5

Объем предотвращенного ущерба водным объектам и населенным пунктам, который может быть причинен в результате  наводнений, млрд. руб.

4,8

14,9

14,9

 

Непрограммные мероприятия

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия:

– участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории автономного округа;

– участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории автономного округа;

– принимает участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, в том числе региональных программ в области охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляет контроль за их исполнением;

– участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа;

– готовит предложения по перечню должностных лиц исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры);

– разрабатывает нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

– осуществляет организацию и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории автономного округа;

– ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории автономного округа, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

– ведет Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– готовит предложения по образованию особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

– участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории автономного округа;

– осуществляет организацию проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

– осуществляет экологическую паспортизацию территории.

Цели и задачи Департамента, решение которых будет обеспечено реализацией основной деятельности Департамента

Цель 1. – Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Задача 1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду и жизненно важные интересы населения от хозяйственной и иной деятельности;

Задача 2. Предупреждение и (или) минимизация возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Задача 3. Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения окружающей среды;

Задача 4. Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа;

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа.

 

Цель 2. – Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

Распределение фактических (ожидаемых) и планируемых значений основных показателей, характеризующих деятельность Департамента, по целям, задачам программам и непрограммной деятельности приведены в приложении 4.

Раздел 4. «Распределение расходов по целям, задачам и программам»

Распределение отчётных и планируемых расходов Департамента по целям, задачам и бюджетным целевым программам приведены в приложении 5.

При исчислении объёмов затрат по стратегическим целям и тактическим задачам включались:

– прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах»;

– прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 – 2013 годах и на период до 2015 года»;

– прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

– расходные обязательства на содержание Аппарата Департамента и его подведомственных учреждений;

– субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесённых к объектам охоты и водным биологическим ресурсам);

– привлечённые средства на реализацию мероприятий, проводимых Департаментом.

 

Таблица 4.

Распределение программного финансирования в 2011 году по целям

Цели

Доля, %

Объем финансирования тыс. рублей

Цель 1. Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

91,7

246 016,79

Цель 2. Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира

8,3

22 170,80

ИТОГО

100

268 187,59


Раздел 5. «Результативность бюджетных расходов»

В практике бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствуют принципы формирования планов и показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в силу того, что большинство показателей, рассчитаны на долгосрочную перспективу их достижения и не имеют линейной зависимости от прямых вложений. Возможно только качественная оценка осуществляемой деятельности.

Увеличение финансирования мероприятий в рамках целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 – 2013 годах и на период до 2015 года», позволило в 2011 году провести следующие научно-исследовательские работы:

– «Выполнение работ по обеспечению космической информацией дистанционного зондирования для ведения экологического мониторинга окружающей среды территории автономного округа»;

– «Обследование водозащитных сооружений в населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью комплексной оценки состояния защиты населенных пунктов автономного округа в рамках реализации программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 – 2013 годах»;

– «Инвентаризация выбросов парниковых газов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

– «Выполнение работ по обеспечению функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

– «Обследование населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для определения источников повышенного содержания формальдегидов в атмосферном воздухе».

В результате реализации предоставленных полномочий Департамент достиг в 2011 году следующих результатов:

Состояние атмосферного воздуха

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа ведутся на 7 постах в 6 населённых пунктах по 8-ми загрязняющим веществам.

Степень загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа в течение 2011 года изменялась:

– г.Белоярский, г. Радужный – от высокой до очень высокой;

– г.Нижневартовск – от повышенной до высокой;

– в городах Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и пгт.Березово – от низкой до высокой.

В 2011 году концентрации формальдегида и фенола превышали нормативы ПДК во всех населенных пунктах, где проводились наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Максимальные концентрации формальдегида достигали 10,7 ПДК в г. Белоярский, 17,0 ПДК в г.Радужный. В 2011 году был зафиксирован случай высокого загрязнения (ВЗ) формальдегидом в г.Белоярский, превышение ПДК составило 19,9 раз.

Загрязнение воздуха диоксидом азота отмечалось в городах – Белоярский (1,3 ПДК), Нижневартовск (2,4 ПДК), Нефтеюганск (1,7 ПДК), Ханты-Мансийск (1,3 ПДК).

Максимальные средне-суточные концентрации фенолов отмечены в г.Ханты-Мансийске (2,3 ПДК) и г.Белоярском (2,7 ПДК).

Источниками образования диоксида азота и формальдегида являются: сгорание топлива, лесные пожары, эмиссия метана из болот. Фенол образуется при разложении и трансформации органического вещества.

В целях улучшения состояния атмосферного воздуха и снижения выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных погодных условий было принято постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 г. № 484-п «О порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В границах лицензионных участков состояние атмосферного воздуха удовлетворительное: содержание основных загрязняющих веществ в большинстве случаев составило десятые и сотые доли предельно допустимых концентраций (ПДК), в единичных случаях зафиксированы превышения ПДК по оксиду азота, диоксиду и оксиду углерода, саже.

 

Состояние водных ресурсов

Основное загрязнение водных объектов происходит за счёт предприятий жилищно-коммунального комплекса, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод. Основными причинами недостаточной очистки сточных вод являются высокий уровень физического износа оборудования, перегрузка или недогрузка по гидравлике, отступление от проектов при строительстве КОС, неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений. Основное загрязнение водных объектов происходит за счёт предприятий жилищно-коммунального комплекса, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод. Основными причинами недостаточной очистки сточных вод являются высокий уровень физического износа оборудования, перегрузка или недогрузка по гидравлике, отступление от проектов при строительстве КОС, неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений. Для решения данных проблем необходимы программы с гарантированным финансовым обеспечением.

Анализ результатов наблюдений за состоянием поверхностных вод в границах лицензионных участков недр за 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года показал, что стабильными загрязнителями остаются железо общее, марганец, медь. Продолжается тенденция к снижению загрязнений нефтепродуктами, случаи солевого загрязнения были единичны. Состав вод в целом был типичен для водных объектов таежной зоны Западной Сибири, случаи техногенного воздействия проявляются эпизодически.

Повышенным уровнем загрязнения, как и в прошлом году, характеризовались поверхностные воды в зоне деятельности ООО «РН-Юганснефтегаз» (Мамонтовский, Угутский, Южно-Балыкский лицензионные участки), ОАО «Томскнефть» (Вахский, Нижневартовский, Полуденный лицензионные участки).

 

Сохранение уникальных и типичных природных комплексов и поддержание биоразнообразия

В рамках программы фаунистических исследований на ООПТ и сопредельных территориях проводятся комплексные и специализированные учеты животных. Всего в период с января по октябрь 2011 г. специалистами ООПТ проведено 25 видов учетных работ, пройдено 657 учетных маршрутов протяженностью 6 629,1 км, оформлено 657 учетных карточек встреч животных. В целом по округу учетные работы показали, что в пределах особо охраняемых природных территорий сильных колебаний охотничье-промысловых животных не наблюдается. По сравнению с прошлыми годами по данным учетов на ООПТ отмечается стабилизация численности соболя, лисицы, норки, горностая, боровой дичи, выдры, куницы, белки.

 

Для дальнейшего повышения результативности расходов, с учётом анализа состояния всех компонентов окружающей среды и основных проблем Департамента ставит перед собой следующие задачи:

1.         По основной деятельности Департамента:

– корректировка Схемы по обращению с отходами в автономном округе в части обращения с жидкими бытовыми отходами;

– строительство объектов по переработке и размещению отходов производства и потребления в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2014 годы и на период до 2020 года.

– совершенствование регионального законодательства по регулированию поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа в части привлечения инвестиций в переработку твёрдых бытовых отходов, по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга.

– определение приоритетных направлений функционирования территориальной системы экологического мониторинга

– оценка реального состояния всех загрязнённых компонентов природной среды автономного округа, установление стартового уровня для определения целевых показателей реализации программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году);

– разработка (корректировка) региональных нормативов качества окружающей среды, в том числе после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ;

– мониторинг за состояние окружающей природной среды автономного округа с использование методов космического мониторинга и геоинформационных систем.

– реализация комплекса эколого-просветительских мер для населения автономного округа по пропаганде рачительного отношения к окружающей среде в целях формирования экологического мировоззрения (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году).

В случае наличия финансирования, перечень задач Департамента экологии будет расширен.

  1. Разработка процедур и методологии оптимального сочетания внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств с целью контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям, повышения эффективности бюджетных расходов.

3.         Оптимизация бюджетной сети и повышение качества управления бюджетными средствами включает:

– представление в Департамент финансов автономного округа результатов мониторинга сети подведомственных бюджетных учреждений;

– разработки и утверждения ведомственного плана повышения эффективности бюджетных расходов и предоставление отчета в Департамент финансов;

– проведение финансового менеджмента в подведомственных бюджетных учреждениях.

  1. Совершенствование системы государственных закупок

– Департамент и находящиеся в ведении бюджетные учреждения осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе с соблюдением норм и требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», Гражданским кодексом Российской Федерации;

– мониторинг, обобщение и анализ результатов размещения заказов с целью оценки их качества и эффективности;

– контроль за составлением документации на проведение торгов подведомственными учреждениями и согласование проектов государственных контрактов.


Опубликовано: 18.03.2016 16:55        Обновлено: 04.04.2016 09:45